22.11.2024

Зоны санитарной охраны источников водоснабжения – СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (с изменениями на 25 сентября 2014 года), Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года №10, СанПиН от 14 марта 2002 года №2.1.4.1110-02

Содержание

6. Зоны санитарной охраны (зсо) водоисточников

Опыт убеждает, что, несмотря на существующую систему водоочистки, крайне важно принять меры, исключающие значительное загрязнение водоисточников. Для этого устанавливают специальные ЗСО. Под ЗСО понимают специально выделенную территорию вокруг источника, на которой должен соблюдаться установленный режим, с целью охраны водоисточника, водопроводных сооружений и окружающей территории от загрязнения.

По законодательству эта зона делится на 3 пояса:

  • Пояс строгого режима;

  • Пояс ограничений;

  • Пояс наблюдения.

ЗСО поверхностных водоёмов

1-й пояс (пояс строгого режима) — участок, где находятся место забора воды и головные сооружения водопровода. Сюда включается акватория, примыкающая к водозабору на протяжении не менее 200 м вверх по течению и не менее 100 м ниже водозабора. Здесь выставляется военизированная охрана. Запрещаются проживание и временное пребывание посторонних лиц, а также строительство. В границы 1-го пояса небольших поверхностных источников обычно включается противоположный берег полосой 150-200 м. При ширине водоёма менее 100 м в 1-й пояс входят вся акватория и противоположный берег — 50 м. При ширине более 100 м в 1-й пояс входит полоса акватории до фарватера (до 100 м). При водозаборе из озера или водохранилища в 1-й пояс входит береговая полоса не менее чем 100 м от водозабора во всех направлениях. Акватория 1-го пояса должна быть отмечена бакенами.

2 — й пояс (пояс ограничений) — территория, использование которой для промышленности, сельского хозяйства и строительства или совсем недопустимо, или разрешается на известных условиях. Здесь ограничиваются спуск всех сточных вод и массовое купание.

Для открытых водоисточников протяжённость пояса вверх по течению определяется расстоянием, выше которого поступление загрязнений не отражается на качестве воды в месте забора. Так, верхняя точка этой границы определяется временем , в течение которого поступившие здесь загрязнения при подходе к водозабору ликвидируются в результате самоочищения. Это время установлено в 3-5 суток. Так как процессы самоочищения в зимний период значительно замедляются, то ЗСО 2-го пояса должна быть удалена от водозабора так, чтобы пробег воды от верхней границы зоны до водозабора обеспечил период бактериального самоочищения (не менее 5 суток). Ориентировочно это расстояние для крупных рек составляет вверх по течению 20-30 км, для средних — 30-60 км.

Нижняя граница 2-го пояса устанавливается не менее 250 м от водозабора с учётом ветрового обратного течения.

3-й пояс (пояс наблюдения) — включающий все населённые пункты, имеющие связь с данным источником водоснабжения.

ЗСО для подземных источников

ЗСО подземных источников устанавливаются вокруг водозаборных скважин, так как защищённость водонепроницаемыми породами не всегда надёжна.

Изменение состава подземных вод может иметь место при интенсивном заборе воды из скважины, когда по законам гидродинамики вокруг скважины создаются зоны пониженного давления, что может создать подсос воды. Изменение состава подземных вод может быть обусловлено и влиянием внешних поверхностных загрязнений. Однако, его проявления следует ожидать через длительный промежуток времени, т.к. скорость фильтрации обычно не более 0,1 м в сутки.

На территории зоны строгого режима подземного водоисточника должны размещаться все головные водопроводные сооружения: скважины и каптажи, насосные установки и оборудование для обработки воды.

Зона ограничения устанавливается с учётом мощности скважины и характера грунта. Эта зона для грунтовых вод устанавливается — радиусом 50 м и площадью 1 га, для межпластовых вод — радиусом 30 м и площадью 0,25 га.

Требования, предъявляемые к качеству воды источника

Гигиенические требования, предъявляемые к качеству воды открытых водоисточников, изложены в СанПиНе 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Документ устанавливает гигиенические требования к качеству воды водных объектов для двух категорий водопользования. Первая- когда источник служит для забора воды, для питьевого, хозйствено-бытового использования и водоснабжения предприятий пищевой промышленности. Второй- для рекреационного водопользования, когда объект используется для купания, занятий спортом и отдыха.

Нормы водопотребления

При расчёте водопотребления необходимо учитывать неравномерность расхода воды как в отдельные часы, так и по сезонам года. На основании степени благоустройства населённого пункта разработаны «Нормы водопотребления» СНиП 2.04.2002-84 (табл. 14).

Таблица 14. Нормы хозяйственного водопотребления для населённых пунктов

Степень благоустройства районов жилой

застройки

Среднесуточное водопотребление за год

на 1 жителя, л/сут

Для сельскохозяйственных районов: хозяйственно-питьевых нужд (без учёта расхода воды на поливку) с водопользованием из водозаборных колонок

30 -50

Застройка зданиями, оборудованными внутренним водопроводом и канализацией без ванн

125 — 160

То же с ваннами и местными нагревателями

160 — 230

То же с централизованным горячим водоснабжением

250- 350

Методические указания по теме:

Определение содержания активного хлора в хлорной извести

Принцип определения активного хлора основан на способности хлора вытеснять йод из раствора йодистого калия.

Выделившийся йод титруют гипосульфитом натрия в присутствии крахмала до исчезновения окраски раствора.

Отвешивают 1 г сухой хлорной извести, растирают в ступке, прибавляя дистиллированную воду до образования кашицы, которую переносят в цилиндр, разводят дистиллированной водой (100 мл) и хорошо перемешивают. Полученный 1%-ный раствор хлорной извести отстаивают и берут 5 мл просветлённого раствора в колбу на 250мл. Туда же приливают 1 мл соляной кислоты (1:3), 5 мл 5% -ного раствора йодистого калия (или несколько кристалликов йодистого калия) , 100 мл дистиллированной воды и титруют 0,01 N раствором гипосульфита натрия, пока интенсивность раствора не уменьшится до слабожёлтого цвета. После этого прибавляют 1 мл 1% р-ра крахмала и заканчивают титрование посиневшего раствора до полного исчезновения окраски. Отмечают общее количество миллилитров гипосульфита натрия, пошедшего на титрование.

Вычисление процента активного хлора проводят с учётом того, что 1 мл 0,01 N р-ра гипосульфита натрия соответствует 0,355 мг активного хлора.

Пример расчёта: Если на титрование 5 мл 1% р-ра хлорной извести пошло 34,2 мл гипосульфита, то 5 мл указанного раствора содержит 0,355 мг Х 34,2 = 12,4 мг активного хлора. 1 мл 1% р-ра хлорной извести содержит 12,4 мг: 5 = 2,428 мг или 0,0024 г активного хлора. Поскольку в 1 мл 1% р-ра хлорной извести содержится 0,01 г сухого вещества, то процент активного хлора в сухой хлорной извести рассчитывают из пропорции:

0,01 г сухой извести — 0,0024 г активного хлора

100 г сухой извести — Х г активного хлора

следовательно:

100 • 0,0024

Х = ———―― = 24%

0,01

Выбор дозы хлора для нормального хлорирования

При обеззараживании воды нормальными дозами хлора большое значение имеет правильный выбор дозы активного хлора. Для этого берут такое количество хлорной извести, которое способно обеспечить хороший бактерицидный эффект и наличие в воде 0,3 -0,5 мг/л остаточного хлора после 30 — ти минутного контакта воды с хлором летом и 1 — 2 ч зимой.

Хлорирование по этому методу наиболее приемлемо при централизованном водоснабжении, т.к. небольшие количества остаточного хлора не изменяют органолептические свойства воды

(вкус, запах) и не требуют последующего дехлорирования.

Количество миллиграммов активного хлора, поглощаемого органическими веществами в 1 л воды, называют хлорпоглощаемостью воды,

которая вместе с остаточным хлором составляет хлорпотребность воды.

Необходимая доза хлорной извести устанавливается путём опытного хлорирования воды и последующего контрольного определения в ней остаточного хлора.

Определение рабочей дозы хлорирования воды (хлорпотребность)

В колбу наливаем 200 мл воды и добавляем 1 мл 1% р-ра хлорной извести. Оставляем для контакта на 30 мин. Затем для определения оставшегося хлора добавляем 1 мл соляной кислоты, 1 мл р-ра йодистого калия (или несколько кристалликов кристаллического йодистого калия ), 1 мл крахмала. При наличии непрореагировавшего хлора и в зависимости от его количества, раствор окрасится в синий цвет различной интенсивности. Титруем 0,01 N раствором гипосульфита натрия или (тиосульфата) до обесцвечивания.

Пример: На титрование израсходовано 3 мл 0,01 N р-ра тиосульфата натрия. Так как 1 мл 0,01 N р-ра тиосульфата натрия связывает 0,355 мг активного хлора, то после контакта осталось:

0,355мг х 3 = 1,065 мг активного хлора.

В исследуемую воду мы вводили 1 мл 1% р-ра хлорной извести, в нём было 2,4 мг активного хлора (см. предыдущий пример). Отсюда, в 200 мл воды за 30 мин поглотилось:

2,4 мг — 1,065 мг = 1,335 мг активного хлора.

В 1 л воды поглотится 1,3 х 5 = 6,5 мг (хлорпоглощаемость).

Хлорпотребность сладывается их хлорпоглощаемости и остаточного хлора:

6,5 + 0,4 = 6,9 мг

Определение остаточного хлора в водопроводной воде

В колбу, вместимостью 250 мл, наливают 200 мл водопроводной воды(предварительно сливают водопроводную воду в течение 10 мин) и добавляют 1 мл соляной кислоты, 1 мл йодистого калия и 1 мл крахмала, перемешивают и титруют 0,01 N р-ром тиосульфата натрия до исчезновения синей окраски.

Пример: На титрование израсходовано 0,2 мл 0,01 N р-ра тиосульфата натрия

Х = 0,355 х 0,2 = 0,07 мг активного хлора, т.е. 0,07 мг активного хлора содержится в 200 мл воды, а в 1 литре 0,07 х 5 = 0,35 мг, что соответствует норме остаточного хлора (0,3-0,5)мг.

Хлорирование воды повышенными дозами (перехлорирование)

Обеззараживание воды повышенными дозами хлора применяется, обычно, в полевых условиях, особенно при неудовлетворительных органолептических свойствах воды или неблагоприятном санитарно-топографическом окружении источника, а также при наличии случаев инфекционных заболеваний в районе.

Доза активного хлора для перехлорирования выбирается так, чтобы заведомо превысить хлорпоглощаемость воды и обеспечить избыточное количество остаточного хлора. Это позволяет сократить время контакта хлора с водой до 10 — 15 мин летом и до 30 мин зимой. Для перехлорирования сравнительно чистой воды выбирают дозы активного хлора около 5-10 мг/ л, для более загрязнённых вод с высокой цветностью низкой прозрачностью используют дозы в 10-20 мг/л, при сильной загрязнённости и неудовлетворительной санитарно-эпидемиологической обстановке применяются дозы 20 — 30 мг/л и выше. Обеззараживание воды повышенными дозами хлора обычно производится при помощи хлорной извести, потребное количество которой вычисляется, исходя из намеченной дозы активного хлора и процентного содержания активного хлора в хлорной извести.

Поскольку процентное содержание остаточного хлора при этом способе хлорирования может намного превышать допустимые дозы и вода приобретает неприятный вкус и запах, проводится удаление избытка хлора, т.е. дехлорирование воды. Для дехлорирования обычно применяют 0,01 N раствор гипосульфита или фильтрация воды через активированный уголь. В лабораторных условиях перехлорирование небольших объёмов воды проводится 1% раствором хлорной извести. Нужное для перехлорирования количество миллилитров 1% раствора хлорной извести вычисляют с учётом содержания активного хлора в хлорной извести.

Если 1 мл 1% раствора содержит 2,4 мг активного хлора, то 10,0 мг активного хлора содержится в Х мл раствора:

10•1

Х = ——— = 4,2 мл 1% раствора хлорной извести на 1 л воды.

2,4

После внесения нужного количества 1% раствора хлорной извести в пробу воды (1 л) её хорошо перемешивают и через 10 мин проводят пробное дехлорирование гипосульфитом натрия.

Для этого из общего объёма перехлорированной воды (1 л) отливают 100 мл в колбу, туда же приливают 5 мл 5% раствора KI, 1 мл HCL 1 : 3, 1 мл 1% раствора крахмала и титруют 0,01 N раствором гипосульфита натрия до обесцвечивания. Количество гипосульфита, пошедшее на титрование, является необходимым для дехлорирования 100 мл данной воды. Исходя из этой величины, расчитывают объём гипосульфита, необходимый для дехлорирования оставшегося объёма воды, которая была подвергнута перехлорированию (900 мл), и вливают его в эту воду. Эффект проведенного перехлорирования проверяют органолептически по наличию или отсутствию запаха хлора.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • Кича Д.И.,. Дрожжина Н.А., Фомина А.В. Общая гигиена, руководство к лабораторным занятиям . — М., «ГОЭТАР — Медиа», 2009.

  • Гурова А.И., Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене -М. 1991.

  • Румянцев Г.И.,Вишневская Е.П., Козлова Т.А. Общая гигиена — М., Медицина, 1985.

  • Минх А.А. Общая гигиена. — М., Медицина, 1984.

  • Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Г.Х., Гигиена К., Высшая школа, 1983.

  • Румянцев Г.И., Козлова Т.А., Вишневская Е.П. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. -М., 1980.

  • Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э., Величко А.А. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. — М., Медицина, 1983.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • Полякова А.Н., Стародумов В.Л., Денисова Н.Б Общая гигиена, санология и экология -М., 2008.

  • Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека, -М., AKADEMIA, 2004.

  • Руководство по контролю качества питьевой воды — ВОЗ-М., Медицина, 1986. Т.1-М., Медицина, 1987, Т.2.

  • Акулов К.И., Бутушева К.А. Коммунальная гигиена. — М., Медицина, 1986.

  • Гочарук Е.И. Реководство к лабораторным занятиям по коммунальной гигиене. — М., Медицина, 1982.

  • Габович Р.Д., Минх А.А. Гигиенические проблемы фторирования питьевой воды- М., Медицина, 1978.

  • Черкинский С.Н. Санитарные условия спуска сточных вод в водоёмы. — М., Стройиздат, 1978.

  • Черкинский С.Н. Руководство по гигиене водоснабжения. — М., Медицина,1975.

  • СанПиН 2.1.4.1074 — 01; СанПиН 2.1.4.1075 -02.

  • СНиП 2.04.2002-84.

2 хитрости чиновников с зонами санитарной охраны

Зона санитарной охраныЗона санитарной охраныматериал обновлен 11 января 2020 года

Зона санитарной охраны водных объектов ограничивает в обороте земельные участки, которые в нее попали.

Участок, ограниченный в обороте не может передаваться в частную собственность.

Иными словами, владельцы участков в зоне санитарной охраны, НЕ могут:

  • выкупить землю в собственность, даже если на участке есть их недвижимость,
  • прирезать к своему участку прилегающую территорию,
  • другим способом получить участок в собственность.

Любые ограничения раздражают.

Однако у них есть и положительная сторона.

Например, более низкая кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость участка в зоне санитарной охраны должна быть ниже.

Другими словами,  земля в зоне сан охраны дешевле, чем за пределами ЗСО.

Снижение кадастровой стоимости автоматически влечет уменьшение платы за землю.

Проще говоря, владельцы участков в зоне санитарной охраны должны платить меньший земельный налог или арендную плату.

Однако, некоторые региональные власти не хотят терять часть платежей за землю и начинают хитрить.

Рассмотрим 2 хитрости чиновников, а также способы, как владельцам участков обратить их себе на пользу.

Липовая зона санитарной охраны источников водоснабжения. 

Уловка состоит в том, что власти применяют режим зон санитарной охраны, но при этом юридически их не оформляют.

Разберемся в этой хитрости, чтобы понимать, как из этого извлечь выгоду.

Как устанавливаются ЗСО?

В отношении водных объектов (рек, озер, водохранилищ и т.д.), которые используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны.

Порядок установления ЗСО определяется законом.

Суть порядка сводиться к 2-ум аспектам:

  • наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам;
  • утверждение таких зон органами исполнительной власти субъекта РФ.

Другими словами, зоны санитарной охраны водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждаются органами региональной власти при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Обратите внимание: ЗСО утверждаются не органами местного самоуправления, а органами исполнительной власти субъекта РФ, то есть региональной властью.

Для справки.

Как правило, зоны санитарной охраны в населенных пунктах включаются в Правила землепользования и застройки.

На этом основании, чиновники считают, что ЗСО установлены.

Однако, это лукавство, потому что Правила землепользования застройки принимают органы местного самоуправления.

А зоны сан. охраны утверждает региональная власть, а не местная.

Безусловно, муниципалитеты должны отражать в Правилах землепользования и застройки зоны санитарной охраны.

Но должны это делать на основании правовых актов министерств (управлений) региональных правительств или администраций.

Вывод: наличие в ПЗЗ сведений о зонах санитарной охраны не доказывает, что ЗСО установлены законно.

С этим разобрались, двигаемся дальше.

Почему чиновники юридически не оформляют утверждение ЗСО?

Наверняка, вы уже поняли, что дело в деньгах.

Не берусь со 100-процентной уверенностью утверждать, что дело именно в финансовой стороне вопроса.

Однако, анализ законодательства в этой области свидетельствует именно об этом.

Объясню подробнее.

Любые органы власти обязаны направлять в Росреестр документы и сведения, в случае принятия решений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий.

Для сведения.

Зона санитарной охраны является одним из видов зон с особыми условиями использования территорий.

Иными словами, в случае принятия региональной властью решения об утверждении ЗСО, данное решение и сведения из него должны быть переданы в Росреестр.

Решение передается в Росреестр в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

При этом, Росреестр, получив такое решение, вносит в ЕГРН сведения об ограничении земельного участка в виде зоны санитарной охраны.

Идем дальше.

Одним из ценообразующих факторов, который учитывается при определении кадастровой стоимости, является наличие обременений (ограничений), зарегистрированных в ЕГРН.

Зоны санитарной охраны ограничивают права на земельный участок.

Я не очень разбираюсь в методике расчета кадастровой стоимости.

Но что-то мне подсказывает, что ограничение не может увеличивать стоимость участка.

Наоборот, должно её  уменьшать.

Таким образом, юридическое оформление региональной властью решения об установлении зоны санитарной охраны приведёт к появдению в ЕГРН информации об ограничении земельных участков, попавших в ЗСО.

Чтобы эта информация не появилась в ЕГРН и не учитывалась при определении кадастровой стоимости, чиновники просто не оформляют решение в виде правового акта (приказа, постановления и т.д.).

С их точки зрения, всё до безобразия просто: нет документа об утверждении ЗСО, следовательно, нет записи в ЕГРН об ограничении участков.

Как следствие, нет факторов, снижающих кадастровую стоимость земли.

При этом, в государственных информационных системах (ГИС) и Правилах землепользования застройки (ПЗЗ) сведения о зонах санитарной охраны, каким-то волшебным образом появляются.

А поскольку сведения о зонах содержаться в ГИС и ПЗЗ, то чиновники направо и налево «лепят» отказы:

  • в выкупе земельных участков из аренды под объектами ИЖС и другой недвижимостью,
  • отказы в перераспределении (прирезке) участков,
  • отказы по другим процедурам, предусматривающим передачу участков в частную собственность граждан и организаций.

Согласитесь, хитрый подход: плата за землю не снижается, но ограничение на практике применяется. Очень «удобно».

Что с этим делать и как использовать с выгодой для себя, расскажу ниже.

А пока рассмотрим 2-ую хитрость, к которой прибегают власти.

Зоны санитарной охраны относятся к «сведениям» государственной тайны.

Иногда органы власти могут идти на такую уловку.

Сообщают, что нормативный акт об утверждении (установлении границ) зоны санитарной охраны принят, но не опубликован, потому что якобы сведения о ЗСО относятся к сведениям государственной тайны.

Подобные утверждения не имеют ничего общего с действительностью, потому что ни Указом Президента РФ, ни законом, зоны санитарной охраны не отнесены к сведениям государственной тайны.

Как использовать зоны сан охраны для своей выгоды?

Должен предупредить о следующем: у меня нет информации, что абсолютно во всех регионах РФ власти применяют вышеописанные хитрости с зонами санитарной охраны.

По этой причине, целесообразно предварительно проверить: хитрят ли власти в вашем регионе с установлением зон санитарной охраны или действуют законно.

Как проверить законность утверждения ЗСО?

Проверку следует начать с получения выписки из ЕГРН.

Обратите внимание.

Изначально исходим из того, что земельный участок расположен поблизости от водоема и/или уже был получен отказ по причине наличия зоны санитарной охраны.

Получить выписку можно в Росреестре или через онлайн сервис.

В полученном документе нас интересует строка – «Особые отметки».

Если в этой строке отсутствуют сведения о зоне санитарной охраны, то это может означать одно из 2-х:

  • зона не устанавливалась, и соответственно нет правовых оснований передавать сведения в Росреестр,
  • зона фактически установлена, но власти не передали сведения в Росреестр.

В первом случае, когда ЗСО не устанавливалась, то есть вы не испытываете никаких ограничений в виде отказов в выкупе участка, прирезке дополнительной земли и т.д.,  следует вывод, что все законно.

Во втором случае, когда зона фактически установлена, то есть вам отказали в выкупе участка, в прирезке земли или в ином способе получения участка в собственность по причине наличия ЗСО, то данное обстоятельство 1-ый признак того, что власти хитрят в этом вопросе.

Следующим шагом целесообразно проверить сайты органов региональной власти на предмет опубликованного приказа (постановления) об утверждении зон санитарной охраны.

Особое внимание уделите сайту министерства (управления) ЖКХ вашего региона, потому что чаще всего утверждение ЗСО передают в компетенцию данного органа.

Проверку сайта можно проводить следующим образом.

В разделе «Поиск по сайту» вводите поочередно следующие запросы:

  • зона санитарной охраны,
  • утверждение зоны санитарной охраны,
  • ЗСО,

полученные результаты проверяйте на наличие правовых актов об утверждении ЗСО.

Не лишним будет направить письменный запрос на имя главы региона (губернатору) с просьбой сообщить – утверждался ли проект либо границы зоны санитарной охраны.

Примерный вариант запроса может быть таким.

Правительство Тьмутараканской области

Губернатору Пыжикову Соломону Альбертовичу

от

Иванова Ивана Ивановича,

проживающего: Тьмутараканская область,

Беспросветный район,

с. Прощайнадежденское,  ул. Пустая дом 5.

 Уважаемый Соломон Альбертович!

           Прошу сообщить, утверждались ли проект и/или границы зоны санитарной охраны для с. Прощайнадежденское.

            В случае, если зоны санитарной охраны утверждались, прошу сообщить:

  • номер, дату и наименование нормативного правового акта, которым были утверждены зоны санитарной охраны,
  • источник официальной публикации указанного нормативного правового акта, в том числе, наименование источника, номер и дата периодического издания официальной публикации.

Кроме этого, прошу сообщить, по какой причине сведения об утвержденных зонах санитарной охраны до сих пор в порядке межведомственного информационного взаимодействия не переданы в Росреестр.

 Дата. подпись.

Результаты проведенной проверки могут быть разными.

Но условно их можно свести к 2 знаменателям:

  1. зоны фактически установлены и есть нормативный акт региональной власти об установлении зон.
    Данный акт официально опубликован, вступил в силу и с полным текстом можно ознакомиться, чтобы проверить в самом ли деле ваш участок находится в пределах ЗСО.
  2. зоны фактически установлены, но нет нормативного акта об их установлении.
    Чиновники могут говорить, что такой акт есть, но найти его не возможно. Текст нигде не опубликован.

Второй вариант уже более убедительно свидетельствует о том, что власти хитрят в вопросе юридического оформления зон санитарной охраны.

Что можно сделать в такой ситуации?

Ответ во многом зависит от ваших целей.

Первый вариант.

Если вы хотели выкупить участок либо прирезать прилегающую землю или иным способом перевести участок в частную собственность, но получили отказ по причине наличия зоны санитарной охраны, то можно обжаловать данный отказ в суде.

Основание для обжалование — зона санитарной охраны не была утверждена в установленном законом порядке.

По данному вопросу есть положительная судебная практика, которую следует использовать, чтобы обжаловать отказ и добиться перевода земли в собственность.

Обжалование осуществляется в порядке административного судопроизводства, на основании статей Кодекса административного судопроизводства.

Важно учитывать, что срок на подачу административного иска составляет 3 месяца с момента получения отказа.

Если вы пропустили 3-х месячный срок, то это не страшно, потому что можно снова обратиться в орган, который вам выдал отказ, с повторным заявлением.

На данное заявление вы получите новый отказ, который будет датирован новой датой, и его вы сможете обжаловать, не пропустив 3-месячный срок.

Второй вариант.

Требовать снижения кадастровой стоимости, с целью уменьшить плату за земельный участок, если такая плата зависит от размера кадастровой стоимости.

Мне не приходилось реализовывать на практике данный вариант.

Но для его практической реализации я бы действовал по следующему алгоритму.

  • направил в региональную прокуратуру заявление о проведении проверки законности фактического установления зоны санитарной охраны, без принятого в законном порядке нормативного акта органа исполнительной власти субъекта РФ.
  • оценил бы перспективы снижения кадастровой стоимости, установленной без учета фактически существующего ограничения в виде зоны санитарной охраны.

Судебный или иной конфликт с органами власти не имеет заведомо положительного исхода.

Тем не менее, позволять «дурить» себя, не самый лучший выбор.

Желаю хорошего дня и успешного обхода зон санитарной охраны.

 

Требования к зонам санитарной охраны источников водоснабжения

Подземные водоносные пласты являются уникальным источником чистой питьевой воды, которые государство считает своей собственностью и причисляет их к категории стратегических ресурсов. Поэтому само государство издало много законодательных актов, в основе которых лежат требования, касающиеся бережного отношения к воде. Одним из таких документов являются санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.027-95, определяющие зоны санитарной охраны источников водоснабжения. При этом правила распространяются на все источники водоснабжения: поверхностные и подземные. И в независимости от их предназначения, то есть, для питья, для бытовых нужд или для предприятий для нужд технических.

Охраняемая зона водозабора

Общие сведения о зонах санитарной охраны (ЗСО)

В вышеобозначенном документе определяются три санитарные зоны вокруг источника водоснабжения.

  • Первая зона строго режима.
  • Вторая и третья считаются зонами ограничения.

При этом для каждого пояса разработаны свои нормы, то есть, размер границ, правила эксплуатации и использования по назначению, комплексы мероприятий, с помощью которых можно улучшить состояние зоны и самого источника воды, требования по воспрепятствованию их загрязнения.

Пояс номер один ЗСО

Это площадь вокруг источника воды, внутрь которой входят сооружения и водозаборное оборудование. Цель создания этого пояса – охрана источника, чтобы в него не попали какие-либо загрязнения.

Огражденная первая зона

Как определяются границы? Понятно, что центром зоны будет выступать скважина водозабора. От нее во все стороны будут откладываться расстояния, обозначенные в СанПиН документе.

  • Если скважина пробурена на участке, где полностью исключается ее загрязнение, а также загрязнение почвы, то размер границ составляет 15-25 м.
  • То же расстояние, если водозабор располагается в благоприятных условиях эксплуатации. В основном учитываются гидрогеологические условия.
  • Если скважина защищена надежными горизонтами, то расстояние можно увеличить до 30 м.
  • Если горизонты защищены недостаточно, то расстояние увеличивается до 50 м.
  • Если на скважине устанавливаются водопроводные башни, то ширина пояса может быть и 10 м. В некоторых случаях, учитывая конструкцию башни, первый пояс можно исключить, потому что само сооружение уже является максимальной защитой.
  • Прокладка трубопроводов до 1000 мм также определяет зону охраны. Если труба укладывается в сухой грунт, то пояс определяется 10 м, если в мокрый, то 50 м.

Второй пояс ЗСО

Вторая зона санитарной охраны источников питьевого водоснабжения организуется с целью защитить подземные воды от негативного воздействия микроорганизмов и химических веществ. Точных расстояний этой зоны не существует. Их специально рассчитывают с учетом различным методов, в которые входят аналитические методы, численные и даже графоаналитические. В основу расчетов вкладываются гидродинамические алгоритмы.

Огражденная вторая зона

Суть расчетов заключается в том, что различные загрязнения с атмосферными осадками могут проникнуть вглубь земли и достигнуть водоносного пласта. Так вот определяется то расстояние, чтобы эти загрязнения не дошли до этого пласта водозабора. По сути, это будет определяться временем, за которое вода внутри пласта самоочистится. К примеру, если загрязнения попали в водоносный слой за 500 м до скважины, то дойдя до нее, они должны очиститься самостоятельно под действием природных факторов. Такое свойство подземные воды имеют. Особенно это относится к жизнедеятельности микроорганизмов. Они, находясь долго в воде, или погибают, или становятся неспособными воздействовать на организм человека.

Правда, проводя такие расчеты, очень сложно определить, как будут себя вести микроорганизмы внутри водоносного слоя. Ведь всегда есть вероятность, что они попадут в породу и останутся там надолго. Такие процессы не изучены. Поэтому размер второго пояса санитарной охраны источников водоснабжения увеличивают на определенную величину. Так сказать, организуют ее с запасом.

Третья зона ЗСО

Санитарные требования к водоснабжению очень строгие, именно поэтому к третьему поясу относятся с большим вниманием, потому что именно он является защитой от химического воздействия на водоносный пласт, из которого производится водозабор. И здесь, как и в случае со второй зоной, границы определяются на основе расчетов.

Схема ЗСО

Внимание! При проведении расчетов учитывается тот момент, что химические вещества внутри водоносного слоя не изменяются и не растворяются. Поэтому их концентрация, и даже их состав являются в расчетах величинами постоянными.

Из расчетов становится понятным, что в основе установки границ пояса учитывается время, за которое химические вещества, попавшие водоносный пласт, дойдут до водозаборной скважины. И эта временная величина определяется числом – 10000 суток. Приличный показатель, который соответствует времени эксплуатации самой скважины. То есть, пока химикаты доберутся до водозабора, его эксплуатация закончится.

Понятно, что такие допущения при расчете второго и третьего пояса санитарной охраны источника водоснабжения связаны с неизученностью процессов, происходящих внутри водоносных пластов и окружающих их пород. Именно поэтому границы двух зон устанавливаются приблизительно, но с учетом определенного запаса, который дает надежду, что скважина водозабора не будет загрязнена.

Требования к поясам ЗСО

Итак, документ СаПиН «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения» четко оговаривает, что можно делать в каждой зоне. Первая зона самая строгая, потому что она окружает скважину.

Проекция поясов ЗСО на водоносный пласт

  • Все сооружения, дорожки и площадки строятся только из твердых материалов и покрытий.
  • Определяется и сооружается схема отвода поверхностного стока.
  • Производится озеленение, ограждение и устанавливается охрана.
  • Канализация зданий должна выводится за пределы зоны. Если такой возможности нет, то оборудуются сточные ямы герметичного типа, стоки из которых вывозятся и утилизируются за пределами первого пояса.
  • Большое внимание уделяется герметичности оголовков скважины, переливных труб или люков.
  • Оборудование водозабора комплектуется автоматикой, которая отслеживает дебит скважины.
  • Нельзя сажать деревья, которые вырастают до больших размеров в высоту.
  • Нельзя заносить на территорию навоз и другие химические удобрения.
  • Нельзя строить жилые и хозяйственные постройки, которые не относятся к эксплуатации скважины.
  • Нельзя разводить скот, производить его выпас, стирать белье и так далее.

Во втором поясе нельзя:

  • организовывать склады химических веществ, горюче-смазочных материалов, шлама и так далее;
  • размещать скотомогильники, кладбища, поля фильтрации или канализационные колодцы, силосные ямы, скотный или птичий двор;
  • вносить в грунт удобрения;
  • разрабатывать недра и рубить деревья.

Водоохранная зона с водонапорной башней

В третьей зоне санитарной охраны источников водоснабжения нельзя производит все те же действия, что и во второй. Правда СанПиН оговаривает, что некоторые ограничения могут быть сняты. К примеру, можно организовывать склады, если подземные воды защищены приграничными пластами породы из прочных слоев. Или проведены специальные мероприятия по защите грунта от попадания загрязнения в него. Это может быть толстый бетонный слой в качестве напольного основания на складе. На территории третьей зоны можно производить строительство жилых зданий, если грамотно организовать для них систему канализации.

Необходимо также отметить, что требования к каждой зоне, в основном это касается второй и третьей, могут меняться в зависимости от гидрогеологических условий эксплуатации скважины. Если правильно на них производятся защитные мероприятия, то зону могут сократить, дав возможность производить на свободных территориях мероприятия, связанные с жизнедеятельностью человека.

СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы»

На главную | База 1 | База 2 | База 3
Поиск по реквизитамПоиск по номеру документаПоиск по названию документаПоиск по тексту документа
Искать все виды документовДокументы неопределённого видаISOАвиационные правилаАльбомАпелляционное определениеАТКАТК-РЭАТПЭАТРВИВМРВМУВНВНиРВНКРВНМДВНПВНПБВНТМ/МЧМ СССРВНТПВНТП/МПСВНЭВОМВПНРМВППБВРДВРДСВременное положениеВременное руководствоВременные методические рекомендацииВременные нормативыВременные рекомендацииВременные указанияВременный порядокВрТЕРВрТЕРрВрТЭСНВрТЭСНрВСНВСН АСВСН ВКВСН-АПКВСПВСТПВТУВТУ МММПВТУ НКММПВУП СНЭВУППВУТПВыпускГКИНПГКИНП (ОНТА)ГНГОСТГОСТ CEN/TRГОСТ CISPRГОСТ ENГОСТ EN ISOГОСТ EN/TSГОСТ IECГОСТ IEC/PASГОСТ IEC/TRГОСТ IEC/TSГОСТ ISOГОСТ ISO GuideГОСТ ISO/DISГОСТ ISO/HL7ГОСТ ISO/IECГОСТ ISO/IEC GuideГОСТ ISO/TRГОСТ ISO/TSГОСТ OIML RГОСТ ЕНГОСТ ИСОГОСТ ИСО/МЭКГОСТ ИСО/ТОГОСТ ИСО/ТСГОСТ МЭКГОСТ РГОСТ Р ЕНГОСТ Р ЕН ИСОГОСТ Р ИСОГОСТ Р ИСО/HL7ГОСТ Р ИСО/АСТМГОСТ Р ИСО/МЭКГОСТ Р ИСО/МЭК МФСГОСТ Р ИСО/МЭК ТОГОСТ Р ИСО/ТОГОСТ Р ИСО/ТСГОСТ Р ИСО/ТУГОСТ Р МЭКГОСТ Р МЭК/ТОГОСТ Р МЭК/ТСГОСТ ЭД1ГСНГСНрГСССДГЭСНГЭСНмГЭСНмрГЭСНмтГЭСНпГЭСНПиТЕРГЭСНПиТЕРрГЭСНрГЭСНсДИДиОРДирективное письмоДоговорДополнение к ВСНДополнение к РНиПДСЕКЕНВиРЕНВиР-ПЕНиРЕСДЗемЕТКСЖНМЗаключениеЗаконЗаконопроектЗональный типовой проектИИБТВИДИКИМИНИнструктивное письмоИнструкцияИнструкция НСАМИнформационно-методическое письмоИнформационно-технический сборникИнформационное письмоИнформацияИОТИРИСОИСО/TRИТНИТОсИТПИТСИЭСНИЭСНиЕР Республика КарелияККарта трудового процессаКарта-нарядКаталогКаталог-справочникККТКОКодексКОТКПОКСИКТКТПММ-МВИМВИМВНМВРМГСНМДМДКМДСМеждународные стандартыМетодикаМетодика НСАММетодические рекомендацииМетодические рекомендации к СПМетодические указанияМетодический документМетодическое пособиеМетодическое руководствоМИМИ БГЕИМИ УЯВИМИГКМММНМОДНМонтажные чертежиМос МУМосМРМосСанПинМППБМРМРДСМРОМРРМРТУМСанПиНМСНМСПМТМУМУ ОТ РММУКМЭКННАС ГАНБ ЖТНВННГЭАНДНДПНиТУНКНормыНормы времениНПНПБНПРМНРНРБНСПНТПНТП АПКНТП ЭППНТПДНТПСНТСНЦКРНЦСОДМОДНОЕРЖОЕРЖкрОЕРЖмОЕРЖмрОЕРЖпОЕРЖрОКОМТРМОНОНДОНКОНТПОПВОПКП АЭСОПНРМСОРДОСГиСППиНОСНОСН-АПКОСПОССПЖОССЦЖОСТОСТ 1ОСТ 2ОСТ 34ОСТ 4ОСТ 5ОСТ ВКСОСТ КЗ СНКОСТ НКЗагОСТ НКЛесОСТ НКМОСТ НКММПОСТ НКППОСТ НКПП и НКВТОСТ НКСМОСТ НКТПОСТ5ОСТНОСЭМЖОТРОТТПП ССФЖТПБПБПРВПБЭ НППБЯПВ НППВКМПВСРПГВУПереченьПиН АЭПисьмоПМГПНАЭПНД ФПНД Ф СБПНД Ф ТПНСТПОПоложениеПорядокПособиеПособие в развитие СНиППособие к ВНТППособие к ВСНПособие к МГСНПособие к МРПособие к РДПособие к РТМПособие к СНПособие к СНиППособие к СППособие к СТОПособие по применению СППостановлениеПОТ РПОЭСНрППБППБ-АСППБ-СППБВППБОППРПРПР РСКПР СМНПравилаПрактическое пособие к СППРБ АСПрейскурантПриказПротоколПСРр Калининградской областиПТБПТЭПУГПУЭПЦСНПЭУРР ГазпромР НОПРИЗР НОСТРОЙР НОСТРОЙ/НОПР РСКР СМНР-НП СРО ССКРазъяснениеРаспоряжениеРАФРБРГРДРД БГЕИРД БТРД ГМРД НИИКраностроенияРД РОСЭКРД РСКРД РТМРД СМАРД СМНРД ЭОРД-АПКРДИРДМРДМУРДПРДСРДТПРегламентРекомендацииРекомендацияРешениеРешение коллегииРКРМРМГРМДРМКРНДРНиПРПРРТОП ТЭРС ГАРСНРСТ РСФСРРСТ РСФСР ЭД1РТРТМРТПРУРуководствоРУЭСТОП ГАРЭГА РФРЭСНрСАСанитарные нормыСанитарные правилаСанПиНСборникСборник НТД к СНиПСборники ПВРСборники РСН МОСборники РСН ПНРСборники РСН ССРСборники ценСБЦПСДАСДАЭСДОССерияСЗКСНСН-РФСНиПСНиРСНККСНОРСНПСОСоглашениеСПСП АССП АЭССправочникСправочное пособие к ВСНСправочное пособие к СНиПСправочное пособие к СПСправочное пособие к ТЕРСправочное пособие к ТЕРрСРПССНССЦСТ ССФЖТСТ СЭВСТ ЦКБАСТ-НП СРОСТАСТКСТМСТНСТН ЦЭСТОСТО 030 НОСТРОЙСТО АСЧМСТО БДПСТО ВНИИСТСТО ГазпромСТО Газпром РДСТО ГГИСТО ГУ ГГИСТО ДД ХМАОСТО ДОКТОР БЕТОНСТО МАДИСТО МВИСТО МИСТО НААГСТО НАКССТО НКССТО НОПСТО НОСТРОЙСТО НОСТРОЙ/НОПСТО РЖДСТО РосГеоСТО РОСТЕХЭКСПЕРТИЗАСТО САСТО СМКСТО ФЦССТО ЦКТИСТО-ГК «Трансстрой»СТО-НСОПБСТПСТП ВНИИГСТП НИИЭССтП РМПСУПСССУРСУСНСЦНПРТВТЕТелеграммаТелетайпограммаТематическая подборкаТЕРТЕР Алтайский крайТЕР Белгородская областьТЕР Калининградской областиТЕР Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕР Краснодарского краяТЕР Мурманская областьТЕР Новосибирской областиТЕР Орловской областиТЕР Республика ДагестанТЕР Республика КарелияТЕР Ростовской областиТЕР Самарской областиТЕР Смоленской обл.ТЕР Ямало-Ненецкий автономный округТЕР Ярославской областиТЕРмТЕРм Алтайский крайТЕРм Белгородская областьТЕРм Воронежской областиТЕРм Калининградской областиТЕРм Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРм Мурманская областьТЕРм Республика ДагестанТЕРм Республика КарелияТЕРм Ямало-Ненецкий автономный округТЕРмрТЕРмр Алтайский крайТЕРмр Белгородская областьТЕРмр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРмр Краснодарского краяТЕРмр Республика ДагестанТЕРмр Республика КарелияТЕРмр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРпТЕРп Алтайский крайТЕРп Белгородская областьТЕРп Калининградской областиТЕРп Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРп Краснодарского краяТЕРп Республика КарелияТЕРп Ямало-Ненецкий автономный округТЕРп Ярославской областиТЕРрТЕРр Алтайский крайТЕРр Белгородская областьТЕРр Калининградской областиТЕРр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРр Краснодарского краяТЕРр Новосибирской областиТЕРр Омской областиТЕРр Орловской областиТЕРр Республика ДагестанТЕРр Республика КарелияТЕРр Ростовской областиТЕРр Рязанской областиТЕРр Самарской областиТЕРр Смоленской областиТЕРр Удмуртской РеспубликиТЕРр Ульяновской областиТЕРр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРррТЕРрр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРс Ямало-Ненецкий автономный округТЕРтр Ямало-Ненецкий автономный округТехнический каталогТехнический регламентТехнический регламент Таможенного союзаТехнический циркулярТехнологическая инструкцияТехнологическая картаТехнологические картыТехнологический регламентТИТИ РТИ РОТиповая инструкцияТиповая технологическая инструкцияТиповое положениеТиповой проектТиповые конструкцииТиповые материалы для проектированияТиповые проектные решенияТКТКБЯТМД Санкт-ПетербургТНПБТОИТОИ-РДТПТПРТРТР АВОКТР ЕАЭСТР ТСТРДТСНТСН МУТСН ПМСТСН РКТСН ЭКТСН ЭОТСНэ и ТЕРэТССЦТССЦ Алтайский крайТССЦ Белгородская областьТССЦ Воронежской областиТССЦ Карачаево-Черкесская РеспубликаТССЦ Ямало-Ненецкий автономный округТССЦпгТССЦпг Белгородская областьТСЦТСЦ Белгородская областьТСЦ Краснодарского краяТСЦ Орловской областиТСЦ Республика ДагестанТСЦ Республика КарелияТСЦ Ростовской областиТСЦ Ульяновской областиТСЦмТСЦО Ямало-Ненецкий автономный округТСЦп Калининградской областиТСЦПГ Ямало-Ненецкий автономный округТСЦэ Калининградской областиТСЭМТСЭМ Алтайский крайТСЭМ Белгородская областьТСЭМ Карачаево-Черкесская РеспубликаТСЭМ Ямало-Ненецкий автономный округТТТТКТТПТУТУ-газТУКТЭСНиЕР Воронежской областиТЭСНиЕРм Воронежской областиТЭСНиЕРрТЭСНиТЕРэУУ-СТУказУказаниеУказанияУКНУНУОУРврУРкрУРррУРСНУСНУТП БГЕИФАПФедеральный законФедеральный стандарт оценкиФЕРФЕРмФЕРмрФЕРпФЕРрФормаФорма ИГАСНФРФСНФССЦФССЦпгФСЭМФТС ЖТЦВЦенникЦИРВЦиркулярЦПИШифрЭксплуатационный циркулярЭРД
Показать все найденныеПоказать действующиеПоказать частично действующиеПоказать не действующиеПоказать проектыПоказать документы с неизвестным статусом
Упорядочить по номеру документаУпорядочить по дате введения

СП 2.1.4.1075-01 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы»

Государственная система санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

2.1.4. ПИТЬЕВАЯ ВОДА
И ВОДОСНАБЖЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Зоны
санитарной охраны источников
питьевого водоснабжения
г. Москвы

Санитарные правила
СП 2.1.4.1075-01

Минздрав России
Москва 2002

Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы: Санитарные правила. — М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2002.

1. Разработаны кафедрой экологии человека и гигиены окружающей среды Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова (проф. Мазаев В. Т., доц. Шлепнина Т. Г.) при участии Департамента госсанэпиднадзора Минздрава России (Веселов А. П.).

2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Минздраве России (протокол № 9 от 20 сентября 2001 г.).

3. Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г. Г. Онищенко 11 октября 2001 г.

4. Введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 ноября 2001 г. № 32 с 1 апреля 2002 г.

5. Зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 января 2002 г. Регистрационный номер 3220.

6. С введением в действие СП 2.1.4.1075-01 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы» утрачивают силу СП 2.1.4.031-95 «Зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Москвы».

Федеральный закон
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
№ 52-ФЗ от 30 март

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОЕКТА ЗОН САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ СКВАЖИН

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОЕКТА ЗОН САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ СКВАЖИН — ИСТОЧНИКОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ ОАО «СИБНЕФТЕПРОВОД», ТЮМЕНСКИЙ РЕМОНТНО-МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД


В соответствии со статьей 43 Водного кодекса Российской Федерации, статьей 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьей 17 Закона Тюменской области от 26.09.2001 N 400 «О питьевом водоснабжении в Тюменской области», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», положительным санитарно-эпидемиологическим заключением Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области о соответствии требований санитарным правилам N 72.ОЦ.01.000.Т.000131.02.13 от 14.02.2013, письмом Администрации г. Тюмени от 27.11.2013 N 03-06-4136/3:

1. Утвердить проект зон санитарной охраны скважин — источников водоснабжения Тюменского ремонтно-механического завода ОАО «Сибнефтепровод» по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, 2,5 км юго-восточнее с. Антипино, согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.

2. Установить границы и режим зон санитарной охраны скважин — источников водоснабжения Тюменского ремонтно-механического завода ОАО «Сибнефтепровод» согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.

3. Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Губернатор области
В.В.ЯКУШЕВ

Приложение N 1. ПРОЕКТ ЗОН САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ СКВАЖИН — ИСТОЧНИКОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ ТЮМЕНСКОГО РЕМОНТНО-МЕХАНИЧЕСКОГО ЗАВОДА ОАО «СИБНЕФТЕПРОВОД»

Приложение N 1
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 13 января 2014 года N 12-п

Введение


Проект организации зон санитарной охраны выполнен в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения».

В основу составления проекта также положены:

1. Гидрогеологическое заключение ГУПТО ТЦ «Тюменьгеомониторинг».

2. Гидрогеологическое обоснование и расчет поясов зон санитарной охраны водозаборных участков.

3. Данные анализов по микробиологическим и химическим показателям.

4. Топографические материалы и другие данные.

5. Рекомендации по гидрогеологическим расчетам для определения границ II и III поясов зоны санитарной охраны подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения (Москва, 1983).

1. Характеристика санитарного состояния источников водоснабжения ТРМЗ

Водоснабжение ТРМЗ осуществляется из водозабора, состоящего из двух скважин — N 1 и 2 водозабора в северо-западной части Антипинского месторождения пресных подземных вод, где в 1968 году утверждены запасы в количестве 23,6 тыс. м3/сут, в т.ч. по показателям категории А — 4,15 тыс. м3/сут, В — 4,85 тыс. м3/сут, — 14,6 тыс. м3/сут (протокол ТКЗ N 4 от 27.12.1968).

Граница Антипинского месторождения пресных подземных вод находится в радиусе 4,82 км от центра месторождения. На севере граница месторождения ограничена р. Тура, на юге — оз. Андреевское.

Водозабор скважин N 1, 2 используется для хозяйственно-питьевых нужд, находится на территории промплощадки ТРМЗ. Глубина скважин N 1 и 2 соответственно 54 и 53 м. Расстояние между ними 50 м.

Обоснование возможности расположения на территории промплощадки ТРМЗ артезианских скважин N 1, 2 основано на следующем гидрогеологическом обосновании. Объект расположен в 2,5 км юго-восточнее с. Антипино Тюменского района. Кровля куртамышского водоносного горизонта в пределах эксплуатируемых участков недр водозабора залегает на глубине от 40 — 41 м, подошва — 49 — 50 м. Водовмещающие отложения мощностью 9 м представлены мелкозернистыми песками. Подземные воды напорные, величина напора над кровлей горизонта составляет в среднем 30,5 — 31 м. Статический уровень устанавливается на глубине 9 — 9,5 м. Дебиты скважин составляют 1,43 л/с (122 — 130 м3/сут) при понижении уровня воды на 10 — 11,5 м.

Скважины расположены в кирпичных павильонах, полы и околоустьевые пространства зацементированы, обвязка устьев герметична. Скважины оборудованы насосами ЭЦВ-6-10-80. Первый пояс зоны санитарной охраны огорожен вокруг обеих скважин и является общим.

Скважины работают поочередно по три часа в сутки.

Заявленная водопотребность для ТРМЗ определяется величиной 79,3 м3/сут. Начало эксплуатации водозабора — 1995 год. Добываемая вода (по условиям недропользования имеющейся лицензии ТЮМ 00817 ВЭ от 12.02.2003 (приложение N 1 — не приводится) максимальный отбор ограничен величиной 79,3 м3/сут) подается по трубопроводу в водонасосную. Перед подачей в разводящую сеть вода подвергается 2-ступенчатой очистке: 1) прохождение воды через фильтры установки водоочистки; 2) обеззараживание воды с помощью бактерицидных ламп.

Для предотвращения возможности загрязнения артезианской воды над артскважинами установлены закрывающиеся на замок павильоны, предотвращающие доступ к скважинам посторонних лиц, попадание с атмосферными осадками через оголовки и устье скважин загрязнений и замерзание добываемой воды в холодное время года. Устья скважин загерметизированы. Все водозаборные скважины оборудованы трубками для систематического контроля статических и динамических уровней воды, насосами ЭЦВ-6; для контроля потребления воды установлен вихревой электромагнитный счетчик-расходомер ВЭПС-СР-1. Количество добытой воды ежедневно фиксируется в журнале учета потребления воды. Контрольно-измерительная аппаратура проходит своевременную поверку и поддерживается в рабочем состоянии.

Для безопасной эксплуатации водоносных горизонтов — источников водоснабжения ТРМЗ ОАО «Сибнефтепровод» ко всем эксплуатируемым артезианским скважинам имеются дорожки с твердым покрытием. В зоне первого пояса эксплуатируемых водозаборов высокоствольная древесная растительность отсутствует.

В соответствии с требованиями подпункта 3.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения» в зонах I и II поясов эксплуатируемых водозаборов ТРМЗ источники загрязнения воды отсутствуют.

Фактический среднегодовой водозабор за период 2011 года (приложение N 2 — не приводится) составляет около 28,6 м3/сут, 10 430 м3/год.

Первый пояс зоны санитарной охраны спланирован, огорожен. Имеет ограждение из сетки-рабицы, ворота закрываются на замок. Территория ЗСО строгого режима спланирована для отведения поверхностного стока за ее пределы, озеленена.

2. Анализ качества воды


В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за качеством питьевой воды осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.

Производственный контроль качества воды из подземных источников проводится в соответствии с планом-графиком проведения производственного лабораторного контроля за качеством питьевой и артезианской воды на ТРМЗ лабораторией Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» и ЭАЛ Тюменского УМН (приложение N 3 — не приводится).

Контроль качества воды по органолептическим, обобщенным показателям и неорганическим веществам проводится аккредитованной эколого-аналитической лабораторией Тюменского УМН (аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.512968) (приложение N 4 — не приводится), а по микробиологическим, органическим и радиологическим показателям — бактериологической лабораторией ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» (аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.510119) (приложение N 5 — не приводится).

По многолетним результатам проводимых исследований, добываемая из артезианских скважин водозаборов ТРМЗ ОАО «Сибнефтепровод» вода по микробиологическим и радиологическим показателям соответствует нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Перед потреблением воды для хозяйственно-питьевых целей она проходит через установку по водоочистке с доведением качества до нормативных значений, установленных СанПиН 2.1.4.1074-01.

Установка водоочистки позволяет очищать артезианскую воду до нормативных значений питьевой воды в соответствии с нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01.

Данные по результатам анализов питьевой воды и воды из артезианских скважин за 2011 год представлены в приложении N 6 (не приводится).

3. Гидрогеологическое обоснование

Объект расположен в 2,5 км юго-восточнее с. Антипино Тюменского района Тюменской области. Водоснабжение осуществляется водозабором из двух скважин N 1 и 2.

Глубина скважин N 1 и 2 соответственно 54 и 53 м. Расстояние между ними 50 м. Добываемая вода используется для хозяйственно-питьевых нужд.

Для водоснабжения эксплуатируется куртамышский водоносный горизонт.

Район эксплуатации данного водоносного горизонта характеризуется довольно сложными гидрогеологическими условиями. Куртамышский водоносный горизонт представляет собой невыдержанную толщу песчано-глинистых пород, часто переслаивающихся и замещающих друг друга по площади и разрезу. Это определяет непостоянство мощности, глубины залегания, фильтрационных свойств и степени водообильности водоносных пород.

В соответствии с гидрогеологическим обоснованием Территориального центра государственного мониторинга геологической среды Тюменской области ГУПТО ТЦ «Тюменьгеомониторинг» водовмещающие отложения куртамышской свиты представлены разнозернистыми песками, которые залегают в интервалах от 42 — 55 м до 52 — 68 м. Подземные воды напорные. Величина напора над кровлей горизонта составляет в среднем 28 м. Статический уровень устанавливается на глубине 1,4 — 22,3 м. Дебиты скважин изменяются от 1,05 до 7,5 л/с (90 — 648 м3/сут.) при понижении уровня воды на 3 — 14 м.

Водопроводимость водоносного горизонта в среднем составляет 735 м2/сут, коэффициент пьезопроводности м2/сут.

По степени естественной защищенности подземные воды куртамышского водоносного горизонта относятся к защищенным.

Артезианские скважины расположены на территории ТРМЗ. В настоящее время и в перспективе строительство новых жилых и промышленных объектов в районе расположения источников водоснабжения не планируется.

4. Определение границ ЗСО ТРМЗ
4.1. Первый пояс зоны санитарной охраны


В соответствии с гидрогеологическим обоснованием Территориального центра государственного мониторинга геологической среды Тюменской области ГУПТО ТЦ «Тюменьгеомониторинг» добыча подземных вод на водозаборе ТРМЗ осуществляется для хозяйственно-питьевого обеспечения водой. Все скважины оборудованы на куртамышском водоносном горизонте. По степени естественной защищенности эксплуатируемый горизонт является защищенным от проникновения поверхностных загрязнений.

На основании гидрогеологического заключения Территориального центра государственного мониторинга геологической среды Тюменской области ГУПТО ТЦ «Тюменьгеомониторинг» установлены границы I пояса ЗСО артезианских скважин N 1 и 2 ТРМЗ в радиусе 10 м от скважины, имеет статус горного отвода (согласно дополнительному соглашению N 2 к лицензионному соглашению об условиях пользования недрами с целью добычи подземных вод — приложение N 1).

Границы первого пояса артезианских скважин объединены и огорожены.

План I пояса ЗСО артезианских скважин НПС «Тюмень-3» приведен в приложении N 7 (не приводится).

4.2. Второй пояс зоны санитарной охраны

Второй пояс ЗСО (ЗСО II) предназначен для защиты водозабора от микробного загрязнения. Основным параметром, определяющим расстояние до границы второго пояса ЗСО от водозабора, является время Тm продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору, которое должно быть достаточным для утраты жизнеспособности и вирулентности патогенных микроорганизмов, т.е. для эффективного самоочищения.

Граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами, исходя из условий, что если за ее пределами поступят микробные загрязнения, то они не достигнут водозабора. Расчетное время Тm выбирается в зависимости от климатического пояса.

Согласно СНиП 23.01-99 Тюменский район Тюменской области относится ко второму климатическому району, для которого время Тm составляет 200 суток.

Расчет II пояса ЗСО (ЗСО II) выполнен на основании Рекомендаций по гидрогеологическим расчетам для определения границ II и III поясов зоны санитарной охраны подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения (Москва, 1983).

Расчет ЗСО проводится для сосредоточенных водозаборов в изолированном водоносном горизонте в удалении от поверхностных водотоков и водоемов при наличии естественного потока.

Исходные данные для расчета

Q — водоотбор, м3/сут

79,3

km — коэффициент водопроводимости водоносного горизонта, м2/сут.

80

— средняя мощность водоносного горизонта, м

9

n — активная пористость пород, ед.

0,2

i — уклон естественного потока

0,001

Тм — расчетное время для определения границы II пояса ЗСО, сут.

200

Т — расчетное время для определения границы III пояса ЗСО, сут.

10000


Находим положение водораздельной точки:



где q = km · i, q = 80 · 0,001 = 0,08.



Для определения протяженности II пояса ЗСО находим численные значения безразмерных параметров:





Тм < 0,1, поэтому R и r находим по таблице.

Методом подбора находим









Общая длина

Ширина

4.3. Третий пояс зоны санитарной охраны


Третий пояс ЗСО (ЗСО III) предназначен для защиты водозабора от химического загрязнения. Во избежание появления в подземных водах устойчивых химических загрязнений величина Т (время движения загрязнения с потоком воды) определяется в соответствии со сроком эксплуатации водозабора. Учитывая существующие запасы, водообильность эксплуатируемого водоносного горизонта, а также перспективы использования подземной воды, целесообразно установить срок эксплуатации водозабора суток (25 лет).

Расчет III пояса ЗСО (ЗСО III) выполнен на основании Рекомендаций по гидрогеологическим расчетам для определения границ II и III поясов зоны санитарной охраны подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения (Москва, 1983).

Расчет ЗСО проводится для сосредоточенных водозаборов в изолированном водоносном горизонте в удалении от поверхностных водотоков и водоемов при наличии естественного потока.

Исходные данные для расчета

Q — водоотбор, м3/сут

79,3

km — коэффициент водопроводимости водоносного горизонта, м2/сут.

80

— средняя мощность водоносного горизонта, м

9

n — активная пористость пород, ед.

0,2

i — уклон естественного потока

0,001

Тм — расчетное время для определения границы II пояса ЗСО, сут.

200

Т — расчетное время для определения границы III пояса ЗСО, сут.

10000


Находим положение водораздельной точки:



где q = km · i, q = 80 · 0,001 = 0,08.



Для определения протяженности III пояса ЗСО находим численные значения безразмерных параметров:




По таблице Т находим





Общая длина

Ширина

5. Оценка санитарного состояния зон санитарной охраны скважин ТРМЗ. Перспективы строительства в зонах


Оценка дается на основании анализа картографического материала, с нанесенными II, III поясами ЗСО, представленного в приложении N 8 (не приводится).

При обследовании установлено, что в пределах III пояса водозабора используемого для хозяйственно-питьевых нужд, расположены производственные цехи, гаражные, складские помещения, сварочный пост, котельная, ДЭС, водонасосная, мастерские, противопожарная водонасосная.

5.1. Специальные мероприятия по защите водоносного горизонта от загрязнения

Указанные выше объекты III пояса обладают современной конструкцией, предусматривающей высокую степень защиты окружающей среды от негативного воздействия. Территория ТРМЗ имеет непроницаемое покрытие и дренажную систему, которые обеспечивают возможность сбора случайных потерь нефтепродуктов и сточных вод, контактирующих с ними, и позволяют исключить возможность загрязнения подземных вод.

В связи с этим и учитывая достаточную степень защищенности подземных вод, опыт эксплуатации рассматриваемых скважин в течение сорока лет, данные анализов по химическим, органолептическим, микробиологическим показателям, нахождение таких объектов в третьем поясе возможно.

Для своевременного принятия мер по сохранению качества воды в рамках мониторинга эксплуатируемого водозабора проводятся наблюдения за состоянием зоны санитарной охраны. Их целью являются проверки соблюдения установленного регламента хозяйственной деятельности и выявления источников возможного загрязнения.

6. Правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов

Правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов, устанавливаются СанПиН 2.1.4.1110-02. Вследствие этого для каждого из трех поясов в соответствии с их назначением вводится специальный режим пользования и выполняется либо как единовременные меры, осуществляемые до начала эксплуатации водозабора, либо как комплекс постоянных мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Требования по содержанию трех поясов ЗСО и необходимые для выполнения мероприятия по предотвращению загрязнения подземных вод источника водоснабжения регламентируются разделами 1.15 и 3.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 (текст. приложение N 10).

Целью мероприятий является сохранение постоянства природного состава воды в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения.

6.1. Мероприятия по первому поясу

Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

Не допускаются посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.

Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса.

В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе.

Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.

Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.

В пределах первого пояса ЗСО санитарные мероприятия должны выполняться владельцами источника водоснабжения (постоянно) за счет средств, предусмотренных на их строительство и эксплуатацию.

6.2. Мероприятия по второму и третьему поясам

Выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов.

Бурение новых скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с органом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Запрещение закачки отработанных вод в подземные горизонты, подземного складирования твердых отходов и разработки недр земли.

Запрещение размещения складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.

Размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля.

Своевременное выполнение необходимых мероприятий по санитарной охране поверхностных вод, имеющих непосредственную гидрологическую связь с используемым водоносным горизонтом, в соответствии с гигиеническими требованиями к охране поверхностных вод.

В пределах второго и третьего поясов ЗСО санитарные мероприятия должны выполняться владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения (постоянно).

6.3. Мероприятия по второму поясу


Кроме мероприятий, указанных в разделе 6.2, в пределах второго пояса ЗСО подземных источников водоснабжения подлежат выполнению следующие дополнительные мероприятия.

Не допускается:

размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;

применение удобрений и ядохимикатов;

рубка леса главного пользования и реконструкции.

6.4. Мероприятия по санитарно-защитной полосе водоводов


В пределах санитарно-защитной полосы водоводов отсутствуют источники загрязнения почвы и грунтовых вод.

Не допускается прокладка водоводов по территории свалок, полей ассенизации, полей фильтрации, полей орошения, кладбищ, скотомогильников, а также прокладка магистральных водоводов по территории промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Приложение N 2. ГРАНИЦЫ И РЕЖИМ ЗОН САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ СКВАЖИН — ИСТОЧНИКОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ ТЮМЕНСКОГО РЕМОНТНО-МЕХАНИЧЕСКОГО ЗАВОДА ОАО «СИБНЕФТЕПРОВОД»

Приложение N 2
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 13 января 2014 года N 12-п

1. Границы ЗСО водозаборов

На основании гидрогеологического заключения Территориального центра государственного мониторинга геологической среды Тюменской области ГУПТО ТЦ «Тюменьгеомониторинг» установлены границы I пояса ЗСО артезианских скважин N 1 и 2 ТРМЗ в радиусе R — 10,0 м от скважины, имеет статус горного отвода.

Границы второго пояса ЗСО (пояс ограничений) установлены вверх по потоку радиусом R — 62,0 м, вниз по потоку r — 49,0 м, общая длина L — 111,0 м, ширина d — 50,0 м.

Границы третьего пояса ЗСО (пояс защиты водоносного пласта от химических загрязнений) установлены вверх по потоку радиусом R — 750,0 м, вниз по потоку r — 155,0 м, общая длина L — 905,0 м, ширина d — 310,0 м.

2. В границах зон санитарной охраны подземных скважин — источников водоснабжения Тюменского ремонтно-механического завода ОАО «Сибнефтепровод» устанавливается специальный режим хозяйственной деятельности, соответствующий следующим пунктам санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»:

в границах первого пояса — пункт 3.2.1;

в границах второго пояса — пункты 3.2.2, 3.2.3;

в границах третьего пояса — пункт 3.2.2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *