27.10.2021

Агв ремонт своими руками – Чистка газового котла АОГВ-11.6-3 своими руками

Чистка газового котла АОГВ-11.6-3 своими руками

К написанию этой публикации подвигла цепь событий, вынудивших меня опробовать свои силы в самостоятельном обслуживании газового котла. Замечу сразу – это не совсем «обмен передовым опытом», как его обычно представляют, так как некоторые изложенные факты говорят, наоборот, об исходной полной неопытности пользователя. Но, возможно, изложенная информация поможет тем, кто ознакомится с ней, избежать подобных ошибок.

Чистка газового котла АОГВ-11.6-3 своими руками

Дело в том, что при кажущемся изобилии информации в сети, пришлось столкнуться с тем, что внятных пошаговых инструкций отыскать не так уж и просто – чаще всего всё ограничивается выборочными советами на форумах. Заводское руководство по эксплуатации многие проблемы освещает достаточно сухо, и особой ясности не вносят, а некоторые важные аспекты вообще в нем практически упущены, что, в принципе, и привело к ситуации, о которой пойдет речь. Итак, чем была вызвана и как проводилась чистка газового котла АОГВ-11.6-3 своими руками.

С чего всё начиналось

В приобретенный собственный дом мы въехали в сентябре 2002 года. Система отопления была (и остается) открытого типа, но тогда она была организована по принципу естественной циркуляции. Котельная – в отдельной пристройке, оборудованной по всем имеющимся правилам. В качестве генератора тепла использовался старый чугунный котел с газовыми горелками, каких-то, как сейчас помнится, невероятно больших размеров, еще и с «самопальной» кладкой из шамотного кирпича внутри. С ним было – полное разорение: ежемесячно в наши не самые холодные зимы (Молдавия, Приднестровье) счетчик накручивал по 800 кубометров!

Одним словом, было принято решение провести замену. Остановили свой выбор на АОГВ-11.6-3-У, и из соображений невысокой стоимости, и учитывая массу хороших отзывов об этой модели от знакомых. Одновременно был установлен и циркуляционный насос. Результаты не заставили себя ждать – уже следующей зимой в доме было намного комфортнее, причем тепло распределялось равномерно по всем помещениям. А ежемесячный расход газа упал более, чем втрое! – обычно укладываемся в 220 – 270 кубометров.

Цены на газовый котел АОГВ-11.6-3

газовый котел АОГВ-11.6-3

Вот он – циркуляционный насос в соответствующей обвязке. За все 13 лет ни разу не пришлось переходить на естественную циркуляцию теплоносителя

К чести производителей, необходимо сразу сказать, что за прошедшие 13 лет абсолютно никаких проблем с работой этих приобретённых приборов не было. Даже в холодную зиму 2008-2009, когда шла очередная «газовая война», и давление в трубах подачи газа было снижено до критического минимума, котел вполне справился с задачей – дома было нежарко, ну и замерзание нам не грозило. Честно говоря, мне даже странно было читать на форумах, что у многих дома на таких котлах стоит постоянно подвязанной кнопка газового клапана – никаких проблем с автоматикой за все время эксплуатации просто не проявлялось.

Визиты инспекторов газового хозяйства у нас в городе проводятся регулярно. Никогда особых нареканий по поводу эксплуатации оборудования не высказывалось. Единственное замечание было в позапрошлом году – заменить гофрированный участок дымохода (до врезки в коренную трубу) на изготовленный из оцинковки. Недостаток был устранен.

В этом году похолодание пришло рановато, и уже в начале октября было решено запустить котел на самую минимальную мощность. Но обнаружилась проблема – фитиль запальника не желал загораться, а если и загорался, то таким крошечным пламенем, что его еле было видно. Естественно, такой факел не обеспечивал прогрев термопары, и автоматика не срабатывала.

Похожая ситуация (но в меньших масштабах: факел загорался сразу, но был слабеньким) наблюдалась и годом ранее. Сопло запальника явно подзабилось, и в прошлом году помогло то, что я (на свой страх и риск), ухитрился через длинную изогнутую трубочку брызнуть на этот «жиклер» баллончиком с жидкостью для прочистки карбюраторов. После того как жидкость испарилась, попробовал зажечь – все заработало, и прошлой зимой в течение всего отопительного сезона больше никаких проблем не возникало.

В прошлом году удалось обойтись без разборок – сопло прочистилось от такой жидкости для карбюраторов

Но в этом году подобная мера оказалась недостаточной – эффект получился даже обратный. Запальник вообще перестал зажигаться.

Очень не хотелось полностью снимать весь газовый узел с горелками (а я тогда еще и не знал, насколько это доступно). Попробовал, открутив трубочку подачи газа на запальник от блока магнитного клапана, продуть ее с помощью автомобильного насоса. Бесполезно. Делать нечего – пришлось думать, как снять весь блок горелок, чтобы провести механическую очистку форсунки запальника.

Котел, естественно, обвязан, система заполнена. Доступ снизу – минимальный, так как котел еще стоит и в специальном приямке. Все это поначалу очень пугало – как же провести демонтаж газового узла? Толковых советов не нашёл, но попалась на одном из форумов подсказка – этот узел вращается относительно центральной оси – входной газовой трубы.

Так как не предполагалось сколь-нибудь значительных по масштабу операций, фото на той  стадии я не делал. Показанные ниже операции проводились позднее, при повторной разборке котла. Но суть остается той же.

  • Итак, если постараться взглянуть на котел снизу (для первичного обследования «обстановки» поначалу использовал подложенное снизу зеркало) открывается примерно такая картина:
Вид на донную часть котла – фото 1

Сам блок горелок смонтирован на донной крышке. Стрелкой поз. 1 показан вход трубы подачи газа на основную горелку. Поз. 2 – это вход трубок запальника и термопары. А весь этот узел, помимо жесткости газовой трубы, удерживается на отбортовке цилиндрического кожуха котла тремя зацепами. Они расположены по краю донной пластины на вершинах правильного треугольника. Синей стрелкой показан один из них, тот, что расположен несколько левее запального окошка.

Вид на донную часть котла – фото 2

Второй зацеп – ближе к тыльной части котла слева (если стоять лицом к запальному окну).

Третий – почти что ровно под узлом автоматики, на уровне опускающихся вниз к поддону вертикальных трубок.

Цены на газовые котлы

газовый котел

Вид на донную часть котла – фото 3
  • После тщательного осмотра всей донной части, никаких других крепежных или фиксирующих элементов не обнаружил. Значит, должны быть пазы, через которые эти выступы можно вывести из зацепления с отбортовкой кожуха. В итоге оказалось, что паз – всего один, и расположен он в области третьего зацепа (по ходу показа). Чтобы попасть на него, поддон необходимо немного провернуть по часовой стрелке. На иллюстрации направление проворота показано зеленой стрелкой. Кстати, хорошо виден и открывающийся непрокрашенный участок кожуха – видно, как смещается поддон.
  • С принципом крепления разобрался. Но для того, чтобы провернуть поддон и снять блок горелок, естественно, необходимо отсоединить от узла автоматики газовую трубу, трубку запальника и контактную трубку термопары.
  • Первым делом, еще раз проверил, перекрыта ли подача газа из домашней разводки.
Прописная истина, но лишний раз не помешает проверить – не оставлен ли открытым кран на подаче газа к котлу
  • Затем аккуратно свинтил гайки на штуцерах блока автоматики.
Разборка подсоединений труб в блоке автоматики котла

1 – трубка подачи газа на факел запальника. Ключ на 12.

2 – трубка с контактом термопары. Ключ на 12.

3 – труба подачи газа на основную горелку. Ключ на 27.

Паронитовая прокладка на основной газовой трубе снялась. Проверил –состояние отличное. На факельной трубке – прокладка осталась на штуцере тройника, но тоже – видно, что не изношенная, и вполне еще послужит.

  • После разборки этого узла поддон достаточно легко провернулся, и через паз ближний к трубкам держатель вышел из зацепления с кожухом. Теперь, поддерживая поддон снизу, слегка подаем его на себя – и из зацепления вышли и остальные два держателя. Весь узел опускаем на пол, а потом аккуратно достаем между ножками котла наружу.
Поддон с закреплённым на нем узлом горелок снят.

На фото показан снятый поддон, но еще раз оговорюсь – фото делались позднее, при вторичной разборке котла. В первый раз картина была намного «чище». Далее, по тексту будет понятно, почему на это обращается столько внимания.

  • Проверил состояние основной горелки – она была совершенно чистая, без следов какой-либо деформации. Претензий к ее работе и не возникало.
  • Затем перешел к «виновнику» всей этой затеи – к соплу запального факела. Открутил два винта, удерживающие этот узел (фитиль плюс термопара) в собранном положении. Винты, правда, поначалу сопротивлялись, но после обработки WD-40 все же пошли. Снял коробчатый кожух с запальной горелки, добрался до форсунки.

Сама латунная форсунка была сверху покрыта легким белым налетом (типа накипи), и это очень быстро, без усилий, снялось мелкой наждачкой. Само сопло, да, было подзаросшим, едва «прорисовывалось» даже визуально. Тоже ничего страшного – взял тонкую медную жилку от распущенного кабеля и прочистил отверстие. Для гарантии – еще и продул под давлением насосом со стороны подключения трубки к тройнику блока автоматики. Все задача выполнена!

  • Заодно, пока есть свободный доступ, очень аккуратно наждачкой-«нулёвкой» почистил и изгиб трубочки термопары: там был очень легкий слой окисла – накопилось за период летнего простоя.
  • Произвел аккуратно сборку всех узлов в обратной последовательности. Немного помучался с обратной установкой поддона – но потом приловчился.

Надо сначала поступательно, без перекоса, поднять весь этот блок, чтобы горелка зашла внутрь корпуса, а узел запальника и термопары не цеплялся за отбортовку кожуха. Затем, стоя со стороны труб, слегка подать весь этот узел на себя, дать небольшой наклон вниз, чтобы слегка приподнялся (буквально на пару градусов!) противоположный край поддона. Потом, подавая поддон вперед, следует одновременно надеть два дальних зацепа, чтобы они зашли на отбортовку кожуха. Ближний к себе зацеп направить в вырезанный паз, а когда он войдет в него – весь поддон провернуть против часовой стрелки. Величину этого проворота визуально подскажет положение труб – газовая труба окажется прямо под своим патрубком блока автоматики, как было при разборке.

  • Установил на место все трубки, предварительно проверив наличие и правильность прилегания прокладок. Обтянул ключом гайки на трубе подаче газа и на трубке запальника. Перед обратной установкой трубки термопары очень осторожно, буквально еле касаясь, почистил «нулевкой» контактные площадки. Эту гайку, в соответствии с прочитанными рекомендациями, затягивал не ключом, а от руки, только усилием пальцев.
  • Проверил герметичность соединений – принёс с кухни губку с моющим средством, открыл подачу газа, «промылил» места соединений газовых трубок — все нормально, никаких признаков утечки нет.
  • Попробовал запустить котел. Фитилек загорелся отлично – ровным пламенем, «омывающим» изгиб термопары. Буквально через 15-20 секунд – сработал газовый клапан. Подождал пару минут, потом открыл подачу газа на основную горелку – загорелось ровно, без хлопка. Поэкспериментировал – несколько раз закрывал и открывал подачу на основную горелку: все хорошо – фитиль горит ровно, не гаснет, горелка разжигается так же штатно.

Все, выставил примерно нужный уровень нагрева, закрыл щиток на окошке розжига, и ушел, полный гордости за успешно проделанную работу.

Тогда я еще не знал, что мои «приключения» только начинаются!

Узнайте, как выбрать газовый котел, изучив основные критерии оценки, в специальной статье нашего портала.

Неожиданная проблема

Несколько дней работа котла не вызывала никаких нареканий – он не затухал, система отопления работала хорошо. Однако прошло около недели, и мне показалось, что в котельной появился ранее несвойственный ей запах – это не запах газа в чистом виде, а скорее «аромат» сгоревшего газа. Кроме того, начало складываться впечатление, что, по ощущениям домашних, тепла стало недоставать.

Пару раз котел погас ночью – безо всяких видимых причин. Ну а дальше – больше. Спустя примерно неделю, я, зайдя в котельную, увидел жутковатую картину – пламя горелки пытается «выбраться» через закрытое щитком окошко розжига. Достаточно большой участок металлического кожуха над окном раскалился почти докрасна, краска на нем полностью, до «чистого» металла обгорела.

За тринадцать лет эксплуатации ничего подобного не было – последствия буквально нескольких дней «нештатной» работы

Естественно, котел был сразу же потушен. После того как он остыл, я попробовал, в качестве эксперимента, провести розжиг. Фитиль работает нормально, автоматика тоже срабатывает хорошо. Но когда разжигается основная горелка, то, во-первых, пламя имеет выраженные оранжевые концы языков пламени. А во-вторых – «корона» пламени направлена не полностью вверх, а стремится еще и  в просвет между теплообменником и внешним кожухом котла.

Понятно — это явный признак того, что внутри котла поток горячих газов встречает какое-то сопротивление, одним словом – каналы заросли сажей. Сажа везде, даже на обводе запального окошка – никогда ранее не было, чтобы я как-то пачкал руки при розжиге, а сейчас на пальцах появляются черные пятна, кстати, очень трудно смываемые даже теплой водой с мылом.

Но остается не выясненным вопрос – почему? Ведь за столько лет с подобной проблемой сталкиваться не приходилось никогда.

Полез вновь по форумам – искать причину. И на одном из них наткнулся на дельный совет – такая картина свойственна неполному сгоранию газа, без подачи дополнительного воздуха. Стал плотнее разбираться с конструкцией своего котла, и выявил то, на что просто не обратил ранее внимания. Это – хомутообразная заслонка на входе газовой трубы в котел, снизу, прямо у поддона. Там на трубе имеются два диаметрально-противоположно расположенных отверстия, которые и прикрывает эта заслонка.

Вот она – заслонка (желтая стрелка), и прикрываемые ею отверстия для подачи воздуха (красная стрелка)

Побежал проверять: так и есть – заслонка практически полностью перекрывает оба отверстия. Слабое знание «матчасти» привело к тому, что я на этот нюанс совершенно не обратил внимания. А в процессе разборки блока горелок, по всей видимости, случайно переместил эту заслонку в положение, при котором доступ воздуха был перекрыт.

Попробовал открыть эти окошки и провести розжиг котла – да, пламя тут же изменило цвет и стало более ровным. Но «корона», естественно, все так же стремится в пространство между кожухом и теплообменником, то есть от очистки котла найденная причина меня никак не избавляет.

Проведение чистки котла

Понятно, что для проведения чистки мне необходимо вновь выполнить разборку – так же демонтировать блок горелок, и плюс к этому – снять верхнюю крышку котла.

  • Пришлось несколько помучаться со снятием зонта, переходящего в металлическую часть дымохода. Дело в том, что сам дымоход в котельной – кирпичный, коренного типа, установлен на фундаменте, и в него вмурованы две трубы – от котла и, выше, от газовой колонки.
Котел, колонка и врезка их дымоходов в общую коренную кирпичную трубуДымоход – вид с улицы. Рядом с ним – вентиляционная труба котельной

Трубу котла вмуровывал сам, сделал это в свое время качественно, и «сидит» она очень плотно. Пришлось приложить усилия, чтобы добиться небольшого люфта. Но в итоге получилось – удалось приподнять ее настолько, чтобы хватило просвета для снятия с трубы зонта. Картина открылась весьма колоритная.

После небольших мучений с приложением силы зонт, соединяющий котел с дымоходом, снят

Уж под самим зонтом видны залежи сажи. А если посмотреть на зонт снизу, то на полусферическом рассекателе–сборнике конденсата – мягкий рыхлый слой сажи толщиной под 10 миллиметров.

Вид на зонт снизу – все заросло сажейСажа пока что не спеклась – мягкая и рыхлая, легко удаляется. Но толщина слоя – впечатляет!
  • Чтобы снять верхнюю крышку котла, необходимо для начала отсоединить и демонтировать датчик тяги. Он удерживается на крышке пластинками, которые прикручены двумя саморезами (на иллюстрации выше – показаны синими стрелками). Но сколько я не крутил эти саморезы – они проворачивались на месте, не страгиваясь вверх ни на миллиметр. В конце концов, плюнул на это дело – решил снимать крышку вместе с датчиком. Для этого вначале ключом на 14 отвернул гайку соединения трубки с тройником блока автоматики.
Откручиваю соединение трубки датчика тяги от тройника блока автоматики

Сразу проверил паронитовую прокладку – «живая», осталась на месте, и поэтому решил ее не тревожить.

Трубка датчика тяги отсоединена
  • Дальше, казалось бы, все просто – крышка зафиксирована на кожухе котла тремя саморезами.
Один из саморезов, удерживающих крышку, расположенный на «фасадной» части котла

Саморез, который расположен на фасадной стороне котла, вышел достаточно легко.

А вот два других – оказали «яростное сопротивление». Они попросту не желали страгиваться с места. Не помогали ни мощные отвёртки, ни обработка WD-40, ни простукивание – стоят неподвижно.

Все предпринятые меры оказались безрезультатными – стронуть с места два оставшихся самореза (показаны стрелками) так и не удалось

В конце концов, начали «зализываться» прорези под отвёртку – но все с тем же нулевым результатом. Выход напрашивался один – срезать головки саморезов шлифмашинкой, благо, они сделаны не «под потай».

Цены на саморезы

саморезы

Пришлось прибегать к радикальным мерам – срезать головки саморезов «болгаркой»

Ничего страшного – срезал очень аккуратно. Забегая вперед, скажу, что впоследствии заменил эти крепления на кровельные саморезы с головкой-шестигранником – на случай будущих чисток котла. Держит даже лучше, и выкрутить – никакой проблемы не составит.

  • Крышка сидела плотно, и пришлось даже несколько простучать ее снизу – уперев деревянный брусочек в нижнюю кромку. После этого она ровненько снялась.
Небольшое приложение усилий – и крышка снята

На тыльной стороне крышки хорошо заметны следы, которые остались из-за неправильного прохождения продуктов сгорания. Они отыскали себе путь между теплообменником и кожухом котла, далее сходясь к центральному отверстию дымохода.

Вот этот просвет «избрали» для себя газы для свободного выхода (красная стрелка)

Естественно, говорить о какой-то эффективности работы котла в такой ситуации не приходится – он скорее грел помещение котельной, чем отдавал тепло в систему. Про безопасность подобного функционирования лучше вообще промолчать.

  • Водяной теплообменник котла сверху прикрыт своей крышкой. Она зафиксирована и плотно прижата к нему с помощью специальных креплений – металлических клиньев (на иллюстрации сверху они показаны желтыми стрелками). Снимаются эти фиксаторы – очень легко.
Снять фиксаторы можно с помощью плоскогубцев

Думал, что они пружинные – ничего подобного. Эти клинья сделаны из обычной мягкой стали, а их усики изогнуты по тому же принципу, что и обычные шплинты. Они легко сводятся к центру, а затем клин вынимается из прорези.

Снятый стопорный клин
  • Таким же образом убрал все стопора, а затем снял крышку. И ужаснулся…
Под крышкой все буквально забито сажей

Этот небольшой просвет между теплообменником и крышкой, в котором потоки газа от трех каналов должны объединяться в один центральный для выхода в дымоход, плотно забит сажей.

  • Теперь необходимо из каналов теплообменника достать вставки-турбулизаторы газового потока. Они без особого сопротивления поддались вверх, когда подцепил их плоскогубцами.
Кадр плохо сфокусированный, но все рано хорошо видно, какой жуткий слой нагара насел на лепестках турбулизаторов

Картина получилась даже хуже, чем я мог себе представить – слой сажного нагара на лопастях турбулизаторов впечатляет своей толщиной!

Все три турбулизатора извлечены и ждут операции чистки

Заодно сразу смотрю, в каком состоянии эти вертикальные цилиндрические каналы. Картина соответствующая…

Так выглядел канал теплообменника после извлечения турбулизатора

Естественно, что если даже «вывести за скобки» проблемы тяги, ни о какой эффективности работы котла при столь заросшем снаружи теплообменнике и речи не идет.

  • Далее, снял поддон котла с блоком горелок – как выполняется эта операция, я уже рассказывал выше.
Снятый блок горелок на поддоне котла
  • Все, можно переходить непосредственно к чистке всех узлов. Для этой операции в хозяйственном магазине была приобретена обычная пластиковая щётка для бутылок – она пойдет для вертикальных каналов. Подвязал ее изолентой к деревянной рейке, чтобы пройти каналы по всей их высоте.
Знаю, что «классикой» для домашнего творчества является синяя изолента, но у меня была только белая 🙂

А для чистки остальных деталей и поверхностей приобрел плоскую щетку с мягким латунным ворсом.

Практика показала, что выбор оказался удачным – такая щека отлично счищает и сметает сажу, но без риска повредить какие-то детали
  • Прочистку начинаю с верхней плоскости теплообменника – счищаю и сметаю вниз весь сажный нагар. Получилось так, как показано на иллюстрации выше.
  • Затем перехожу к прочистке каналов. Сажа от стенок отходит достаточно легко – еще не успела «задубеть». Характерно, что она очень маслянистая.
Прочищаю каналы теплообменника – сажа отходит достаточно легко, без приложения особых усилийКуча сажи под котлом растет на глазах.
  • После очистки самого котла, перехожу к снятым деталям и узлам. Чтобы не разводить лишнюю грязь в помещении котельной, переношу все это действо во двор.
Очищена верхняя крышка теплообменникаВслед за ней – верхняя крышка самого котлаУдалены сажные наслоения с колпакаТак стали выглядеть после проведения очистки турбулизаторыПоследним шагом убираю нападавшую сверху сажу и с блока горелок

Сама горелка и в этот раз чистая, если не считать той сажи, что нападала сверху – она легко смахнулась щеткой. Заодно сразу слегка подчищаю «нулевкой» трубочку термопары – это не помешает.

Вот такая гора сажи образовалась на месте проведения чистки
  • После завершения операции чистки, перехожу к обратной сборке котла. Вначале установил на место блок горелок – об этом уже рассказывалось выше. Сразу скоммутировал все трубки, проверил прокладки и затянул гайки.

И вот здесь сразу заострил свое внимание на положение задвижки воздушного канала. При чистке я этот хомут снял с трубы (не знаю,  правда, зачем), но при обратной установке оказалось, что он изготовлен из мягкой стали, и никакими пружинящими качествами не обладает. После установки он стал болтаться и просто соскальзывать вниз. Пришлось сделать небольшое усовершенствование – просверлить в «ушах» отверстия, и после надевания заслонки чуть стянуть ее длинным винтом М5. Получилось нормально – теперь хомут надежно удерживается в заданном положении, но и переместить его – не составляет особого труда.

Хомут-заслонка, усовершенствованная установкой винта.

На иллюстрации показано, что отверстия для подачи воздуха открыты наполовину.

  • Следующий шаг – ставлю на место турбулизаторы.
Канал теплообменника чистый. Снизу хорошо виден край круглой газовой горелки.

Установка турбулизаторов – очень проста, и ошибиться здесь просто невозможно – они вставляются в каналы и удерживаются в них за счет расположенного сверху уширения центральной металлической пластины. Вставляю их так, чтобы эта пластина была сориентирована по радиусу цилиндрического теплообменника, то есть лопасти при этом расположатся примерно по касательной к окружности.

Вставляю первый турбулизатор в канал теплообменникаВсе три турбулизатора установлены на свои места
  • Следующий шаг – ставлю на место крышку теплообменника. Проушины для фиксаторов вошли в прорези крышки.
Установлена крышка теплообменника …

Вставляю в прорези проушин металлические шплинты-клинья, и слегка подбиваю их с тыльной части – чтобы крышка максимально плотно прилегла к теплообменнику. После этого плоскогубцами развожу усики – всё, крышка надежно закреплена.

… и зафиксирована стопорами
  • Далее, устанавливаю на место верхнюю крышку котла. Сориентироваться с ее правильным положением помогают отверстия от единственного вышедшего нормально самореза. В моем случае датчик тяги не снимался – он уже стоит на месте, и остается только подсоединить его трубку к тройнику и затянуть гайку.
Установлена верхняя крышка котла, подсоединена трубка датчика тяги
  • Завершаю сборку установкой колпака. Подсовываю его под трубу, надеваю на ее раструб (заходит очень плотно), и затем аккуратно устанавливаю на место. Три выступа на колпаке должны попасть в соответствующие отверстия крышки котла, и при этом вырезанное полукруглое окошко разместится над проходящей трубкой термодатчика.
Подсоединением к трубе и установкой на место колпака сборка котла завершается
  • Естественно, после этого были проверены все соединения на герметичность.
  • Перехожу к долгожданному моменту – к запуску котла. Фитилек загорелся сразу, и уже через секунд 15 сработал магнитный клапан. Пока все хорошо.

Открываю подачу газа – горелка зажигается легко, огонь горит ровной короной, с одинаковой высотой языков пламени, и смотрят они не в стороны, а направлены выраженно вверх, что и требовалось доказать!

Автоматика сработала отлично, котел работает!
  • Попробовал «поиграть» с воздушной заслонкой. В итоге пришлось ее приоткрыть еще немного – добился ровного голубого пламени, практически без примесей красных или оранжевых оттенков. Экспериментальное перекрытие и подача газа (моделирование выключений и пусков котла) прошло успешно – факел запальника устойчив, и горелка загорается сразу и практически бесшумно.
Всё работает! Пламя выраженно голубого цвета, и корона направлена строго вверх, в сторону теплообменника!

С тех пор прошло уже две недели – каких-либо нареканий на работу котла не было! Впереди зима, и, надеюсь, что никаких неприятных сюрпризов система отопления нам не преподнесёт.

А для себя решил следующее:

  • Внимательнее относиться к мелочам любой конструкции – все имеет свое предназначение, и непродуманные действия способны привести к нештатным ситуациям.
  • Процесс чистки освоен, он не столь сложен, так что буду проводить его регулярно – перед началом каждого отопительного сезона, хотя бы для профилактики.

Узнайте, как произвести установку газового котла в частном доме, изучив требования обязательные к соблюдению, в специальной статье нашего портала.

Автор отдает себе отчет, что подобные работы, вообще-то, должны проводиться соответствующими специалистами. Поэтому эту статью необходимо расценивать не в качестве руководства к действию, а только как повествование о случившемся – о том, как одна совсем небольшая ошибка, невнимательность, привела к серьезным проблемам и потребовала их срочного устранения. Надеюсь, что полученная информация кому-то покажется полезной.

stroyday.ru

Ремонт газового котла своими руками

Многие неисправности газового котла можно устранить своими руками, не прибегая к дорогостоящим услугам газовой службы или не менее дорогих частных специалистов по обслуживанию и наладке газового оборудования.

Единственное правило, о котором сразу оговоримся, нужно понимать, что делаешь, и с какой целью.

Сезонное обслуживание

Сезонное обслуживание газового котла заключается в его очистке от загрязнений и проверке работоспособности. Для доступа к элементам котла необходимо демонтировать кожух или обшивку. Для этого определяемся с методом её крепления, у разных моделей котлов это может быть выполнено по-разному. Чаще всего это несколько саморезов и несколько защёлок в верхней части кожуха.

Получив доступ к внутренним частям котла, при выполнении сезонного обслуживания более ничего не снимаем. С помощью мягкой щётки по металлу, зубной щётки и мелкозернистой наждачной бумаги приступаем к снятию нагара со всех частей котла:

  • теплообменника;
  • горелки;
  • запальника при его наличии.

Вышеназванный инструмент используем, где какой удобно, особо не налегая на щётку по металлу. Дальше компрессором выдуваем собравшуюся пыль. Можно использовать резиновую трубку или трубочку от медицинской капельницы, просто подув в неё и направляя второй её конец внутрь котла.

Важно! Любые работы на котле производятся при закрытом газовом кране.

Используя тонкое шило или прочную иглу нужно прочистить все отверстия на горелке и запальнике, а затем, почистив их ещё раз, например, зубной щёткой, снова продуть. При наличии накладных датчиков места их прилегания к частям котла нужно слегка зачистить наждачной бумагой, и затем протереть мягкой шерстяной тканью.

Электроды розжига и контроля пламени хорошо зачищают лишь шерстяной тряпочкой, без использования чистящих средств. При наличии погружных датчиков температуры, необходимо извлечь их из гильз, отобрать из гильзы имеющуюся там жидкость, тщательно очистить гильзу внутри, используя металлический ёрш небольшого размера или распущенный отрезок стального троса, подходящего размера. После грубой очистки гильзу очищают тряпочкой, намотанной на отвёртку, затем заполняют гильзу на две трети машинным маслом и устанавливают датчик.

После выполнения этих работ котёл тщательно пылесосят. В доступных местах пыль и грязь очищают влажной тканью. Ставим обшивку на место. Проверяем наличие тяги в дымоходе, приложив лист размером с тетрадный к отверстию дымохода, или пустив струйку дыма в отверстие розжига запальника, газовый кран на опуске к котлу должен быть закрыт.

Проверяем места уплотнений и возможных протечек газа методом обмыливания. При наличии нормальной тяги производят пробный пуск котла, который должен быть заполнен теплоносителем. Параллельно с выполнением работ по очистке котла проводят его визуальный осмотр на предмет механических повреждений и протечек теплоносителя. На этом сезонное обслуживание можно считать завершённым.

Очистка теплообменника

Производится раствором соляной кислоты, приобретаемым в торговой сети и предназначенным именно для этой цели. Очистка производится для основных теплообменников настенных газовых котлов и теплообменников приготовления горячей воды. Сечение каналов таких теплообменников мало, из-за чего они подвержены загрязнениям солевыми отложениями.

Очистка водяной рубашки напольных газовых котлов, как правило, не производится. Для выполнения очистки необходимо снять теплообменник. Для этого снимают кожух котла, откручивают подводящие трубки к теплообменнику, предварительно слив из котла воду.

Вынимаем теплообменник из котла. Следует одеть резиновые перчатки и использовать пластиковую ёмкость для сбора отработанной кислоты. Метод не сложен. Осторожно наливаем внутрь теплообменника раствор кислоты до полного его заполнения. В том случае, если теплообменник забит накипью, будет происходить активное выделение пены. Оставим теплообменник на 10–15 минут.

Сливаем отработавшую кислоту в ёмкость и повторно заполняем теплообменник новой порцией. Ждём те же десять минут. Сливаем раствор и промываем теплообменник проточной водой. Одеваем отрезок шланга на ближайший водоразборный кран и проливаем теплообменник водой. Заполним ещё раз теплообменник раствором кислоты. Если нет активного выделения пены, а при проливе теплообменника водой не видно значительного сопротивления протоку, значит, теплообменник промыт, и можно его устанавливать на место в обратной последовательности.

Очистка горелки от нагара

Метод очистки горелки от нагара был уже описан выше. Однако при сильном нагаре не всегда можно справиться, используя лишь механическую очистку. Для таких случаев применяются специальные химические средства. Рекомендовать что-либо не имеет смысла, все средства довольно эффективны. Способ очистки сводится к нанесению средства в виде раствора на очищаемую поверхность, выдержки её в течение определённого времени и затем удаления отслоившегося нагара, чаще механическим способом. Более подробно со способом очистки тем или иным средством необходимо ознакомится при его приобретении.

В особо тяжёлых случаях, например, при попадании на горелку теплоносителя, её необходимо полностью снять с котла, погрузить в чистящий раствор на несколько часов. Затем горелку извлеките, прокалите в пламени портативной газовой горелки. После ещё одного нанесения раствора, используя металлически ёрш или щётку, удалите остатки нагара.

Проверка дымоотводящего канала

Проверка дымоотводящего канала выполняется с помощью зеркала. Вводим зеркало в канал под небольшим углом. В зеркале мы должны увидеть свет в конце дымохода. При выполнении этой операции удобно пользоваться так называемой селфи-палкой, с закреплённым на ней зеркалом.

Устранение течи воды в местах соединения трубопроводов

Для устранения течи необходимо распаковать соединение, очистить резьбу от старой пакли и краски. Затем, используя ФУМ-ленту, уплотняющую нить или фиксатор резьбы, запаковать соединение вновь. Проверить качество работы, заполнив трубопровод и котёл водой.

Проверка и устранение утечки газа

Все доступные места утечки газа необходимо обмылить раствором мыла или специальным средством для проверки утечки газа. Раствор для обмыливания приготавливается из хозяйственного мыла, настругав его в ёмкость с тёплой водой и размешав до получения густой пены. При утечке газа на пене будет выдуваться мыльный пузырь. Устранить утечку можно тем же способом, что и утечку воды через резьбовые соединения.

Замена горелки

Замена горелки газового котла потребует больше внимания и осторожности. Приобретать новую горелку следует точно такой же модели, как и установленная на вашем котле. Никогда не устанавливайте горелку, не предназначенную для вашей модели котла.

Начало то же — снимаем кожух котла. Получив доступ к горелке, тщательно осматриваем подключенные к горелке трубки и датчики. Их расположение следует запомнить, чтобы при сборке новой горелки не перепутать, какую куда подключать.

Как снять газовую горелку. 1. Крепление горелки к корпусу камеры сгорания. 2. Провода электродного запальника и датчика пламени. 3. Патрубок подвода газо-воздушной смеси

В связи с большим разнообразием моделей котлов конкретных рекомендаций дать невозможно, однако в любом случае будут присутствовать:

  • трубка подвода газа к горелке;
  • датчик давления газа на горелку;
  • газовый клапан.

Возможно наличие контрольной трубки от датчика тяги или же электрической связи (проводов) от того же датчика тяги или датчика температуры. При использовании горелки той же модели, что и ваша, запомнить и подключить все провода и трубки не представится сложным.

С заменой рожковой горелки, устанавливаемой в дровяную печку, справится и того проще. Откручиваем винты её крепления к пластине и две трубки: подача газа и подача газа на запальник. Вытаскиваем старую горелку, вставляем новую, прикручиваем трубки, закручиваем болты крепления горелки.

Заниматься ремонтом примитивной автоматики такой горелки не стоит, результат может повлечь небезопасную эксплуатацию котла. Наиболее сложной оказывается замена горелки настенного газового котла, напичканного электроникой и большим количеством датчиков. Но не стоит и здесь паниковать, принцип тот же: хорошо запомнить расположение всех подключений к горелке.

Пытаясь повысить свою значимость, специалисты газовики говорят, что такая горелка должна быть «привязана» к котлу методом прошивки электронного блока или подстройкой котла. Горелка лишь железо, которое не может быть каким-либо образом настроено. Настройки может потребовать горение, как таковое, но это уже не имеет отношения к замене самой горелки. Если горелка выполнена под ту модель котла, на которую устанавливают, то и горение будет правильным, правда, при условии, что его не пытались зарегулировать на старой горелке.

Замена датчика температуры

Необходимость замены датчика температуры возникает, когда при задании конкретного температурного режима работы котёл либо не соблюдает его, либо, что ещё страшнее, переходит в режим кипения, что может привести к разрыву водяной рубашки котла или его теплообменника.

Датчики температуры по методу установки в котле могут быть накладными и погружными. Накладные датчики устанавливаются на трубах котла на клипсах, которые прижимают датчик к этой трубе. Их замена совсем проста. Отсоединяем старый — ставим новый. Фишку (электрический контакт) ставим на место старой.

Погружные датчики могут быть двух видов: непосредственного погружения и находящиеся в гильзе, заполненной маслом. При замене первых необходимо слить воду из котла, выкрутить датчик. Обратите внимание на то, каким образом было произведено уплотнение резьбы в месте крепления датчика. Это может быть просто конусная резьба, использование фиксатора резьбы (клея), прокладки или уплотнительные кольца. Уплотнение льном и прочими материалами не используется. Применяя тот же метод уплотнения, установите новый датчик.

При замене датчиков, установленных в гильзы, сливать воду из котла нет необходимости. Отпустив фиксирующую гайку, вытащите датчик, проверьте наличие в гильзе масла, установите новый датчик, зафиксировав его гайкой. Наиболее простым вариантом такого датчика является установленный в гильзе спиртовой термометр для визуального контроля температуры в котле.

рмнт.ру

rmnt.mirtesen.ru

Ремонт газовых котлов своими руками: диагностика и способы устранения неисправностей самостоятельно

Согласно правилам безопасности, ремонт всего опасного в эксплуатации оборудования, к которому относятся газовые отопительные агрегаты, должны производить специально обученные квалифицированные специалисты. Однако в отдалённых местностях приезд специализированной ремонтной бригады можно ожидать очень долго. Поэтому в случае крайней необходимости, если дело не касается автоматики и газовой трубы, можно обойтись своими силами и осуществить ремонт газового котла самостоятельно.

Краткие сведения об устройстве системы отопления

Современные газовые отопительные установки являются сложными системами. Контроль их работы осуществляется с помощью целого комплекса автоматических устройств, с которыми необходимо ознакомиться, прежде чем начать самостоятельный ремонт газовых котлов.

Основные элементы группы безопасности:

  • Датчики тяги, рассчитанные на 750С. Этот прибор даёт возможность следить за  состоянием дымохода. При сбое нормального дымоотведения температура повышается и происходит срабатывание датчика. Оптимально, дополнительно к датчику тяги приобретают сигнализатор загазованности.
  • Моностат обеспечивает защиту турбированных газовых агрегатов от ухудшенного отведения продуктов сгорания из-за засоренного дымохода или теплообменника.
  • Предельный термостат предназначен для контроля температуры теплоносителя в отопительной установке. При закипании воды датчик перегрева отключает аппарат.
  • Электрод контроля пламени при обнаружении его отсутствия отключает работу отопительного агрегата.
  • Подрывной клапан служит для контроля давления. При росте давления выше критической величины происходит порционный сброс излишнего теплоносителя.

Внимание! Износ сальников приводит к постоянному протеканию теплоносителя из клапана. Способом устранения неполадки является замена клапана.

Способы решения некоторых проблем при самостоятельном ремонте газового агрегата

Выходить из строя могут различные узлы отопительной установки и по разным причинам. Это могут быть – некачественные детали, нарушение требований к эксплуатации, резкие удары по комплектующим элементам агрегата.

  • Наиболее частой причиной выхода из строя энергозависимых аппаратов является сбой настроек. Ремонт газового котла своими руками следует начинать с проверки правильности установки настроек и наличия разомкнутых контактов. При поиске неисправностей агрегат устанавливают на режим «Зима» и настройку выставляют на максимальную температуру отопления.
  • Если не работает насос, то, либо просто необходимо заменить кабель, либо придётся менять сам насос.
  • Если на горелку не подаётся газ, то необходимо убедиться, что газовый кран открыт, газопровод не засорен, подача напряжения в порядке. При сохранении проблемы после всех этих действий, скорее всего, придётся сменить электронную плату.

Отключение парапетных котлов в сильные морозы может быть вызвано появлением наледи на дымоходе. Образование ледяной корки объясняется содержанием водяного пара в отводимых продуктах горения. В результате намерзания ледяных наростов и затруднения выхода дымовых газов устройство автоматически отключается и попытки включить его снова будут безуспешными.

Совет! Автоматика котельного оборудования в этом случае не выходит из строя, а для возобновления работы отопительного оборудования достаточно удалить лёд с дымовой решётки. Во избежание подобных остановок агрегатов необходимо в сильные морозы периодически осматривать дымоход.

Ремонт котлов на газе своими руками возможен далеко не всегда и только в случаях видимых и простых неисправностей. Сложные поломки качественно и надёжно могут исправить только специалисты, обладающие необходимыми знаниями и оборудованием.

kotel-otoplenija.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *