раскрываем все секреты лепки для начинающих, мастер класс
В последние годы, одним из самых модных хобби стала лепка из глины. Люди, которые достаточно сильно увлеклись этим занятием, имеют все шансы превратиться в искусных мастеров. Изделия из глины своими руками в домашних условиях часто являются источником дополнительного дохода. И это вполне понятно, ведь вещи ручной работы всегда уникальны. Это штучный товар, который всегда будет в цене. Как подготовить все необходимое, как лепить из глины и украсить готовое изделие, об этом читайте в статье.
В творческий процесс можно «втянуть» детей. Нужно им доходчиво показать как лепить из глины. Чтобы они с увлечением стали осваивать азы мастерства, необходимо не только поощрять их за старания, но и прислушиваться к их идеям и пожеланиям.
Как лепить из глины в домашних условиях – для начинающих вопрос очень важный. Рассмотрим подробно основные аспекты лепки из глины, которые пригодятся на первых порах обучения новому хобби.
Лепка из глины, советы для начинающих
Ручная лепка из глины означает, что вы можете придать этому материалу любую форму. Глина это самый древний строительный материал, который начали использовать люди.
Где и как выбрать глину
Прежде чем слепить свой первый шедевр, нужно подобрать материал. Качество глины бывает разное. Она встречается следующих цветов׃
- желтого;
- красного;
- белого;
- голубого.
На оттенок глины оказывает влияние наличие в ней минеральных добавок. Глина, которая встречается в природе, не вся пригодна для работы. Некоторые ее сорта требуют тщательной обработке.
Глину можно смело называть самым лучшим материалом для лепки. Изделия из нее не ломаются и отлично сохраняют форму. Если изделие покрывается трещинами – были допущены ошибки при его изготовлении или в глине было мало воды.
Для лепки используют покупную глину и природную. Рассмотрим каждый из вариантов отдельно.Купленная глина
Тем, кто только начинает осваивать лепку из глины, лучше приобретать материал в интернете или в художественном магазине. Там его продают уже в подготовленном виде. Можно найти небольшие упаковки весом до 0,5 кг или расфасовку по 10-25 кг. «Оптовая» закупка обойдется дешевле, чем приобретать глину в небольших количествах.
Лепить изделие в домашних условиях будет легче, если приобрести качественный материал. Поэтому нужно внимательно осмотреть упаковку.
На производстве глину запечатывают в вакуумные упаковки, чтобы в ее состав не попали пузырьки воздуха, которые в готовом изделии приведут к его хрупкости. Все что нужно будет приготовить для работы, помимо приобретенных брикетов с глиной – инструменты и емкость с водой.
Природная глина
Глину можно найти в естественной среде. К примеру, накопать ее в тех местах, где она залегает не глубоко. Это может быть обрывистый берег реки. Сразу использовать такой материал нельзя. Он будет сильно крошиться из-за различных примесей, находящихся в нем.
Чтобы удалить ненужные элементы из глины, ее кладут в ведро с теплой водой, хорошо размешивают и оставляют на ночь. Утром посторонние тяжелые примеси окажутся на дне. С поверхности воды снимают самый верхний жирный слой. Его хорошо отцеживают, просушивают на открытом воздухе, пока он не приобретет нужную консистенцию. Периодически глину разминают, затем убирают ее на хранение, а когда приходит время, используют.Работают с натуральной глиной, соблюдая определенные пропорции, чтобы не было слишком много воды и песка. Они таковы׃
- глины –8 частей;
- песка – 1 часть;
- воды – 1 часть.
При хранении нужно следить за тем, чтобы глины не потеряла влагу. Для этого ее укутывают влажной ветошью, помещают в полиэтиленовый пакет так, чтобы перекрыть доступ воздуха к материалу.
Лучше всего хранить упакованную глину в прохладном помещении. Это может быть подвал, погреб или даже полочка холодильника. Периодически ее раскрывают и проветривают – это не дает образовываться на ней плесени.
Что понадобится для лепки
Многих интересует, как лепить из глины и какие изделия может сделать даже неопытный «мастер».
В следующем видео рассказывается о инструментах для глины, с чего начать начинающим.
Однако прежде чем начинать работу, нужно обзавестись подручными материалами для лепки. К ним относятся следующие предметы.
- 1. Металлическая струна. Ею удобно отделять небольшие куски от общего массива. Страна не должна быть слишком тонкой, так как во время работы ею легко будет поранить руку.
- 2. Специальный нож. Им легко отделять небольшие кусочки глины. Можно использовать старый кухонный нож, не очень острый и достаточно широкий.
- 3. Плоские дощечки из дерева. Нужно приготовить заранее деревянные доски разного калибра, которые будут использоваться для раскатки кусочков глины.
- 4. Деревянная скалка. Ею удобно раскатывать подготовленный кусок материала.
- 5. Набор стеков для лепки. Их можно приобрести в специализированном магазине.
Также может пригодиться коробочка с самыми различными мелкими предметами. Ее нужно наполнить разнообразным «хламом», который обычно выбрасывают׃
- кусочком грубой ткани с рельефным рисунком;
- колпачками от ручек или фломастеров;
- кнопками;
- скрепками;
- зубочистками;
- пустыми старыми стержнями от шариковых ручек;
- крышечки от детского крема или газированной воды и т.д.
Все эти привычные и даже уже не нужные вещи, способны оставить при вдавливании ни глине именно тот отпечаток, который поможет придать законченный вид мастерски выполненному творению. Творческий процесс подразумевает не только ловкость рук и сноровку, но и креативное мышление, помноженное на фантазию.
Обжиг глиняных изделий
Главное условие, чтобы изделия из глины долго сохранялись – их нужно обжигать. Глина превратится в керамику только при температуре 850-900˚C. Чтобы изделие в печи не взорвалось его необходимо хорошо просушить, чтоб оно не было влажным.
Домашние газовые и электрические духовки, а также микроволновые печки для обжига не подходят. Однако не стоит отчаиваться – выход есть. Можно приобрести в магазине специальную глину, которая не требует обжига или договориться об обжиге своих изделий в муфельной печи в любой гончарной мастерской.Кустарный обжиг
Те, кто любит эксперименты могут попробовать обжечь свои изделия в костре. Так как температура в нем поднимется только до 750˚C, поделки придется держать в костре долго, постоянно поддерживая в нем жар.
Выкапывают неглубокую яму, в которую укладывают изделия, сверху разводят костер. Впрочем, желающих прибегнуть к такому способу обжига найдется не много, так как огонь должен поддерживаться в течение нескольких часов. Проверяется качество обожженного изделия по звуку, который издается при постукивании. Если он звонкий – обжиг был успешным.
Про декор изделий из глины
Людям творческим, всегда интересно работать над лепкой фигурки. Особенно когда наступает время декорировать свой шедевр.
Для изделий ручной работы характерна, прежде всего, их яркая индивидуальность, поэтому полет фантазии здесь не ограничен. Иногда готовую работу не разрисовывают, а декорируют иным способом. Существует несколько базовых техник, как придать стильный вид изделиями из глины.Окрашивание
Для окраски глины лучше использовать акриловые краски. Они не требуют дополнительной обработки после высыхания. Закреплять их на поверхности изделия не нужно.
Можно работать с гуашью. Основные ее недостатки – растекается из-за попадания влаги, пачкается. После того, как нанесенный гуашью рисунок высохнет, его необходимо покрыть сверху защитным слоем из клея ПВА.
Прекрасно подходит для обработки готового изделия специальный акриловый лак. Он наносится при помощи распылителя.
Молочение
Примечательно, что технику молочного обжига использовали только славянские народы. На других континентах ее не применяли. Такой способ имел не только эстетический, но и практический эффект. Молоко способно запечатывать имеющиеся мельчайшие пустоты, покрывая поверхность плотной пленкой.
Порядок работы:
- 1. Оконченную работу из глины хорошо высушивают. Это делают для того, чтобы она не трескалась.
- 2. Изделие полностью погружают в молоко.
- 3. Выдерживают от 2 до 10 минут. Передерживать нельзя.
- 4. Обжигают в муфельной печи. Температура должна быть 300-400˚C.
Если добавить в молоко небольшое количество сахара, после обжига глина приобретает красивый красноватый оттенок.
Некоторые мастера используют для техники молочного обжига обычную духовку, разогревая ее до максимальной температуры.
Керамика не должна подвергаться резким перепадам температуры. Поэтому изделия ставят в еще холодную печь. Раскрывать дверцу духовки, не дав изделию хорошо остыть, также не следует. Время обжига зависит от того цвета, который хотят получить. Чем длительней глина подвергается обжигу, тем она становиться темнее.Дымление или чернение использовали еще наши предки, чтобы придать глиняным поделкам водонепроницаемое свойство и необычный темно-серый металлический цвет. Не имея достаточного опыта, этот процесс воспроизвести сложно. Те, кто занимается лепкой из глины профессионально, используют разнообразные методики чернения.
Для кустарного метода подойдет дымление в опилках. Для этого берут еловую или сосновую стружку.
Уже обожженное изделие извлекают специальными щипцами из печи и укладывают в металлический ящик, заполненный сухими опилками. Сверху насыпают еще один слой опилок и закрывают металлической крышкой. Выдерживают в течение нескольких часов. Нужно учитывать, что изделие может треснуть из-за резкого перепада температуры.
Техника протирки
Эта техника довольно проста. Уже готовое, обожженное изделие протирают губкой, смоченной в гуаши темно-коричневого цвета. Краска остается на месте стыков, в углах изделия и придает ему особый шарм.
Метод протирки и дымления не подходит для декорирования тех изделий, которые были изготовлены, чтобы использовать их как посуду.
Что можно быстро слепить из глины
Один из первых вопросов, который задают неопытные любители – что слепить из глины для начинающих. У человека, не так давно открывшего для себя удовольствие работать с глиной, рука еще «не набита». Приходиться понимать, что начинать лучше с простых фигурок. Это могут быть:- изображения зверей, цветов, фруктов или овощей;
- пепельницы или подставки под карандаши;
- копилки для монет;
- тарелки, пиалы или стаканы;
- незамысловатые фигурки людей;
- солонки или тарелочки под фрукты;
- подставка под мобильный телефон и др.
Лепка из глины мастер класс для начинающих
Итак, что слепить из глины – выбор для начинающих не велик. Обычно все останавливаются на фигурках животных.
Подготовьте заранее рабочее место. Накройте стол клеенкой, поставьте на нее емкость с водой, приготовьте влажную губку и инструмент. Далее все довольно просто:
- 1. Вытащите глину из пакета и раскатайте ее в жгут.
- 2. Отщипните от нее необходимое количество кусков для фигурок зверей.
- 3. Разомните руками, получившиеся заготовки.
- 4. Двумя руками формируйте основу фигурки. Используйте по мере надобности стеки.
- 5. Вначале делают крупные части. Затем лепят более мелкие.
- 6. Чтобы лучше представлять, как должно выглядеть то или иное изделие лучше ориентироваться на фотографию или картинку. Не нужно пытаться воспроизвести точную копию животного. Достаточно исполнить фигурку в «мультяшном» варианте. Еще лучше распечатать фотографии готовых изделий из глины из интернета.
- 7. Хорошо высохшее изделие нужно аккуратно зашкурить и пропитать клеем ПВА. После того как клей просохнет, фигурку раскрашивают акриловыми красками или гуашью. Вместо клея можно использовать акриловую грунтовку.
- 8. Готовое изделие лучше покрыть сверху лаком.
Предлагаем вам посмотреть видео, где обучают ручной лепки из глины.
Лепка из глины – занятие, которое приносит не только огромное удовольствие, но и пользу. Особенно подходит это занятие для детей. У них развивается умение работать руками, они получают возможность воплощать свои образы и фантазии в жизнь. Изделия, выполненные из глины ручной работы это еще и отличный подарок на любой праздник.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
Керамика. Урок 3. — Керамика — Азбука рукоделия — Каталог статей
Поделиться:
Мастер класс изготовления поделок из керамики для начинающих.
Лепка из шамота.
Для каждого декоративного замысла требуется особая разновидность глины. Для начинающих самым удобным в работе материалом является глина «шамот», которая представляет собой грубую керамическую массу из огнеупорной глины и порошка из перемолотых черепков той же обожженой глины. Т. е. шамот – это не вид глины, а способ её приготовления. Частички шамота создают своеобразный каркас, удерживающий стенку изделия от деформации при высыхании и не позволяющий ему растрескиваться. Поэтому изделия из шамотной массы выдерживают неравномерную толщину и перепады температур и могут подвергаться быстрому высокотемпературному обжигу.
Шамот широко используется для изготовления различных гончарных изделий, настенных панно, садовых ваз, детских свистулек и т. д. Приобрести его можно в профессиональных магазинах.
Украшение налепами.
Следующим способом декорирования изделия после процарапывания и росписи является украшение налепами.
Основные элементы, из которых составляют налепные узоры, это жгуты и разновеликие катыши (шарики, бусины, конусы), а также круглые и овальные налепы, нарезанные из жгутов.
Жгуты раскатываются руками на гладкой поверхности – из них можно составить узор в виде спиралей или завитков.
Фигурные налепные элементы могут вырезаться из пласта глины формочкой или по шаблону.
Чтобы детали изделия надежно крепились друг к другу и выдержали и сушку, и обжиг, используется специальный состав – «шликер», который подготавливается перед началом работы и наносится на все места соединения деталей и налепных элементов декора. Чтобы сделать шликер, в отдельную мисочку откладывается небольшое количество керамической массы и разводится водой до равномерной консистенции сметаны.
Старинные горшки.
Вам потребуется: шамот красного и белого цветов; влажная губка; шликер; стеки; скалка; доска для лепки; шпагат; деревянная палочка.
— В начале работы придумайте общую композицию панно. Для подвески можно соединить вместе три плоских кувшина одинаковой или разной формы или на одном большом кувшине навесить маленькие (рис. 1).
— После этого на плотном картоне сделайте выкройку каждого кувшина, на которой наметьте узоры, используя древние символы (рис. 2).
1. Из шамота раскатайте 3 пласта глины (белого, красного и комбинированного цветов) толщиной с карандаш и вырежьте по шаблону сосуды. Для двухцветного пласта соедините вместе 2 бруска шамота разного цвета и раскатайте. Смачивая пальцы влажной губкой, загладьте края заготовок.
2. Из остатков пласта скатайте бусины и жгуты толщиной с карандаш. Жгуты разместите на кувшинах: белые – на тёмном фоне, а тёмные – на белом и приклейте шликером соответствующего цвета к заготовке.
4. Теперь задекорируйте поверхность, нанося насечки, узоры и отверстия. В бусинах и кувшинах спицей проделайте отверстия для подвешивания и высушите заготовки в течение нескольких суток. Затем обожгите в муфельной печи при температуре 900°С (около 3-х часов).
После обжига окончательно «состарьте» кувшины, нанеся кисточкой тонировку раствором оксида меди, который придаст глине эффект сажи. После высыхания лишний оксид стряхните сухой тканью. Опять обожгите изделия при температуре 1000°С и соберите работу в единую композицию.
Выкройки кувшинов даны линиями разных цветов.
Опубликовано по мотивам журнала «КСЮША. Умелые ручки»
Просмотров: 5781
Как лепить большую работу (шамотная масса)
Большую, конечно, относительно. Но в условиях домашней мастерской изделие больше 20х20х20 см можно считать крупным. Хочу сразу уточнить, что эта статья предназначена для керамистов имеющих хотя-бы небольшой опыт работы с глиной, так как азы я объяснять не буду.Первое, на что следует обратить внимание при работе с крупными формами — материал. Если у вас глина жирная, дающая сильную усадку при сушке, то делать из нее большие работы я вам не советую. Почему? Потому что есть большая вероятность получить брак, от трещин на готовом изделии до кучи черепков. Потратить долгие часы и остаться ни с чем будет неприятно. Но есть способы избежать подобных неприятностей. Он называется шамот.
Шамот, это истолченная обожженная глина. В зависимости от характера работы используется мелкая или крупная фракция. Шамот можно купить или сделать самому. Это очень просто, но утомительно. Нужен молоток (побольше) и что-то на роль наковальни. Идеально, кусок рельсы или толстая металлическая плита. Стелим клеенку, сверху наковальню, берем наш керамический брак, или старый кирпич и крошим! Очки настоятельно рекомендую. Когда накопится порция «крошева» сеем его через сито. Если ваша будущая работа не имеет мелких деталей, можно воспользоваться друшлаком с диаметром отверстий 3-4 мм, в противном случае берите что-то с меньшей ячейкой. Хлебные сита не подходят, но в них можно поменять сеточку на противомоскитную или другую подходящую. Лучше использовать металлическую.
Готовая шамотная масса ведет себя немного иначе, чем обычная глина. Он не пластичен, но хорошо держит форму. Трещины, образующиеся при работе можно легко замазать и они безследно исчезнут. Быстрее сохнет и размокает и т.д. Поработаете — поймете.
Теперь о самой лепке. Предлагаю посмотреть видео, где показано, как я формировал кашпо. Точнее, зоокашпо (свинья).
Изделия из жаропрочной глины | Журнал Ярмарки Мастеров
Здравствуйте, друзья! Новости у меня такие: я научилась делать из глины посуду, которую можно ставить на открытый огонь! Некоторые удивляются: почему глиняные кастрюльки нельзя ставить на огонь, ведь глина обжигалась в печи при температуре выше 1000 градусов? Нельзя, потому что при локальном нагреве, как правило, глина трескается. Решить проблему может шамотная глина — так называется сырая глиняная масса, в которую замешана крошка обожженной глины.
Так вот, лет не помню сколько тому назад я купила упаковку шамотной глины и про нее забыла. Вспомнила лишь недавно, решила употребить, попробовать что-то сделать из нее на гончарном круге. Обоженная глина в шамоте была мелкого помола, но при работе на круге все равно драла руки, получился пилинг
Теперь надо было испытать изделия. Хотя бы турку, потому что я очень люблю кофе и прочитала, что у приготовленного в керамических турках кофе особый вкус. Сначала я просто вскипятила в этой турочке воду. Получилось. Затем перешла к кофе. Кофе нагревалось значительно медленнее, чем в металлической турке. А когда появились первые пузырьки я предусмотрительно сняла турку с огня, так она продолжала варить, уже стоя на столе! Это видно на фото справа.
А кофе действительно получился очень вусным! Поскольку эта турка была тестовым образцом, то я ее не стала особенно украшать, на будущее планирую делать турки с аппликациями из той же глины — как на банке на фото ниже и справа.
Еще один жаропрочный предмет — это кастрюлька для запекания в духовке. Результат понравился мне самой, я не стала ее тестировать, уверена, что готовить в ней будет удобно, а еда получится вкусной.
Справа от кастрюли — банка из той же самой глины, ее я не собиралась испытывать на открытом огне, просто решила сделать вот такую банку с настоящей пробковой пробкой. Мне давно нравится делать керамические банки, но для серьезного хранения нужно было решить проблему герметичности. Даже хорошо подогнанные керамические крышки этой проблемы не решали. Тогда я решила использовать настоящие пробковые пробки. Они работают отлично. Теперь я в этой банке храню кофейные зерна, а кофе варю в керамической турке. В планах сделать из этой глины чайник и подставку для греющей свечи под него.
МК Пиала из глины лепим руками!
Многие, кто не связан с керамикой, часто удивляются, что керамическая посуда бывает лепной в ручную, то есть слеплена руками без использования гончарного круга. И сегодня я хочу показать-Как это делается. Оговорюсь сразу, керамистам этот МК будет не интересен, т.к. все это им уже известно, ничего нового я не открыла.
Хочется дома иметь любимую пиалу, кружку или тарелочку под орехи, а оттого, что она сделана своими руками все, что Вы в нее положите и нальете, станет во много раз вкуснее и полезнее.. Почему бы не слепить ее своими руками? Техник существует немало, я хочу предложить попробовать лепку так называемыми жгутами. Ну что ж-приступим, и пусть Вас не пугает слово шликер-это просто та же глина, из которой мы будем лепить, только разведенная с водой до состояния жидкой сметанки. Нам понадобится глина (сейчас можно купить уже готовую к лепке глину, а можно накопать саим и соответственно подготовив браться за дело- как ее готовят, рассказывать не буду, есть отдельные МК по этому поводу). Глину сразу оберните обычной влажной Х/Б тряпочкой, что б в процессе работы она не засохла. Начнем работу с дна. Определитесь с размером будущей пиалы-чем она больше, тем больше надо делать дно. Берем необходимое количество глины и скатываем ее в шарик.
Разминаем наш шарик пальцами в лепешечку.
Не пугайтесь, если по краям появятся трещенки. Теперь нам понадобится, то на чем будем лепить пиалу. Это может быть керамическая плитка без рисунка, или пластиковая досочка, или обычный испорченый диск. Вобщем все, что имеет гладкую и ровную поверхность. Нашли? Тогда продолжим: нашу лепешечку раскладываем на этой ровной поверхности и начинаем разглаживать ее пальцами, окуная при необходимости их в шликер, для того, чтоб дно не пересохло и для того, чтоб загладить все трещенки, выровнять поверхность.
Не далайте дно слишком тонким-иначе при сушке или при обжиге оно может треснуть. И пока откладываем его в сторону.
Далее делаем то, из чего у нас будут стенки — катаем жгут (ну или колбаску). Колбаска должна быть везде одинаковой по толщине. Следите за тем, что б глина не пересыхала (это когда появляются трещенки), если это происходит, смочите шликером и загладьте пальцами трещены.
Колбаса готова, теперь можно вспомнить и о донышке! Начинаем наращивать стенки. Смазываем с помощью кисти наше дно по краю шликером (напоминаю-это вода с глиной до состояния сметанки) и начинаем прилеплять колбаску вокруг дна. Первый виток есть?
Снова смазываем кистью в шликере, только теперь уже первый прилепленный виток колбаски и накладываем следующий виток, прижимая его пальцами. Прилеплевая, не бойтесь делать это по-сильнее, настолько, чтобы между кольцами не было просветов.
Действуем так кольцо за кольцом, пока не кончится колбаса. Колбаса кончилась! Берем в руки стеку (у ребенка из пластилана можно на время стащить) и начинаем сглаживать наши стенки и внутри и снаружи. Если нет стеки-можно обойтись и пальцами.
У дна обязательно пройтись хорошенько и снаружи и внутри. Это вид псле работы стекой.
А теперь в ход пойдут только наши пальцы: смачиваем их в чудо-шликере, который нам поможет сглаживать-ведь надо затереть и заровнять все шовчики и трещенки, что б пиала была пиалой, а не дыврявым черепком. И гладим, водим пальцами (конечно с добрыми и радостными мыслями), выравнивая неровности, а также толщину стенок.
Где-то край может получиться не ровным или Вы просто хотите пиалу поглубже, тогда.. Снова катаем колбасу и вновь смазываем шликером и поднимаем стенку до нужной Вам высоты.
Затем снова сравниваем стекой или пальцами и приводим уже пиалу так сказать в парадный вид. Не устали? Если требуется прерваться на чай, кофе, сказку ребенку почитать, ничего страшного-просто одеваете обычный пакет на пиалу вместе с диском, заворачиваете хорошенько и глина не будет сохнуть.
Итак, передохнули. У нас почти все готово, формируем края пиалы, и снова в ход идут пальцы. Можно выровнять идеально ровные края, а мне нравятся такие, слегка волнистые и загнутые внутрь. Не делайте только очень тонкие края, а то пиала не будет долговечной.
Принимаемся за декорирование нашей пиалы. Ну это уже насколько у Вас хватит фантазии! Я люблю листики, поэтому декорировать буду листиками. Можно взять и живые, пока они еще есть, так даже интереснее. А у меня есть (тоже сделала недавно сама) вот такой резиновый, захотелось попробовать.
Ну тут все совсем просто: кладем листик (живой или мертвый резиновый) в то место, где нам хочется и аккуратно пальцами (как же хорошо, что этот инчтрумент всегда с нами), вдавливаем по всей поверхности листика, чтоб отпечаток был ровный.
И что там у нас вышло..Ой! Это же листик!
Какой-то он у меня не живой-беру зубочистку или любой другой похожий на нее предмет и «дорисовываю» края листика.
Ну вот теперь полноправный листик.
Перехожу к внешней стороне, также накладывая листики.
Ну, вот собственно, и то чего мы так желали: работа закончена.
Если Вы лепили на диске, вспоминаем. что там есть отверстие. И чтоб дно было ровным, когда высохнет, снимаем с диска. Стоп! Только не пытайтесь оторвать! Снимаем следующим образом: нужно взять либо очень тонкую проволочку длиной около 30 см или простую армированную нитку. Накладываем нитку или проволоку у самого основания на нашу пиалу и аккуратно, сводя концы срезаем с диска пиалу. Если на дне какие-то неровности-пальцами все загладить.
Остается высушить изделие и обжечь. Сушить лучше ставить в такое место, где пиалу никто не будет беспокоить, что б нигде не замялась, ну и что б сохла (только не батарея!) При комнатной температуре будет в самый раз. Только пакет снова придется надеть, но уже не заматывать наглухо, а просто слегка прикрыть, что б был свободный доступ воздуха. Насчет обжига немного сложнее.. С радостью бы предложила всем Вам обжечь у меня, но это не возможно, т.к. все мы с Вами из разных городов Поэтому, можно поискать в своем городе керамические мастерские и напроситься обжечь.
Спасибо всем за внимание! Особенно тех, кто нашел прочитать мой МК до конца. Теплых и уютных вещей Вам в доме, сделанных своими руками.