25.04.2024

Хомут это википедия – Хомут (техника) — Википедия. Что такое Хомут (техника)

Содержание

Хомут (техника) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Хомут. Некоторые виды хомутов

Хому́т — соединительный элемент (скоба), применяемый для крепления и герметизации соединения шлангов, патрубков и других жёстких и гибких трубопроводов, кабелей и др.

До изобретения хомута в сантехнике и промышленности патрубки и шланги крепили проволокой. Однако этот простой способ имеет недостатки: из-за излишнего напряжения при пережиме трубы возможно появление трещин в прокладке. Проволочное крепление стали совершенствовать, в результате чего были изобретены хомуты.

Червячные ленточные хомуты разных размеров

Существует огромное количество разновидностей хомутов.

По исполнению и назначению
  • Разъемные и неразъемные.
  • Спиральные — применяются для армированных шлангов с выступающей наружу спиралью.
  • Специальные, усиленные — применяются для армированных и толстостенных шлангов, дюритовых шлангов гидро- и пневмоприводов машин, дренажных насосов.
  • Усиленные — лента и замок сварены или склепаны в единую конструкцию, что позволяет выдерживать значительные усилия (давления).
  • Проволочные — предназначены для толстостенных шлангов и соединений при эксплуатации в условиях высокой вибрации.
  • Червячные — представляют собой ленточные хомуты с червячным винтом, передающим усилие затяжки червячным механизмом, существуют просечные, накатные и штампованные хомуты для разных диаметров и материала труб
    [1]
    .
  • Трубный — применяется для крепления труб к стенам, несущим конструкциям.
  • Пружинный — предназначены для крепления эластичных патрубков в охладительных и отопительных системах. Такие хомуты представляют собой пару колец, изготовленных из пружинной стали. Благодаря упругости этот тип хомутов не требуют подтяжки и автоматически компенсируют тепловое расширение трубы.
Пружинный хомут
По материалу

Бывают металлическими, металлорезиновыми и пластмассовыми

  • Оцинкованный — изготовлен из оцинкованной стали.
  • Нержавеющий — изготовлен из нержавеющей стали, обычно трех видов:
    • W2, она же сталь по AISI430, она же 12Х17 или аналоги, самая распространенная нержавеющая сталь, ферромагнитная,
    • W4, она же А2,она же сталь по AISI304, она же 8Х18Н10 или аналоги, труднонамагничиваемая нержавеющая сталь,
    • W5, она же А4,она же сталь по AISI316, она же 10Х17Н13М2Т или аналоги, неферромагнитная нержавеющая сталь.
  • Нейлоновые — предназначен для сборки группы электрических проводов, кабелей в один жгут, а также крепления собранных жгутов на конструкциях.

В СССР был разработан ряд ГОСТов по хомутам:

  • ГОСТ 17679-80. Хомуты облегчённые для крепления трубопроводов и кабелей. Конструкция и размеры.[2]
  • ГОСТ 24137-80. Детали крепления трубопроводов. Хомуты. Конструкция и размеры.
  • ГОСТ 24140-80. Детали крепления трубопроводов. Скобы и хомуты (технические условия).
  • ГОСТ 28191-89. Хомуты зажимные для рукавов. Технические условия[3].

В США SAE поддерживает спецификацию J1508[4] для 32 различных конструкций зажима шлангов, включая винтовые, пружинные и т-образные болты. Он также поддерживает спецификацию J1610[5] для тестирования герметичности шлангов.

ru.wikipedia.org

Хомут (упряжь) — Википедия

Современная тяжеловозная лошадь с хомутом, но без полной упряжи. У этого термина существуют и другие значения, см. Хомут.

Хому́т является важной составной частью конской упряжи. Он используется для распределения нагрузки на шею и плечи лошади и передачи усилия по перемещению того или иного сельскохозяйственного орудия, например, сохи, плуга, бороны или повозки. Хомут даёт возможность лошади вкладывать всю свою силу в перемещение груза или другую работу. По существу, он позволяет животному использовать заднюю часть корпуса и задние ноги для

толкания груза, в отличие от применения ярма или нагрудного ремня, когда приходится тянуть груз одними плечами. Хомут также лучше ярма, поскольку он уменьшает давление на трахею.

Со времени изобретения хомута лошади приобрели чрезвычайно важное значение для достижения успехов в сельском хозяйстве и в деле перевозки тяжёлых грузов. Когда лошадь запряжена с использованием хомута, она может обеспечить рабочую эффективность (измеряемую, например, в тонно-километрах за час) на 50 % больше, чем вол, из-за большей скорости

[1][2]. Лошадь также в целом эффективнее из-за большей выносливости и способности работать большее количество часов в день. Хомут сыграл важную роль в экономическом развитии Европы. Замена волов на лошадей для пахоты привела к экономическому росту, становлению рыночных отношений, снижению зависимости от натурального сельского хозяйства, а также обеспечила развитие образования, искусства и ранних промышленных производств.

Хомут делается из пары изогнутых кусков дерева или металла, называемых клещами, к которым крепятся гужи. Клещи могут слегка раздвигаться, чтобы сквозь хомут легче проходила голова лошади при его надевании и снятии. После надевания хомута на шею лошади клещи стягиваются

супонью, обеспечивая более удобное прилегание к телу лошади. Хомут имеет овальную, а не круглую, форму, что хорошо согласуется с формой тела лошади. Изготавливается хомут так, чтобы во всех точках соприкосновения с телом лошади контакт был плотным. Его конструкция является достаточно жёсткой, а на внутренней поверхности делается эластичная подкладка (хомутина), которая смягчает контакт хомута с телом животного. При правильном размере хомута и нормальном его положении на лошади между хомутиной и горлом животного должен быть зазор, так чтобы там могла проходить плашмя ладонь. При этом верхняя часть хомута располагается несколько впереди холки, а между хомутом и гребнем шеи должны умещаться два пальца руки. Обеспечивая защиту дыхательных путей лошади, хомут даёт возможность животному использовать всю свою силу, чтобы тащить орудие труда или повозку с грузом.

Ошейник[править | править код]

Задолго до изобретения хомута для запряжки использовался менее эффективный ошейник, обхватывающий горло. Сведения о нём найдены во многих древних цивилизациях, они были доведены до европейской интеллектуальной сферы в начале XX века французским кавалерийским офицером Лефевром де Нёттисом.[3] Такой способ упряжки был известен халдеям (III тысячелетие до н. э.), в Шумере и Ассирии (1400—800 до н. э.), в египетском Новом царстве (1570—1070 до н. э.), в Китае эпохи династии Шан (1600—1050 до н. э.), на минойском Крите (2700—1450 до н. э.), в классической Греции (550—323 до н. э.) и Древнем Риме (510 до н. э.—476 г. н. э.).

[3] С этой древней упряжью животные тащили плуги и телеги. Ремни в виде плоской ленты обхватывали шею и грудь животного, нагрузка приходилась на верхнюю часть ошейника, над шеею, примерно также, как в ярме. Эти ремни прижимали грудино-головные мышцы лошади и трахею, что ограничивало её дыхание и снижало тяговое усилие. Получалось так, что чем сильнее лошадь тянула, тем труднее ей становилось дышать. По этой причине волы были предпочтительнее лошадей для тяжелой работы, так как из-за различий в анатомическом строении с лошадью они не имеют этой проблемы. В отличие от лошадей, их можно также запрягать с помощью ярма.

Нагрудный ремень (подперсье)[править | править код]

Конструкция упряжи в виде обхватывающего горло ошейника не менялась до появления в Китае в эпоху Сражающихся царств (481—221 до н. э.) нагрудного ремня или «подперсья». К VII веку он стал известен по всей Центральной Азии, а оттуда в VIII веке попал в Европу.[4]

Его первое изображение в художественном произведении появилось на лаковой коробочке из древнего царства Чу.[4] В этом типе конской упряжи давление переносится на грудину, линия тяги становится непосредственно связанной с костной системой лошади, что позволяет использовать почти полную силу лошади. Этот тип упряжи получил повсеместное распространение в Китае в эпоху династии Хань (202 до н. э.—220 г. н. э.), что нашло отражение в сотнях изображений в резьбе, каменных рельефах и кирпичных штампах, показывающих лошадей, запряжённых в колесницы.

[4] Этот тип упряжи стал известен в Центральной Азии и затем среди аваров, венгров, чехов, поляков и русских в течение VII—X вв.[4] Первые изображения применения нагрудного ремня, найденные в Европе, относятся к VIII веку, а в IX веке он уже получил широкое распространение (например, он изображён на гобелене с погребальным кораблём Осеберга).[4]

Проблема использования нагрудного ремня состояла в том, что дышла телег, колесниц и других транспортных средств прикреплялись к подпруге вокруг брюха лошади. Нагрудный ремень первоначально предохранял подпругу от смещения назад, к хвосту лошади, он не рассматривался как приспособление для

толкания груза. В результате лошади продолжали тянуть груз, то есть по-прежнему животные использовались неэффективно.[5]

Хомут[править | править код]

Лошади в полной декоративной упряжи с хомутами.

На следующей стадии эволюции упряжи после нагрудного ремня появился хомут в современном виде. Отработанный вариант хомута был сделан в Китае в 5 веке н. э., в эпоху Южных и Северных династий.[6] Его первые, хотя и не вполне достоверные, изображения найдены на цветных формованных кирпичах эпохи Троецарствия (220—265 н. э.) в гробнице Бао Саньняна в Чжаохуа, провинция Сычуань.[7] На этих рисунках изображён пышно подбитый хомут, совершенно не похожий на ярмо. Однако, первые настоящие изображения хомута в искусстве обнаружены в пещерных росписях в Дуньхуане (пещера 257) эпохи китайской династии Северная Вэй, которые датируются 477—499 г. н. э. На этой картине хорошо видны изогнутые перекладины, но художнику не удалось чётко показать мягкие подкладки под ними, отсутствие которых делает всю конструкцию бесполезной. Такая же базовая конструкция видна на другой китайской цветной фреске, датируемой 520—524 г. (с дышлом, выступающим за грудную клетку лошади для создания грудинной тяги), а также на фреске, датируемой ок. 600 г. (эпоха династии Суй).[7] Последнее изображение (в пещере 302) представляет особый интерес, так как на нём хомут изображён не только более точно (такие же хомуты используются на севере и северо-западе Китая даже сегодня), но ещё и тем, что он используется на верблюдах, а не на лошадях. Китайцы часто использовали верблюдов со II века до н. э. и позже, на протяжении всей эпохи династии Хань, существовали даже военные корпуса на верблюдах на границе в Таримской впадине. Однако, адаптированный для верблюдов хомут не стал обычной практикой вплоть до VI века. В пещере 156 есть панорамная картина, изображающая китайского генерала и губернатора династии Тан Чжан Ичао, сидящего верхом на лошади в момент триумфа после отвоевания области Дуньхуан у Тибетского империи в 834 г. Согласно доказательства, представленным д-ром Чан Шухуном, датой картины является именно 851 г. н. э., но Нидэм замечает о существующем полном согласии среди историков о том, что картина могла быть написана в любое время в пределах от 840 до 860 г. Эта картина абсолютно точно изображает хомут, с хорошими мягкими подкладками, спускающимися низко на грудь и выступающими за поперечину.[7]

Одно из первых изображений хомута, ок. 800 г. н. э.

Хомут в конце концов попал в Европу около 920 г., и получил повсеместное распространение в XII веке. Скандинавы одними из первых стали использовать хомуты, не ограничивающие дыхательных путей у лошади. До этого времени волы оставались главным тягловым животным в сельском хозяйстве, так как все предыдущие упряжи могли эффективно использоваться только на волах из-за особенностей их физического строения. Кроме того, ярмо, использовавшееся для запряжки волов, изготовлялось индивидуально для каждого животного. При этом иногда возникали проблемы при обработке земли. В зависимости от состояния почв, иногда требовалось до шестнадцати волов для эффективного использования одного тяжелого плуга. Это создавало проблемы для крестьян, которым не хватало капитала для содержания такого большого количества скота.[5]

После появления хомута в Европе и повсеместного его распространения к 1000 году, использование лошадей для пахоты получило широкое распространение.[7] Лошади работают примерно на 50 процентов быстрее, чем волы. Использование лошадей (и небольшое усовершенствование плуга) позволило крестьянам производить излишки продукции. Профицит создал им товар для торговли на рынках на перекрёстках дорог. Довольно быстро рынки превратились в города. Таким образом, хомут сыграл ключевую роль в прекращении феодальных порядков и начало роста Европы.

Создание хомута устранило физические ограничения старой упряжи по применению животных в процессе производства, позволило лошадям показать все свои возможности и прикладывать всю свою силу при пахоте и перевозке грузов. Изначально конструкция старой упряжи заставляла лошадь буквально тащить рабочую нагрузку, тогда как внедрение хомута позволило ей толкать груз, повышая эффективность и производительность труда.

В сочетании с подковой, тяжёлым плугом и другими усовершенствованиями сельскохозяйственного производства, эффективность труда европейского крестьянина резко увеличилась, что обусловило быстрое развитие общества в Европе. Излишки продовольствия создавали предпосылки для специализации труда, крестьяне теперь могли переменить профессию и приобрести другие навыки, например, покупка и продажа товаров, что привело к появлению купечества в европейском обществе. Хомут был один из факторов упадка феодального строя и завершения эпохи Средневековья.[8][9]

Эксперимент по оценке эффективности упряжи[править | править код]

В 1910 году кавалерийский офицер из Франции Лефевр де Нёттес провёл эксперимент по оценке эффективности разной упряжи. Он сравнивал три вида упряжи: древнюю упряжь — ошейник, опоясывающий горло, более позднюю упряжь с нагрудным ремнём и, наконец, совершенную средневековую упряжь с хомутом. В своем эксперименте он обнаружил, что пара лошадей, использующая ошейники, опоясывающие горло, смогла потянуть максимальный груз весом около 1100 фунтов (0,5 тонны). В то же время, одна лошадь с более совершенным хомутом смогла сдвинуть с места груз весом более 1,5 тонн.[4]

  1. ↑ Riddle, p. 162
  2. ↑ Needham, Volume 4, Part 2, 312.
  3. 1 2 Needham, Volume 4, Part 2, 304—308.
  4. 1 2 3 4 5 6 Needham, Volume 4, Part 2, 310—317.
  5. 1 2 Riddle, 159—162.
  6. ↑ Needham, Volume 4, Part 2, 28.
  7. 1 2 3 4 Needham, Volume 4, Part 2, 319—326.
  8. ↑ Wigelsworth, p. 10.
  9. ↑ Bolich, p. 55.
  • Упряжь, повозки, конные орудия и запряжка технического оснащения в конеиспользовании
  • Конская упряжь (сбруя).
  • Лошадиный словарик
  • Bolich, Susan, The History of Farming Machinery, Oxford University Press, 2005
  • Needham, Joseph, Science and Civilization in China: Volume 4, Physics and Physical Technology, Part 2, Mechanical Engineering. Taipei: Caves Books Ltd.,1986 ISBN 0-521-07060-0
  • Riddle, John M., A History of the Middle Ages, 300—1500, Rowman & Littlefield, 2008
  • Wigelsworth, Jeffrey R., Science and technology in medieval European life, Greenwood Publishing Group, 2006

ru.wikipedia.org

хомут — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

хо-му́т

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1b по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -хомут- [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: ед. ч. [xɐˈmut̪], мн. ч. [xɐmʊˈt̪ɨ]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. надеваемая на шею часть конской упряжи, состоящая из деревянного остова — клещей и покрывающего его мягкого валика — хомутины ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. техн. деталь в виде изогнутого в скобу стержня с закрепленными концами, предназначенная для крепления труб, сращивания деревянных брусьев, свай и т. п. ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. перен., разг. неприятные заботы; обуза, бремя ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от праслав. *хomǫtъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. хомутъ, сербск.-церк.-слав. хомѫтъ, русск. хомут, укр. хому́т, болг. хомо́т, сербохорв. хо̏мут «ярмо», стар., совр. знач. «пригоршня, охапка», словенск. hоmо̣̑t «хомут, невод», чешск. chomout, словацк. chomút, польск. chomąt (род. п. -ąta), в.-луж. khomot, н.-луж. сhоmоt; далее из неустановленной формы. Предполагают связь с индоевр. *(s)kom «сжимать». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

ru.wiktionary.org

Хомут (техника) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Хомут. Некоторые виды хомутов

Хому́т — соединительный элемент (скоба), применяемый для крепления и герметизации соединения шлангов, патрубков и других жёстких и гибких трубопроводов, кабелей и др.

История[ | ]

До изобретения хомута в сантехнике и промышленности патрубки и шланги крепили проволокой. Однако этот простой способ имеет недостатки: из-за излишнего напряжения при пережиме трубы возможно появление трещин в прокладке. Проволочное крепление стали совершенствовать, в результате чего были изобретены хомуты.

Классификация хомутов[ | ]

Червячные ленточные хомуты разных размеров

Существует огромное количество разновидностей хомутов.

По исполнению и назначению
  • Разъемные и неразъемные.
  • Спиральные — применяются для армированных шлангов с выступающей наружу спиралью.
  • Специальные, усиленные — применяются для армированных и толстостенных шлангов, дюритовых шлангов гидро- и пневмоприводов машин, дренажных насосов.
  • Усиленные — лента и замок сварены или склепаны в единую конструкцию, что позволяет выдерживать значительные усилия (давления).
  • Проволочные — предназначены для толстостенных шлангов и соединений при эксплуатации в условиях высокой вибрации.
  • Червячные — представляют собой ленточные хомуты с червячным винтом, передающим усилие затяжки червячным механизмом, существуют просечные, накатные и штампованные хомуты для разных диаметров и материала труб[1].
  • Трубный — применяется для крепления труб к стенам, несущим конструкциям.
  • Пружинный — предназначены для крепления эластичных патрубков в охладительных и отопительных системах. Такие хомуты представляют собой пару колец, изготовленных из пружинной стали. Благодаря упругости этот тип хомутов не требуют подтяжки и автоматически компенсируют тепловое расширение трубы.
Пружинный хомут
По материалу

Бывают металлическими, металлорезиновыми и пластмассовыми

  • Оцинкованный — изготовлен из оцинкованной стали.
  • Нержавеющий — изготовлен из нержавеющей стали, обычно трех видов:
    • W2, она же сталь по AISI430, она же 12Х17 или аналоги, самая распространенная нержавеющая сталь, ферромагнитная,
    • W4, она же А2,она же сталь по AISI304, она же 8Х18Н10 или аналоги, труднонамагничиваемая нержавеющая сталь,
    • W5, она же А4,она же сталь по AISI316, она же 10Х17Н13М2Т или аналоги, неферромагнитная нержавеющая сталь.
  • Нейлоновые — предназначен для сборки группы электрических проводов, кабелей в один жгут, а также крепления собранных жгутов на конструкциях.

Стандарты[ | ]

В СССР был разработан ряд ГОСТов по хомутам:

  • ГОСТ 17679-80. Хомуты облегчённые для крепления трубопроводов и кабелей. Конструкция и размеры.[2]
  • ГОСТ 24137-80. Детали крепления трубопроводов. Хомуты. Конструкция и размеры.
  • ГОСТ 24140-80. Детали крепления трубопроводов. Скобы и хомуты (технические условия).
  • ГОСТ 28191-89. Хомуты зажимные для рукавов. Технические условия[3].

В США SAE поддерживает спецификацию J1508[4] для 32 различных конструкций зажима шлангов, включая винтовые, пружинные и т-образные болты. Он также поддерживает спецификацию J1610[5] для тестирования герметичности шлангов.

Примечания[

ru-wiki.ru

Хомутовы — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 октября 2017; проверки требуют 13 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 октября 2017; проверки требуют 13 правок. Эта статья — о дворянском роде. О носителях фамилии см. Хомутов.

Хомутовы — древние дворянские рода.

В Гербовник внесены три фамилии Хомутовых:

  1. Потомство Григория Петровича Хомутова, записанного в дворянах (1611) (Герб. Часть VII. № 37).
  2. Потомство Иуды Ивановича Хомутова, владевшего поместьем (1627) Сын его Мартин был (1679) стрелецким головою (Герб. Часть VIII. № 64).
  3. Хомутовы, записанные в VI часть родословной книги Ярославской и Костромской губерний и ведет своё начало от Ивана Васильевича, владевшего (с 1670) поместьями в Ярославском уезде (Герб. Часть VII. № 117)[1].

Род происходит, по преданию, от шотландца Томаса Гамильтона, выехавшего в Россию из Великобритании в (1542) вместе с малолетним сыном Петром, который потом состоял «на службе по Нову-Городу». Мина Петрович был стольником (1686). Григорий Аполлонович (1750—1836), генерал-лейтенант и сенатор, имел сыновей Сергея (1792—1852), оставившего «Дневник свитского офицера 1813—1814 гг.»[2], и Михаила (1795—1864) — русский генерал, наказной атаман Донского казачьего войска, и дочь Анну (1787—1858), писательницу.

Сын Сергея Григорьевича, Александр Сергеевич (1827—1890), участвовавший в проведении крестьянской и судебной реформ в Ярославском крае, оставил «Записки» (не изданы до сих пор) и напечатал «Отрывок из воспоминаний» об И. С. Аксакове[3], делая к ним свои разъяснения и исправляя некоторые неточности.

Герб. Часть VII. № 37.[править | править код]

Герб потомства Григория Петровича Хомутова: в щите, разделенном на четыре части, посредине находится малый щиток пурпурного цвета, в нём между тремя серебреными розами изображено золотое сердце, окруженное золотыми чертами. В первой и четвёртой частях в золотом поле поставлены по одному дубу натурального цвета с желудями. Во второй и третьей частях в голубом поле два льва, имеющие верхний в правой, а нижний в левой лапе булаву.

На щите дворянский коронованный шлем. Нашлемник: три страусовых пера. Намёт на щите голубой, подложенный золотом.

Герб. Часть VII. № 117.[править | править код]

Герб рода Хомутовых: в щите, имеющим красное поле, изображен серебряный двойной крест, имеющий на поверхности вид стрелы (польский герб Лис). Щит увенчан дворянским шлемом и короной. на которой видна лисица, в левую сторону обращенная. Намёт на щите красный, подложен серебром[4].

Герб. Часть VIII. № 64.[править | править код]

Герб потомства Иуды Ивановича Хомутова: в щите, разделенном на четыре части, посредине находится малый золотой щиток и в нем ездок, скачущий на белом коне в левую сторону, держащий в руке натянутый лук со стрелою. В первой и четвертой частях в серебряном поле из боков щита видна в латах рука со шпагой, выходящая из облака (изм. польский герб Малая Погоня). Во второй части, в красном поле, крестообразно положены два золотых пистолета. В третьей части, в голубом поле, между тремя шестиугольными серебряными звездами изображен золотой полумесяц рогами вверх. Щит увенчан дворянским шлемом и короной, на поверхности которой черный одноглавый орел, обращенный в правую сторону, имеющий в клюве лавровый венок. Намет на щите золотой и голубой, подложенный красным и золотом. Щитодержатели: два льва[4].

  • Хомутов Мочала Никитин — убит в 3-й Казанском походе Ивана Грозного (1552), его имя занесено в синодик московского Успенского Кремлевского собора для вечного поминовения.[5].
  • Хомутов Григорий Гаврилович — воевода в Гдове (1636-1637).
  • Хомутов Герасим Минич — стольник царицы Евдокии Фёдоровны (1686), стольник царицы Натальи Кирилловны (1692), письменный голова в Тобольске (1693-1698)[6].
  • Хомутов Максим Минич — стольник царицы Евдокии Фёдоровны (1692).
  • Хомутов Алексей Минич — стольник царицы Евдокии Федоровны (1686), стольник царицы Натальи Кирилловны (1692).
  • Хомутовы: Афанасий Васильевич, Василий Ерофеевич, Василий Нелюб, Кузьма Григорьевич, Ларион Наумович — московские дворяне (1666-1692).
  • Хомутовы: Иван Васильевич, Иван Петрович, Мина Петрович — стольники (1686-1692)[7].
  1. Сост. граф Александр Бобринский.  Дворянские роды, внесенные в Общий Гербовник Всероссийской Империи: в 2-х т. – СПб,  тип. М. М. Стасюлевича, 1890. Автор: Бобринский, Александр Алексеевич (1823—1903). Часть II. Хомутовы. стр. 27.
  2. ↑ Русский архив. 1869 и 1870 гг.
  3. ↑ Исторический вестник. 1886 г. Т. XXV.
  4. 1 2 П.А. Дружинин. Общий Гербовник Дворянских Родов. Части I-X. М., Изд. Трутень. 2009г. стр. 628-629. ISBN 978-5-904007-02-7
  5. А.В. Антонов. Памятники истории русского служилого сословия. — М.: Древлехранилище. 2011г. Рец. Ю.В. Анхимюк. Ю.М. Эскин. стр. 184. ISBN 978-5-93646-176-7.//ГИМ ОР. Синодальное собрание. № 667. Лист 78-126.//Публ. Древняя российская вивлиофика. М., 1788г. Ч.6. стр. 456-481.
  6. Чл.археогр.ком. А.П. Барсуков (1839-1914). Списки городовых воевод и других лиц воеводского управления Московского государства XVII столетия по напечатанным правительственным актам. — СПб. тип М.М. Стасюлевича. 1902г. Хомутовы. стр. 588. ISBN 978-5-4241-6209-1
  7. ↑ Алфавитный указатель фамилий и лиц, упоминаемых в Боярских книгах, хранящихся в I-ом отделении московского архива министерства юстиции, с обозначением служебной деятельности каждого лица и годов состояния, в занимаемых должностях. М., Типогр: С. Селивановского. 1853г. Хомутовы. стр. 440-441.

ru.wikipedia.org

Хомут (техника) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Хомут.

Хомут — соединительный элемент (скоба), применяемый для крепления и герметизации соединения шлангов, патрубков и других жёстких и гибких трубопроводов.

История

До изобретения хомута в сантехнической промышленности патрубки и шланги крепили проволокой. Однако этот способ имел недостатки: из-за излишнего напряжения при пережиме трубы появлялись трещины в прокладке. Проволочное крепление стали совершенствовать, в результате чего получили хомут.

Виды хомутов

Существует огромное количество разновидностей хомутов.

По исполнению и назначению
  • Спиральный — применяются для армированных шлангов с выступающей наружу спиралью.
  • Специальный, силовой — применяются для армированных и толсто-стенных шлангов, гидропневмоприводов машин, дренажных насосов.
  • Усиленный — лента и замок сварены или склепаны в единую конструкцию, что позволяет выдерживать значительные усилия (давления).
  • Проволочный — предназначен для толстостенных шлангов и соединений в условиях высокой вибрации.
  • Червячный — ленточный хомут с винтом передающим усилие по червячному типу, бывают просечные, накатные и штампованные.
  • Трубный — применяется для крепления труб к стенам, несущим конструкциям.
  • Пружинный — предназначены для крепления эластичных патрубков в охладительных и отопительных системах. В целом такие хомуты представляют собой пару колец, сделанных из пружинной стали. Благодаря пружинному эффекту не требуют подтяжки и сами компенсируют тепловое расширение.
Пружинный хомут
По материалу

Бывают металлическими, металлорезиновыми и пластмассовыми, при этом делятся на разъемные и неразъемные.

  • Оцинкованный — изготовлен из оцинкованной стали.
  • Нержавеющий — изготовлен из нержавеющей стали, обычно трех видов:
    • W2, она же сталь по AISI430, она же 12Х17 или аналоги, самая распространенная нержавеющая сталь, хорошо намагничивается,
    • W4, она же А2,она же сталь по AISI304, она же 8Х18Н10 или аналоги, труднонамагничиваемая нержавеющая сталь,
    • W5, она же А4,она же сталь по AISI316, она же 10Х17Н13М2Т или аналоги, антимагнитная нержавеющая сталь.
  • Нейлоновый — предназначен для сборки проводов, кабелей в один жгут, а также крепления жгутов на конструкциях.

Стандарты

В СССР был разработан ряд ГОСТов по хомутам:

  • ГОСТ 17679-80. Хомуты облегчённые для крепления трубопроводов и кабелей. Конструкция и размеры.[1]
  • ГОСТ 24137-80. Детали крепления трубопроводов. Хомуты. Конструкция и размеры.
  • ГОСТ 24140-80. Детали крепления трубопроводов. Скобы и хомуты (технические условия).
  • ГОСТ 28191-89. Хомуты зажимные для рукавов. Технические условия[2].

В США SAE поддерживает спецификацию J1508[3] для 32 различных конструкций зажима шлангов, включая винтовые, пружинные и т-образные болты. Он также поддерживает спецификацию J1610[4] для тестирования герметизации шлангов.

Примечания

wikipedia.green

Хомут — это… Что такое Хомут?

Хому́т — значения:

Конская упряжь

  • Хомут (упряжь) — надеваемая на шею лошади основная часть упряжи, состоящая из деревянного остова — клещей и покрывающего его мягкого валика — хомутины. [1]

В технике

Производят хомуты следующих видов:

  • Хомут спиральный — применяются для армированных шлангов с выступающей наружу спиралью.
  • Хомут специальный, силовой — применяются для армированных и толсто-стенных шлангов, гидропневмоприводов машин, дренажных насосов
  • Хомут усиленный — лента и замок сварены или склепаны в единую конструкцию, что позволяет выдерживать значительные усилия (давления)
  • Хомут проволочный — предназначен для толстостенных шлангов и соединений в условиях высокой вибрации
  • Хомут червячный — ленточный хомут с винтом передающим усилие по червячному типу, бывают просечные, накатные и штампованные.
  • Хомут оцинкованный — изготовлен из оцинкованной стали
  • Хомут нержавеющий — изготовлен из нержавеющей стали, обычно трех видов:
    • W2, она же сталь по AISI430, она же 12Х17 или аналоги, самая распространенная нержавеющая сталь, хорошо намагничивается,
    • W4, она же А2,она же сталь по AISI304, она же 8Х18Н10 или аналоги, труднонамагничиваемая нержавеющая сталь,
    • W5, она же А4,она же сталь по AISI316, она же 10Х17Н13М2Т или аналоги, антимагнитная нержавеющая сталь.
  • Хомут трубный — применяется для крепления труб к стенам, несущим конструкциям.
  • Хомут нейлоновый — предназначен для сборки проводов, кабелей в один жгут, а также крепления жгутов на конструкциях Пружинный хомут
  • Хомут пружинный — предназначены для крепления эластичных патрубков в охладительных и отопительных системах. В целом такие хомуты представляют собой пару колец, сделанных из пружинной стали. Благодаря пружинному эффекту не требуют подтяжки и сами компенсируют тепловое расширение.

Переносное значение

  • Неприятные заботы, обуза, бремя

Примечания

Литература

См. также

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *