20.04.2024

Тип водоснабжения в школе – СП 30.13330.2016 Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85* (с Поправкой, с Изменением N 1)

Содержание

Водоснабжение и канализация школы

Водоснабжение и канализацию школ по России реализует компания «ИНТЕХ» (Москва). Чтобы получить КП на водоснабжение школы, позвоните по телефону: +7(495) 118-27-34. Отправить заявку

Водоснабжение школы

Улучшение условий жизни тесно связано с повышением норм водопотребления. Количество потребляемой воды должно отвечать санитарным требованиям. Так, минимальное количество воды на одного человека в сутки составляет: для школ без душа — 15 л (с душем —40 л), для школы-интерпата и ПТУ — 200 — 220 л, пионерского лагеря — 200 — 250 л.

Система водоснабжения может быть централизованная (общая) и децентрализованная (местная).

Наши преимущества:

10

10 лет стабильной и успешной работы

500

Выполнено более 500 000 м2

Почему у нас лучшая цена?

24

Минимальные сроки

100

100% контроль качества

5

5 лет гарантии на выполненные работы

1500

1500 м2 площадь собственных складских помещений

При централизованном водоснабжении школьное здание подключается к магистрали центрального водопровода. Холодная и горячая вода подводится к умывальникам учебных мастерских, ка­бинета домоводства, лабораторий биологии, химии, физики, уголка живой природы, кабинетов врача и процедурной, столовой или буфета, к душевым кабинам, ванным спальных корпусов и др. Только холодная вода подводится к умывальникам классных комнат учащихся I—IV класса, кабинетов географии, черчения и изобразительного искусства, военного дела.

Умывальники устанавливаются на каждом этаже здания. В школах и учебных корпусах школ-интернатов количество их определяется из расчета один кран на 60 человек, в спальных корпусах один кран на восемь человек. В них также устанавливаются ножные ванны (одна на 12 человек). Кабина личной гигиены для девочек оборудуется душем, унитазом, умывальником (одна кабина на 70 девочек). В спортивном зале предусматриваются две душевые, на 2 — 3 рожка каждая, умывальник и уборная.

Для обеспечения учащихся питьевой водой наиболее гигиеничны фонтанчики. Их устанавливают на каждом этаже. Высота раковины над полом определяется в зависимости от роста учащихся. Так, для учащихся начальных классов — 60 см, для средних и старших — 65 — 70 см; высота струи — 12 см. Сосок фонтанчика защищают кольцом так, чтобы дети не могли охватить его ртом. Дно раковины делают с уклоном для быстрого стока воды.

В случае отсутствия водопровода для питья употребляется кипяченая остуженная вода. Для кипячения используются кипятильники типа «Титан» или «Вулкан», установленные на кухне. Воду наливают в эмалированные бачки с плотными крышками и закрывают их на замок; сверху бачки покрывают чехлами. Около бачка ставят ящики с двумя отделениями, окрашенными в разный цвет: одно отделение — для чистых стаканов, другое — для грязных. Прикреплять общую кружку к бачку для питья недопустимо. Это небезопасно в эпидемиологическом отношении. Хранить воду для питья можно в графинах, стоящих на столах в обеденном зале.

При децентрализованной системе водоснабжения воду берут непосредственно из водоисточника. Такая система распространена в сельской местности и менее благоприятна в гигиеническом отно­шении из-за возможности загрязнения воды во время ее транспортировки.

Источником водоснабжения может быть артезианская скважина (это лучший вариант) или шахтный колодец, который размещается на территории хозяйственного двора. Источники водоснабжения требуют соблюдения зоны строгой охраны.

Для колодца выбирают возвышенное чистое место. Стенки колодца укрепляют деревом, кирпичом или бетонными кольцами. Сверху, вокруг колодца укладывают слой глины, уходящий вглубь на 0,75 м при ширине не менее 0,5 м. Такой «глиняный замок» препятствует проникновению поверхностных вод в колодец и его загрязнению. Воду из колодца берут ведром, прикрепленным к цепи, или выкачивают насосом. Для водоснабжения можно пользоваться родниковой водой.

Администрация школы должна следить за тем, чтобы территория вокруг колодца содержалась в чистоте. Нельзя допускать, чтобы у колодца мыли посуду, стирали белье, поили животных, мыли машины и т. д. За качеством подаваемой в здание школы воды необходим систематический контроль.

Канализация

Нечистоты из здания школы удаляются через центральную систему канализации населенного пункта. Внутри здания устраиваются промывные уборные. Количество унитазов в них устанавли­вается в соответствии с нормами: в школах и ПТУ — один унитаз и один писсуар на 40 мальчиков и один унитаз на 30 девочек; в спальных школ-интернатов — один унитаз на 15 девочек и один унитаз и один писсуар на 20 мальчиков.

В случае отсутствия водопровода и канализации в зданиях не выше двух этажей можно устраивать уборные с вентилируемым выгребом. Их размещают у наружной стены здания. Нечистоты по­ступают через сточную трубу в выгреб, дно и стенки которого делают из водонепроницаемого материала (кирпич, бетон, просмоленные деревянные брусья), а вокруг выгреба укладывают «глиняный замок» толщиной 30—40 см. Сверху выгреб закрываются крышкой. Вблизи сточной трубы, рядом с дымоходом, размещается вытяжной канал. Воздух в канале, нагреваясь, создает тягу, поэтому зловонные газы из выгреба не поступают в помещение уборной.

Дворовые уборные с выгребом менее гигиеничны, устраиваются они в случае крайней необходимости. При размещении уборных на школьном участке необходимо соблюдать санитарные правила их устройства и эксплуатации. Они должны иметь водонепроницаемые стены и крышу, самозакрывающиеся двери и сиденья с крышками. Вентиляционные отверстия закрывают мелкой металлической сеткой, предохраняющей от проникновения мух. Сиденья изготавливают из твердых и прочных материалов, которые не портятся от частой обработки их горячей водой и дезинфицирующими средствами.

Уборные с выгребными ямами чистят по мере наполнения их до 2/з объема. Все нечистоты по подземным трубам (при наличии канализации) или в пневматических ассенизационных автоцистернах (в случае отсутствия канализации) поступают для обезвреживания на поля запахивания, или ассенизации.

После очистки выгреба поверхность земли вокруг него поливают 20%-ным раствором хлорной извести (хлорным «молоком»).

Для сбора кухонных отбросов и мусора пользуются ведрами с крышками, из которых они поступают в мусороприемники или мусорные ямы. Твердые отбросы из мусороприемников должны вывозиться в специальных машинах — мусоровозах, не реже чем каж­дые 2 — 3 дня, чтобы избежать гниения мусора и выплода мух в теплое время года.

Требования к водоснабжению и канализации

  1. Здания общеобразовательных учреждений должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений.
  2. В общеобразовательных учреждениях обеспечивается централизованное водоснабжение и канализация. В случаях отсутствия в населенном пункте канализации и водопровода водоснабжение и способ удаления нечистот и отбросов в каждом конкретном случае согласуется с территориальными центрами госсанэпиднадзора.
  3. Общеобразовательные учреждения обеспечиваются доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
  4. Использование в общеобразовательных учреждениях фильтров для очистки питьевой воды согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора.
  5. Холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются производственные помещения пищеблока, душевые, умывальные, кабины гигиены девочек, помещения медицинского кабинета. Учебные помещения начальных классов, кабинеты физики, химии, черчения, рисования, мастерские трудового обучения должны быть обеспечены холодным и горячим водоснабжением.
  6. В неканализованных районах общеобразовательные учреждения оборудуются внутренней канализацией при условии устройства местных очистных сооружений.
  7. В неканализованных районах допускается оборудование малокомплектных сельских общеобразовательных учреждений вместимостью до 50 мест люфтклозетами или выгребами (с организацией вывоза стоков). Не следует выливать в выгреб воду из-под умывальников и после уборки помещений.

Порядок разработки проектной и рабочей документации для водоснабжения школы

  1. Получение технических условий;
  2. Составление технического задания;
  3. Заключение договора на проектирование;
  4. Разработка проектной документации;
  5. Получение положительного заключение экспертизы;
  6. Разработка рабочей документации;
  7. Согласование рабочей документации.

Водоснабжение школы

Проект водоснабжения школы (проектная документация)

Проектная документация для сети водоснабжения школы выполняется в строгом соответсвии с 87 постановлением правительства РФ.

В текстовой части:

  • сведения о существующих и проектируемых источниках водоснабжения; 
  • сведения о существующих и проектируемых зонах охраны источников питьевого водоснабжения, водоохранных зонах;
  • описание и характеристику системы водоснабжения и ее параметров;
  • сведения о расчетном (проектном) расходе воды на хозяйственно-питьевые нужды, в том числе на автоматическое пожаротушение и техническое водоснабжение, включая оборотное; 
  • сведения о расчетном (проектном) расходе воды на производственные нужды — для объектов производственного назначения; 
  • сведения о фактическом и требуемом напоре в сети водоснабжения, проектных решениях и инженерном оборудовании, обеспечивающих создание требуемого напора воды;
  • сведения о материалах труб систем водоснабжения и мерах по их защите от агрессивного воздействия грунтов и грунтовых вод; 
  • сведения о качестве воды;
  • перечень мероприятий по обеспечению установленных показателей качества воды для различных потребителей; 
  • перечень мероприятий по резервированию воды;
  • перечень мероприятий по учету водопотребления; 
  • описание системы автоматизации водоснабжения;
  • перечень мероприятий по рациональному использованию воды, ее экономии; 
  • описание системы горячего водоснабжения;
  • расчетный расход горячей воды;
  • описание системы оборотного водоснабжения имероприятий, обеспечивающих повторное использование тепла подогретой воды;
  • баланс водопотребления и водоотведения по объекту капитального строительства в целом и по основным производственным процессам для объектов производственного назначения;
  • баланс водопотребления и водоотведения по объекту капитального строительства для объектов непроизводственного назначения;

В графической части:

  • принципиальные схемы систем водоснабжения объекта капитального строительства; 
  • план сетей водоснабжения.

Проект водоснабжения школы (рабочая документация)

Рабочая документация для сетей водоснабжения школы выполняется в соответсвии с ГОСТ-ами на оформление рабочей документации сети водоснабжения.

Проект внутреннего водоснабжения школы:

  • общие данные;
  • планы сети водоснабжения;
  • схемы сети водоснабжения;
  • спецификация оборудования и материалов.

Проект наружного водоснабжения школы:

  • общие данные;
  • планы сети водоснабжения;
  • профили сети водоснабжения; 
  • схемы сети водоснабжения;
  • таблица водопроводных колодцев;
  • спецификация оборудования и материалов.

Получите коммерческое предложение на email:

Нужна консультация? Звоните:

8(495) 118-27-34

Отзывы о компании ООО «ИНТЕХ»:

Водоснабжение школы Водоснабжение школы Водоснабжение школы Водоснабжение школы

Информация, размещенная на сайте, носит ознакомительный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой.

ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЫ

Улучшение условий жизни тесно связано с повышением норм водопотребления. Количество потребляемой воды должно отвечать санитарным требованиям. Так, минимальное количество воды на одного человека в сутки составляет: для школ без душа — 15 л (с душем —40 л), для школы-интерпата и ПТУ — 200 — 220 л, пионерского лагеря — 200 — 250 л.

Система водоснабжения может быть централизованная (общая) и децентрализованная (местная).

При централизованном водоснабжении школьное здание подключается к магистрали центрального водопровода. Холодная и горячая вода подводится к умывальникам учебных мастерских, ка­бинета домоводства, лабораторий биологии, химии, физики, уголка живой природы, кабинетов врача и процедурной, столовой или буфета, к душевым кабинам, ванным спальных корпусов и др. Только холодная вода подводится к умывальникам классных комнат учащихся I—IV класса, кабинетов географии, черчения и изобразительного искусства, военного дела.

Умывальники устанавливаются на каждом этаже здания. В школах и учебных корпусах школ-интернатов количество их определяется из расчета один кран на 60 человек, в спальных корпусах один кран на восемь человек. В них также устанавливаются ножные ванны (одна на 12 человек). Кабина личной гигиены для девочек оборудуется душем, унитазом, умывальником (одна кабина на 70 девочек). В спортивном зале предусматриваются две душевые, на 2 — 3 рожка каждая, умывальник и уборная.

Для обеспечения учащихся питьевой водой наиболее гигиеничны фонтанчики. Их устанавливают на каждом этаже. Высота раковины над полом определяется в зависимости от роста учащихся. Так, для учащихся начальных классов — 60 см, для средних и старших — 65 — 70 см; высота струи — 12 см. Сосок фонтанчика защищают кольцом так, чтобы дети не могли охватить его ртом. Дно раковины делают с уклоном для быстрого стока воды.

В случае отсутствия водопровода для питья употребляется кипяченая остуженная вода. Для кипячения используются кипятильники типа «Титан» или «Вулкан», установленные на кухне. Воду наливают в эмалированные бачки с плотными крышками и закрывают их на замок; сверху бачки покрывают чехлами. Около бачка ставят ящики с двумя отделениями, окрашенными в разный цвет: одно отделение — для чистых стаканов, другое — для грязных. Прикреплять общую кружку к бачку для питья недопустимо. Это небезопасно в эпидемиологическом отношении. Хранить воду для питья можно в графинах, стоящих на столах в обеденном зале.

При децентрализованной системе водоснабжения воду берут непосредственно из водоисточника. Такая система распространена в сельской местности и менее благоприятна в гигиеническом отно­шении из-за возможности загрязнения воды во время ее транспортировки.

Источником водоснабжения может быть артезианская скважина (это лучший вариант) или шахтный колодец, который размещается на территории хозяйственного двора. Источники водоснабжения требуют соблюдения зоны строгой охраны.

Для колодца выбирают возвышенное чистое место. Стенки колодца укрепляют деревом, кирпичом или бетонными кольцами. Сверху, вокруг колодца укладывают слой глины, уходящий вглубь на 0,75 м при ширине не менее 0,5 м. Такой «глиняный замок» препятствует проникновению поверхностных вод в колодец и его загрязнению. Воду из колодца берут ведром, прикрепленным к цепи, или выкачивают насосом. Для водоснабжения можно пользоваться родниковой водой.

Администрация школы должна следить за тем, чтобы территория вокруг колодца содержалась в чистоте. Нельзя допускать, чтобы у колодца мыли посуду, стирали белье, поили животных, мыли машины и т. д. За качеством подаваемой в здание школы воды необходим систематический контроль.

Канализация  

Нечистоты из здания школы удаляются через центральную систему канализации населенного пункта. Внутри здания устраиваются промывные уборные. Количество унитазов в них устанавли­вается в соответствии с нормами: в школах и ПТУ — один унитаз и один писсуар на 40 мальчиков и один унитаз на 30 девочек; в спальных школ-интернатов — один унитаз на 15 девочек и один унитаз и один писсуар на 20 мальчиков.

В случае отсутствия водопровода и канализации в зданиях не выше двух этажей можно устраивать уборные с вентилируемым выгребом. Их размещают у наружной стены здания. Нечистоты по­ступают через сточную трубу в выгреб, дно и стенки которого делают из водонепроницаемого материала (кирпич, бетон, просмоленные деревянные брусья), а вокруг выгреба укладывают «глиняный замок» толщиной 30—40 см. Сверху выгреб закрываются крышкой. Вблизи сточной трубы, рядом с дымоходом, размещается вытяжной канал. Воздух в канале, нагреваясь, создает тягу, поэтому зловонные газы из выгреба не поступают в помещение уборной.

Дворовые уборные с выгребом менее гигиеничны, устраиваются они в случае крайней необходимости. При размещении уборных на школьном участке необходимо соблюдать санитарные правила их устройства и эксплуатации. Они должны иметь водонепроницаемые стены и крышу, самозакрывающиеся двери и сиденья с крышками. Вентиляционные отверстия закрывают мелкой металлической сеткой, предохраняющей от проникновения мух. Сиденья изготавливают из твердых и прочных материалов, которые не портятся от частой обработки их горячей водой и дезинфицирующими средствами.

Уборные с выгребными ямами чистят по мере наполнения их до 2/з объема. Все нечистоты по подземным трубам (при наличии канализации) или в пневматических ассенизационных автоцистернах (в случае отсутствия канализации) поступают для обезвреживания на поля запахивания, или ассенизации.

После очистки выгреба поверхность земли вокруг него поливают 20%-ным раствором хлорной извести (хлорным «молоком»).

Для сбора кухонных отбросов и мусора пользуются ведрами с крышками, из которых они поступают в мусороприемники или мусорные ямы. Твердые отбросы из мусороприемников должны вывозиться в специальных машинах — мусоровозах, не реже чем каж­дые 2 — 3 дня, чтобы избежать гниения мусора и выплода мух в теплое время года.

Требования к водоснабжению и канализации  

  1. Здания общеобразовательных учреждений должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений.
  2. В общеобразовательных учреждениях обеспечивается централизованное водоснабжение и канализация. В случаях отсутствия в населенном пункте канализации и водопровода водоснабжение и способ удаления нечистот и отбросов в каждом конкретном случае согласуется с территориальными центрами госсанэпиднадзора.
  3. Общеобразовательные учреждения обеспечиваются доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
  4. Использование в общеобразовательных учреждениях фильтров для очистки питьевой воды согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора.
  5. Холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются производственные помещения пищеблока, душевые, умывальные, кабины гигиены девочек, помещения медицинского кабинета. Учебные помещения начальных классов, кабинеты физики, химии, черчения, рисования, мастерские трудового обучения должны быть обеспечены холодным и горячим водоснабжением.
  6. В неканализованных районах общеобразовательные учреждения оборудуются внутренней канализацией при условии устройства местных очистных сооружений.
  7. В неканализованных районах допускается оборудование малокомплектных сельских общеобразовательных учреждений вместимостью до 50 мест люфтклозетами или выгребами (с организацией вывоза стоков). Не следует выливать в выгреб воду из-под умывальников и после уборки помещений.

Порядок разработки проектной и рабочей документации для водоснабжения школы  

  1. Получение технических условий;
  2. Составление технического задания;
  3. Заключение договора на проектирование;
  4. Разработка проектной документации;
  5. Получение положительного заключение экспертизы;
  6. Разработка рабочей документации;
  7. Согласование рабочей документации.

3456а

 

Проект водоснабжения школы (проектная документация)  

Проектная документация для сети водоснабжения школы выполняется в строгом соответсвии с 87 постановлением правительства РФ.

В текстовой части:

  • сведения о существующих и проектируемых источниках водоснабжения; 
  • сведения о существующих и проектируемых зонах охраны источников питьевого водоснабжения, водоохранных зонах;
  • описание и характеристику системы водоснабжения и ее параметров;
  • сведения о расчетном (проектном) расходе воды на хозяйственно-питьевые нужды, в том числе на автоматическое пожаротушение и техническое водоснабжение, включая оборотное; 
  • сведения о расчетном (проектном) расходе воды на производственные нужды — для объектов производственного назначения; 
  • сведения о фактическом и требуемом напоре в сети водоснабжения, проектных решениях и инженерном оборудовании, обеспечивающих создание требуемого напора воды;
  • сведения о материалах труб систем водоснабжения и мерах по их защите от агрессивного воздействия грунтов и грунтовых вод; 
  • сведения о качестве воды;
  • перечень мероприятий по обеспечению установленных показателей качества воды для различных потребителей; 
  • перечень мероприятий по резервированию воды;
  • перечень мероприятий по учету водопотребления; 
  • описание системы автоматизации водоснабжения;
  • перечень мероприятий по рациональному использованию воды, ее экономии; 
  • описание системы горячего водоснабжения;
  • расчетный расход горячей воды;
  • описание системы оборотного водоснабжения имероприятий, обеспечивающих повторное использование тепла подогретой воды;
  • баланс водопотребления и водоотведения по объекту капитального строительства в целом и по основным производственным процессам для объектов производственного назначения;
  • баланс водопотребления и водоотведения по объекту капитального строительства для объектов непроизводственного назначения;

В графической части:

  • принципиальные схемы систем водоснабжения объекта капитального строительства; 
  • план сетей водоснабжения.

Проект водоснабжения школы (рабочая документация)  

Рабочая документация для сетей водоснабжения школы выполняется в соответсвии с ГОСТ-ами на оформление рабочей документации сети водоснабжения.

Проект внутреннего водоснабжения школы:

  • общие данные;
  • планы сети водоснабжения;
  • схемы сети водоснабжения;
  • спецификация оборудования и материалов.

Проект наружного водоснабжения школы:

  • общие данные;
  • планы сети водоснабжения;
  • профили сети водоснабжения; 
  • схемы сети водоснабжения;
  • таблица водопроводных колодцев;
  • спецификация оборудования и материалов.

Водоснабжение и канализация школьного здания и ПТУ

Водоснабжение. Вода является важным фактором внешней среды, от которого во многом зависит состояние здоровья детей и подростков и санитарно-гигиенические условия помещений, в которых они живут и учатся. Вода расходуется на гигиенические, хозяйственно-бытовые и производственные нужды. Она необходима для поддержания чистоты тела, питья и приготовления пищи, мытья посуды, стирки, уборки помещений, удаления нечистот, поливки улиц и зеленых насаждений. Вода используется и в оздоровительных целях для закаливания организма.

Улучшение условий жизни тесно связано с повышением норм водопотребления. Количество потребляемой воды должно отвечать санитарным требованиям. Так, минимальное количество воды на

одного человека в сутки составляет: для школ без душа — 15 л (с душем —40 л), для школы-интерпата и ПТУ — 200 — 220 л, пионерского лагеря — 200 — 250 л.

Система водоснабжения может быть централизованная (общая) и децентрализованная (местная).

При централизованном водоснабжении школьное здание подключается к магистрали центрального водопровода. Холодная и горячая вода подводится к умывальникам учебных мастерских, ка­бинета домоводства, лабораторий биологии, химии, физики, уголка живой природы, кабинетов врача и процедурной, столовой или буфета, к душевым кабинам, ванным спальных корпусов и др. Только холодная вода подводится к умывальникам классных комнат учащихся I—IV класса, кабинетов географии, черчения и изобразительного искусства, военного дела.

Умывальники устанавливаются на каждом этаже здания. В школах и учебных корпусах школ-интернатов количество их определяется из расчета один кран на 60 человек, в спальных корпусах один кран на восемь человек. В них также устанавливаются ножные ванны (одна на 12 человек). Кабина личной гигиены для девочек оборудуется душем, унитазом, умывальником (одна кабина на 70 девочек). В спортивном зале предусматриваются две душевые, на 2 — 3 рожка каждая, умывальник и уборная.

Для обеспечения учащихся питьевой водой наиболее гигиеничны фонтанчики. Их устанавливают на каждом этаже. Высота раковины над полом определяется в зависимости от роста учащихся. Так, для учащихся начальных классов — 60 см, для средних и старших — 65 — 70 см; высота струи — 12 см. Сосок фонтанчика защищают кольцом так, чтобы дети не могли охватить его ртом. Дно раковины делают с уклоном для быстрого стока воды.

В случае отсутствия водопровода для питья употребляется кипяченая остуженная вода. Для кипячения используются кипятильники типа «Титан» или «Вулкан», установленные на кухне. Воду наливают в эмалированные бачки с плотными крышками и закрывают их на замок; сверху бачки покрывают чехлами. Около бачка ставят ящики с двумя отделениями, окрашенными в разный цвет: одно отделение — для чистых стаканов, другое — для грязных. Прикреплять общую кружку к бачку для питья недопустимо. Это небезопасно в эпидемиологическом отношении. Хранить воду для питья можно в графинах, стоящих на столах в обеденном зале.

При децентрализованной системе водоснабжения воду берут непосредственно из водоисточника. Такая система распространена в сельской местности и менее благоприятна в гигиеническом отно­шении из-за возможности загрязнения воды во время ее транспортировки.

Источником водоснабжения может быть артезианская скважина (это лучший вариант) или шахтный колодец, который размещается на территории хозяйственного двора. Источники водоснабжения требуют соблюдения зоны строгой охраны.

Для колодца выбирают возвышенное чистое место. Стенки колодца укрепляют деревом, кирпичом или бетонными кольцами. Сверху, вокруг колодца укладывают слой глины, уходящий вглубь на 0,75 м при ширине не менее 0,5 м. Такой «глиняный замок» препятствует проникновению поверхностных вод в колодец и его загрязнению. Воду из колодца берут ведром, прикрепленным к цепи, или выкачивают насосом. Для водоснабжения можно пользоваться родниковой водой.

Администрация школы должна следить за тем, чтобы территория вокруг колодца содержалась в чистоте. Нельзя допускать, чтобы у колодца мыли посуду, стирали белье, поили животных, мыли машины и т. д. За качеством подаваемой в здание школы воды необходим систематический контроль.

Канализация. Нечистоты из здания школы удаляются через центральную систему канализации населенного пункта. Внутри здания устраиваются промывные уборные. Количество унитазов в них устанавли­вается в соответствии с нормами: в школах и ПТУ — один унитаз и один писсуар на 40 мальчиков и один унитаз на 30 девочек; в спальных школ-интернатов — один унитаз на 15 девочек и один унитаз и один писсуар на 20 мальчиков.

В случае отсутствия водопровода и канализации в зданиях не выше двух этажей можно устраивать уборные с вентилируемым выгребом. Их размещают у наружной стены здания. Нечистоты по­ступают через сточную трубу в выгреб, дно и стенки которого делают из водонепроницаемого материала (кирпич, бетон, просмоленные деревянные брусья), а вокруг выгреба укладывают «глиняный замок» толщиной 30—40 см. Сверху выгреб закрываются крышкой. Вблизи сточной трубы, рядом с дымоходом, размещается вытяжной канал. Воздух в канале, нагреваясь, создает тягу, поэтому зловонные газы из выгреба не поступают в помещение уборной.

Дворовые уборные с выгребом менее гигиеничны, устраиваются они в случае крайней необходимости. При размещении уборных на школьном участке необходимо соблюдать санитарные правила их устройства и эксплуатации. Они должны иметь водонепроницаемые стены и крышу, самозакрывающиеся двери и сиденья с крышками. Вентиляционные отверстия закрывают мелкой металлической сеткой, предохраняющей от проникновения мух. Сиденья изготавливают из твердых и прочных материалов, которые не портятся от частой обработки их горячей водой и дезинфицирующими средствами.

Уборные с выгребными ямами чистят по мере наполнения их до 2/з объема. Все нечистоты по подземным трубам (при наличии канализации) или в пневматических ассенизационных автоцистернах (в случае отсутствия канализации) поступают для обезвреживания на поля запахивания, или ассенизации.

После очистки выгреба поверхность земли вокруг него поливают 20%-ным раствором хлорной извести (хлорным «молоком»).

Для сбора кухонных отбросов и мусора пользуются ведрами с крышками, из которых они поступают в мусороприемники или мусорные ямы. Твердые отбросы из мусороприемников должны вывозиться в специальных машинах — мусоровозах, не реже чем каж­дые 2 — 3 дня, чтобы избежать гниения мусора и выплода мух в теплое время года.

Основные требования к системам водоснабжения и канализации для дошкольных учреждений — Мир водоснабжения и канализации

Основные требования к санитарному узлу

Согласно СП 30.13330.2016 п. 5.1.3 В помещениях детских дошкольных учреждений температура горячей воды, подаваемой к водоразборной арматуре душей и умывальников, не должна превышать 37 градусов. 

Комментарии автора: Если воды в сад подается из централизованной городской системы ГВС, то для соблюдения требования п.5.1.3, перед смесителями можно предусматривать термостат с регулировкой температуры. К термостату необходимо подвести холодную и горячую воду. Установить на термостате требуемую температуру. От термостата уходит один трубопровод с теплой водой к смесителю. Т.е. в данном случаи у смесителя требуется установить один кран для теплой воды.

Если же в детском дошкольном учреждении обслуживаются дети с ограниченными способностями, тогда согласно СП 59.13330.2012 п.5.3.9 необходимо установить сенсорный смеситель с термостатом. Использование данного смесителя упрощает детям с ограниченными способностями пользоваться смесителем, а так же является энергосберегающей арматурой, что помогает нам при проектах соблюдать требования раздела 10, СП30.13330.

Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В зоне умывальной размещают детские умывальники и огороженный трансформируемым ограждением душевой поддон с доступом к нему с 3 сторон для проведения закаливающих процедур. В зоне санитарных узлов размещают унитазы.

Для душевого поддона высота установки составляет 0,3 м. Душевой поддон оборудуют гибким шлангом с душевой насадкой, расположенным над днищем поддона на высоте 1,6 м.

Туалетную для детей ясельного возраста оборудуют в одном помещении, где устанавливают 3 умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, 1 умывальную раковину для персонала.

В туалетной младшей дошкольной группы в умывальной зоне устанавливают 4 умывальные раковины для детей и 1 умывальную раковину для взрослых, с подводкой к ним горячей и холодной воды со смесителем, 4 детских унитаза.

В туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливают умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальную раковину для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы устанавливают в закрывающихся кабинах без запоров. Размер кабины для детского унитаза должен быть 1,0 х 0,75 м, высота ограждения кабины — 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м.

При проектировании и реконструкции дошкольных организаций в старших и подготовительных группах следует предусмотреть раздельные туалетные комнаты для мальчиков и девочек.

Для проведения гигиенических процедур (подмывание) детям ясельного и младшего дошкольного возраста должны быть предусмотрены душевые поддоны с душевой сеткой на гибком шланге.

При круглосуточном пребывании детей рекомендуется оборудовать ванные комнаты для помывки детей, оборудованные душевыми кабинами (ваннами, поддоны с подводкой горячей и холодной воды со смесителем).

В существующих дошкольных организациях допускается оборудование санитарного узла для персонала в детской туалетной комнате в виде отдельной закрытой туалетной кабины.

В умывальной зоне необходимо предусмотреть умывальные раковины с подводкой холодной и горячей воды из расчета (в зависимости от возраста детей) 1 раковина для детей младшего дошкольного возраста с высотой установки умывальников от пола до борта прибора 0,4 м и 1 раковина для детей среднего и старшего дошкольного возраста с высотой установки умывальников от пола до борта прибора 0,5 м. В туалетной зоне необходимо оборудовать не менее 2 кабин (1 для мальчиков и 1 для девочек), с установкой в них детских унитазов.

Требования к водоснабжению и канализации

Здания дошкольных организаций оборудуют системами холодного и горячего водоснабжения, канализацией.

 Учреждения должны быть обеспечены водой, отвечающей требованиям к питьевой воде.

Водоснабжение и канализация должны быть централизованными.

В неканализованных районах здания дошкольных организаций оборудуют внутренней канализацией, при условии устройства выгребов или локальных очистных сооружений.

Подводкой горячей и холодной воды обеспечивают помещения пищеблока, буфетных, туалетов для детей и персонала, постирочных, бассейна, медицинского назначения. Умывальники, моечные ванны, душевые установки и водоразборные краны для хозяйственных нужд обеспечивают смесителями.

В помещениях пищеблока, буфетных, медицинского назначения, туалетных устанавливают резервные источники горячего водоснабжения с обеспечением жесткой разводки к местам пользования, которые эксплуатируются в отсутствие централизованного горячего водоснабжения в период профилактических работ в котельных и на инженерных сетях централизованного горячего водоснабжения.

 При отсутствии централизованного водоснабжения (холодного и горячего) следует обеспечить механизированную подачу воды на пищеблок, помещения медицинского назначения, прачечную (постирочную), туалетные всех групповых ячеек. Температура воды, подаваемой к умывальникам и душам, должна быть не ниже 37 град. С и не выше 60 град. С.

Требования к бассейнам для детей с ограниченными возможностями

В дошкольных организациях для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата плавательный бассейн должен иметь устройство для опускания и поднятия детей.

В плавательном бассейне для детей с нарушениями зрения (слепых и слабовидящих) предусматриваются дополнительные меры предосторожности: края ванны бассейна должны быть обтянуты резиной, мелкая часть ванны отделяется ограничительной доской из пенопласта (поперек ванны) и сеткой с грузилами, для спуска в ванну предусматриваются две дополнительные лестницы с перилами; вокруг ванны и вдоль стен должны быть перила на высоте 30 и 50 см от пола.

Требования к оборудованию пищеблока

Моечные (производственные) ванны на пищеблоке должны быть обеспечены подводкой холодной и горячей воды через смесители.

Для ополаскивания посуды (в том числе столовой) используются гибкие шланги с душевой насадкой.

Моечную обменной тары оборудуют ванной большого размера или трапом с бортиком, облицованными керамической плиткой.

Во всех производственных помещениях, моечных, санузле и комнате персонала пищеблока устанавливают раковины для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды.

Температура горячей воды в точках разбора должна составлять не менее 65 С.

Размещение канализационной станции

Недавно столкнулась с вопросом: можно или нет размещать КНС на территории садика.

Мнение автора: Размещать КНС на территории детского дошкольного учреждения можно при соблюдения всех нормативных требований:

  • нормативное санитарное расстояние от КНС до зданий дошкольных учреждений в зависимости от производительности насосной станции
  • нормативный уровень шума от насосного оборудования
  • ограждение КНС
  • подъезды к КНС для обслуживания и ремонта
  • Соблюдения требований СП 32.13330

Если есть возможность, желательно размещать КНС за пределами детского сада. Данное решение упрощает обслуживание КНС (особенно в ночное время и в период выходных дней, когда учреждение закрыто от всех посетителей), так же снижается вероятность  неприятных запахов от КНС на территории дошкольного учреждения.  

Список литературы:

СП 30.13330.2016

СанПиН 2.4.1.2660-10

СанПиН 2.4.1.3049-13

Типы систем водоснабжения

Все существующие системы водоснабжения можно поделить на два вида: водоснабжение централизованное и автономное.

Автономные типы водоснабжения обеспечивают водой небольшое количество потребителей и предназначены только для частного использования. К автономному (индивидуальному) водоснабжению относится водопровод с использованием мембранного бака, который называют гидроаккумулятором, и водопровод с применением накопительного бака.

Видео обзор — насосное оборудование для автономного водоснабжения

Система централизованного водоснабжения используется для обеспечения водой большого круга потребителей. В этом случае все пользователи водопровода подключены к единому источнику водоснабжения. Зачастую используется централизованный тип в поселках городского типа и других густонаселенных пунктах. Однако центральная система водопровода может находиться и в некоторых деревнях, селах и коттеджных поселках, но такое явление довольно редкое. При отсутствии подключения к этому типу водопровода приходится самостоятельно устраивать автономную систему водоснабжения своего загородного дома. Принцип их работы заключается в следующем:

  • Автономное (индивидуальное) водоснабжение
  • Автономные типы водоснабжения довольно широко используются при строительстве дач, коттеджей и загородных домов.
  • Предварительно сделанная скважина или вырытый колодец оборудуется погружным насосом, к которому в дальнейшем подключается система трубопровода.
  • Трубопровод прокладывается и заводится в жилое помещение.
  • Далее система трубопровода подключается к водоочистному фильтру, автоматическому реле и гидроаккумулятору.

Все это оборудование называется системой, отвечающей за водоснабжение. От данной системы трубопровод в дальнейшем распределяет очищенную воду по потребительским (разборным) точкам.

Благодаря врезке в гидроаккумулятор система обеспечивает постоянное давление воды на нужном уровне даже в то время, когда электроснабжение отключено.

Водоснабжение с установкой накопительного бака

В местах с постоянными перепадами напряжения в электросети принято использовать типы водоснабжения с применением накопительного бака. Принцип работы такой системы водоснабжения состоит в следующем:

  • На высоком уровне в частном доме (зачастую на чердаке) устанавливают накопительный бак, который оборудован поплавковым клапаном.
  • Трубопровод подключается к погружному насосу, который устанавливается в скважине или колодце и после заводится в жилье.
  • В доме трубопровод подводят и подключают к нижней части бака.
  • При помощи насоса вода нагнетается в накопительный бак и при достижении максимального заполнения насос автоматически прекращает свою работу.
  • Когда вода достигает минимального уровня, срабатывает клапан и насос включается заново.
  • Централизованное водоснабжение

Центральная система водообеспечения представляет собой систему, в которой вода поступает в общую распределительную сеть из нескольких источников (реже из одного). В данном случае обеспечение группы потребителей получением воды происходит из единой водопроводной сети. Очистные, водозаборные и водоподъемные сооружения выполняют подачу воды потребителям, которые находятся в зоне их действия. Их работа происходит по заранее согласованному графику.

Центральные системы водоснабжения имеют несколько видов, которые разнятся между собой в зависимости от типа объекта:

  • промышленные;
  • городские;
  • поселковые.

Централизованные системы можно разделить на следующие типы водоснабжения: производственные, противопожарные и хозяйственно-питьевые. Централизованное водоснабжение может быть раздельным, объединенным и неполно-раздельным.

2.8(2.7.) Требования к водоснабжению и канализации

2.7.1. Здания общеобразовательных учреждений должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии со СНиП 2.08.02-89.

2.7.2. Водоснабжение и канализация в общеобразовательных учреждениях должны быть централизованными.

В случаях отсутствия в населенном пункте канализации и водопровода водоснабжение и способ удаления нечистот и отбросов в каждом конкретном случае согласуется с местными Центрами Госсанэпиднадзора.

2.7.3. Общеобразовательные учреждения должны быть обеспечены доброкачественной питьевой водой в соответствии с СанПиН 2.1.4.559-96 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

2.7.4. Использование в общеобразовательных учреждениях фильтров для очистки питьевой воды должно быть согласовано с местными Центрами Госсанэпиднадзора.

2.7.5. Горячим водоснабжением должны быть обеспечены производственные помещения пищеблока, душевые, умывальные, кабины гигиены девочек, помещения медицинского кабинета.

2.7.6. В неканализованных районах общеобразовательные учреждения должны оборудоваться внутренней канализацией при условии устройства местных очистных сооружений.

2.7.7. В неканализованных районах допускается оборудовать малокомплектные сельские школы вместимостью до 50 мест люфтклозетами или выгребами (с организацией вывоза стоков).

Запрещается выливать в выгреб воду из-под умывальников и после уборки помещений.

2.9(2.8.) Требования к помещениям и оборудованию школ, размещенных в приспособленном здании

2.8.1. При размещении школы в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для занятий по физвоспитанию, столовую или буфет, медпункт или помещение для медицинского обеспечения, административно-хозяйственные помещения, санузлы, рекреации и гардероб. Площади помещений должны определяться в каждом конкретном случае, исходя из направления общеобразовательного учреждения, числа и возраста учащихся, количества классов, в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и по согласованию с органами Госсанэпиднадзора.

2.8.2. Сдача в аренду помещений школ другим организациям в целях, не связанных с учебно-воспитательным процессов, не допускается.

2.8.3. Помещения столовой или буфета должны размещаться на 1 этаже и иметь отдельный выход.

В малочисленных школах (с числом учащихся меньше 100) при отсутствии пищеблока допускается организация питания детей в специально отведенном помещении по согласованию с органами Госсанэпиднадзора.

2.8.4. Спортивный или физкультурный зал должен размещаться на 1 этаже и удален от учебных помещений, учительской и кабинета врача. При спортивном зале должны быть раздевальные и душевые для мальчиков и девочек, оборудованные вешалками для одежды.

При отсутствии возможности оборудовать собственный физкультурный зал допускается использовать спортивные сооружения, расположенные вблизи учебного заведения, при условии их соответствия требованиям, предъявляемым к школьным спортивным залам.

2.8.5. Медицинский пункт должен располагаться на первом этаже и включать кабинет врача и процедурную.

2.8.6. Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

2.8.7. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой. Запрещается использовать цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.

2.8.8. При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ НА УРОКАХ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Классы

Длительность просмотра (мин.)

диафильмов, диапозитивов

кинофильмов

телепередач

1 — 2

7 — 15

15 — 20

15

3 — 4

15 — 20

15 — 20

20

5 — 7

20 — 25

20 — 25

20 — 25

8 — 11

25 — 30

25 — 30

В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для учащихся младших классов 3 — 4, старших классов — 4 — 6.

2.9.13. При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать требованиям СанПиН «2.2.2.542-96».

После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется учащимися на рабочем месте (Приложение 3).

2.9.14. На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Недопустимо на уроке выполнение одного вида деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

Общая длительность практической работы не должна превышать для учащихся 1 — 2 классов 20 — 25 минут, для учащихся 3 — 4 классов — 30 — 35 минут.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью должна составлять для учащихся 1-х классов не более 5 минут, 2 — 3-х — 5 — 7 минут, 4-х — 10 минут, а при работе с деревом и проволокой — не более 4 — 5 минут.

Длительность практической работы на уроках труда для учащихся 5 — 7 классов не должна превышать 65 % времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям должна составлять для учащихся 5 классов не более 10 минут, 6-х — 12 минут, 7-х — 16 минут.

2.9.15. Школьное расписание уроков должно составляться отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.

2.9.16. Проведение сдвоенных уроков в начальной школе запрещается. Для учащихся 5 — 9 классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).

Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся 5 — 9 классов допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут.

В 10 — 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

2.9.17. При составлении расписания уроков необходимо чередовать в течение дня и недели для младших школьников основные предметы с уроками музыки, изо, труда, физкультуры, а для учащихся среднего и старшего возраста — предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.

2.9.18. Школьное расписание уроков должно строиться с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся (Приложение 6).

2.9.19. Продолжительность перемен между уроками для учащихся всех видов общеобразовательных учреждений должна быть не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая.

Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх.

При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно активных видов деятельности учащихся на пришкольной спортплощадке, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

2.9.20. Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) — до 1 ч., во 2-м — до 1,5 ч., в 3-4-м — до 2 ч., в 5 — 6-м — до 2,5 ч., в 7 — 8-м — до 3 ч., в 9 — 11-м — до 4 ч.

2.9.21. Работа групп продленного дня должна строиться в соответствии с Методическими указаниями «Организация и режим работы групп продленного дня».

В группах продленного дня продолжительность прогулки для младших школьников должна составлять не менее 2 часов, учащихся 5 — 8 классов — не менее 1,5 часа.

Самоподготовку следует начинать с 16 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения соответственно п. 2.9.20.

Наилучшим сочетанием видом деятельности детей в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно-полезный труд на пришкольном участке), а после самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и прочее).

VIII. Требования к водоснабжению и канализации

8.1. Здания общеобразовательных учреждений должны быть оборудованы централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения.

Холодным и горячим централизованным водоснабжением обеспечиваются помещения общеобразовательного учреждения, дошкольного образования и интерната при общеобразовательном учреждении, в том числе: помещения пищеблока, столовая, буфетные, душевые, умывальные, кабины личной гигиены, помещения медицинского назначения, мастерские трудового обучения, кабинеты домоводства, помещения начальных классов, кабинеты рисования, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и туалеты во вновь строящихся и реконструируемых общеобразовательных учреждениях.

8.2. При отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения в существующих зданиях общеобразовательных учреждений необходимо обеспечить беспрерывную подачу холодной воды в помещения пищеблока, помещения медицинского назначения, туалеты, помещения интерната при общеобразовательном учреждении и дошкольного образования и устройства систем подогрева воды.

8.3. Общеобразовательные учреждения обеспечивают водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности воды питьевого водоснабжения.

8.4. В зданиях общеобразовательных учреждений система канализации столовой должна быть отдельной от остальной и иметь самостоятельный выпуск в наружную систему канализации. Через производственные помещения столовой не должны проходить стояки системы канализации от верхних этажей.

8.5. В неканализованных сельских районах здания общеобразовательных учреждений оборудуют внутренней канализацией (типа люфтклозетами) при условии устройства локальных очистных сооружений. Допускается оборудование надворных туалетов.

8.6. В общеобразовательных учреждениях питьевой режим обучающихся организуется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

IX. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях

9.1. Размещение общеобразовательных учреждений в приспособленных помещениях возможно на время проведения капитального ремонта (реконструкции) существующих основных зданий общеобразовательных учреждений.

9.2. При размещении общеобразовательного учреждения в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для организации питания, помещения медицинского назначения, рекреацию, административно- хозяйственные помещения, санузлы, гардероб.

9.3. Площади учебных помещений и кабинетов определяются исходя из числа обучающихся в одном классе в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил.

9.4. При отсутствии возможности оборудовать собственный спортивный зал следует использовать спортивные сооружения, расположенные вблизи общеобразовательного учреждения, при условии соответствия их требованиям к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.

9.5. Для малокомплектных общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, при отсутствии возможности оборудовать собственный медицинский пункт, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях.

9.6. При отсутствии гардероба допускается оборудование индивидуальных шкафчиков, расположенных в рекреациях, коридорах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *