06.07.2022

Все о шаровых кранах: вся правда о запорной арматуре Журнал Вестник Арматуростроителя – Блог ALSO — всё о шаровых кранах в Челябинске

вся правда о запорной арматуре Журнал Вестник Арматуростроителя

Шаровой кран: вся правда о запорной арматуре…

Настало время раскрыть всю правду о сантехнических изделиях, которые стали неотъемлемой частью нашего быта и проводниками удобств. Комфортная жизнь современного человека во многом зависит от сантехнической арматуры. Наша гигиена связана с доступом к холодной и горячей воде, мы уже не представляем своей жизни без газоснабжения и отопления. А ведь все эти коммуникации и есть сантехническая арматура и ее звенья.

Что мы о них знаем? Случись с ними поломка или авария – наш комфорт нарушается, жизнедеятельность затрудняется, работа замирает, а мы стараемся быстрее все наладить, порой не задумываясь, а почему вдруг сантехника «взбунтовалась», в чем проблема.

На основе многолетнего опыта производства инженерной сантехники, постоянных наблюдений и лабораторных испытаний компания PROFACTOR Armaturen GmbH решила поделиться некоторыми секретами, которые помогут потребителям в выборе сантехнических товаров. Самостоятельно ориентироваться в обилии сантехники, представленной на рынке, довольно сложно.

Прилавки специализированных магазинов, ларьков и рынков пестрят латунными и никелированными изделиями с клеймами известных брендов, красочными упаковками, этикетками, бирками со знаком качества. Однако значительная часть этих товаров – подделка. Производители подделок соревнуются между собой и идут на разные ухищрения, чтобы привлечь внимание потребителей. Главный их козырь – низкая цена изделия, которое выдается за оригинал.







Узнав о хитрых уловках и технических секретах недобросовестных производителей, потребители смогут оградить себя от обмана и не поддаться искушению приобрести подделку, например широко известный шаровой кран. Это изделие пользуется огромным потребительским спросом, поэтому его подделывают чаще всего.

Все дело в шаре

На рынке запорной арматуры шаровой кран занимает особое место, у него практически не осталось конкурентов. В некоторых случаях он незаменим, например в бытовых условиях, на производственных предприятиях, трубопроводах и крупных промышленных объектах. Спрос на это устройство в Европе, России и других странах очень высок. У шаровых кранов длительный срок службы, они надежны, и затраты на их приобретение оправдываются. При правильной эксплуатации поломки крана исключаются. Его не требуется обслуживать, разбирать и прочищать, заменять детали.

Однако все эти преимущества относятся только к оригинальным шаровым кранам, произведенным по строгим техническим нормативам, например по немецким стандартам качества DIN. В случае подделки изделия, использования в его изготовлении некачественных материалов и сплавов все достоинства товара аннулируются. Такой самозванец долго не служит, и в любой момент может стать причиной аварийной ситуации.

Экономя на изготовлении шарового крана, недобросовестные производители применяют в запорном элементе не латунь или нержавейку, а обычную сталь, подверженную коррозии. Марки нержавеющей стали

AISI 201, 304, 316, конечно, дороги для использования в подделках. Из этих «пищевых нержавеек» изготавливают шаровые краны, которые получаются дороже, чем изделия из латуни.

Опознать поддельный стальной шар в латунном изделии можно простым и эффективным способом. Достаточно поднести к латунному крану обычный магнит, и если он быстро и с силой притянется к корпусу изделия, то значит, в нем находится стальной шарик. Сама латунь тоже может вызывать легкое притяжение только сильного магнита, так как имеет в своем составе небольшое количество железа, но оно минимально. А вот стальной шар внутри латунного изделия притянет к себе даже слабый магнит моментально!

Если нет под рукой магнита, можно идентифицировать стальной шарик в латунном кране другим способом. Достаточно просунуть в корпус крана палец и нащупать внутреннюю поверхность шара. Если эта поверхность абсолютно гладкая и скользкая, значит шар в полном порядке, он изготовлен из латуни, правильно отполирован и хромирован. Если же палец нащупал внутри шара шероховатости и бороздки, можете не сомневаться – у вас в руках подделка. Подобные дефекты всегда остаются на обычной стали. К тому же шар из стали будет не зеркальным, а матовым.

Латунные сплавы – почувствуйте разницу

Некачественный шар в кране – это еще полбеды. Настоящей проблемой может стать приобретение изделия, целиком изготовленного из нетрадиционного сплава, выдаваемого за латунь. Увы, таких псевдо-латунных изделий очень много, они ежегодно поступают на европейский и российский рынки из стран Восточной Азии. Причем по внешнему виду, оформлению, упаковке и ярлыкам «левые» изделия практически неотличимы от оригинальной европейской продукции. Лишь опытный глаз может обнаружить подвох, но массовый потребитель, естественно, принимает все за чистую монету.

Надо признать, что восточноазиатские фирмы набили руку на подделке европейских сантехнических изделий, но, копируя внешние формы и клейма, они не заморачиваются с качеством используемых материалов. Их так называемые латунные сплавы кардинальным образом отличаются от нормативов и стандартов, которыми руководствуются производители в странах Европы более 100 лет.

Большую часть новшеств в сантехнике разработали и внедрили именно в Европе. Каждый год над усовершенствованием сантехнических изделий трудятся европейские инженеры и специалисты в экспериментальных лабораториях, научно-исследовательских центрах и институтах.

Один из них – Немецкий институт по стандартизации, или DIN (Deutsches Institut fur Normung e.V), был основан в Германии в начале ХХ века. В 1917 году DIN назывался Комитетом по стандартизации немецкой промышленности и изначально занимался нормативами для инженерной сантехники. Именно здесь были испытаны и внедрены стандарты DIN для латунных сплавов марок

CW614N и CW617N, используемых в изготовлении сантехнической продукции.

Все немецкие производители, включая компанию PROFACTOR Armaturen GmbH, изготавливают корпусы шаровых кранов из латуни марки CuZn40Pb2 (CW617N). Как видно по маркировке, в этом сплаве свинец (Pb) составляет не более 2%, цинк (Zn) – 40%, а медь (Cu) – 58%. Такой сплав подходит для любого типа обработки и прессования. Что касается марки CuZn39Pb3 (CW614N), то она используется для производства шаров и штоков – внутренних элементов устройства – и не годится для изготовления изделий сложных форм.

Все марки латуни, утвержденные DIN, не менялись десятки лет, пока не попали в руки восточноазиатских производителей. Они создали собственные псевдолатунные сплавы и промаркировали их. Ничего общего эти аналоги с немецкими стандартами качества не имеют.

У каждой восточноазиатской фирмы или крупного производителя могут быть «фирменные» марки латуни. Какими техническими параметрами и формулами эти металлурги руководствуются, создавая собственный сплав, неизвестно. Они могут указывать в своих технических паспортах какие угодно компоненты и пропорции сплава, но в действительности их марка латуни остается металлом неизвестного происхождения.

Однако дело не только в марках латуни, но и в способах изготовления шаровых кранов. Европейская и восточноазиатская производственные технологии сильно отличаются друг от друга. Производство европейской запорной арматуры четко выверено по нормативам DIN. Заготовки разогреваются в специальных индукционных печах, где температура отрегулирована до 1 °С, а весь процесс происходит в автоматическом режиме. Это позволяет жестко контролировать качество продукции и не отступать от стандартов DIN.

Восточноевропейские производители чаще всего прибегают к кустарным способам изготовления шаровых кранов, используя, например, вместо индукционных печей газовые горелки. Чтобы добиться нужной температуры ковки металла, кустари вручную разогревают болванки обычной горелкой, определяя температуру на глаз по цвету нагретой заготовки, а потом помещают ее под пресс, формируя корпус изделия. В таких условиях температурный режим соблюдается весьма относительно, болванки чаще всего оказываются плохо подготовленными к ковке, и поэтому при прессовании в них возникают микротрещины, не заметные невооруженным глазом. Такие изделия выходят из производства со скрытыми дефектами, которые впоследствии проявляют себя и в ходе эксплуатации разрушают кустарный шаровой кран, выводя его из строя.

Испытания на прочность

Приобретая шаровой кран из металла неизвестного происхождения, покупатель добровольно становится участником эксперимента и в бытовых условиях испытывает изделие на прочность. Такие испытания порой приводят к аварийным ситуациям. Зафиксированы случаи, когда корпусы кустарных кранов не выдерживали обычного давления в трубопроводе и рассыпались. В лучшем случае кран из псевдолатуни может дать трещину, что позволяет вовремя перекрыть стояк, но если изделие разлетится, когда хозяев нет дома, то косметическим ремонтом уже не отделаться.

Изготовленные из латуни марки CW617N шаровые краны не разлетаются и не трескаются, так как испытанный в лабораторных условиях сплав имеет уникальные свойства – он прочен и пластичен. Эти качества подтверждены в ходе аксональных и торсионных испытаний, а также проверки латунных шаровых кранов
ТМ PROFACTOR
на разрыв.

Обычно краны испытывают на специальных стендах под высоким давлением, чтобы проверить надежность и прочность сальников из тефлона. Именно они могут первыми выйти из строя при возникновении сильного давления или от износа при длительной эксплуатации. Однако испытанные на стенде шаровые краны ТМ PROFACTOR показывали высокую стойкость полимерных сальников, они не давали течь даже при давлении 120 бар, тогда как в бытовых условиях давление в водопроводе составляет 3-5 бар.

Пластиковый сальник – слабое звено

Сальники из тефлона вполне надежны, только если их не подделывают. Если же седельное уплотнение шара и уплотнение штока изготовили не из тефлона, а из полиэтиленового аналога, то такой сальник автоматически становится слабым звеном. В целях экономии недобросовестные производители заменяют тефлоновые уплотнители в шаровых кранах на пластиковые, которые, естественно, дешевле, но при этом более хрупкие и нестойкие. Такая незаметная подмена значительно снижает надежность и эффективность устройства, поэтому оно может быстро выйти из строя.
Специалисты PROFACTOR Armaturen GmbH наблюдали случаи, когда пластиковые уплотнители в шаровых кранах, прибывших от восточноазиатских поставщиков, не выдерживали даже бытовых перегрузок. Они быстро выходили из строя, когда температура воды доходила до +80 °С.

Итак, стальные шары вместо латунных или из нержавейки, корпусы из псевдолатуни, уплотнительные детали из пластика – все это значительно удешевляет производство шаровых кранов. Технические внедрения восточно-азиатских умельцев, конечно, экономят средства покупателей, но значительно повышают риски эксплуатации устройств, которые в любой момент могут дать трещину, развалиться или разлететься. И тогда сэкономленных средств будет явно недостаточно, чтобы исправить последствия серьезной аварии.

Так стоит ли тогда гнаться за дешевизной и поддерживать недобросовестных производителей? Порой стереотипы нуждаются в пересмотре, и низкая цена изделия не должна определять выбор сантехнической арматуры.

Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя», № 3 (45) 2018

Шаровый кран или шаровой кран

Как правильно писать и говорить: «шаровы́й кран» или «шарово́й кран»?

Если речь идёт о конструктивном типе трубопроводной арматуры, то правильный вариант написания – шарово́й кран. В этом абсолютно единодушны и специалисты Центрального конструкторского бюро арматуростроения, разработавшие ГОСТ 24856-2014 «Арматура трубопроводная. Термины и определения», и филологи:

Толковый словарь Ожегова:
ШАРОВОЙ, -ая, -ое. 1. см. шар. 2. Имеющий форму шара. Шаровая молния. 3. Имеющий шаровидные устройства, детали. Шаровая мельница.
Большой толковый словарь русского языка.
(Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998.)
ШАРОВОЙ, -ая, -ое. 1. к Шар (1 зн.). Ш-ая поверхность. Ш. сегмент, сектор. 2. Имеющий форму шара; шаровидный. Ш. шарнир. Ш-ая мина. Ш-ая молния (редко встречающаяся форма молнии в виде шара красноватого или ослепительно белого цвета). 3. Имеющий в своей конструкции шаровидные части. Ш-ая мельница. Ш. разрядник. Ш. клапан.
Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имён.
(Автор М. В. Зарва. Печатное издание М.: ЭНАС, 2001.)
шаровόй (к шар)

Но, строго говоря, выражение «шáровый кран» тоже имеет право на существование по нормам русского языка, но не как описание конструктива запорного органа трубопроводной арматуры, а как характеристика его цветового восприятия. «Шáровый» — значит серого цвета.

Большой толковый словарь русского языка.
(Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998.)
ШАРОВЫЙ, -ая, -ое. Серо-дымчатый. Ш. цвет. Ш-ая краска (изготовленная из белил, мела и сажи).
Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имён.
(Автор М. В. Зарва. Печатное издание М.: ЭНАС, 2001.)
ша́ровый (серый цвет)
Шаровый (или шаровой) кран LD

Таким образом, про эту фотографию можно сказать, что изображённое на ней изделие – это и «шарово́й кран», и «ша́ровый кран» (кран серого цвета).

Шаровой кран ALSO

Зато на этой фотографии мы однозначно видим «шарово́й кран». Он не покрашен в серый цвет, и оснований назвать его «ша́ровый кран» нет абсолютно никаких.

Консольный кран

Ну а это консольный кран серого цвета, соответственно, тоже может попасть под определение «ша́ровый кран».

Краткая информация о шаровых кранах

Kran-NR-NR-babochka.pngСуществует огромное количество видов запорно-регулирующей арматуры, которая используется в быту и промышленности. Подробнее хотелось бы рассказать о шаровых кранах.
Конструкция шаровых кранов не нова и широко используется с давних времен, однако, в первоначальных вариантах она не обеспечивала плотного перекрытия, а также управление краном было более трудоёмким, чем на кранах нового поколения. Модернизация, введение в производство новых материалов, позволили обеспечить плотность закрытия и снизить усилия, прилагаемые при управлении краном. 
В основе работы шарового крана лежит подвижный элемент(шар), который при повороте ручки(рычага) перекрывает проход.
На что стоит обратить внимание при выборе шарового крана, да и чем собственно они отличаются?

Начнем, пожалуй, с материала, из которого изготавливаются краны, производители предлагают шаровые краны из: 

  • латуни, 
  • стали, 
  • чугуна.

 
Также встречаются краны с различными видами покрытия(хром, никель), но никакой функциональной нагрузки покрытие не несет.
Кроме того, краны могут отличаться типом ручки, это может быть: 
  • рычаг, 
  • флажок,
  • бабочка.

krany.jpgВажно, при выборе крана определиться с типом соединения.
Кран шаровый фланцевый используется на трубопроводах, предусматривающих частичную сборку /разборку системы и в местах, где запрещено или невозможно проводить сварочные работы.
Приварные краны используют на особо важных участках трубопровода, а также в труднодоступных участках, т.к. такой вид соединения обеспечивает полную герметичность и высокую прочность соединения.
Кран шаровый муфтовый предусматривает наличие резьбы, конической или цилиндрической формы (в быту папа/мама).
Шаровые краны с комбинированным типом соединения имеют широкий спектр использования, т.к. их существует множество вариаций, к примеру, резьба / сварка, фланец / сварка и т.д.
Также при выборе шарового крана следует обратить внимание на температуру и вид транспортируемого вещества (газ, вода и т.д). 
Помимо стандартных, существуют краны для манометров и со спускным устройством.
Подводя итог, хочется добавить, что при выборе шарового крана следует учитывать все выше описанные особенности и наши специалисты с удовольствием помогут Вам в этом!
В нашем ассортименте представлены шаровые латунные краны Aquasfera, но при необходимости мы можем подобрать и поставить краны таких марок, как Danfoss, Бугатти, Valtec.

Герметичность шаровых кранов — нормы и классы

Все шаровые краны ALSO проходят испытания на класс герметичности “А” по ГОСТ 33257-2015.

ГОСТ 24856-2014 «Арматура трубопроводная. Термины и определения» определяет следующие понятия, связанные с герметичностью:

Герметичность — способность арматуры и отдельных ее элементов и соединений препятствовать газовому или жидкостному обмену между разделенными полостями.

Герметизация — процесс взаимодействия элементов, узлов и деталей арматуры, при котором образуется соединение, исключающее возможность проникновения через него сред в любом направлении или ограничивающее это проникновение до заданной степени герметичности.

Герметичность затвора — свойство затвора препятствовать газовому или жидкостному обмену между полостями, разделенными затвором.

Норма герметичности затвора Q — максимально допустимая утечка в затворе арматуры.

Утечка:

  • Проникновение среды из герметизированного изделия под действием перепада давления;
  • Объем среды в единицу времени, проходящей через закрытый затвор арматуры под действием перепада давления.

Класс герметичности затвора (класс герметичности) — характеристика уплотнения, оцениваемая допустимой утечкой испытательной среды через затвор.

Степень герметичности — количественная характеристика герметичности арматуры, оцениваемая в зависимости от назначения и опасности рабочей среды и потенциальной тяжести последствий при потере герметичности.

Испытательные среды по ГОСТ 9544-2015 «Арматура трубопроводная. Нормы герметичности» затворов:

  • Вода (которая может содержать ингибитор коррозии), керосин или любая другая жидкость, вязкость которой не превышает вязкости воды;
  • Воздух или другой газ (например, азот, природный газ, фреон). Воздух должен быть осушен до температуры точки росы, исключающей выпадение влаги при дросселировании.

Вид испытательной среды устанавливают в ТУ и выбирают в зависимости от опасности рабочей среды:

  • Для арматуры на жидкие среды, не относящиеся к опасным веществам — испытательная среда вода или воздух;
  • Для арматуры на газообразные среды, а также жидкие среды, относящиеся к опасным веществам — испытательная среда воздух. Допускаются испытания водой по согласованию с заказчиком;
  • Для арматуры атомных станций испытательная среда — вода или воздух.

Нормы герметичности трубопроводной арматуры

Определяются ГОСТ 9544-2015 «Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов». Норму герметичности затворов определяют в зависимости от номинального диаметра DN и класса герметичности по нижеприведённой таблице:

  • при испытании водой давлением Рисп=1,1PN — для всех номинальных давлений PN;
  • при испытании воздухом:
    • Рисп = 0,6 МПа — для PN ≥ 6;
    • Рисп = PN — для PN < 6
Таблица — Нормы и классы герметичности затворов запорной и обратной арматуры
Класс герметичности Норма герметичности затвора Q для испытательной среды
вода при Рисп=1,1pn воздух при Рисп=0,6 МПа
Q, мм3 Q, см3/мин Q, мм3 Q, см3/мин
А Отсутствие видимых утечек в течение времени испытания
АА 0,006·dn 0,0004·dn 0,18·dn 0,011·dn
В 0,01·dn 0,0006·dn 0,30·dn 0,018·dn
С 0,03·dn 0,0018·dn 3,00·dn 0,18 ·dn
СС 0,08·dn 0,0048·dn 22,30·dn 1,30·dn
d 0,10·dn 0,006·dn 30·dn 1,80·dn
е 0,30·dn 0,018·dn 300·dn 18,0·dn
ее 0,39·dn 0,023·dn 470·dn 28,2·dn
f 1,0·dn 0,060·dn 3000·dn 180·dn
g 2,0·dn 0,12·dn 6000·dn 360·dn

Герметичность по отношению к внешней среде

Арматура должна обеспечивать внешнюю герметичность (плотность). Это означает, что рабочая среда из внутренней полости арматуры не должна выходить во внешнюю (окружающую) среду, а так же обеспечивать внутреннюю герметичность, при которой ограничивается или полностью перекрывается перетекание рабочей среды из одной части трубопровода в другую, между которыми установлена арматура.

Герметичность присоединения к трубопроводу

Ранее рассматривались три вида присоединения трубопроводной арматуры к трубопроводу: фланцевые, резьбовые и сварные.

Герметичность сварных соединений. Сварное соединение, является почти безупречным в отношении требований герметичности, которые предъявляются к соединению арматуры с трубопроводом. Приваренная арматура образует с трубопроводом единое целое. Для этого достаточно соблюдать технологию наложения сварочных швов.

Герметичность резьбовых соединений. Герметизация резьбовых соединения осуществляется непосредственно по резьбе уплотнительными материалами в виде льна, пеньки, лентой ФУМ.

Герметичность фланцевых соединений. Фланцевые соединения уплотняются прокладками. Прокладки фланцевых соединений можно разделить на три типа: неметаллические, полуметаллические и металлические.

Неметаллические прокладки изготавливаются из листового материала: паронита, резины, фторопласта, графита, картона. Наиболее популярны прокладки из паронита. При давлении на прокладку в момент стягивания фланцевого соединения материал прокладки деформируется и заполняет собой углубления канавок во фланцах, препятствуя выходу рабочей среды.

Полуметаллические прокладки состоят частично из металлических и неметаллических материалов. Металл обеспечивает жесткость и устойчивость прокладки, а неметаллические компоненты – плотное прилегание к уплотнительной поверхности. Наиболее распространены спирально-навитые прокладки (СНП).

Металлические прокладки различных форм и размеров рекомендуется применять в условиях высоких температур и давлений, когда неметаллические и полуметаллические прокладки применять не представляется возможным. Для плотного прилегания металлической прокладки к пазам уплотнительной поверхности фланцев необходимо приложение высокой нагрузки, сообщаемой затянутыми шпильками или болтами. Следовательно, на относительно малую поверхность контакта стальной прокладки с пазами уплотнительной поверхности фланцевого изделия оказывается высокое давление, вследствие которого уплотнение происходит особенно эффективно. Наиболее распространены кольцевые стальные прокладки овального и восьмиугольного сечения (кольца «АРМКО»), а также линзы уплотнительные «АРМКО», а также линзы уплотнительные.

Все о шаровых кранах Bugatti

Valvosanitaria Bugatti – один из самых известных производителей на рынке трубопроводной арматуры, имеющий немалый опыт в производстве продукции для данной отрасли. В частности, латунные шаровые краны фирма выпускает уже более – 50 лет.

О популярности изделий с литерой «V» свидетельствует хотя бы тот факт, что их поставляют в – 85 стран мира. Однако для Valvosanitaria Bugatti важно не столько количество, сколько качество, поэтому модели постоянно совершенствуются – их можно приводить как пример надежной и технологичной продукции.

У Bugatti гибкий подход к вопросу производства: компания постоянно расширяет ассортимент продукции, а также выполняет специальные заказы по выпуску нестандартных изделий.

Bugatti
Шаровая запорная арматура /Италия/

Назначение : краны шаровые Bugatti предназначены для монтажа сантехнических, отопительных, газо- и водопроводных систем, магистралей для транспортировки различных жидкостей и газов.

Собираем систему на века +7-932-2000-535

Технические параметры : 

Рабочая температура: до + 150,0 °C.

Рабочее давление: до – 64,0 атм.

Присоединительный размер: от – 1/4″ до – 4″.

Материалы деталей: латунь, фторопластовые /P.T.F.E./ и резиновые /EPDM, NBR, Nitrile/ уплотнения.

Асортимент : прежде всего отметим, что в Россию поставляются краны, предназначенные для воды и газа. Однако качество их исполнения такое, что не будет никаких проблем даже при контакте с горюче-смазочными материалами, слабощелочными и слабокислотными жидкостями и даже алкоголем.

В арсенале Bugatti представлены всевозможные краны /стандартные, угловые, с дренажным штуцером, водоразборные/, изделия по оснастке, а также приборы учета воды. Кроме того, есть и комбинированные варианты. В частности, серия многофункциональной арматуры – VB Multi, модели которой состоят из двух единиц: одна из них – кран, другую выбирает пользователь /регулятор потока, фильтр или обратный клапан/. При этом функцию реально изменить, вставив нужный сменный картридж.

Новинки : серия 255 предназначена для оснащения тепловых пунктов, к ним можно подключать манометры. По сути 255-е – аналоги трехходовых кранов, но, в отличие от них, шаровые, а не пробковые и к тому же однонаправленные. При монтаже надо ориентироваться по нанесенной на корпус стрелке.

Серия 740 – «два в одном»: кран совмещен с фильтром. При этом изделие не уступает по качеству и надежности традиционной запорной арматуре Bugatti.

К новинкам можно отнести и обновленную серию кранов с электроприводом, а также изделия с замком /воспользоваться ими сможет только тот, у кого есть ключ/. О назначении кранов – Green Line нетрудно догадаться по названию – они абсолютно экологичны и пригодны для трубопроводов с питьевой водой. Достигается это благодаря следующим особенностям.

Во-первых, у них, выполненных из латуни той же марки, что и стандартные краны Bugatti, содержание свинца в поверхностном слое, контактирующем с водой, сведено к минимуму. Во-вторых, в шаровой вставке есть специальные проточки, благодаря которым в полости крана происходит дополнительная циркуляция, способствующая вымыванию механических отложений.

Кроме того, эти проточки предотвращают разрушение крана в случае замерзания системы, то есть реализуют функцию «антифрост». Кстати, ручки у изделий этой линии под стать названию – зеленого цвета.

Принципиально новое направление деятельности – Valvosanitaria Bugatti – выпуск арматуры, предназначенной для обеспечения новых учитываемых подключений к уже существующим большим магистралям водоснабжения. Создание этой линии повлекло за собой появление новой зарегистрированной торговой марки – Bugatti Waterworks, объединившей арматуру для подключения к трубопроводу без проведения сложных монтажных работ, шаровую запорную арматуру с возможностью блокировки, арматуру для подключения приборов учета и систему соединительной арматуры для трубопроводов из полимерных материалов.

Об оригинале и копиях 

Поскольку продукция фирмы – Valvosanitaria Bugatti в России достаточно популярна, то удивляться тому, что зачастую на рынок попадают подделки, не стоит. Чтобы обезопасить себя от их приобретения, лучше всего покупать краны у официального представителя итальянского производителя. А «копии» в конце концов можно вычислить. Приведем ряд признаков, отличающих настоящие краны Bugatti от поддельных.

Марка латуни

Для производства запорной арматуры итальянская фирма использует только кованую латунь марки – CW617N. Об этом свидетельствует надпись на корпусе. Впрочем, буквы и цифры скопировать нетрудно, а вот подделать изделие из того же металла почему-то не особо стремятся. Как распознать настоящую латунь?

Во-первых, она не может быть дешевой. Так что, если вам предлагают «родной» кран – Bugatti по цене ниже официальной, смело ставьте крест на подлинности детали – альтруистов сейчас нет.

Во-вторых, этот металл отличается относительно большой массой, поэтому арматура – Bugatti достаточно увесистая. Вряд ли поддельщики настолько подкованы технически, что им удалось создать легкую латунь. Вместо этого они в лучшем случае используют вторичную. А в некоторых случаях «нелегальные» краны вообще практически на – 90,0 % состоят из цинка, то есть очень хрупкие и непрочные.

Обратите внимание! Еще полбеды, если кран не выдержит давления, гораздо хуже, когда он опасен для здоровья. Независимая лаборатория – МИСиС проводила анализ «копий». Выяснилось, что во многих якобы латунных изделиях существенно превышено допустимое содержание вредного для здоровья свинца, количество которого в латунных сплавах для трубопроводов с питьевой водой согласно ГОСТ-1639 не должно  превышать – 3,0 %.

Не преувеличивая, можно сказать, что такая несертифицированная продукция представляет реальную угрозу для жизни потребителей.

«Взрывобезопасная» конструкция

В 2001 году из-за ужесточения европейских норм безопасности шаровая арматура – Valvosanitaria Bugatti претерпела серьезную доработку, и теперь шток вставляется изнутри корпуса, а не снаружи. Даже при существенном превышении рабочего давления и полностью открученной гайке регулировки уплотнения возможность вылета штока исключена!

Обратите внимание! Скорее всего, поддельный кран не выдержит даже номинального рабочего давления, на которое сертифицирована продукция – Bugatti, не говоря уже о его превышении.

Шаровая вставкаBugatti 

В оригинале сделана из кованой латуни и отполирована алмазной шлифовкой до блеска. В этом плане подделку больших кранов распознать легче. Нелегальные «производители» не тратят время на тщательную полировку поверхности шара, поэтому она даже на ощупь шероховата, и до «зеркальной» ей далеко.

Кстати, чтобы компенсировать подозрительную легкость крана, подпольные производители зачастую делают шары из электротехнической стали — ее применяют при изготовлении роторов и статоров промышленных двигателей. Выявить фальшивку в данном случае нетрудно: в оригинальных кранах смазка прозрачная, силиконовая, в то время как в подделках она выступает в роли «антикора», а потому состоит из нефтепродуктов или минеральных масел. Есть еще один способ: использовать магнит, который будет притягивать сталь.

Обратите внимание! По надежности и способности выдерживать высокое давление нелегальный продукт уступает оригиналу. Сталь не очень «дружит» с водой, поэтому со временем ржавеет, что приводит к негерметичности и течи.

Регулировочная гайка

У кранов Bugatti немалый ресурс – 20,0 тыс. циклов «открыто-закрыто». Столь долгая жизнь – отличительная черта продукции итальянской фирмы, и абсолютное большинство аналогов в этом плане ей уступает. В чем секрет долголетия? В том, что изделия – VB в случае протечки… пригодны к дальнейшей эксплуатации. Под ручкой крана есть специальная гайка для регулировки сальникового уплотнения и белые тефлоновые уплотнители, подвижные относительно штока. Достаточно затянуть гайку посильнее, и кран снова как новый – будет непреодолимой преградой на пути воды.

В фальшивках сальники зачастую черные, а уплотнения нередко являются лишь «куклой»: шток, может, и держат, но сальники не прижимают, а значит, никак не влияют на работу крана.

Обратите внимание! Про надежность «копии» говорить бессмысленно, а в случае течи кран смело выбрасывайте, поскольку более сильное затягивание гайки регулировки может только усугубить «текущее» положение.

Маркировка

Логотип – Bugatti представляет собой ромб с буквой «V» внутри. Никаких вариаций не допускается. Если вместо ромба другая геометрическая фигура, кран подделан, и надежность, а также длительность эксплуатации не гарантируются. Любые «случайные» опечатки в названии «Bugatti» свидетельствуют не о заводском браке, а о том, что перед вами фальшивка.

На корпусе крана обязательно должна быть надпись «Made in Italy». Легальные образцы имеют такую маркировку. Скопировать ее несложно, да случаются проколы. Например, в виде фразы «Mode Italy» /авторы, по всей видимости, использовали «местные диалекты»/. Особо совестливые поддельщики не стали обманывать покупателя, «забыв» нанести слово «in». Впрочем, «производители» эти не так уж глупы, как может показаться. Человек, который с английским не знаком, подвоха наверняка не увидит, зато привлечь к ответственности разработчиков продукции с «опечатками» сложнее, потому и они не стремятся полностью копировать слова.

С конца – 2003 года по просьбам фирмы «Структура-Бугатти» итальянский производитель стал делать надпись, состоящую только из заглавных букв.

Добавим, что на кранах также стоит дата выпуска. Если вам попалась модель, датированная восьмым месяцем, то настоящей она не является, поскольку август для промышленности Италии – период отдыха. Также обратите внимание на штрих-код: в нем не должно быть сплошных нулей.

Отопление и водоснабжение – многогранный инженерный процесс,

требующий знаний и умений ПРОФЕССИОНАЛА.

Проясним Вашу ситуацию и ответим на вопросы бесплатно +7-932-2000-535

Сантехнические работы Тюмень

Шаровой кран — Построй свой дом

Уверен, что практически каждый владелец загородного дома сталкивался с проблемой выбора шарового крана. Большое их разнообразие иногда заводит в тупик даже опытных людей. Прежде всего речь идет о материале, из которого сделан шаровой кран. Вот о том, как правильно выбрать шаровой кран, мы и поговорим в этой статье.

 

История шаровых кранов

 

В настоящее время, самым качественным является латунный шаровой кран. Он практически полностью вытеснил таких морально и физически устаревших «аборигенов», как пробковые конусные краны, которые устанавливались в советское время.

Не смотря на массовое применение, пробковые конусные краны имели низкие эксплуатационные показатели: срок службы – 8 лет, а ресурс – 1500 циклов, к тому же наработка на отказ была всего 400 циклов. В реальности, их показатели были еще хуже. Пробка крана уже через несколько циклов открытия–закрытия теряла герметичность из-за абразивного воздействия нерастворимых механических примесей в жидкости. К тому же пробковый кран обладал приличным гидравлическим сопротивлением. Его коэффициент сопротивления был в пределах от 3,5 до 6,0. Из-за этого при ремонте или демонтаже старых трубопроводных систем часто встречались пробковые краны, у которых пробка просто отсутствовала.
Что касается шаровых кранов, то они в советское время тоже были, но изготавливались в чугунном корпусе и выпускались с диаметрами условного прохода свыше двух дюймов. Поэтому, когда на рынке появились более дешевые, удобные в монтаже и эксплуатации латунные шаровые краны, ситуация с качеством и долговечность службы трубопроводной арматуры кардинально изменились.

Но на ряду с латунью, некоторые производители стали использовать другие материалы, которые уступали по надежности, но выигрывали по цене. Это обстоятельство заставляет многих пользователей разобраться чем же отличается шаровой кран, сделанный из других материалов.

 

 

Шаровой кран — материал корпуса

 

Материал корпуса – это то, на что в первую очередь следует обратить внимание, когда выбираешь шаровой кран. Самыми надежными считаются шаровые краны из латуни, а не из цинково-алюминиевого сплава (ЦАМ), который часто используют некоторые производители. Цинково-алюминиевый сплав представляет собой сплав, содержащий 96–98 % цинка, 2–3 % алюминия и до 1 % меди. Этот сплав широко применяется в автомобилестроении, например, для производства корпусов карбюратора.

Использование этого материала для изготовления трубопроводной арматуры ограничивается временными дачными схемами. Если кран из сплава будет установлен в инженерной системе дома, то уже через пару лет он может выйти из строя (рис. 2).

Отличается шаровой кран из латуни от крана из ЦАМ по весу. Шаровой кран из сплава значительно легче, т.к. удельный вес ЦАМ составляет 6,7 г/см3, а у латуни – 8,4–8,7 г/см3. Если снять гальванопокрытие на корпусе крана, то латунь можно опознать по чуть приметной желтизне, которая через пару дней окислится до характерного цвета. Что касается цвета ЦАМ, то он серебристый и не меняется при окислении. Лучше всего покупать шаровой кран, у которого латунь видна из-под гальванопокрытия на какой-либо его части.

Состав латуней для производства шаровых кранов

 

МаркаСодержание элементов, %
CuSnFeAlPb
CW617N57–590,30,30,051,6–2,6
ЛС59-257–590,30,40,11,5–2,5
CW614N57–590,30,50,052,6–3,5
ЛС 58-357–590,40,30,12,5–3,5

 

Чаще всего латунные шаровые краны изготавливается методом горячей объемной штамповки. Для этой технологии наиболее оптимальной является свинцовистая латунь марки CW617N по EN 12165. Она соответствует российской марке ЛС59-2 по ГОСТ 15527. Состав латуней, применяемых в при производстве шаровых кранов показан в таблице выше.

Шаровой кран разных производителе отличается по весу. Считается, что чем тяжелее кран, тем толще у него стенки и тем он прочнее. Зная это, отдельные производители шаровых кранов идут на уловку. Они устанавливают на изделие массивную стальную рукоятку, которая увеличивают вес шарового крана. Поэтому, сравнивать вес шаровых кранов лучше при снятой рукоятке.

Сальниковый узел шарового крана

 

Сальниковый узел шарового крана обеспечивает его герметичность. Конструктивно сальниковый узел может иметь различные схемы.
Самым надежным считается сальниковый узел с тефлоновым сальниковым кольцом 2 высотой не менее 40 % диаметра штока, прижимной сальниковой гайкой с наружной резьбой 3 и со штоком 1, вставленным изнутри.

Стоит помнить, что шаровые краны с неремонтопригодными сальниковыми узлами при первой протечке по штоку придется заменить.

Не следует выбирать шаровой кран, у которого шток вставлен снаружи, а не изнутри корпуса. С одной стороны, это делает кран ремонтопригодным, но с другой существует опасность, что шток выбьет давлением рабочей среды, если оно высокое. При такой конструкции крана не приходится надеяться на то, что сальниковая гайка удержит шток, т.к. любое не законтренное резьбовое соединение под действием продольных сил стремится к раскручиванию. Это происходит потому, что продольная сила F на винтовой плоскости раскладывается на две взаимно перпендикулярные силы – Fp и Fn.

Сила Fn нормальна к винтовой плоскости и взаимодействует на направляющую винтовую плоскость, она задает прочность винтового соединения. Сила Fp направлена вдоль винтовой плоскости. И стремится раскрутить соединение. Помешать раскручиванию может только сила трения, но при вибрационных нагрузках сила трения существенно ослабевает. Это и приводит к самопроизвольному раскручиванию. Эта же проблема возникает и в накидных гайках обжимных фитингов, поэтому их необходимо время от времени довинчивать.
Сила, вызванная давлением рабочей среды, стремится вытолкнуть шток шарового крана из сальникового патрубка. При штоке, вставленном изнутри, выталкивающую силу воспринимает буртик штока, опирающийся на корпус крана .

Если шток вставлен снаружи, выталкивающую силу воспринимает сальниковая гайка. Вибрации и переменные температурные нагрузки приводят к самопроизвольному откручиванию сальниковой гайки, что в свою очередь ведет к появлению течи. Если не следить за этим соединением гайка может частично раскрутиться. Если это произойдет, то при малейшем скачке давления, оставшаяся в зацеплении часть резьбы может быть смята, и шток будет выбит из крана.

 

Самая неудачная конструкция сальникового узла, когда опорный буртик штока смещен вверх и прижимается сальниковой гайкой. Здесь сальниковая гайка одновременно выполняет две функции, это ограничение хода штока и ограничение прижимного элемента для сальникового уплотнителя. Кроме возможного выбивания штока, в данной конструкции существует опасность полного заклинивания шара штоком. Это может произойти уже после нескольких довертываний сальниковой гайки.

Конструкции сальниковых узлов шаровых кранов

 

Шток 1 вставлен изнутри. Два одинаковых сальниковых кольца 4 из эластомера. Это самый простой и дешевый узел. Узел является  не ремонтопригодным. Температурная стойкость такого шарового крана ниже, чем у кранов с тефлоновыми сальниками. В случае течи по штоку потребуется замена всего крана. Шток ослаблен кольцевыми проточками.

Шток 1 вставлен изнутри. У этого шарового крана два сальниковых кольца: нижнее 4б из FPM,  а верхнее 4а из NBR. Узел так же является не ремонтопригодным. Температурная стойкость крана ниже, чем у кранов с тефлоновыми сальниками. Течь по штоку потребует замены всего крана. Шток ослаблен кольцевыми проточками.

Шток 1 крана вставлен изнутри. Сальниковая гайка 3 имеет внутреннюю резьбу, что потребовало установки антифрикционного элемента 5. Уплотнение выполнено из тефлонового сальника 2 и резинового кольца 4. Узел условно ремонтопригоден, т.к. заменить кольцо 4 нельзя. Малая высота сальника 2 не позволяет ему полноценно выполнять функции герметизации. Шток 1 имеет начальные напряжения от растяжки и ослаблен кольцевой проточкой.

Шток 1 вставлен изнутри. В роли сальниковой выступает обычная гайка 3 с внутренней резьбой. Растяжка штока потребовала установки антифрикционного элемента 5. Уплотнение выполнено из тефлонового сальника 2 и резинового кольца 4. Узел условно ремонтопригодный, т.к. заменить кольцо 4 нельзя. Малая высота сальника 2 не позволяет ему полноценно выполнять функции герметизации. Шток 1 имеет начальные напряжения от растяжки и ослаблен кольцевой проточкой.

Шток 1 вставлен изнутри. Сальниковая гайка 3 имеет внутреннюю резьбу. Растяжка штока потребовала установки антифрикционного элемента 5. Уплотнение выполнено из тефлонового сальника 2. Узел крана является ремонтопригодным. Шток имеет начальные напряжения от растяжки.

Шаровой затвор крана

 

У большинства латунных шаровых кранов шаровой затвор представляет собой шар (на рис. А). Некоторые производители, из соображений экономии материала делают снизу затвора круговую проточку (на рис. Б). Из-за этого в нижней части крана создается отстойник, куда попадает шлам рабочей среды.

Если в шаровом кране с обычным шаром расстояние от поверхности затвора до стенки корпуса примерно одинаковое по всей поверхности, то в шаре с проточкой появляется зона малых скоростей потока, что и приводит к осаждению нерастворимых осадков.

Существуют конструкции где из шара делают квадрат, протачивая еще и его боковые стороны (на рис. В). С моей точки зрения, такая конструкция является спорной, поскольку воздействие краев боковых проточек на седельные кольца могут существенно сокращать срок службы уплотнителя.


Некоторые производители, в последнее время, стали выпускать краны со сквозным отверстием в нижней части шарового затвора (на рис. Г). Такая конструкция шарового крана должна увеличить его антибактериальную устойчивость. Возможно это и влияет на образование бактерий, но сточки зрения гидравлики, сальниковый узел при открытом кране будет испытывать гидравлические удары.

В качестве материала для седельных уплотнений большинства шаровых кранов используется тефлон (политетрафторэтилен, фторопласт, PTFE), имеющий упрощенную химическую формулу (CF2-CF2)n. Открытый в 30-е годы прошлого века, тефлон оказался скользким и термостойким материалом. Сначала тефлон применялся в военной и космической отраслях, но по мере открытия новых технологий, его стали широко внедрять и в другие отрасли.

Тефлон получаются путем спекания и полимеризации тетрафторэтиленового порошка при температуре порядка 80 °С и давлении до 100 атм. Основное влияние на физические, химические и механические характеристики этого материала оказывают добавляемые в него присадки. Прочность, твердость, пластичность, электропроводность, антифрикционность, термостойкость, химическая стойкость – этими и множеством других свойств можно варьировать, если использовать различные комбинации добавок (см табл.).

Влияние добавок на свойства тефлона

 

ПрисадкаСвойства, придаваемые тефлону
СтекловолокноПрочность, износостойкость, теплостойкость, химическая стойкость
Уголь (сажа)Прочность на сжатие, антифрикционность, теплопроводность, химическая стойкость
ГрафитЭлектропроводность, теплопроводность
УглеволокноНизкая деформативность, износостойкость, электропроводность, химическая стойкость
БронзаНизкая текучесть в холодном состоянии, понижает химическую стойкость
Дисульфат молибденаИзносостойкость, прочность при сжатии, низкая химическая стойкость
ТермопластыСуперантифрикционность, износостойкость, химическая устойчивость, исчезает абразивность

Являясь идеальным материалом для сальниковых уплотнений шаровых кранов, тефлон практически полностью вытеснил остальные материалы. Но в погоне за снижением себестоимости изделий, некоторые производители пытаются сэкономить на достаточно дорогостоящем тефлоне. При этом они делают минимальную толщину тефлоновых колец в седлах шарового крана. Такое кольцо при повышении температуры деформируется и перестает выполнять свою функцию.

Так же встречаются уплотнительные элементы из тефлона дешевых марок. Их можно отличить по зернистости и шероховатости материала. Такой тефлон служит недолго, так как выкрашивается под воздействием кромок шарового затвора.

Стоит отметить, что тефлоновые седельные кольца при сборке должны нагружаться строго определенным усилием предварительного обжатия. При этом рабочая кромка кольца деформируется, принимая сферическую форму. Из-за, шаровой кран открывается и закрывается с приложением некоторого усилия. Если кран открывается свободно, это свидетельствует либо о недостаточном усилии предварительного обжатия, либо о том, что под седельные кольца установлены демпферы из эластомера. Это снижает температурную стойкость и долговечность крана, т.к. эластомер при начальном высоком напряжении, в течение времени теряет свои эксплуатационные свойства.

 

Затвор шарового крана постоянно находится под воздействием потока рабочей среды, в которой могут присутствовать нерастворимые абразивные частицы.

Чтобы снизить такое воздействие, на поверхность затвора наносится гальванопокрытие из хрома. Из-за своих химических свойств, хром не может наноситься непосредственно на латунь, под ним должна присутствовать медная или никелевая подложка. Отсутствие подложки снижает срок службы крана.

В процессе гальванизации хром, из-за своей твердости, осаждается неравномерно, небольшими пятнами), между которыми находятся микротрещины. Под воздействием электролита эти микротрещины заполняются продуктами коррозии слоя подложки (медь или никель). В результате, получается монолитное, прочное покрытие. Если подложки не будет, то микротрещины останутся незаполненными, что приведет к неполноценности защитного покрытия.
В настоящее время появились шаровые краны, имеющие тефлоновое покрытие шарового затвора. Такие краны оказались совершенно не эффективными в условиях потока рабочей среды с механическими включениями.

 

Ответственные элементы конструкции шарового крана

 

Шаровой кран имеет ряд конструктивных особенностей, на которые необходимо обращать внимание при выборе этого изделия. Эти особенности видны на продольном распиле большого полукорпуса шарового крана.

a – резьба, соединяющая два полукорпуса крана, должна иметь не менее трех ниток. Как правило, это метрическая резьба с шагом 1,25 мм;
b – длина присоединительной резьбы должна соответствовать требованиям ГОСТ 6527. Для кранов из горячепрессованной латуни допускается снижать нормативную длину резьбы на 10 %. В частности, для кранов с номинальным диаметром 1/2″ размер b должен составлять не менее 11 мм;
с – минимальная ширина буртика, ограничивающего заход присоединяемой трубы в муфтовый патрубок крана, определяется из расчета его на срез под воздействием силы, вызванной монтажным усилием ввинчивания.

Регулирование потока шаровым краном

 

Шаровой кран является запорной арматурой, поэтому на него распространяется действия п. 4.44 СП 41-101: «Применять запорную арматуру в качестве регулирующей не допускается». Многие европейские производители снимают гарантию со своих шаровых кранов, если будет известно, что ими пытались регулировать количество проходящей жидкости. Это происходит потому, что современные шаровые краны имеют достаточно тонкую стенку корпуса, которая способна выдержать заявленные в паспорте давления и температуру. Но противостоять длительному воздействию абразивных частиц дросселированного потока и кавитации, которые проявляются при попытках использовать шаровой кран в качестве регулирующего органа, стенка корпуса не может.

Крепление рукоятки шарового крана

 

Как ни странно, такая незначительная конструктивная особенность, как способ крепления рукоятки шарового крана, может сказаться на его долговечности и безопасной эксплуатации. На рисунке представлены наиболее распространенные конструктивные решения этого узла.

Самым надежным считается узел с самоконтрящейся гайкой (на рис. В). Крепление рукоятки обычной гайкой (на рис. Б) требует постоянного обслуживания. Такую гайку приходится периодически подтягивать. При слабой затяжке гайки можно сломать шток. Самым ненадежным является узел, в котором рукоятка крепится винтом (на рис. А). Внутренняя резьба в штоке со временем ослабляет. К тому же винт в условиях влажного режима эксплуатации быстро ломается, т.к. его живое сечение (по резьбе) чрезвычайно мало .

В следующей статье я расскажу о проекте дома баней из клееного бруса.

 

РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ:

Что нужно знать о бытовых шаровых кранах

В моделях лучших производителей шар сделан из отполированной до зеркального блеска хромированной латуни. Конечно, существуют и пластиковые, и стальные изделия (например, Naval), однако в нашем быту чаще всего используются шаровые краны из латуни — без дополнительного покрытия, или никелированной, или хромированной.

Корпус такого крана состоит из двух изготовленных методом горячей штамповки частей, соединенных левой резьбой с проклейкой. В более крупную из них изнутри (т. н. взрывобезопасное устройство) вставляется шток, на который и сажается сфера, загоняемая в эту же часть. Герметичность шарового крана обеспечивается внутренними прокладками (у газовых кранов — обычно из тефлона, у водопроводных — из тефлона или резины).

На штоке крепится ручка  — «барашек», «бабочка» или «консоль», «рычаг». У шаровых кранов, предназначенных для газопроводных систем, ручка окрашивается в желтый цвет. Кроме того, сверху (в месте крепления ручки на штоке) обычно наносится своеобразная пломба -«клякса». Ручки водопроводных шаровых кранов чаще всего окрашивают в красный, синий, серый, черный (например, Bugatti) или белый (скажем, Itap для радиаторов, с «американкой») цвета. 

Обратите внимание:газовые краны можно использовать «на воду», водопроводные «на газ» — нельзя.Будьте внимательны и в выборе уплотненительных материалов: паста или лента для герметизации резьбы также должны быть «…и на газ» (скажем,»MULTIPAK», а не «UNIPAK»).

На корпусе крана имеется маркировка с указанием его размера (…3/8″, 1/2″, 3/4″…), номинального внутреннего диаметра (скажем, DN 20) и номинального давления, на которое он рассчитан (PN 30, например). Ну, и логотип производителя (не всегда).

Шаровые краны могут быть прямыми и угловыми, могут быть оснащены сгоном с накидной гайкой (т. н. «американкой»), штуцером для шланга, косым фильтром, спускным клапаном… Они могут быть проходными, Т- или L- образными… Они монтируются в трубопровод резьбовыми соединениями, паечными, «обжимными»… С использованием шаровых кранов может быть подключен радиатор, стиральная машина, унитаз и так далее. 

Однако во всех случаях шаровые краны предназначены только для запирания потока (или перевода в его в другую трубу) — но никак не для регулировки его объема путемперевода ручки в положение неполного открытия/закрытия. Это не только малоэффективно, но и попросту расточительно: «промежуточное» положение сферы приводит к быстрому стачиванию ее тонкого края, не рассчитанного на сопротивление потоку, а в образующихся при этом застойных зонах начинают копиться отложения различных примесей. из-за которых кран однажды попросту заклинит. Право, не стоит использовать его вместо старой доброй задвижки или современного терморегулирующего клапана.

Шаровой кран, используемый подобным образом, выходит из строя гораздо быстрее, чем мог бы, используйся он по прямому назначению. …И еще одна маленькая рекомендация: не ленитесь время от времени несколько раз закрыть-открыть шаровые краны, стоящие «без движения».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.