Песок — Википедия
Песо́к — рыхлая осадочная горная порода, а также искусственный материал, состоящий из зёрен горных пород. Очень часто состоит из почти чистого минерала кварца (вещество — диоксид кремния). Слово «песок» часто употребляется во множественном числе («пески́»), но форма множественного числа имеет и другие значения. Природный песок представляет собой рыхлую смесь зёрен, образовавшихся в результате разрушения твёрдых горных пород, размером 0,16—5 мм, масса одной песчинки может варьироваться от десятых долей миллиграмма до нескольких микрограмм. В зависимости от условий накопления могут быть аллювиальными, делювиальными, морскими, озёрными, эоловыми. Пески, возникшие в результате деятельности водоёмов и водотоков, имеют более округлую, окатанную форму.
Песчинки желтого строительного песка под микроскопомВ торговле[править | править код]
- Строительный песок — неорганический сыпучий материал с крупностью до 5 мм, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород и получаемый при разработке песчаных и песчано-гравийных месторождений без использования или с использованием специального обогатительного оборудования.
- Речной песок — добывается из русла рек, отличается высокой степенью очистки и отсутствием более крупных обломков и глинистых примесей.
- Карьерный мытый песок — добывается в карьере путём промывки большим количеством воды, в результате чего из него вымывается глина и пылеватые частицы.
- Карьерный сеяный песок — добываемый в карьере просеянный песок, очищенный от крупных больших фракций. Применяется при производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ, в приготовлении асфальтобетонных смесей.
- Тяжёлый искусственный песок — рыхлая смесь зёрен, получаемая механическим дроблением горных пород — гранитов, мраморов, известняков, туфов, пемзы, а также шлаков различной плотности и происхождения. Форма зёрен искусственных песков, в отличие от натуральных, получается остроугольной, а поверхность — шероховатой. Искусственные пески используются в основном как заполнитель в декоративных растворах и в штукатурках, когда нужно получить эффект ощутимой фактуры накрывочного слоя на наружных поверхностях
Цена на песок зависит, прежде всего, от характеристик песка, а также напрямую связана с удаленностью песчаного карьера от районов потребления песка или от крупных строительных объектов.
Самым дешёвым песком является карьерный природный песок, то есть песок, добытый в карьере и не прошедший последующей его обработки. В этом песке, как правило, присутствуют комки глины, а также большое количество пылистых и глинистых частиц.
После обработки стоимость песка существенно повышается. Например, сеяный песок, который получается путём просеивания карьерного природного песка (из него удаляются мелкие камни, комки глины и другие инородные предметы), может стоить уже в 1,5—2 раза дороже своего предшественника. Мытый песок, получаемый путём промывки карьерного природного песка в воде, стоит примерно в 1,5 раза дороже сеяного и примерно в 2—3 раза дороже природного песка.
Расположение песчаного карьера также влияет на стоимость добываемого в нём песка. Так, средняя стоимость песка, добываемого в Московской области, значительно выше средней стоимости песка, добываемого в Калужской области. А цена песка, добываемого в 50 км от Москвы, превышает стоимость аналогичного песка, добываемого в карьере, расположенном в 100 км от столицы.
Широко используется в составе строительных материалов, для намывки участков под строительство, для пескоструйной обработки, при возведении дорог, насыпей, в жилищном строительстве для обратной засыпки, при благоустройстве дворовых территорий, при производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ, используется для бетонного производства. При производстве железобетонных изделий, бетона высоких марок прочности, а также при производстве тротуарной плитки, бордюров, колодезных колец используют крупнозернистый песок (Модуль крупности 2,2—2,5). Мелкий строительный песок используется для приготовления накрывочных растворов. Кроме того, песок является основным компонентом при изготовлении стекла.
Строительный речной песок довольно широко применим в различных декоративных (смешивают с различными красителями для получения специальных структурных покрытий) и отделочных работах готового помещения. Он также выступает компонентом асфальтобетонных смесей, которые используются в строительстве и укладке дорог (в том числе и для строительства аэродромов), а также в процессах фильтрования и очистки воды.
Кварцевый песок используется для изготовления сварочных материалов специального и общего назначения.
Ежегодное потребление песка и гравия во всём мире превышает 40 млрд тонн. Страны мира, лидирующие по потреблению песка: Китай, США, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Германия[2].
Практически все пески относятся к 1-му классу по радиоактивности по ГОСТ 30108-94 (удельная эффективная активность естественных радионуклидов в них не превышает 987 Бк/кг, исключения могут составлять только дроблёные пески), то есть радиационно безопасны и пригодны для всех видов строительства без ограничений.
Встречаются радиоактивные чёрные пески.
В природе существуют так называемые чёрные пески, встречающиеся в различных уголках земного шара. Они состоят из тёмноцветных тяжёлых минералов и образуются в результате вымывания более лёгких и светлых минералов. Чаще всего основными их минералами являются гематит, ильменит, магнетит. Такие пески часто образуют россыпные месторождения. На 1981 год в чёрных песках были обнаружены 50 минералов из 8 тысяч известных в то время, а также множество редкоземельных элементов
В некоторых прибрежных областях земного шара, например, на пляжах Индии, Бразилии, Украины — на северном побережье Азовского моря встречаются радиоактивные чёрные пески[4]. Радиоактивность таких песков в Приазовье в среднем — от полусотни до трёхсот микрорентген в час, но в некоторых случаях может достигать 1000 микрорентген в час. Основную их массу составляет нерадиоактивный ильменит (содержит титан), однако основная часть радиации исходит от содержащегося в них монацита. Чёрные пески Приазовья также часто обогащёны редкоземельными элементами. Такие пески образуются в результате естественных геологических процессов и сразу после появления имеют чёрный цвет и блестят подобно металлам. По данным исследований Азовской научно-исследовательской станции МГУ, в Приазовье самые радиоактивные из таких песков расположены в районе оснований кос между Мариуполем и Бердянском
Инженерно-геологическая классификация[править | править код]
Наименования песка по крупности | Наименование песка по плотности сложения | ||
плотный | средней плотности | рыхлый | |
Гравелистый, крупный или средней крупности | e<0,55 | 0,55≤e≤0,70 | e>0,70 |
Мелкий | e <0,60 | 0,60≤e≤0,75 | e>0,75 |
Пылеватый | e <0,60 | 0,60≤e≤0,80 | e>0,80 |
Значение степени влажности | Наименование песка по степени влажности |
0 < SR ≤ 0,5 | маловлажный |
0,5 < SR ≤ 0,8 | влажный |
0,8 < SR ≤ 1,0 | насыщенный водой |
Наименование пылевато-глинистого грунта | Число пластичности | ||
супесь | 0,01 ≤ IP ≤ 0,07 | ||
суглинок | 0,07 < IP ≤ 0,17 | ||
глина | IP > 0,17 |
Наименование и консистенция пылевато-глинистого грунта | Значение индекса текучести | |
Супесь | твердая | IL < 0 |
пластичная | 0 ≤ IL ≤ 1 | |
текучая | IL > 1 | |
Суглинок или глина | твердые | IL < 0 |
полутвердые | 0 ≤ IL ≤0,25 | |
тугопластичные | 0,25 < IL ≤ 0,50 | |
мягкопластичные | 0,50 < IL ≤ 0,75 | |
текучепластичные | 0,75 < IL ≤ 1 | |
текучие | IL > 1 |
К просадочным относятся пылевато-глинистые грунты со степенью влажности SR < 0,8, у которых величина индекса просадочности Iss меньше следующих значений:
0,01 ≤ IP < 0,1 | 0, 1 ≤ IP < 0,14 | 0,14 ≤ IP < 0,22 |
Iss < 0,1 | Iss < 0,17 | Iss < 0,24 |
- Геологический словарь / Под общ. редакцией А. Н. Криштофовича. — М., 1965. Т. 2.
- Петтиджон Ф.Дж., Поттер П., Сивер Р. Пески и песчаники. — Изд-во МИР. — М., 1976. 316 стр.
- Качинский Н. А. Физика почвы. — М., 1965. Ч. 1.
|
Свойства и применение полезных ископаемых — урок. Окружающий мир, 3 класс.
Полезными ископаемыми называют богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
Полезные ископаемые делятся на группы. Каменный уголь, торф, нефть, природный газ называют горючими ископаемыми. К рудным (металлическим) относят полезные ископаемые, содержащие металлы, например, медную руду, железную руду. К нерудным относят строительные ископаемые (известняк, глину, песок, гранит), а также калийную соль, каменную соль и другие.
Полезные ископаемые могут находиться в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Большинство из них твёрдые, нефть — жидкая, а природный газ — газообразный.
Каменный уголь
Каменный уголь чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо.
Торф — образовался на дне болот из остатков растений. Лёгкий, рыхлый, хорошо пропускает воду. Хорошо горит. Используется как удобрение в сельском хозяйстве и в качестве топлива.
Нефть — жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо для автомобилей, тракторов, самолётов (бензин, керосин и др.). Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть, люди строят буровые установки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным нефтепроводам нефть поступает к местам переработки и потребления.
Природный газ
Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, а также как сырьё для получения пластмасс, резины и других полезных веществ.
Железная руда
Железная руда — чёрного или бурого цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Притягивает металлические предметы. Из неё выплавляют железо, которое используется в производстве машин, железнодорожных рельсов, станков, вагонов.
Гранит
Гранит — горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. Очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны, памятники. Многие станции метро облицованы гранитом.
Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.
Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Песок сыпучий, жёлтого или белого цвета, непрозрачный. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.
Глина, как строительный материал, свойства, характеристики
Содержание статьи
Происхождение и способы добычи строительной глины
Всех приветствую в очередной статье нашего блога «Песоконлайн.рф»!
Сегодня речь пойдет о таком нерудном материале, как строительная глина. Я расскажу Вам, где добывается глина, какой она может быть и какими свойствами обладает этот строительный материал. Также Вы узнаете, где используется глина человеком, каким образом и где ее можно купить. А начнем с общего описания данного строительного материала и его происхождения.
Глина является разновидностью горной породы. Происхождение глины можно описать, как процесс отложения полевых шпатов с последующим их разрушением на глинистые минералы. Так происходит появление основной массы глины на нашей планете. Также глина может откладываться на дне рек, морей и океанов. По происхождению глину можно разделить на несколько групп. Давайте перечислим эти группы глины:
- Прибрежно-морская глина. Основным отличием данной группы глины может быть крупная величина зерен материала. Добывается данная группа по береговым линиям рек, озер, морей, заливов и так далее.
- Лагунная глина. Образуется данная группа в морских лагунах, содержание солей в данных водах должно быть повышенным.
- Шельфовая глина. Такая глина может образовываться при отсутствии течения и на глубине до 200 метров.
- Озерная глина. Добывается преимущественно вблизи стоячих водоемов. Данная группа глины отличается повышенной огнеупорностью, так как содержит в себе необходимые для выполнения данных свойств минералы.
- Остаточная глина. Получением такой глины является процесс выветривания горных пород различного состава.
Еще хочется добавить про происхождение глины то, что этот материал по своей природе должен содержать мелкие частицы. Обычно они составляют однородную массу.
Характеристики глины и ее свойства
Давайте подумаем, как можно охарактеризовать глину, как материал. Если глина сухая, она является рассыпчатым огнеупорным материалом. Также может принимать различные формы. Над засохшей глиной можно проводить некоторые манипуляции, например, обтачивать и шлифовать ее.
Если глина содержит в себе воду, то такой материал может принять любую форму. Глина обладает очень хорошей пластичностью. Из нее можно лепить различные фигуры. Также влажная глина обладает рядом других особенностей. Глина является отличным гидроизолятором. После ее насыщения водой, она перестает пропускать воду.
Характеристики глины и ее свойстваСвойства глины
Основными свойствами природной глины являются огнеупорность, пластичность и водонепроницаемость. Эти свойства и сделали глину популярной в строительной сфере.
Давайте подробнее разберем каждое свойство. Огнеупорность глины позволяет использовать глину при создании печей и посуды. Пластичность позволяет лепить из глины различные фигуры, а также глину можно использовать в качестве кладочных и затирочных растворов. Водонепроницаемость позволяет глине выступать в качестве гидроизоляционного слоя при прокладке трубопровода и укладки плитки.
Далее предлагаю рассмотреть разновидности глины, как нерудного материала. Виды могут иметь отличие в составе, местах происхождения и свойствах.
Разновидности глины
Виды строительной глиныСтроительная глина. Данный вид глины может быть добыт на песчаных и речных месторождениях песка, гравия и глины. Используется обычно данный вид глины в приготовлении кладочных растворов.
Огнеупорная глина. Такой материал выдерживает большие температуры при обжиге. Может применяться в производстве кирпича и других изделий.
Красная глина. Красная глина хорошо используется в художественной лепке. На самом деле глина коричневая, но при воздействии температуры она может принимать белый или красный цвет.
Голубая глина. Такой вид глины используется в медицинских целях и приготовлении косметических средств.
Шамотная глина. Глина, которая относится к данному виду, нашла применение в производстве огнеупорного кирпича.
Это только основные разновидности строительной глины, на самом деле видов глины намного больше, только они встречаются не во всех регионах нашей страны. Мы перечислили виды глины, которые можно встретить практически везде.
Области применения строительной глины
Строительная глина нашла применение в нескольких отраслях строительства. Глину используют в разных видах и при разных условиях. Это позволяют делать ее свойства. Благодаря своей огнеупорности она позволяет создавать из нее изделия, которые способны выдержать большие температуры. А такие свойства могут пригодится в разных отраслях.
Строительство из глины (саманное)
Строительство из глины (саманное)Саманное строительство в наше время остается популярным в теплых регионах нашей страны. Для возведения зданий используется кладка из глины и дерева. Сооружения очень долго служат своим обитателям и сохраняют тепло и приятные внутренние климатические условия. В таком строительном процессе используется раствор строительной глины.
Использование глины для кладки печей
Использование глины для кладки печейСтроительная глина обладает пластичностью и огнеупорностью. Такие свойства позволяют использовать ее при кладке печей. Это направления использования глины известно человеку с давних времен. В наше время глина тоже используется в кладке печей. Только обычно это готовые смеси из глины, которые только нужно развести водой.
Использование глины как утеплителя
Использование глины как утеплителяИспользование глины, как утеплительного слоя известно, тоже с давних времен. Сейчас таким способом утепляют дома, наверное, только южные районы нашей страны. Так как в средней полосе или на севере такого утепления будет недостаточно.
Где купить и сколько стоит самосвал, тонна, куб глины?
Обычно строительную глину можно приобрести с доставкой до Вашего объекта или адреса самосвалом. Вы можете выбрать, сколько кубометров или тонн строительной глины привезти. При осуществлении доставки необходимо встретить водителя и удостовериться, что Вам привезли тот материал, и количество его в кузове машины совпадало заявленному продавцом.
После подтверждения принадлежности товара, покажите водителю место разгрузки и дождитесь, когда действия водителя будут завершены.
Как заказать самосвал строительной глины?Таким образом, заказать доставку строительной глины Вы можете в нашей компании «Песоконлайн.рф». Для этого Вам необходимо позвонить по телефону 8 800-700-02-44 или оставить заявку в любом разделе нашего сайта.
Как заказать самосвал строительной глины?
Если Вам необходимо заказать самосвал строительной глины с доставкой, обращайтесь скорее к нашим специалистам! Вы получите советы правильного выбора материала и Вас сориентируют по стоимости доставки и срокам выполнения работ.
Вы можете заполнить необходимую информацию на сайте и дождаться звонка, специалист скажет сколько будет стоить машина строительной глины с доставкой до Вашего адреса и сориентирует по срокам и условиям доставки.
«Что такое песок и глина»
Сочетание экспериментирования в детском саду и наблюдений на прогулках.
Тема: «Какими бывают песок и глина».
Цель: познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, и найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни.
Материалы и оборудование : стаканчики с песком и глиной для каждого ребенка (можно использовать разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости-упаковки), стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, лупы. Все это можно разместить на небольшом подносе. Во время прогулок предложите ребятам отыскать на земле палочки или ветки, похожие на деревья, которые на занятиях «превратятся» в деревья. У каждого ребенка должно быть личное «дерево». Кроме того, необходимо подготовить песок и глину. Песок, промытый и прокаленный; глина, лучше настоящая. Контейнер для льда. Мел цветной. Весы. Градусник.
Опыт 1.Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать — песок или глину? Песок. Потому и говорят, что песок — «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. В отличие от глины песок — рыхлый.
Опыт 2. С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки. Затем рассмотрим таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине — слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина — из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.
Опыт 3. Во время проведения этого опыта не следует забывать о безопасности детей: ведь песчинки могут попасть в глаза или в нос. Чтобы избежать этого, можно проводить опыты в трехлитровых стеклянных банках. Положим банку на бок, насыпаем тонким слоем глину или песок, закроем полиэтиленовой крышкой. В нижней части крышки делаем отверстие для резиновой трубки, через которую можно вдувать в банку воздух. Один конец трубки будет находиться в банке, в другой вставим обычную резиновую грушу. Можно даже попробовать сдувать в трубку воздушный шарик или использовать велосипедный насос. Создаем в банке сильный поток воздуха — игрушечный ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются. Затем подуем так же на комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро, легко, как песчинки? Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются. Подобные опыты можно провести и с влажным песком и глиной.
Опыт 4 . Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок — рыхлый.
Опыт 5 . Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит — в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. Сажаем «деревце» во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Во влажную землю легче сажать растения.
Опыт 6 . Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы делаем дождевых червячков. Затем попробуем создать таких же червячков и шарики из влажного песка. Что получается? Из песка колбаску-червячка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные. Если шарики все-таки получились, аккуратно сложим их на дощечке и оставим высыхать. Что произойдет с шариками, когда они высохнут? Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими. А что можно сделать из влажного песка? Напоминаю ребятам, как они играют с песком и формочками, делают куличи. Из какого песка получается кулич — из сухого или мокрого? Предлагаю детям сделать два кулича.
Опыт 7. Сравнение мокрого и сухого песка по весу. Насыпаем песок в две одинаковые чашечки, пытаемся на руках определить вес песка, делаем вывод – точнее вес определить с помощью весов. На весах взвешиваем чашечки с песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого.
Опыт 8. Можно ли песок заморозить? Берём контейнер для заморозки льда, на одну половину насыпаем сухой песок, на другую – мокрый. Ставим в морозилку, после чего переворачиваем контейнер. Видим – сухой песок высыпается на поднос, а мокрый высыпается в виде кубиков. Почему? В мокром песке — вода, а вода при заморозке становится льдом. Опыт можно продолжить – определить как кубики льда с водой быстрее растают. Несколько кубиков оставить на столе в блюдце, другую часть кубиков положить в тёплую воду, остальное положить в блюдце на батарею. Засечь время, результат зарисовать.
Опыт 9. Можно ли песок выкрасить в какой — нибудь цвет? Для этого эксперимента потребуется мокрый песок, мел и тёрка. Немного песка кладём в миску, трём на тёрке мел одного цвета и перемешиваем – песок становится цветом мелка.
Опыт 10. Определим как песок быстрее высушить. Одинаковое количество песка в ёмкости поставим на батарею, другой рассыпем на бумаге, третий – оставим на подносе. Результат зарисуем – на батарее вода из песка испаряется, бумага не большое количество воды впитала в себя, в подносе песок сушился очень долго.
Опыт 11. Во время солнечной погоды насыпаем песок в две одинаковые тарелки и ставим одну в тень, другую на солнце и рукой определяем где песок теплей. Можно использовать градусник и результат зарисовать.
Экспериментирование обязательно нужно связать с наблюдениями на прогулках, экскурсиях:
1. Обращаем внимание детей на песочницу во время дождя и в сухую погоду. Чем отличается песок? Дети пытаются слепить замки из сухого и мокрого песка. Что означает выражение: «Строить замки на песке»? (Опыт № 6.)
2. Предлагаем детям пройти сначала по влажному песку, а затем по сырой глине. Где остаются более четкие следы? Что происходит со следами, когда земля высыхает?
3. После дождя дети часто приносят на обуви грязь. Откуда она берется? Предложите детям пройтись в резиновых сапогах по песчаной дорожке и по глинистой. Какую грязь легче отмыть? Почему? После проведения опытов дети мыли руки. Что быстрее отмывалось — песок или глина? (Опыт № 2.)
4. Внимательно исследуем участки, на которых после дождя скапливается вода и подолгу стоят лужи. Где чаще появляются лужи — на песке или на глинистой почве? Проверяем предположения на примере нашего участка, парка, сквера. (Опыт № 5, когда вода впитывалась в песок и в глину.)
5. В ветреную погоду наблюдаем за песком — уносит ли его ветер? (Опыт № 3.)
6. Во время первых заморозков, обращаю внимание детей, что песок замёрз и растает теперь только весной, когда будет тепло и пригреет солнце.
Знакомство со свойствами песка и глины
«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна — а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови… Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется…»
(Отрывок из сказки “Чудесная кладовая” Ильина М. и Сегал Е.)
Актуальность. Почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходимо беречь почву от истощения, разрушения и загрязнения. В нашем дошкольном учреждении был разработан и реализован исследовательско-творческий проект «Изучаем почву», в ходе которого решались задачи подготовки детей к пониманию экологических проблем через организацию экспериментальной деятельности в детском саду. В рамках этого проекта дети подготовительной группы участвовали в интегрированной ООД “Познание. Формирование целостной картины мира” по теме: “Знакомство со свойствами песка и глины”. Практическое использование данной разработки позволит педагогам сформировать у дошкольников реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта — почвы, свойствах песка и глины.
Цель – познакомить детей с такими компонентами неживой природы (почвы), как песок и глина, и их свойствами; сравнить, чем они похожи и чем отличаются.
Задачи:
- образовательные: расширять кругозор детей о земле, выделить 4 лексических значения слова “земля” (планета; суша; поверхность, среда, в которой живут растения и животные), закрепить новые знания с помощью демонстрации предметов (глобуса, карты, модели “почвы” из 4-х слоев) и презентации на ноутбуке “Песок и глина”, создать проблемную ситуацию исследования, с помощью игровой деятельности и кукол (Магистра Песочных наук и Профессора Глиняных наук) познакомить детей со свойствами песка и глины в ходе практической деятельности, использовать для опытов лупы, колбы, стеклянные стаканы, микроскопы; понимать лексическое значение слов “лаборатория”, “исследователь”, расширить словарь: “сыпучий”, “рыхлый”, “пропускает воду”, “липкая “вязкая”, “песчинки”, “комочки”, “барханы”; закрепить навыки рисования и лепки из песка и глины, уметь составлять небольшой связный рассказ о свойствах материалов, формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, ознакомить с экспонатами Музея песка и глины; уточнить знания детей о значении песка и глины в жизни человека.
- развивающие: развивать умение наблюдать, сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение; обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы; развивать внимание, мышление, логику, зрительное и слуховое восприятие, речь.
- воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом, проявлять интерес к новой информации.
Материалы и оборудование: стол для воспитателя, 5 столов для трех лабораторий, стулья, глобус, физическая карта России, черный ящик (в котором лежат песок, глина, письмо), модель земли-почвы из 4-х слоев в круглом аквариуме; презентация “Песок и глина”, компьютерное обеспечение, две игрушки: Магистр Песочных наук и Профессор глиняных наук; театральная ширма, ширма с вешалками и халатами, белые халаты для воспитателя и детей; на 1 столе: образцы разноцветных песка и глины на демонстрационных тарелочках; на 2 столе: большая и маленькая лупы, одноразовые белые тарелочки, 2 больших стеклянных стакана с песком и глиной, маленькие стаканы с песком и глиной, одноразовые стаканчики с водой, микроскопы с образцами песка и глины, для иллюзии “ветра”: стеклянные колбы и трубочки для коктейля, для свойств сыпучести и рыхлости: тарелочки с песком и глиной, одноразовые тарелочки, пластмассовые палочки, для рисования на песке: демонстрационный стол с кварцевым песком, для лепки: влажный песок, мягкая глина 3-х видов; образцы вылепленных цветов, трубочки, доски для лепки, влажные салфетки, для Музея песка и глины: стеллажи с демонстрационными полками, накрытые занавесом с надписью “Музей песка и глины”, иллюстрации, предметы: глиняная посуда, изделия из стекла, фарфоровая и фаянсовая посуда, дымковская игрушка, комнатный цветок в глиняном горшке, косметическая глина, картины из кварцевого песка, кирпич, облицовочная плитка, песочные часы.
Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Социализация”, “Коммуникация”, “Художественное творчество”, “Безопасность”, игровая деятельность.
Методы и приемы:
Наглядные: показ опытов и экспериментов, рассматривание различных видов песка и глины по цвету, рассматривание экспонатов Музея глины и песка.
Словесные: словесное поощрение, вопросы проблемного и поискового характера, художественное слово, словесное привлечение малоактивных детей через рассуждение.
Практические: опыты и эксперименты, решение проблемных ситуаций, рисование на песке, лепка из глины.
Игровые: игра-театрализация с игрушками Магистром Песочных наук и Профессором глиняных наук.
Материалы и оборудование на разных этапах ООД:
Вид деятельности | Материалы, оборудование: | |
1. | Вводная часть. Сюрпризный момент. | Глобус, физическая карта России, черный ящик, в котором песок, глина, письмо, модель земли-почвы с 4 слоями в круглом аквариуме. Презентация “Песок и глина”, компьютерное обеспечение. |
2. | Введение в проблему. | Две игрушки: Магистр Песочных наук и
Профессор глиняных наук. Ширма с вешалками и
халатами. Белый халат для воспитателя, белые халаты для детей. |
3.1 | Практическо -исследовательская часть.
1-я лаборатория “Наблюдатели”. Опыты 1, 2. Прозрачность, цвет |
На 1 столе: образцы разноцветных песка и глины на демонстрационных тарелочках, таблички “песок” и “глина” |
3.2 | Опыт 3. Запах материалов. | На 1 столе: образцы песка и глины. |
3.3 | Опыты 4. Из чего состоят сухие песок и глина |
На 2 столе: для воспитателя – большая и маленькая лупа; для детей – лупы; одноразовые белые тарелочки, песок и глина. |
3.4 | Опыт 5. Взаимодействие в водой. | На 2 столе: для воспитателя – 2 стеклянных стакана с песком и глиной, сосуд с водой, для детей: стеклянные стаканчики с песком и глиной – одноразовые стаканчики с водой. |
3.5 | 2-я лаборатория “Экспериментаторы” Опыт 6. Наблюдение через микроскоп. |
На 3 и 4 столах: микроскопы с образцами песка и глины. |
3.6 | Опыт 7. Сыпучесть. | Для воспитателя и детей: в стаканчиках песок и глина., одноразовые тарелочки — 9 шт. |
3.7 | Опыт 8. “Ветер”. | На 5 столе: для воспитателя и детей – стеклянные колбы и трубочки для коктейля (для выдувания) |
3.8 | Опыт 9. Рыхлость. | Тарелочки с песком и глиной, пластмассовые палочки. |
4. | Практическо-художественная часть. 3-я
лаборатория “Творцы”. а) Рисование кварцевым песком. б) Лепка из песка и глины. |
Демонстрационный стол с кварцевым песком, разноцветная мягкая глина 3-х видов, трубочки, образцы цветов из глины |
5. | Заключительная часть. Повторить свойства песка и глины | Две игрушки: Магистр Песочных наук и Профессор глиняных наук. |
Последующая работа. Экскурсия в Музей песка и глины. Беседа о значении материалов в жизни человека. | Стеллажи с демонстрационными полками,
накрытые занавесом с надписью “Музей песка и
глины”. Предметы для “музея”: глиняная посуда, изделия из стекла, фарфоровая и фаянсовая посуда, дымковская игрушка, комнатный цветок в глиняном горшке, косметическая глина, песочные часы, картины из кварцевого песка, кирпич, облицовочная плитка; иллюстрации. |
Ход ООД
Вводная часть. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети…
А по весне стоит вся в цвете.
И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете.
Что это? Скажите, дети… (Земля)
— Ребята, что означает слово “земля”? ( Выделяем 4 значения слова “Земля”: планета, суша или материк, поверхность, среда, в которой живут насекомые, сажают растения…)
— Мы с вами сегодня будем разговаривать о земле, в которую можно что-то посадить, которую мы чувствуем своими ногами, когда по ней ходим… Вам приходилось где-нибудь наблюдать за землей? Какая она?
Как выдумаете: из чего состоит земля? (Варианты ответов.) Правильно, земля бывает разная. Она состоит из нескольких слоев (Показывает модель почвы из 4-х слоев.)
— От чего зависит цвет земли? (От того, из чего она состоит.) Сегодня мы начнем изучать землю. С чего мы начнем?…(Обращает внимание детей на черный ящик.) А может ответ на вопрос находится в этом черном ящике? Внимание! Черный ящик. (Дети отгадывают загадки.)
Если встретишь на дороге –
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
она понадобится сразу. (Глина)Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже.
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
— Правильно, сегодня мы будем изучать песок и глину. (Достает их из черного ящика.) Смотрите, здесь есть еще необычное письмо. Интересно, а что в нем написано? (Воспитатель достает из черного ящика письмо, читает его.)
… Здравствуйте, дорогие ребята! Если вам интересно исследовать и узнавать новое, то приглашаем вас посетить нашу лабораторию… Если вы согласны, то начните с просмотра нескольких слайдов. Ваши добрые друзья
— Итак, внимание на экран… Презентация
Введение в проблему. Создание игровой ситуации.
— Сегодня мы с вами будем исследователями. И отправимся в путешествие с новыми друзьями. Один из них — представитель из страны песка. Значит, его страна называется … (песочная). И зовут его Магистр Песочных наук. А другой — гость из страны глины. Значит, его страна называется … (глиняная). Его зовут Профессор Глиняных наук.
— Ребята, с нашими героями произошла забавная история. Встретились они друг с другом и стали спорить: кто из них важнее. Давайте поможем им решить спор. Мы с вами отправимся в лабораторию, где будем исследовать песок и глину. А потом ответим на вопрос: кто из наших друзей главнее. Итак, надеваем специальную одежду с эмблемой и идем в лабораторию.
Практическо-исследовательская часть. Опытническая деятельность в лабораториях №1, №2.
1-я лаборатория “Наблюдатели”
Опыт 1. На столе № 1 на тарелочках лежат песок и глина. Видите ли вы дно тарелки? (Нет.) Что можно сказать о прозрачности песка и глины? (Они не прозрачны.)
Опыт 2. Какие материалы по цвету? От чего зависит цвет? (От минералов, из которых он состоит. Могут быть разноцветными.
Опыт 3. Какие материалы по запаху? (Не имеют запаха.)
Опыт 4. Из чего состоит песок, глина? Давайте потрем песок и щепотку глины между пальцами. Посмотрим на них через лупу. (Песок состоит из песчинок, а глина из комочков разного размера.)
Опыт 5. Как песок или глина дружат с водой? (Налить воду в стаканчики с песком и глиной, одновременно и поровну. Вывод: песок хорошо впитывает воду, а глина – плохо.)
2-я лаборатория “Экспериментаторы”
Опыт 6. Почему песок впитывает воду быстрее глины?
(Дети через микроскоп рассматривают песок и глину. Вывод: у песка частички маленькие, полупрозрачные, не прилипают друг к другу. У глины частички тесно прижаты друг к другу.)
Опыт 7. Высыпать из стаканчиков на лист бумаги песок и глину. Что высыпалось легче и почему? (Вывод: песок высыпался легче, потому что он сыпучий; глина высыпалась с трудом, т.к. она слипается комочками при взаимодействии с водой.)
Опыт 8. “Ветер”. Дети, что такое “ветер”? (Это потоки воздуха.) Давайте создадим ветер и посмотрим, что происходит с песком. (Дети берут прозрачные стаканы, в которые заранее насыпан кварцевый песок, дуют через трубочку от коктейля, создают иллюзию “ветра”.)
Вывод: песчинки разлетаются, а глина неподвижна или двигается с трудом. Где можно увидеть такое явление – ветер с песком? (В пустыне.) В пустыне под сильным воздействием ветра образуются барханы – песчаные холмы сыпучего песка, навеянные ветром.
Опыт 9. Палочку воткнуть в песок и глину. Вывод: палочка легко втыкается в песок, т.к. он рыхлый, в глину – с трудом, т.к .она вязкая, липкая.
Практическо-художественная часть. Рисование и лепка в лаборатории №3.
3-лаборатория “Творцы”
Опыт 10.
— Можно ли рисовать на песке и глине? (Можно.)
— Можно ли лепить из песка и глины? Вывод: из влажного песка можно сделать куличики и шарики, они плохо сохраняют форму, разваливаются. Из глины можно что-нибудь слепить Глина хорошо сохраняет форму, пластичная.
Заключительная часть. Повторить свойства песка и глины
Воспитатель (обращается к игрушкам Магистру Песочных наук и Профессору Глиняных наук): Друзья, сегодня наши дети побывали в лабораториях и исследовали свойства песка и глины. Теперь они вам расскажут, что они узнали нового об этих материалах.
(Дети составляют небольшие связные рассказы “Что я знаю о песке и глине…”.)
— Итак, наши друзья спорили, кто из них главный. А вы как считаете? (Они оба главные, потому что имеют большое значение в жизни человека.)
Воспитатель и дети снимают одежду для опытов и покидают лабораторию.
Воспитатель: Дети, наши персонажи остались довольны вашими рассказами. Они приглашают вас совершить экскурсию в “Музей песка и глины”. Там они с вами побеседуют о значении материалов в жизни человека.
Воспитатель благодарит детей. Магистр Песочных наук и Профессор Глиняных наук прощаются.
Последующая работа — экскурсия в “Музей пе
Что такое песок, глина, гранит, известняк?
Полезные ископаемые представляют собой природные образования, которые добываются с поверхности Земли или из недр, а после используются для различных целей. Одна из групп составляет строительные ископаемые по типу известняка, песка, гранита и глины. Гранит — это сложное ископаемое, которое имеет в составе три минерала, а именно слюду, кварц, а также полевой шпат. Этот материал применяется при облицовке станций метро и зданий. Известняк образовался из окаменевших раковин морских древних моллюсков. Плиты, сформированные из известняка-ракушечника, обладают красивой узорчатой структурой и применяются с целью декорирования. Песок и глина применяются при изготовлении кирпича, цемента, а также бетона. Подробнее о каждом ископаемом вы сможете прочесть в статье.
Песок и его описание
Если вы задались вопросом о том, что такое песок, то стоит прочитать информацию, представленную ниже. Это горная осадочная порода или искусственный материал, который имеет в составе зерна горных пород. Достаточно часто песок состоит практически полностью из чистого кварца. Если говорить о природной разновидности песка, то он характеризуется как рыхлая смесь отдельных зерен, фракционность которых варьируется от 0,1 до 5 миллиметров. Элементы образуются в процессе разрушения горных твердых пород. В зависимости от генезиса, природные пески могут быть озерными, морскими, аллювиальными, делювиальный, а также эоловыми. Если перед вами стоит вопрос о том, что такое песок, то вы должны знать, что он может возникнуть в процессе деятельности водотоков и водоемов, в этом случае элементы обладают более окатанной и округлой формой.
Разновидности песка
Можно выделить среди разновидностей речной песок, который добывается из русла рек. Отличается он превосходной степенью очистки и отсутствием глинистых примесей, посторонних включений и мелких камней. Карьерная разновидность добывается методом промывки большим объемом воды. В результате из состава вымываются пылевидные элементы и глина. Наиболее часто в строительстве используется одноименный песок, который является сыпучим неорганическим материалом. Фракционность в этом случае не превышает 5 миллиметров. Он образуется в процессе естественного разрушения горных скальных пород. Если перед вами стоит вопрос о том, что такое песок, то вас должна заинтересовать его радиоактивность. Согласно ГОСТ 30108-94, данное вещество можно использовать для всех видов строительных работ без ограничения, что указывает на радиационную безопасность.
Что представляет собой глина
Если вы решили узнать о том, что такое песок и глина, то последняя представляет собой осадочную мелкозернистую горную породу, которая может переходить в сухое состояние, обретая пылевидность. При увлажнении вещество становится пластичным. В составе может быть один или несколько минералов группы каолинита. Среди ингредиентов могут быть всевозможные глинистые минералы, а также карбонатные и песчаные частицы. В роли образующего минерала выступает каолинит, что касается оксида кремния, то он содержится в объеме, равном 47%. Оксид алюминия содержится в объеме 39%, тогда как вода в количестве 14%. Главным источником описываемых пород выступает полевой шпат, который распадается под воздействием атмосферных явлений. Некоторые глины, которые обладают осадочным происхождением, образуются в ходе накопления перечисленных минералов. Однако большинство из них — это наносы водных потоков, которые выпадают на дно морей и озер.
Гранит и его описание
Что такое песок, было описано выше, теперь вы сможете узнать об особенностях гранита. Он представляет собой магматическую кислую интрузивную породу, которая состоит из полевого шпата, слюды, кварца, а также плагиоклаза. Граниты достаточно распространены в земной континентальной коре. Плотность этого вещества составляет 2600 килограм на кубический метр, тогда как прочность на сжатие достигает показателя в 300 МПа. Гранит можно назвать одной из самых важных пород земной коры. Он играет значительную роль в ее строении. Гранит в наибольшем объеме образуется в зонах коллизии, где происходит столкновение континентальных плит и наблюдается утолщение континентальной коры.
Прочитав данную статью, вы сможете узнать о том, что такое песок, глина, гранит, известняк. Предпоследняя порода выступает одним из наиболее плотных веществ, которое характеризуется прочностью и твердостью. Ее применяют в строительстве в роли облицовочного материала. Помимо прочего, гранит обладает незначительным водопоглощением и превосходной устойчивостью к воздействию загрязнений и морозов. Именно поэтому он считается оптимальным для мощения снаружи и внутри помещений. Однако необходимо помнить о том, что такое помещение будет обладать несколько более значительным радиационным фоном.
Описание известняка
Если вас интересует, что такое песок строительный и известняк, то оба эти понятия вам станут известны после прочтения данной статьи. Последнее вещество представляет собой горную осадочную породу хемогенного или органического происхождения. Преимущественно известняк состоит из карбоната кальция, который представлен кристаллами кальцита всевозможных размеров. Благодаря наличию карбоната кальция, известняк способен частично медленно растворяться в воде. Он разлагается на углекислый газ, а также на соответствующие основания. Образуется он при участии живых организмов в условиях морских бассейнов. Эта порода является частью горных цепей, а также достаточно распространена в других местах. Материал лишен блеска и обладает светло-серым оттенком. Однако может быть белым или почти темным. Цвет зависит от состава примесей.
Заключение
Если вы задались вопросом о том, что такое песок для детей, то его можно приобрести в магазинах строительных материалов. При его изготовлении добавляется некоторое количество глины, что позволяет добиться пластичной консистенции, подходящей для песочницы.
Урок окружающего мира по теме «Полезные ископаемые. Песок и глина.» (4 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1 Красноармейского района Волгограда
Районный конкурс «Здравствуйте, дети!»
Авторская методическая разработка
урока окружающего мира
Тема урока: ««Полезные ископаемые. Песок и глина».
4 класс
Автор методической разработки
учитель начальных классов МОУ Лицей № 1
Волкова Елена Валерьевна
Волгоград, 2018
Класс: 4
Тема урока: «Полезные ископаемые. Песок и глина»
Тип урока: комбинированный урок
Цель: создать благоприятные условия для формирования исследовательских умений, стимулировать интерес к изучению полезных ископаемых России.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить учащихся с самыми распространенными полезными ископаемыми – песком и глиной, их основными свойствами;
Развивающая:
развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
Воспитательная:
способствовать воспитанию интереса к урокам окружающего мира и исследовательской деятельности.
Проявлять бережное отношение к природным ресурсам России;
Планируемые результаты.
Предметные результаты достижения учащихся:
Метапредметные:
регулятивные –
выполнять учебное действие в соответствии с целью;
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей в условиях групповой работы.
познавательные –
раскрывать значение понятия: «свойства полезных ископаемых» и использовать его в активном словаре;
определять и объяснять особенности полезных ископаемых и обосновывают свое мнение.
коммуникативные –
формулировать собственное мнение и позицию, в рамках учебного диалога;
учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога при выполнении учебного задания в группе;
использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Личностные:
проявлять интерес к изучению темы, осознавать личностный смысл;
проявлять желание изучать, исследовать окружающий мир, справляться с трудностями.
Основные понятия: «песок», «глина», «гранит», «выветривание», «экология», «памятник природы».
Формы организации деятельности: фронтальная работа, групповая работа.
Технологии: технология развивающего обучения, технология активного обучения ,социо-игровая, группового обучения.
Оборудование: таблицы-инструкции, коробки с песком, глиной, стекло, лупы, стакан с одинаковым количеством воды, воронки, банки, одинаковое количество песка и глины. дидактический материал «Полезные ископаемые», физическая карта Волгоградской области.
Интерактивный материал: презентация по теме.
Использованные источники:
Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
https://geographyofrussia.com/://География Волгоградской области
Технология проведенияДеятельность учителя
Деятельность учеников
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Мотивация к учебной деятельности
Эмоциональное начало урока
Цели:
— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Мотивирует учащихся к учебной деятельности с помощью социо-игрового упражнения.
— Встаньте в конец класса те, кто любит изучать окружающий мир?
— Встаньте к доске те, кто не любит?
— Объясните своё отношение. Какие советы дадим тем, кто не любит урок окружающего мира?(«Чтобы полюбить, нужно познать»)
Объясняют, для чего нужно изучать окружающий мир. При этом звучат качества ученика, его задачи, правила поведения на уроке.
Коммуникативные:
уметь оформлять в устной форме свои мысли о мотивах учения, школьных правилах и следовать им.
II. Формулирование темы урока, постановка цели
Цели:
— организовать формулирование темы урока учащимися;
— организовать постановку цели урока учащимися.
Учитель проводит социо-игровое упражнение «Кубики», которое помогает организовать совместное планирование, целеполагание. Организует совместный выбор видов работ на уроке.
На полу лежит лист ватмана, расчерченный на квадраты. Внутри квадратов записаны ключевые фразы:
— Я думаю, нам удастся выполнить все ваши пожелания. Сегодня на некоторое время мы все вместе представим себя в современной научной лаборатории. Нам предстоит провести нелегкое, но интересное исследование полезных ископаемых песка и глины.
Работа со словариком.
— откроем словарик исследователя и вспомним, что такое лаборатория.
(лаборатория – это помещение, где проводятся исследования и опыты).
-А что такое опыт (Опыт – проверка какого-либо предположения (гипотезы)на практике.
Опыты интереснее и лучше проводить самому, своими руками, а не смотреть, как их делают другие).
— какие вопросы должен задавать себе самому каждый исследователь?
(Что? Как? Где? Почему? Зачем? Когда? Отчего? А что из этого следует?)
Распределение ролей в группах по 4 человека.
Координатор, докладчик, секретарь, художник
— Какие законы мы должны соблюдать при работе в группах?
Все участвуют в работе, у каждого своя роль.
Все друг другу помогают.
Конфликты решаются мирным путем.
Когда один говорит, все внимательно слушают.
Участвуют в совместном планировании и целеполагании.
Выбирают и ставят кубик на вид работы, важный для себя лично, объясняют свой выбор.
Формулируют тему и цели урока. Тема урока-исследования «Песок и глина» Цель: узнать свойства и определить, на какие свойства опирается человек при их использовании.
— определять свойства полезных ископаемых
Регулятивные : уметь определять и формулировать цель с помощью учителя.
Познавательные:
раскрывать понятия «свойства песка и глины»
Коммуникативные:
использовать его в активном словаре;
— комментировать действия
в рамках учебного диалога.
III. Актуализация опорных
знаний.
Цели:
— создать условия для актуализации изученных знаний.
Организует повторение изученного.
— Что вы знаете о песке и глине?
— Где их используют?
Повторение пройденного материала
– Почему говорят, что песок и глина – «дети» гранита, стакан и чашка – его родные «внуки»?
Вывод: песок и глина – продукты распада гранита.
Повторяют тему «Гранит», «Как разрушаются скалы»
Предметные умения:
— знать состав и свойства гранита.
— иметь представление о процессе выветривания.
Познавательные умения:
— раскрывать значение понятий и использовать их в активном словаре;
IV.Формирование новых знаний и способов действий.
Цель:
-Организовать работу по формированию умения проводить микроисследования на основе проведения деловой игры.
— организовать анализ и запоминание свойств песка и глины в группах.
Организует исследование, затем коммуникативное взаимодействие в группах.
Организует работу, помогает, дает советы группам.
Организует работу по осмыслению учебного материала.
Создаёт условия для обобщения представлений, фиксацию полученных результатов в таблице.
Практическая работа.
Инструкция:
Опыт 1. Установление сыпучести.
Цель: узнать, что легче пересыпается песок или глина.
(вывод: песок легче пересыпается струйкой. Песок сыпучий.
Глина струйку не образует. Глина не обладает сыпучестью)
Опыт 2. Определение вязкости песка и глины.
Цель: узнать, что прочнее связывается друг с другом – частицы песка или глины.
Смешать песок и глину и сделать шарики, колбаску, калачик.
(Вывод: глина легко скатывается в шарик. Он прочный, пластичный, из него можно сделать колбаску, согнуть калачик. Из песка шар, колбаску сделать нельзя, он рассыпается. Песок не обладает вязкостью, его частицы плохо прилипают друг к другу, частицы глины очень хорошо прилипают друг к другу).
Опыт 3. Установить водопроницаемость песка и глины.
Цель: выяснить, что лучше пропускает воду – песок или глина. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в одну воронку засыпать песок, а в другую – глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Пронаблюдать, в каком стакане раньше появились капли воды. Какой стакан быстрее наполнится водой.
(Вывод: раньше появились капли из воронки с песком. Вода в этом стакане собирается быстрее, чем в воронке с глиной. Песок хорошо пропускает воду. Глина — хуже).
Организует проверку самостоятельной работы,
сравнение свойств.
Организация исследования отличий свойств песка и глины.
Организует постановку проблемы отличия свойств песка и глины.
Предмет исследования: песок и глина.
Задача: узнать в чем причина отличий свойств песка и глины.
Предположение (гипотеза): Причина отличия свойств:
А) строение частиц
Б) размер частиц
В) расположение частиц.
План исследования:
Изучим внешний вид песка и глины.
Изучим строение песка и глины при помощи лупы.
Проведем моделирование.
Сделаем вывод, верно ли наше предположение.
Результат исследования:
Песок и глина состоят из отдельных частиц, но форма размеры, расстояние между ними различны.
Песок состоит из кружочков разного размера, глина состоит из мелких частиц похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой
Организует моделирование.
Песок Глина
б) Моделирование частиц из пластилина.
Вывод:
песок пересыпается легко, т.к. крупные округлые частицы легко скользят, не задевают друг друга. У глины плоские, мелкие частицы задевают друг друга и мешают пересыпаться.
Круглые частицы песка плохо прилипают друг к другу, поэтому песок не обладает вязкостью. Глина обладает хорошей вязкостью, т.к. мелкие плоские частички легко и прочно прилипают друг к другу.
Песок состоит из более круглых частиц, они расположены рыхло, между ними более крупные промежутки. Вода через них проходит легко. Между мелкими, плоскими частицами глины промежутки маленькие. Вода проходит плохо и медленно.
4. строение частиц песка и глины объясняет особенности вязкости, водопроницаемости, сыпучести. Наше предположение было верно.
Выполняют практическую работу в граппах, выполняют опыты, оформляют результы в таблице.
Выполняют проверку результатов исследования ,
Сравнивают свойства песка и глины.
Формулируют проблему, гипотезу, составляют план исследования.
Исследуют отличия свойств песка и глины.
Моделируют частицы песка и глины из пластилина., делают вывод.
Предметные умения:
-рассказывать:
— о полезном ископаемом и его свойствах;
— проводить исследование полезного ископаемого и оформлять результат в таблице;
Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков;
Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации; согласовывать свои действия с партнером, вступать в групповое учебное сотрудничество, строить речевые высказывания.
— использовать речевые средства для представления результата деятельности;
Личностные:
проявлять интерес к теме , осознавать личностный смысл.Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;
— выбирать вариант выполнения задания;
V. Формирование практических навыков и способов деятельности.
Цель:
-Организовать работу по обобщению представлений, закреплению полученных знаний.
—
Создаёт условия для обобщения представлений, закреплению полученных знаний.
Тест:
1.Песок
2.Глина
А.Водопроницаемость
Б. Сыпучесть
В. Вязкость.
Ключ : 1-А,Б, 2-В
Экологическая страничка. Работа с картой Волгоградской области, обозначениями полезных ископаемых на карте. Рассказ учителя о месторождении и способах добычи, использовании полезных ископаемых (используется мультимедийная презентация):
— Пески и глины – важный строительный материл, широко распространен в Волгоградской области.
Наиболее крупные месторождения песков Чапурниковское, Латашинское, Гумракское, Орловское, Себряковское
Стекольные пески Камышинского месторождения не содержат примесей.
Чтобы добыть песок и глину роют карьеры. Этим нарушают поверхность почвы
Если экономно расходовать добытые полезные ископаемые, потребуется меньше новых карьеров и сохранится больше земель
Выступление ученика:
Памятник природы Волгоградской области Голубинские пески.
— Необычный уголок природы Волгоградской области свое название получил от реки Голубой.
Песчаные долины никогда не зарастают. Здесь могут наблюдаться настоящие барханы, которые можно увидеть в пустынях. Высота пустынных гряд достигает 14 м, а длина до 300м.
Определяют сходство и различия свойств.
Предметные умения Определять сходство и различия свойств.
Используют приобретённые знания.:
-рассказывать:
— о
месторождении и способах добычи полезных ископаемых, их использовании человеком;
Личностные умения:
— проявлять интерес к изучению полезных ископаемых;
— проявлять бережное отношение к природным ресурсам.
Познавательные умения:
— раскрывать значение понятий «месторождение», «песок», «глина»,;
— определять полезные ископаемые по его описанию;
— определять свойства полезных ископаемых.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание, используя план;
Коммуникативные умения:
— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель:
— организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Организует рефлексию.
Напоминает критерии оценки успешности (3 ступеньки «Лесенки успеха»).
— Не понял свойства песка и глины и не могу объяснить.
— Понял, но не могу объяснить.
— Понял свойства, могу перечислить свойства песка и глины и объяснить.
Оценка работы групп:
— Как работала ваша группа?
— Какая атмосфера была в группе во время работы?
— Все ли дети участвовали в работе?
— Доволен ли ты своей работой в группе?
Проводят рефлексивный анализ учебной деятельности. Выполняют самооценку на «Лесенке успеха».
Выражают и аргументируют свое мнение и оценку событий урока
Фиксируют затруднения и определяют направления будущей деятельности
Личностные умения:
оценивать результат собственной деятельности,
понимать успешность при изучении темы.
Регулятивные умения:
— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.