29.03.2024

Как сделать печь из колесных дисков – Мастерим из самых необычных подручных материалов: изготовление печки из автомобильных дисков своими руками

Содержание

Простая буржуйка с варочной плоскостью из старых колесных дисков



Приветствую всех любителей помастерить, предлагаю к рассмотрению инструкцию по изготовлению простой печи буржуйки своими руками. Для самоделки автор использовал старые колесные диски, которые на транспортное средство уже не установить ввиду образования дыр от ржавчины. Печь сварена на скорую руку, работает все нормально, но можно бы было сделать все более качественно. Такая буржуйка отлично будет вас греть в гараже или мастерской, а еще автор устроил на ней варочную плоскость. На плите можно нагреть воды, сварить яичницу и так далее. Если проект вас заинтересовал, предлагаю изучить его более детально!


Материалы и инструменты, которые использовал автор:

Список материалов:
— 4 колесных диска;
— листовая сталь для варочной плиты;
— уголок;
— арматура для колосников;
— дверные петли;
— кусок круглой трубы для дымового патрубка;
— жаростойкая краска.


Список инструментов:
— электролобзик;
— болгарка;
— сварочный аппарат;
— рулетка;
— маркер.

Процесс изготовления самоделки:

Шаг первый. Подготовка дисков
Первым делом автору пришлось подготовить диски, они были обуты в покрышки. Чтобы облегчить процесс снятия покрышек, автор их просто порезал при помощи электрического лобзика. В принципе, можно сделать надрезы в нужных местах и при помощи болгарки, придерживаясь техники безопасности.

Диски оказались уже настолько ржавыми, что местами в них появились дыры.




Шаг второй. Собираем тело печи
Вооружаемся болгаркой и вырезаем во всех дисках сердцевину, как у автора на фото. Далее все четыре диска хорошо свариваются между собой, сварные швы должны быть герметичными, чтобы не шел дым. В итоге получается стальная труба с рельефом внутри, что способствует хорошему прогреву печи.

Делаем также и донышко для печи, вырезаем круглый стальной лист и ввариваем в основание.



Шаг третий. Дымовой патрубок
Если печь будет переносной, делаем дымовой патрубок для подсоединения дымовой трубы. Прорезаем в верхней части в печь отверстие, и ввариваем патрубок.


Шаг четвертый. Дверки
Делаем две дверки для печи, одна будет для загрузки дров в топку, а другая открывает доступ к колосникам, этой же дверкой можно регулировать подачу воздуха в печь. Прорезаем дверки прямо на печи и затем завешиваем их на крепкие дверные петли. Если петель нет, можно использовать болты с гайками в качестве шарниров.



Шаг пятый. Колосники
У печи обязаны быть колосники, это позволит качественно сжигать даже сырые дрова. Колосники автор сварил из кусков кругляка, подойдет также арматура или подобный материал. Свариваем решетку на нужно расстоянии от дна, чтобы было достаточно места для золы.

Шаг шестой. Варочная плоскость
Свариваем в верхней части варочную плоскость. Автор сварил короб из листовой стали и обварил его уголком. Само собой, здесь также все должно быть сделано герметично, иначе будет идти угарный газ и дым.


Шаг седьмой. Финальные штрихи и испытания
В завершении привариваем ручки к дверкам, на них нужно надеть материал, который не будет греться. Ручки можно сделать из болтов подходящей длины, а для изоляции подойдет дерево. Вот и все, красим печь жаростойкой краской, теперь она отлично смотрится, и не будет ржаветь. Можно растапливать печь, тяга получилась отличная, дым из щелей не идет. Теперь автор не замерзнет холодными зимними днями в гараже или мастерской, да и будет всегда сыт.




На этом проект завершен, надеюсь, вам самоделка понравилась, и вы нашли для себя полезные мысли. Удачи и творческих вдохновений, если решите повторить подобное. Не забывайте делиться с нами своими идеями и самоделками!
Источник Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Как сделать печь из колесных дисков своими руками

Если у вас на участке есть баня, то ей просто необходима печь. Когда это устройство выходит из строя, вы его можете приобрести. Однако такие траты могут серьезно отразиться на семейном бюджете. В этом случае заняться работами по изготовлению прибора можно самостоятельно. Для этого отлично подходят автомобильные диски. Когда они становятся негодны, их обычно сдают в пункты приема металла, где вы и сможете сделать выгодное приобретение.

Почему стоит выбрать печь из дисков

Для сооружения такой печи вам потребуются навыки работы со сварочным аппаратом и болгаркой. Прежде чем изготовить печь из колесных дисков своими руками, вы должны рассмотреть все ее особенности. Среди прочих необходимо выделить преимущества. Во-первых, материал в основе дисков имеет внушительную толщину, он мало подвергается коррозии. Во-вторых, такая печь будет работать на любом твердом топливе. Использовать можно даже уголь, который обладает высокой температурой сгорания. В-третьих, диски обладают особой конструкцией, которая предусматривает наличие отверстий, необходимых для правильной работы конструкции.

Плюсы печи из дисков

Среди основных преимуществ печей из дисков следует выделить:

  • доступность материала;
  • продолжительный срок эксплуатации печи;
  • высокую надежность и прочность;
  • универсальность по топливу;
  • простоту изготовления;
  • выгодную конфигурацию автомобильного диска.

Подготовка материалов и оборудования

как из автомобильных дисков сделать печку

Если вы хотите изготовить печь из колесных дисков своими руками, то должны позаботиться о наличии самого основного элемента, который можно позаимствовать у малотоннажных грузовиков или легковых автомобилей. Если взять диски от крупного грузового автомобиля, то печь получится излишне тяжелой и громоздкой, кроме того, герметичности соединений добиться будет весьма сложно. Для самостоятельного монтажа понадобятся следующие материалы:

  • металлический уголок;
  • лист металла;
  • стальные трубы;
  • стальная арматура;
  • материал для решетки;
  • куски металла для упоров.

Разъяснения по материалам

Если вы хотите выполнить печь из колесных дисков своими руками, то должны позаботиться о наличии арматуры внушительного диаметра. Лист металла пригодится для дверки. Труба должна иметь толщину стенки в 5 мм, тогда как ее диаметр должен составить 100 мм. Понадобится еще одна стальная труба, толщина стенки которой составляет 2, 5 мм, тогда как диаметр может варьироваться от 80 до 100 мм.

