Применение норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения
Всем известна статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно первая ее часть, гласит, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно абзацу 6 пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354), в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, в силу Правил № 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
При этом данный вывод не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
К такому выводу пришел Верховный суд Российской Федерации в своем определении от 11.07.2018 № 305-ЭС18-3486 и все было бы хорошо, если бы не переходный период в течение, которого норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения во многих регионах нашей необъятной страны не был утвержден, а действовал норматив, утвержденный органом местного самоуправления.
Определением от 29.07.2019 г. по делу № 309-ЭС19-2341 Верховный суд российской Федерации расставил точки над i.
До внесения изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы местного самоуправления были правомочны утверждать нормативы потребления коммунальных услуг.
Согласно пунктам 2 и 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306, в редакции, действовавшей до внесения в них изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 258), уполномоченными на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг органами являлись органы местного самоуправления; в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге — органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации; в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению — органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право до 31.12.2016 принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг при соблюдении определенных условий. В случае принятия такого решения переход должен быть завершен не позднее 01.01.2020.
Таким образом, Верховный суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что в случае отсутствия утвержденных до настоящего времени органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг, при проведении расчета размера платы за коммунальные услуги
Помимо названного вывода Верховный суд Российской Федерации делает еще один однозначный вывод о том, что неверное установление нормативным правовым актом порядка расчета платы за коммунальный ресурс не должно приводить к нарушению прав граждан.
Размер платы за горячее водоснабжение должен быть рассчитан исходя из установленного решением органа местного самоуправления норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды,
Получается вопрос о том кем и когда должен быть утвержден норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, а также какой норматив когда применяется Верховным судом Российской Федерации разрешен. Осталось понять, каким образом возмещать потери, возникшие в результате установления регулирующим органом заниженной цены.
И на этот вопрос также есть ответ в определении от 29.07.2019 г. по делу № 309-ЭС19-2341. Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» поставщик ресурса имеет другие возможности компенсировать свои потери, возникшие в результате установления регулирующим органом заниженной цены, например, учесть эти потери при формировании тарифа в следующих периодах регулирования, потребовать взыскания с публично-правового образования убытков или компенсации, аналогичной применяемой при возмещении межтарифной разницы.
Насколько действенными окажутся данные способы защиты покажет время и судебная практика.
Компания «Бурмистр.ру» проведет вебинар 17 октября 2019 года. Тема: «Приборы учета. Учесть неучтенное». Заявка на вебинар тут.
Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или воспользоваться формой ниже.
Мифы ЖКХ: Что такое «подогрев ГВС»?
Данная публикация входит в цикл статей «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке > > >
**************************************************
В настоящей статье рассмотрена лжетеория о незаконности предъявления к оплате потребителям коммунальных услуг стоимости теплоэнергии, содержащейся в потребленной горячей воде (нередко исполнители коммунальной услуги по горячему водоснабжению стоимость такой теплоэнергии указывают в квитанции в строке «подогрев ГВС», либо «тепло в ГВС»).
Разберемся, что же такое «подогрев ГВС» и законно ли его предъявление к оплате потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Суть лжетеории
Если горячая вода поступает в многоквартирный дом из централизованной сети горячего водоснабжения, то никакого дополнительного подогрева этой горячей воды непосредственно в многоквартирном доме не производится (в доме не установлено ни котлов, ни теплообменников и т.п.). Следовательно, предъявление к оплате некого «подогрева ГВС» незаконно. Кроме того, такой коммунальной услуги «подогрев ГВС» действующим законодательством не установлено — Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354) содержат исчерпывающий перечень коммунальных услуг, среди которых никакого «подогрева ГВС» нет. Таким образом, «подогрев ГВС» — несуществующая услуга, незаконно предъявляемая потребителям к оплате.
В настоящей статье рассмотрим, как же обстоят дела на самом деле.
Теплоэнергия в ГВС
Для понимания, что же такое «подогрев ГВС», необходимо прежде всего рассмотреть сам процесс производства горячей воды для горячего водоснабжения (далее — ГВС) с технической точки зрения. А процесс этот упрощенно состоит из следующих этапов — сначала подготавливается холодная вода, затем она нагревается до установленной соответствующими нормами температуры, а потом подается потребителю в виде горячей воды. Стоимость ГВС для потребителей до марта 2015 года устанавливалась уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ в рублях за кубический метр.
Еще в 2012 году Правительство РФ признало наличие проблемы, обусловленной установлением тарифа на ГВС в рублях за кубический метр горячей воды. Проблема заключалась в том, что при расчете этого тарифа необходимо было учитывать, что непосредственно сама холодная вода поставлялась водоснабжающей организацией в теплоснабжающую организацию, которая, в свою очередь, осуществляла нагрев этой воды до требуемой температуры и поставляла потребителям уже горячую воду. При этом если объем холодной воды (в кубометрах) и объем горячей воды (в кубометрах), полученный после нагрева этой воды, были практически равны, то объем затраченной на этот нагрев теплоэнергии существенно отличался в зависимости от конкретных условий предоставления ГВС — от состояния и протяженности сетей, от наличия/отсутствия циркуляционных контуров и т.п.
На уровне субъектов для расчета объема теплоэнергии, затраченной на подогрев одного кубометра холодной воды до состояния горячей воды, применялись некие коэффициенты, которые в большинстве своем составляли величину, близкую к 0,06.
Разъясним физический смысл этого коэффициента.
1 калория тепла (энергии) необходима для нагревания 1 грамма воды на 1 градус Цельсия. Следовательно, для нагрева одной тонны воды (1 миллион грамм) на 1 градус потребуется 1 млн калорий или 1 мегакалория (Мкал). Например, для нагрева 1 кубометра воды от 0 до 60 градусов цельсия (60 градусов — нижняя граница допустимого интервала температуры горячей воды, предоставляемой потребителям в жилых и многоквартирных домах в качестве ГВС) потребуется 60 мегакалорий (Мкал), что равно 0,06 (0,060) гигакалорий (Гкал).
В некоторых случаях учитывалось, что холодная вода нагревается до требуемой температуры не от 0 градусов Цельсия, а летом — от 15, а зимой — от 5. Если взять усредненную начальную температуру холодной воды 10 градусов, то для нагрева одного кубометра такой воды до 60 градусов потребуется 0,05 Гкал.
При этом могли учитываться потери тепла в теплосети. Например, если потери составляют 20%, то затраты тепла на подогрев воды упрощенно можно рассчитать следующим образом: конечное (требуемое) теплосодержание кубометра воды 0,06 Гкал принимается как 80% от теплосодержания, обеспеченного на выходе из котельной, исходя из чего определяется теплосодержание на выходе из котельной 0,075 Гкал (0,06 / 0,8 = 0,075 Гкал, что соответствует температуре 75 градусов Цельсия). Затем из полученной цифры вычитается начальное теплосодержание холодной воды (0,01 Гкал, соответствующая 10 градусам Цельсия), в результате чего получается количество тепла, необходимое для нагрева одного кубометра воды, равное для рассматриваемого случая 0,065 Гкал.
Разумеется, для разных субъектов, для разных муниципальных образований приведенные цифры могли разниться — это могло быть и 0,05 Гкал/куб.м, и 0,08 Гкал/куб.м, но в подавляющем числе случаев коэффициент все же был близок к 0,06 Гкал/куб.м.
И именно количество гигакалорий, потраченных на нагрев ГВС, и называют «подогрев ГВС».
Если внимательно изучить квитанцию, то можно увидеть, что стоимость ГВС чаще всего состоит из двух частей: непосредственно вода (называемая или «холодная вода для ГВС» или даже просто «ГВС»), стоимость которой очень близка или даже равна стоимости холодной воды, указанной в строке «ХВС», и тот самый «подогрев ГВС» (или «тепло в ГВС»).
Таким образом, «подогрев ГВС» — это не отдельная коммунальная услуга, а составная часть коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Двухкомпонентный тариф
В соответствии с поправками, внесенными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 №129 Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные ПП РФ от 23.05.2006 №306, органы госвласти субъектов РФ при установлении нормативов потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (далее — ГВС) имеют право, а с 2020 года — обязаны утверждать нормативы потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
То есть, применяемый ранее «коэффициент», позволяющий определить объем теплосодержания в ГВС, теперь вполне официально именуется норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При этом объем теплоэнергии, рассчитанный исходя из этого норматива и объема потребленной конкретным потребителем горячей воды, как раз и указывается в строке «подогрев ГВС».
Согласно Правилам 354 (в редакции ПП РФ от 14.02.2015 №129) расчет стоимости ГВС производится путем суммирования стоимости двух компонентов —стоимости теплоносителя (непосредственно самой воды) и стоимости тепла, затраченного на нагрев этой воды до требуемой температуры («подогрев ГВС»).
Дополнительно стоит отметить, что если ГВС производится внутри дома с помощью теплообменника (или котла), то объем теплоэнергии, затраченной на «подогрев ГВС», рассчитывается исходя не из норматива расхода теплоэнергии, а из фактически потребленного тепла (или иного затраченного на нагрев коммунального ресурса).
Выводы
«Подогрев ГВС» не является самостоятельной коммунальной услугой, указанным термином называют объем теплоэнергии, затраченный на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Указанная теплоэнергия является одним из компонентов коммунальной услуги по ГВС.
При установлении органами госвласти субъекта РФ двухкомпонентного тарифа на ГВС предъявление к оплате потребителю стоимости ГВС в виде стоимости двух отдельных компонентов этой услуги действующему законодательству не противоречит.
Вопросы по ЖКХ — Что означает подогрев ГВС и нужно ли за него платить.Если это подогрев горячей воды, то зачем горячую воду подогревать?
Здравствуйте, Ольга!Я начну ответ с конца Вашего вопроса: «зачем горячую воду подогревать?». Подогревать горячую воду, если она действительно горячая, т.е. ее температура не ниже нормативной, = 60 гр. С, конечно, не нужно. Но для того, чтобы вода, льющаяся из кранов в Вашу ванну и мойку, стала горячей, нужно нагреть ХОЛОДНУЮ воду, которая поступает в котельную или в бойлера ГВС дома, до этих 60 гр.С., и потратить на это тепловую энергию, измеряемую в Гкал.
В отношении платы за горячее водоснабжение: нормативно-техническими документами допускается два метода расчета и оплаты ГВС в зависимости от системы ГВС в городе (открытая или закрытая) и того, какой метод более подходит для конкретных условия города, от принятой в городе системы расчета между домоуправляющими компаниями, Теплоэнерго и Водоканалом, или более приглянулся властям и бухгалтерам.
Первый:
плата берется по статье «горячее водоснабжение», в которую входит сумма платы за тепло, потраченное в котельной или в бойлере дома на подогрев воды плюс плата за холодную воду, поданную Водоканалом и затем нагретую в котельной или бойлере и израсходованную жителями. Затем эта плата от всех жителей, поступившая в домоуправляющую компанию, делится бухгалтерией УК между Теплоэнерго и Водоканалом по известным им правилам.
Второй:
плата берется по двум статьям:
— «подогрев горячей воды (ГВС) » — это плата за тепло, израсходованное в котельной или в бойлере дома на подогрев холодной воды, чтобы она стала горячей. Как правило, эти деньги напрямую поступают в Теплоэнерго без «усушек и утрусок» в УК;
— «холодная вода (теплоноситель) на ГВС» — плата за воду, поданную Водоканалом и затем нагретую в котельной или в бойлере и израсходованную жителями. Как правило, эти деньги напрямую поступают в Водоканал без «усушек и утрусок» в УК.
Если появилась плата «холодная вода на ГВС» и «подогрев ГВС», то на столько же должна уменьшиться плата за «горячее водоснабжение».
Ольга! Пугаться двух статей за ГВС не следует. Главное – проконтролируйте, чтобы плата не бралась дважды за одно и то же! Чтобы «усушка и утруска» не произошла в Вашем кошельке!
Удачи Вам в плате за подогрев ГВС!