Стальная арматура пригодится для ножек печи, которые могут быть изготовлены и из металлического уголка. Печь может иметь дверцу, для которой пригодится лист металла. Петли можно приобрести в магазине или изготовить из болтов и гаек разного диаметра. Если печь снабдить дверцей, это повысит безопасность конструкции и улучшит процесс горения.

Прежде чем изготовить печь из колесных дисков своими руками, вы должны позаботиться о наличии упоров, которые будут располагаться по периметру и необходимы для установки бака для воды. Упоры будут фиксировать съемную решетку, если она предусмотрена конструкцией. Для дымохода можно взять 80-мм трубу.

Необходимые инструменты

Печь из колесных дисков нельзя изготовить, если не позаботиться о наличии следующих инструментов:

  • сварочного аппарата;
  • баллона;
  • молотка;
  • измерительных и разметочных инструментов;
  • молотка.

Вам понадобятся электроды и маска сварщика. К болгарке следует приобрести зачистные и отрезные диски. Среди разметочного и измерительного инструмента следует выделить:

  • карандаш;
  • мел;
  • рулетку;
  • маркер.

Газорезку можно использовать для раскроя металла, диски обладают выпуклыми закругленными поверхностями, поэтому их обработка болгаркой будет проходить с определенными сложностями. Используя газовую горелку, вы сможете прорезать окно, обработать которое от нагара можно будет болгаркой с защитным кругом. Кувалда необходима для выправки погнутых автомобильных дисков.

Пожарная безопасность

печь из колесных дисков своими руками

Печь из колесных дисков, как и любой другой подобный отопительный прибор, может стать источником повышенной опасности. Соблюдение определенных правил является важнейшим аспектом при эксплуатации и изготовлении подобных конструкций. Поверхности печей обладают высокой температурой во время работы, что может стать причиной возгорания легковоспламеняющихся веществ. Если речь идет о печах из дисков, они не обладают зольником, поэтому зола с горячими углями может просыпаться через колосниковую решетку. Для сбора материала следует установить емкость соответствующего диаметра, которая будет исключать унос горячих частиц.

Довольно важным фактором являются дверцы топки. Если дверка закрыта, это снижает скорость сгорания топливной загрузки и исключает вылет горячих частиц и искр. При изготовлении печи сгораемые строительные конструкции следует располагать на определенном расстоянии от раскаленных поверхностей. Печь можно закрыть экраном из несгораемого материала, который обладает низким коэффициентом теплопроводности.

Положение печи

Перед тем как из автомобильных дисков сделать печку, вы должны определиться с ее месторасположением. Нельзя устанавливать прибор в месте, где будет сквозняк, так как искры и горячие частицы могут быть разнесены по помещению. В этом случае они становятся источником опасности. Печи из дисков не должны работать в режиме длительного горения или на отработанном масле. Это обусловлено тем, что спецсталь имеет определенные свойства, которые не позволяют добиться полной герметичности стыков. Это может стать причиной утечки высокотоксичных компонентов масла или повлечь выброс угарного газа, дыма, опасных для здоровья.

Процесс изготовления печи

банная печь из колесных дисков

Если вы решили выполнить печь из автомобильных дисков своими руками, то конструкция может стать надстроенным комплексом над каменной печью, выполняя определенные задачи. Это иногда обусловлено тем, что монтаж печи из дисков нецелесообразен по причине возникновения утечек дыма. Кроме того, металл имеет низкую инертность и довольно быстро теряет температуру. Если вы хотите изготовить печь по подобной технологии, то на готовую каменную конструкцию необходимо установить первый диск, свободная сторона которого должна быть обращена вниз. Стыки изделия с поверхностью герметизируются. На лицевую сторону диска лицевой стороной устанавливается второе изделие, которое приваривается к первому.

В центральной части вырезается отверстие, диаметр которого будет соответствовать диаметру выбранной трубы для дымохода. На отверстие устанавливается труба и герметично приваривается. Внутрь второго диска вокруг трубы укладывается каменная подборка, которая будет выполнять роль каменки. Камни имеют высокую инертность и долго сохраняют тепло. Они будут принимать его от разогретых дисков, разогревающихся еще больше при обливании водой, производя при этом пар.

Рекомендации мастера

По периметру второго диска необходимо приварить 4 стойки. Лицевой частью вниз на них устанавливается третий диск, через который пропускается дымовая труба. Его приваривают к трубе. Поверх диска можно установить самодельные баки с отверстием в центре для трубы. В баках будет осуществляться нагрев воды. Место прохода горячей части дымохода через строительные конструкции необходимо герметизировать несгораемыми материалами. Изготавливая банную печь из колесных дисков своими руками, вы должны будете соорудить шибер или заслонку в верхней части дымохода, что позволит регулировать силу тяги.

Упрощенная схема изготовления печи

банная печь из колесных дисков своими руками

Если вы хотите упростить работу, то печь можно построить следующим образом. На поверхность топки следует установить плиту, расположив сверху открытый бак для воды. Вместо верхней стенки за плитой укладываются швеллеры. Стыки герметизируются глиной, поверх укладывается каменка. Изготавливая банную печь из колесных дисков по такой технологии, на следующем этапе можно соорудить вертикальный комплекс из дисков. Он будет выполнять роль канала дымохода, функционируя по принципу отопительного прибора, отдавая тепло воздуху. Такая конструкция не только герметичней, но и надежней. Она не предусматривает наличие бака для воды с проходным пространством.

Альтернативный вариант изготовления печи

печь из автомобильных дисков своими руками

Если вышеописанный вариант изготовления печи вам не подходит, можете воспользоваться следующей методикой. Она предусматривает использование кольцевой детали, которая переворачивается так, чтобы крепежная площадка была обращена наверх. Через болтовые отверстия необходимо сделать надрез в виде окружности. Используя болгарку, вы сможете вынуть середину, что позволит получить устойчивую платформу.

Для нижней части печи диск переворачивается крепежной площадкой вниз. Сверху устанавливается диск. Там должно располагаться отверстие для бака. Место соединения двух элементов необходимо проварить по кругу. Если вы хотите сделать печь из колесных дисков, то для топочной камеры вы должны будете прорезать отверстие в нижнем колесе. Его размеры составляют 20 x 12 см. Это необходимо сделать за 2 см от нижнего края, что позволит сохранить прочность.

Вырезанную часть металла выбрасывать не нужно. Ее обрабатывают и прикрепляют к окошку в качестве дверцы с помощью гайки и болта. В конце необходимо приварить к печи подножки, которые будут изготовлены из стальных уголков. Достаточно будет трех опор, длина каждой из которых составляет 30 см. Если вы изготавливаете печь из колесных дисков для гаража, то наверняка будете переносить ее из одного места в другое. Для удобства транспортировки необходимо оснастить конструкцию ручками. На дне конструкции отверстие в ступице закрывается металлической пластиной. Тягу внутри вы сможете регулировать с помощью дверцы топливной камеры. Для работы лучше всего использовать дрова.

Изготовление печи для казана

печь из колесных дисков для гаража

Печь под казан из колесных дисков изготавливается практически по такой же технологии. Но для начала изделия следует подготовить к сварке. У верхней детали вырезается лицевая сторона. Это необходимо еще и для равномерного распределения тепла в зоне приготовления пищи. Со средней частью будущей печи проделывают аналогичные действия. Нижний диск оставляют без изменений.

Нижняя деталь должна быть уложена на поверхность лицевой частью вниз, сверху размещается средняя деталь. Эти элементы прихватываются между собой сваркой. Третья деталь располагается лицевой стороной вниз. На этом этапе изделия следует прихватить в четырех местах.

Рассмотрев фото печей из колесных дисков, вы сможете понять, как конструкция будет выглядеть в итоге. После того как все детали окажутся на месте, следует проверить их расположение и обварить окончательно. Далее нужно отбить шлак и проверить качество шва. Для закладки дров важно сделать хорошую дверцу. Для этого от нижней части печи отступают 200 мм.

По линиям разметки с помощью болгарки необходимо вырезать окошко. Деталь будет использоваться для дверцы. Ее устанавливают на место и приваривают к ней загнутую П-образную ручку. При необходимости можно приварить ножки под небольшим углом. На противоположной стороне от дверцы следует разметить места для установки дымохода. С помощью электросварки следует прорезать отверстия по размеру трубы. Ее вставляют заподлицо с металлом колесного диска. На дымоход наматывается несколько витков асбестового шнура.

сделать печь из колесных дисков

Из прутка нужно выполнить ручки для переноски печи. На заготовках с обеих сторон следует отметить расстояние в 50 мм, изогнув их под прямым углом. Заготовка зажимается в тисках и загибается молотком. В верхней части конструкции следует сделать разметку мест крепления ручек, выставить их и приварить. На этом можно считать, что печь готова.

Буржуйка из колесных дисков своими руками: подробная инструкция, фото

В холодное время года отапливать приходится не только жилые комнаты, но и ряд вспомогательных хозяйственных пристроек: теплиц, гаража, мастерских и др. Использовать для отопления подсобных помещений газ или электроэнергию слишком дорого. Альтернативным вариантом будет установка металлической буржуйки.

Её можно топить не только качественным твёрдым топливом, но и древесными отходами, гнилым сушняком и т. п. Соорудить такой прибор своими руками вовсе не сложно, а если отказаться от покупки дорогостоящего металлопроката, и применить для изготовления корпуса старые автомобильные диски, то будет и недорого. Они производятся из толстостенного жаростойкого материала и отлично подходят для таких целей.

Особенности конструкции

При изготовлении печи из дисков автомобилей нужно учитывать одну особенность. По нормам для сооружения твердотопливных пламенных прибор расстояние между подом топочной камеры и колосниковой решёткой, т.е. от места закладки топлива до первой преграды выходу дымовых газов в вертикальном направлении (например свода топочного отдела) должно составлять минимум 45-50 см. Это в случае, если в буржуйку предполагается загружать кондиционный вид топлива. Когда топят сырыми дровами или древесными отходами, указанный размер должен быть увеличен до

65-80 см.

Объясняется это тем, что твёрдое топливо при горении выделяет пиролизный газ, который вылетает через прямой дымоход в атмосферу, унося с собой существенную долю тепла. При соприкосновении пиролизных газов с менее горячей поверхностью они остывают, не успев разделиться и догореть, и выпадает сажа. При дальнейшей эксплуатации такой печи свод топки и внутреннюю поверхность покроет плотный слой нагара, который не только снизит КПД прибора, но и повысит опасность возникновения пожара.

Схематичный вид буржуйки из колесных дисков

Буржуйка из колёсных дисков своими руками чаще топится именно бросовым топливом, а оптимальная схема печи из такого рада материала не позволяет создать высокий топочный отдел. Тогда используют не стандартные колосники, а изготавливают специальную конструкцию состоящую из:

  • из листовой стали толщиной от 6 мм;
  • прутьев арматуры диаметром 12-14 мм.

Нестандартная колосниковая решётка вкладывается в прибор с небольшим зазором (5-8 мм), который необходим из-за отличия в температурном коэффициенте линейного расширения материалов.

Такой вариант колосниковой системы решает и проблему очистки печи от золы. В качестве зольника в печи из дисков можно использовать жестяную банку диаметром 15-20 см. А, чтобы для процесса горения хватило воздуха дымоход должен быть диаметром не менее 100 мм и высотой от 2 м.

В горизонтальной модели печки из дисков колосники не устанавливаются, топливо горит непосредственно на поду. Для регулировки притока воздуха в поддувало устанавливают заслонку.

к содержанию ↑

Преимущества и недостатки

К преимуществам использования печи из автомобильных дисков можно отнести:

  • Низкую себестоимость. Сооружение отопительного прибора не требует больших вложений денежных средств, так как его самая материалоёмкая часть изготавливается из бесхозных колёсных дисков.
  • Прочность и достаточно длительный срок эксплуатации. При производстве автомобильных дисков используют толстую сталь, которая обладает высокой прочностью, поэтому такой самодельный агрегат будет верно служит не один отопительный сезон.
  • Высокую термическую устойчивость. Учитывая особенность сплава стали, из которого применяют для изготовления автомобильных дисков, прибор способен выдержать воздействие частого и длительного нагрева до высоких температур.
  • Быстроту нагрева. Прибор такой конструкции может быстро нагреться до нужной температуры независимо от того, какой тип топлива будет в неё загружен.
  • Отсутствие ограничений по габаритам. Для сооружения печи можно выбрать диски, более подходящего размера и поднять конструкцию вверх не только из двух, а и из трёх, четырёх и более дисков.
  • Высокую теплоотдачу. КПД самодельной печку из автомобильных дисков достигает 80 — 85%.

Однако буржуйки из автомобильных дисков, собственно, как и другие металлические печки:

  • неспособны накопить и сохранить тепло на долгое время. Корпус из металла быстро отдаёт тепло и остывает, поэтому такая буржуйка будет обогревать постройку, только пока в ней горят дрова или другой вид топлива;
  • требуют установки высокой дымоотводной трубы. Для обеспечения достаточного уровня тяги, необходимо сооружать дымоотводную трубу высотой не менее 2 м;
  • должны регулярно подвергаться чистке всех отделов, и особенно тщательно дымохода. Дымоотводную трубу большого диаметра нужно чистить не реже чем 1 раз в 1,5-2 месяца. Если её диаметр маленький, то эта процедура должна проводиться с периодичностью 1 раз в неделю.
к содержанию ↑

Как сделать буржуйку из колесных дисков?

Буржуйка из колёсных дисков будет переносной, что очень удобно, так как использовать такую конструкцию можно по мере необходимости в не только в гараже, но и в других помещениях. Она может устанавливаться как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Обе модели обладают высокой теплоотдачей, а отличаются друг от друга только наличием колосников и расположением дымоотводной трубы.

к содержанию ↑

Материалы

Для сооружения буржуйки желательно использовать части от колёс легковых или грузовых автомашин малой грузоподъёмности. Диски от грузового многотоннажного автомобиля слишком массивные, буржуйка из них получится громоздкой и тяжёлой. В такой конструкции будет сложно обеспечить герметичность соединений при стыковке отдельных элементов.

Кроме самих дисков для сборки печи своими руками потребуются и несколько дополнительных материалов:

  • пруты арматуры диаметром 20 — 24 мм;
  • стальной уголок;
  • листовой металл толщиной 4-5 мм;
  • термостойкая краска;
  • несколько болтов и гаек;
  • труба диаметром 100 — 150 мм и толщиной стенки не менее 5 мм.
к содержанию ↑

Инструменты

Комплект инструментов, необходимый для сооружения буржуйки из автомобильных дисков, должен состоять из:

  • сварочного агрегата и электродов;
  • болгарки (УШМ) с набором зачистных и отрезных дисков;
  • дрели;
  • газового резака;
  • наждачной бумаги;
  • кисти;
  • кувалды;
  • молотка;
  • измерительных и разметочных приспособлений: мела или маркера, рулетки и линейки

Для защиты поверхности тела и глаз от вредных излучений сварочной дуги, искр и брызг работать нужно в специальном обмундировании, укомплектованном брезентовым костюмом и рукавицами, закрытыми ботинками, головным убором под щиток, щитком сварщика и очками.

к содержанию ↑

Пошаговая инструкция

Схемы устройства разных моделей печей-буржуек из дисков автомобильных колес

Чертёж вертикальной модели буржуйки из 4-х колёсных дисков

При самостоятельном изготовлении печи из дисков нужно соблюдать следующую последовательность действий:

  • вырезать у всех четырёх дисков центральную часть болгаркой вместе со ступицами;

    Этап 1

  • изготовить из листовой стали две круглые пластины, диаметр которых должен соответствовать размеру дисков;
  • прорезать небольшой квадратный проём для поддувала на боковой поверхности, а из отделённой части металла изготовить дверку. Она надевается на приваренные к корпусу болты и закрепляется гайками. Для удобства пользования дверцу снабжают металлической ручкой и щеколдой;

    Этап 2

  • стенки двух дисков сварить между собой. Дно нижнего диска закрыть металлической пластиной и приварить к ней ножки из металлического уголка или арматуры;

    Этап 3

  • сварить между собой два оставшихся диска и закрыть верхнюю часть кругом из листовой стали;

    Этап 4

  • вырезать проём для топки нижнем диске этой части печи и установить дверцу, аналогично поддувальной дверки;

    Этап 5

    Этап 7

  • соединить все части корпуса в единую конструкцию;
  • установить колосник. Для этих целей внутри топочной камеры приварить направляющие из уголка и положить на неё заранее сваренную конструкцию из листовой стали по краям и арматуры посередине. Прутья арматуры нужно располагать так, чтобы расстояние между ними не превышало 2-х см, иначе мелкие дрова будут проваливаться;

    Этап 8

    Этап 9

  • вырезать на верхней поверхности прибора круглое отверстие под дымоотвод;

    Этап 10

  • при желании, вы можете организовать дымоход сбоку, чтобы можно было использовать верхнюю часть буржуйки как варочную поверхность, выглядеть это будет так:

Этап 10 (2)

  • опустить дымоотводную трубу в верхнее отверстие и заварить;

    Этап 11

  • зачистить все неровности и дефекты на поверхности устройства;
  • покрасить готовый прибор термостойкой краской.
  • буржуйка из колесных дисков — готова!

При изготовлении такой буржуйки нужно учитывать, что специальный состав сплава стали колёсных дисков не нормируется для сварочных работ. Поэтому при соединении дисков нужно выполнять следующие правила:

  • за один раз допускается сварка только двух сопряжённых деталей, собирать сразу весь прибор запрещено;
  • после того как образовался шов, детали со сваренными краями нужно оставить в покое примерно на 3 — 5 минут, чтобы произошло рассасывание остаточного внутреннего напряжения;
  • на поверхности сварного шва должна отсутствовать какие-либо видимые дефекты: трещинки, брызги, раковинки или пузыри.
к содержанию ↑

Пробная топка

Готовая печь должна отстояться в течение суток для полного рассасывания тех же остаточных напряжений. После этого она должна быть подвергнута испытательной топке при полной закладке топлива в течение 3-х часов. При этом её дверцы топочная и поддувальная должны быть в открытом состоянии.

Во время первой пробной топки отжигаются и внутренние поверхности прибора. Если обнаружились мелкие дефекты сварочных швов, но не более двух на шов, их устраняют через сутки после того как печь остынет. Затем следует ещё раз повторить прогон прибора с отжигом.

к содержанию ↑

Вывод

Буржуйка из автомобильных дисков хотя и сооружается из бывших в употреблении деталей, но очень добротных по своей конструкции. Толстая прочная сталь отслужила своё время в автотранспорте и получила определённую долю деформаций, но как материал для надёжного корпуса обогревательного прибора может прослужить не один год. Самое главное, что такая печь будет безопасна и эффективна в обогреве помещения, а решение вопроса по оформлению её внешнего вида зависит от фантазии владельца.

Продолжение темы про печь из колесных дисков

Продолжение темы “Как соорудить печь для бани из колесных дисков” или заметки о постройке печи  для бани из колёсных дисков  Александра Иванова

Моя баня служат живым существующим примером бани с печью из колесных дисков.
Надеюсь, что эти комментарии могут помочь людям, которые решат сделать самодельную банную печь из дисков колёс своими руками и избежать возможных ошибок, а моя печка для бани и её фото покажут один из возможных вариантов реализации печи из автомобильных дисков., пишет Александр Иванов.

Разумеется, подобную печь можно применять не только в бане. С минимальными доработками и переделками (или без оных) под ваши потребности она может быть использована как печь для гаража или мастерской. Из дисков легковых автомобилей можно сделать хорошую печь для казана, печь для коптильни, небольшую буржуйку.

Такие печи, как правило, делаются переносными, без кирпичной топки.
С чего начать. Три раза пытался написать статью, все как-то не клеилось. В голове нет четкого поэтапного плана изложения. Потому буду рассказывать без особого структурирования. Что вспомню, то и напишу. Возможных читателей заранее прошу простить за сумбурное повествование.

Если вы внимательно прочитали журнальную статью о том как сделать своими руками простую и эффективную печь для бани из автомобильных дисков от ЗИЛ-130 и просмотрели рисунки банной печи, то, наверное, поняли, что для изготовления этой печи нужны слесарные навыки и хороший сварщик.

Колёсные диски (камазовские, от ЗИЛ-130 или другие) и желание сделать хорошую, добротную и простую печь для бани тоже обязательны. В статье приведены подробные рисунки-схемы, планы и описание печи из дисков, позволяющие это сделать.

Еще раз хочу подчеркнуть важный момент: чтобы сварить печь для бани из колесных дисков нужен хороший сварщик. Шапкозакидательством и наскоком вроде того, что я сам с усам и сварю печку без проблем, да еще каким-нибудь бытовым сварочным аппаратом или самодельным, не надо обольщаться. Здесь как раз тот случай, когда надо прибегнуть к помощи профессионала.

Сразу оговорюсь: всё, что описывал автор приведенной статьи достоверно. Комбинированная (и кирпичная, и металлическая) печь из автомобильных дисков достаточно экономична, баня быстро прогревается, долго не остывает, хорошо просушивается.

Последнее достоинство очень актуально для достаточно вместительных бань, поскольку чисто металлические печи для бани не могут обеспечить нормальное просушивание бани без дополнительной подтопки или эффективного принудительного проветривания.

Пар в бане изумительный, горячей воды остается жене для стирки на следующий день (после помывки 5-6 человек). Стоит сказать, что бак или котел для горячей воды у автора статьи сделан тоже из колёсного диска и вмещает 40 литров воды, в моей печке бак (котел) для горячей воды сделан из бэушной нержавейки и вмещает 80 литров воды, которых хватает для помывки 10 человек.

Если вам тоже нужно побольше горячей воды, то можно сварить котел (бак) из двух дисков, было бы желание и достаточная высота бани. Сейчас появилось много отечественных и забугорных металлических печей для бани (достаточно дорогих).

Многие мои соседи, построившие бани с такими металлическими печами позже меня, с огорчением отмечают, что их печкам до моей ох как далеко. Т

епло в банях с такими печками сохраняется хуже и просушиваются такие бани тоже хуже, так как аккумулятора тепла в виде кирпичной кладки (пусть даже небольшой) нет. Такие печки можно охарактеризовать одним словом – буржуйки.

Тепло в банях с такими печами держится пока печка топится.
Пару слов скажу о режимах парения или о видах бань. Разные источники приводят немного разнящиеся характеристики, но суть сводится к следующему.

  • Финская сауна: температура 100-120°С, относительная влажность от 10% и ниже
  • Русская баня горячая: температура 70-85°С, относительная влажность 25-40%
  • Русская баня классическая: температура 55-65°С, относительная влажность 60-70%

Печь для бани из колёс обеспечивает все эти режимы последовательно с большей температуры до меньшей (по крайней мере в моей бане). Я парюсь с семи лет и отдаю предпочтение русской горячей бане. Скажу почему.

Мне нравится париться, то есть хлестать себя по грешным телесам хорошим веничком. В сауне этого действа априори нет. Веник при такой температуре и влажности моментально сохнет. Удовольствие париться таким веником ниже среднего. Как говорят парильщики – веник не ложится к телу.

Некоторые парильщики окунают веник в воду, но это уже не сауна. Повышается влажность, постоянное окунание веника отвлекает от самого процесса парения. Да и сама сауна не предполагает использование веника. Процесс безактивного монотонного сидения или лежания в сауне в ожидании потоотделения и момента истины меня не привлекает.

Как говорит один мой хороший знакомый – сидишь как дремлющая кура на насесте.
Совсем другое дело – горячая русская баня: потоотделение начинается быстрее, веник не сохнет, парится можно как вприхлест с оттяжкой или без оной, так и вприжим и обвеванием. Пар сухой, варежку надевать не надо, дышится вольготно.

В сауне такого удовольствия и активности нет по определению. Русская классическая баня тоже неплоха, но влажность уже выше, без варежки уже не попаришься, да и причиндалы уже жжет при поддаче пара. При любой бане шапка на голове обязательный атрибут.

Чтобы достичь саунной температуры, а самое главное – отсутствия влажности, воду в бак заливать не надо. Среди моих друзей любителей сауны практически нет. Обычный процесс парения в моей бане таков:

  • Протапливание бани до температуры 90-95°
  • Выстаивание бани до температуры 75-80°
  • Три захода в парилку мужчин
  • Однократная помывка мужчин (баня после этого превращается в классическую)
  • Заход женщин, их парение и помывка – в соответствии с их возможностями и пристрастиями

Что-то меня занесло, отвлекся от темы.

Фото 1 – Вход в парилку

Я уже упоминал, что эту баню и, соответственно, печь своими руками я построил лет пятнадцать назад. Года четыре назад кирпичную часть печи переложил.

Основной причиной перекладки было начавшееся выкрашивание кирпича по периметру топочной дверцы. Дело было в том, что раньше у меня стояла высокая дверца, на кирпич выше нынешней, и над ней был только один ряд кирпичной кладки.

По всем печным канонам над дверцей должно быть не менее двух рядов кирпича, обращаю на это внимание возможных застройщиков. Кроме того размеры печи и стандартная ширина дверцы с расположением ее по средине печи диктовали особые условия кладки.

Возле дверцы пришлось класть буквально четвертушки кирпича, что крайне не рекомендуется. Дверца на первой печи была расположена по средине, а не как на рисунках в журнале. Поэтому желательно располагать топочную дверцу так, чтобы использовать не четвертушки, а половинки кирпичей.

Второй причиной было неважное качество кирпича. Имеются ввиду его форма и геометрия. Некоторые кирпичи из-за их вогнутости-выпуклости, разномерности и прочего приходилось доводить на крупной наждачке или отыгрываться на толщине швов.

А швы должны быть минимально-возможной толщины (3, много 5 мм). Любой хороший печник скажет вам, что чем меньше глины в печке, тем лучше. В то время, когда строилась баня, найти хороший печной кирпич было проблемой из проблем.

Сейчас есть очень хороший печной (подчеркиваю, печной) кирпич, например, костромской. Если присмотреться к фото печи, то можно увидеть, что нижние два ряда кирпичей на уровне поддувальной дверцы остались из первоначального красного кирпича.

Их я не стал заменять. Весь остальной кирпич типа шамотного. Его форма и размеры идеальны. Бывает он двух размеров. Первый – по размерам обычного печного кирпича, второй – размерами чуть меньше.

Фото 2 – Общий вид печи из дисков

Стены за печкой, как и у автора статьи, защищены кирпичной кладкой на ребро. Сделано это для обеспечения пожарной безопасности в бане и особенно актуально для деревянных бань. На полу возле печи на время топки кладется небольшой лист нержавейки, также для пожарной безопасности.

Противопожарный переход дымовой трубы через потолок у меня сделан иначе. У автора статьи дымовая труба с кирпичным переходом через потолок опирается всем весом на печку (на дно бака для воды).

В моей конструкции труба с небольшим зазором входит в патрубок, выходящий из водяного бака. Дымовая труба сделана из остатка труб для скважины диаметром 133мм. В просторечьи – сто тридцать третья труба.

Патрубок, выходящий из водяного бака, имеет высоту, превышающую уровень потолка миллиметров на 150-200. То есть возвышается над уровнем теплоизоляции потолка миллиметров на 150. Диаметр ее порядка 140 миллиметров. Зазор между трубами уплотняется асбестовым шнуром и глиной.

Чтобы дымовая труба не провалилась в патрубок водяного бака-котла, к ней перпендикулярно приварены два уголка по 1,2 метра длиной.

Они опираются на балки перекрытия, которые у меня расположены с шагом в 1 метр. Получается такая перевернутая Т-образная конструкция. Уголки опираются на балки через теплоизолирующие прокладки (роквул, глина, кирпич). Противопожарный переход через потолок сделан так:

  • Отверстие в потолке для прохода дымовой трубы квадратное или круглое с размером стороны или диаметром порядка 600мм – это сделано для обеспечения противопожарного разрыва между трубой и досками потолка.
  • Переход осуществляется через поддон (противень) из нержавейки – его размеры по контуру печной кладки (приблизительно 700х700мм). Отбортовка поддона около 10-15мм (чуть побольше будет лучше). Диаметр отверстия под трубу таков, чтобы она проходила через поддон с небольшим зазором для компенсации теплового расширения трубы.
  • Поддон набивается глиной (естественно размоченной, пластичной) по отбортовку и крепится к потолку нержавеющими (латунными, бронзовыми) винтами-болтами. Ни в коем случае не саморезами из чернухи или оцинкованными (все выгорает моментально).
  • Закрепив поддон, дозабиваете глиной со стороны чердака полость от трубы до досок потолка, то есть заполняете выпиленное отверстие полностью заподлицо с досками.
  • Далее устанавливаете каркас (ящик без дна и покрышки) лучше деревянный, высотой миллиметров 200-300), чтобы его верхний уровень был выше стыка патрубка водяного бака и дымовой трубы не менее 100мм.
  • Каркас предварительно заводите на дымовую трубу, которую затем устанавливаете на балки. В каркасе должны быть предусмотрены отверстия для прохода уголков (побольше размера уголков), которые затем замазываются глиной.
  • Через отверстие в крыше (диаметром миллиметров 300-350) на дымовую трубу одевается кожух свальцованный из листа оцинковки, пространство между кожухом и оцинковкой должно быть заполнено негорючим теплоизоляционным материалом (минватой), лучше всего Роквулом. Им можно заранее обмотать трубу и закрепить проволокой. В месте перехода крыши кожух практически не нагревается и противопожарную разделку можно не делать.
  • Далее каркас заполняется керамзитом (можно и песком, но это намного тяжелее).
  • Вот, собственно и всё. (Посмотреть, как переход выглядит со стороны чердака, можно во второй статье по этой ссылке)

Почему я так долго и нудно говорю о противопожарной безопасности в бане. Да потому, что это далеко не праздный вопрос – на моей памяти не одна сгоревшая баня в нашем дачном массиве. После пожаров ко мне косяком шли соседи посмотреть как сделана противопожарная разделка у меня.

Фото 3 – Еще один вид печи

На фотографиях и рисунках видно, что у автора статьи и у меня баки (котлы) в баню для горячей воды сделаны тоже по разному. У него котёл для горячей воды сделан из колёсного диска. У меня бак сделан из нержавейки. Крышка бака сделана из двух сегментов.

Больший сегмент, включая трубу приварен по периметру к баку, труба также по окружности приварена к сегменту.

Меньший сегмент представляет собой достаточно плотно прилегающую к баку откидную крышку. Там, где мой бак опирается на диск уложена глиняная набивка. Она расположена валиком по отбортовке диска. Такая конструкция банной печи из дисков позволила мне легко и просто переложить печь

. На патрубок водяного бака надевается хомут с длинными ушами, который поддомкрачивается с двух сторон, бак поднимается, банная печь из дисков переставляется на приставной столик и убирается. Можно работать с кирпичной кладкой топки.

Под хомуты на время работы для безопасности можно и нужно установить надежные подпорки. Хомут сделан из куска 133 трубы, распиленного вдоль на две половинки, к которым привариваются крепежные планки и уши.

Печка имеет ограждение для безопасности, чтобы не обжечься (в бане можно и поскользнуться, и голова может закружиться). У автора статьи ограждение сделано из кирпича на ребро, у меня из брусков.

В одном замечании было высказано опасение, что в трубе проходящей через водяной бак будет осаждаться сажистый налет губчатого типа (у автора, видимо, был печальный опыт).

Да, такое иногда наблюдается в баках самоварного типа, но только в случае неправильной конструкции печи. До постройки бани и печи из дисков я проштудировал немало литературы на эту тему.

В двух-трех источниках упоминалось о правильной конструкции печи, а именно о том что от колосников до первого препятствия в виде свода или другой конструкции печи должно быть расстояние не менее 40-60 см (даже побольше). Нужно это для правильного режима горения дров.

При таком расстоянии меньше всего образуется сажи, которая может оседать на внутренних элементах печи. Особенно это актуально для каменок, в которых камни непосредственно омываются горячими газами (дымом) – закрытых каменок.

Живой пример: сосед построил шикарную баню с каменкой такого типа. Через месяц ее было не узнать, парилка вся покрылась сажей.

При подаче пара из дверцы, закрывающей на время топки канал с камнями, вылетало облако сажи, которая покрывала всё и вся. Сосед был вынужден поставить перед дверцей растягивающийся киноэкран, но это мало помогало. Через некоторое время он был вынужден перестроить печку.

Возвращаясь к своей печи из колёсных дисков, могу с ответственностью заявить, что режим горения дров в ней самый оптимальный.

За все время эксплуатации бани мне ни разу не пришлось чистить дымовую трубу, а при упомянутой разборке и перекладке печи не было обнаружено ни малейшего намека на образование сажистого губчатого налета. У разработчика печи вся конструкция была продумана оптимально.

Дополнительно необходимо хорошо теплоизолировать дымовую трубу и изредка протапливать печь осиновыми дровами.

Осина дает длинные языки пламени, которые хорошо выжигают сажу. Это хорошо известный старый деревенский метод.

О том, что для протапливания бани не следует использовать хвойные дрова, старые заборы и прочий деревянный хлам, говорить излишне. Не скупитесь на березовые, осиновые, дубовые!!!, ольховые!!! дрова – печь и баня отплатят вам сторицей.

Фото 4 – Вид на полок

На фотографии, приведенной выше, можно увидеть, что баня у меня довольно высокая. Высота её 225см. Я не страдаю клаустрофобией, но в тех мелких, низких и маленьких парилках, где мне доводилось бывать, я чувствую себя некомфортно, даже веником размахнуться негде, а уж о том, чтобы попариться вдвоем-втроем и не говорю. Длина моей бани-парилки 3,5м, ширина 3 метра. Как вы поняли парилка и помывочное отделение у меня совмещенные. С самого начала баня задумывалась как семейная, поэтому я и решил её сделать такой. В бане просторно и вольготно. Начинаю париться с ног (как с киндеров научили) лежа на полке, опирая ноги на верхний брус ограждения. Затем встаю на сиденье и не упираясь головой в потолок (рост 180см) продолжаю париться, пропариваясь до пояса. После этого сажусь на полок и пропариваю верхнюю половину тела (делать это можно и стоя). Правильнее париться лежа на полке, но без помощника-напарника тут не обойтись. Я же привык париться как описал. Но некоторые мои знакомые любят париться именно так – с пространщиком-помощником, лёжа на полке и изнемогая от удовольствия. Не очень широкое сиденье, не мешающее подходу к полку, позволяет парить таких эстетов хоть тремя вениками. Полок и самодельные липовые подголовник и подножник на время парения застилаются хабэшной простыней, лучше махровой. Несмотря на достаточно приличную кубатуру баня довольно быстро доходит до нужной температуры и хорошо держит тепло. Делаем обычно два-три захода, потом начинаем мыться. Если парильщиков и моющихся больше двух, в баню заношу дополнительную двухметровую скамейку, на которой можно не только сидеть, но и стоять. Между заходами пьём зеленый чай с травами или пиво, кому-что по душе. Если среди женщин, которые парятся и моются после мужчин, есть любительницы-экстремалки (а они есть) и им тоже нужна горячая русская баня, то я открываю вытяжку в бане (для уменьшения влажности) и подтапливаю печку до желаемой температуры при открытой вытяжке. На это уходит примерно полчаса, затем вытяжка закрывается. Температура подгоняется по вкусу, влажность уменьшается, баня при этом просушивается до состояния только что протопленной бани. Хорошо бы для этого топку вывести в предбанник, как у автора статьи. Вообще, расположение печи в бане – это не такой простой вопрос. Нужно учесть много взаимосвязанных факторов: расположение двери, полка, скамей, окошек, удобство мытья и передвижения в бане и прочего (в том числе и безопасности парильно-помывочного действа).

Продолжу про печку. На фото видно, что углы печи стянуты металлическими лентами-стяжками, закрепленными на уголках, расположенных на углах печи (прошу простить за тавтологию). Печники профессионально называют такие стяжки-окантовки фаянсом. Почему не знаю. Назначение фаянса, я думаю, понятно. В парилке и раздевалке есть вытяжки, которые затыкаются обычными заглушками с вкладышами из толстого твердого пенопласта. Ручка заглушки в парилке обложена деревом, также как и ручки кранов – можно обжечься. Можно придумать и сделать вытяжки посовременнее, да руки не доходят

Фото 5 – Вид с полка

Баня строилась в те времена, когда хорошей вагонки было не найти, поэтому обшита она обычной местечковой фальцовкой, гвозди, правда, нашёл финские оцинкованные (квадратного сечения, горячей оцинковки). Для потолка над полком и сиденьем отобраны несмолистые доски почти без сучков. На полки нашел липы. Несмотря на достаточно долгую эксплуатацию доски все еще источают смолу. Ежегодно (бывает и чаще) в конце дачного сезона (конец ноября) доски отскабливаю от выступившей смолы (особенно на потолке). Раз в три-четыре года дополнительно обрабатываю доски отбеливателем на основе гипохлорита. После этого тщательно промываю, протапливаю и просушиваю баню. Все очень быстро выветривается и уже на Новый год ничего не ощущается.

Наверное, последнее, что хочется сказать.

Во время перекладки печи обнаружилось следующее: нижний рассекатель от температуры (она в этой зоне самая высокая) повело и покорежило так, что оборвало или сломало три из четырех подкосов. Они у меня были сделаны из 20 прутка (у автора статьи из 10-12).

Я по глупости обрезал четвертый и убрал рассекатель совсем. Раньше нижний топочный обод разогревался почти до алого каления (сейчас докрасна), приходилось раз в три года заменять нижний брусок ограждения.

Камни 60 кг (столько с лёгкостью умещается в моей каменке из дисков) нагревались лучше за счет обтекания диска горячими газами, пару хватало на 10-12 человек.

Вода закипала только к концу протопки бани до нужной кондиции, что обеспечивало оптимальную влажность. После изъятия нижнего рассекателя вода нагреваться стала побыстрее, влажность стала повыше, камни нагреваются чуть похуже.

Пришлось дополнительно положить под камни две тепловозные тормозные колодки (они чугуняковые и обладают очень высокой теплоёмкостью). Вся конструкция печи у автора была оптимальна. Нижний рассекатель у меня был сделан из заготовки эллиптического донышка для котлонадзорных сосудов, толщиной не менее 10мм.

Будь он потоньше, он не порвал бы подкосы, как мне кажется. Баня по прежнему функционирует нормально и никто из окружающих не замечает разницы. Но мне хочется восстановить как было.

Продумываю варианты, то ли опять снять печку, то ли как-то завести уменьшенный рассекатель через топку и закрепить на кладке.

В связи с деформацией и обрывом нижнего рассекателя вследствие высокой температуры обращаю внимание на этот факт возможных строителей такой печи. Мне кажется, что для предотвращения подобных случаев необходимо применять низкоуглеродистую сталь, а не котельную, как было в моем случае.

Наверное, нужно подобрать оптимальную толщину рассекателя. Чтобы он во-первых просто-напросто не сгорел, а во-вторых, чтобы вследствие деформации (в какой-то степени неизбежной) не порвал подкосы.

Может быть надо использовать нержавейку, может быть продумать плавающую (подвижную) конструкции подкосов и рассекателя (что я хочу сделать), может быть что-то еще.

В этой связи обращаю ваше внимание ещё на один плавающий (подвижный) узел. Он выделен мною на рисунке 2 красным кругом. Сделать его надо именно так, как описано в статье.

Автор статьи (большое ему спасибо) опубликовал очень подробные эскизы, по которым можно сделать рабочие чертежи банной печи или построить печь в баню из дисков без чертежей.

У каждого это будет своя особенная печка. У меня, например, нижний диск камазовский, что очень удачно, у вас будет что-то свое.

С большой долей вероятности для печи можно использовать и газовские, и камазовские, и мазовские диски, диски от колесных тракторов и комбайнов. При этом могут измениться размеры печи и, соответственно, кирпичной кладки.

Сделать новые порядовки для кладки печи с другими дисками не составляет большого труда. Мне кажется, что статья из журнала и мои дополнения подробно освещают вопрос о том как сделать своими руками печь из дисков грузового автомобиля.

Несколько слов о камнях. Нынче камни стали доступнее, можно купить любые, какие вам понравятся. Я в свое время прикупил порфирит. Три упаковки по 20кг разных фракций, общий вес камней 60кг.

Для моей бани этого вполне достаточно. Если кому-то этого будет мало, можно аккуратно уложить еще килограммов 20-30 камней и также аккуратно обнести их металлическим (нержавеющим) экраном с сеткой со стороны полка и закрепить (сетка должна быть с соответствующей ячейкой).

Своими камнями очень доволен, пар хороший, камни за все это время не полопались. Раз в два-три года кипячу-пропариваю их в емкости с тринатрий фосфатом и хорошо промываю, используя жесткую щетку.

Еще лучше использовать для кипячения порошок СФ-2У, применяемый для дезактивации военной техники. Отъедает все накопившиеся на камнях и металле отложения на раз-два. Его мы применяли в Чернобыле, даже мылись слабым раствором (к сожалению порошок давно закончился, и мыться не рекомендую).

Многие сейчас покупают жадеит (у кого денег достаточно). Этот полудрагоценный камень очень неплох, но многие источники утверждают, что нагревать его более 400-500° нельзя.

В моей каменке в зоне максимального нагрева температура намного выше, проверяли то ли промышленной термопарой, то ли пирометром из заводской термички (уже не помню). По этой причине я не стал менять свои камни.

Многие мои знакомые применяют кварцит разных оттенков и габбро диабаз – все довольны. А от применения талько хлорита отзывы негативные. На всякий случай напомню, что полок должен располагаться выше камней.

Об эфирных маслах. Я не любитель экзотики, да и баня это не SPA-салон и не парикмахерская. Поэтому я применяю масла с родными запахами и в небольших количествах. Причем не капаю в ковшик и не плескаю на камни, эффект от этого кратковременный и камни неизбежно засоряются от выгоревшего масла.

Я ставлю эмалированную кружку с водой и несколькими каплями масла прямо на печку минут за пять-десять до начала банной процедуры.

Воды в кружке должно быть столько, чтобы она не выкипала до конца банной сессии.

Еще лучше, если есть возможность, принести в парилку охапку свежих березовых, сосновых, еловых веток, пучок мяты или душицы и положить их на какой-нибудь металлический лист.

Про веники говорить ничего не буду, здесь у каждого есть свои пристрастия.  http://a-v-i.ru/stove_sauna.html

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *