Почему литий-ионные батареи умирают так рано? / Habr
Смерть батареи: мы все видели, как это происходит. В телефонах, ноутбуках, фотоаппаратах, а теперь и электромобилях, процесс болезненный и — если повезет — медленный. С годами, литий-ионный аккумулятор, который когда-то питал ваши устройства в течение нескольких часов (и даже дней!) постепенно теряет свою способность удерживать заряд. В конце концов вы смиритесь, быть может, проклянёте Стива Джобса, а затем купите новую батарею, а то и вовсе новый гаджет.Но почему это происходит? Что происходит в батарее, что заставляет её испустить дух? Короткий ответ заключается в том, что из-за ущерба от длительного воздействия высоких температур и большого числа циклов зарядки и разрядки в конце концов начинает нарушаться процесс перемещения ионов лития между электродами.
Более подробный ответ, который проведет нас через описание нежелательных химических реакций, коррозию, угрозу высоких температур и других факторов, влияющих на производительность, начинается с объяснения того, что происходит в литий-ионных аккумуляторах, когда всё работает хорошо.
Введение в литий-ионные аккумуляторы
В обычной литий-ионной батарее, мы найдем катод (или отрицательный электрод), сделанный из оксидов лития, таких как оксид лития с кобальтом. Мы также найдем анод или положительный электрод, который сегодня, как правило, изготавливается из графита. Тонкий пористый сепаратор удерживает два электрода друг от друга для предотвращения короткого замыкания. И электролит, изготовленный из органических растворителей и на основе солей лития, который позволяет ионам лития перемещаться внутри ячейки.
Во время зарядки электрический ток перемещает ионы лития от катода к аноду. Во время разрядки (другими словами, при использовании аккумулятора), ионы движутся обратно к катоду.
Даниэль Абрахам, ученый из Аргоннской национальной лаборатории, ведущей научные исследования деградации литий-ионных элементов, сравнил этот процесс с водой в системе гидроэнергетики. Движущаяся вверх вода требует энергии, но она очень легко течет вниз. Фактически, она поставляет кинетическую энергию, говорит Абрахам, похожим образом, литий-кобальтовый оксид в катоде «не хочет отдавать свой литий». Подобно движущейся вверх воде, необходима энергия, чтобы переместить атомы лития из оксида и переместить их в анод.
Во время зарядки ионы помещаются между листами графита, входящих в состав анода. Но, как выразился Абрахам, «они не хотят быть там, при первой возможности они будут двигаться назад», как вода течет вниз по склону. Это и есть разрядка. Долгоживущая батарея выдержит несколько тысяч таких циклов зарядки-разрядки.
Когда мёртвая батарея действительно мертва?
Когда мы говорим о «мёртвой» батарее, важно понять две метрики производительности: энергия и мощность. В некоторых случаях очень важна скорость, с которой вы можете получать энергию из батареи. Это мощность. В электромобилях высокая мощность делает возможным быстрое ускорение, а также торможение, при котором батарее требуется получить заряд в течение нескольких секунд.
В сотовых телефонах, с другой стороны, высокая мощность менее важна, чем ёмкость, или количество энергии, которое может вместить батарея. Батареи высокой ёмкости работают дольше от одного заряда.
Со временем батарея деградирует несколькими способами, которые могут влиять и на ёмкость, и на мощность, пока, в конце концов, она просто не сможет выполнять базовые функции.
Подумайте об этом по другой аналогии, связанной с водой: зарядка аккумулятора, как наполнение ведра водой из под крана. Объем ведра представляет собой вместительность аккумулятора, или ёмкость. Скорость, с которой вы можете наполнить его — повернув кран на полную мощность или тоненькой струйкой — это мощность. Но время, высокие температуры, множественные циклы и прочие факторы, в конечном итоге образуют дыру в ведре.
В аналогии с ведром вода просачивается. В батарее, ионы лития убираются, или «привязываются», говорит Абрахам. В итоге, они лишаются возможности перемещаться между электродами. Поэтому после нескольких месяцев мобильный телефон, который первоначально требовал зарядки раз в пару дней, теперь необходимо заряжать каждые сутки. Затем дважды в день. В конце концов, слишком много ионов лития «привяжутся», и аккумулятор не будет держать сколько-нибудь полезный заряд. Ведро прекратит держать воду.
Что ломается и почему
Активная часть катода (источника ионов лития в батарее) разработана с определенной атомной структурой для обеспечения стабильности и производительности. Когда ионы перемещаются к аноду, а затем возвращаются на обратно в катод, в идеале хотелось бы, чтобы они вернулись на прежнее место, чтобы сохранить стабильную кристаллическую структуру.
Проблема в том, что кристаллическая структура может меняться с каждой зарядкой и разрядкой. Ионы из квартиры А не обязательно вернутся домой, но могут вселиться в квартиру B по соседству. Тогда ион из квартиры B находит свое место занятым этим бродягой и, не вступая в конфронтацию, решает поселиться дальше по коридору. И так далее.
Постепенно эти «фазовые переходы» в веществе преобразовывают катод в новую кристаллическую структуру кристалла с иными электрохимическими свойствами. Точное расположение атомов, первоначально обеспечивающее необходимую производительность, изменяется.
В батареях гибридных автомобилей, которые необходимы только для подачи питания, когда транспортное средство ускоряется или тормозит, отмечает Абрахам, эти структурные изменения происходят гораздо медленнее, чем в электромобилях. Это связано с тем, что в каждом цикле в системе перемещается только небольшая часть ионов лития. В результате им легче возвращаться на свои исходные позиции.
Проблема коррозии
Деградация может происходить также и в других частях батареи. Каждый электрод соединен с коллектором тока, который является по сути куском металла (обычно медь для анода, алюминий для катода), которая собирает электроны и перемещает их во внешнюю цепь. Итак, у нас есть глина из такого «активного» материала, как литий-кобальтовый оксид (который представляет собой керамику и не является очень хорошим проводником), а также клееподобный связующий материал, нанесенный на кусок металла.
Если связующий материал разрушается, это приводит к «шелушению» поверхности коллектора тока. Если металл разъедается, он не может эффективно перемещать электроны.
Коррозия в батарее может возникнуть в результате взаимодействия электролита и электродов. Графитовый анод является «легкоотдающим», т.е. он легко «отдает» электроны в электролит. Это может привести к появлению нежелательного покрытия на поверхности графита. Катод, между тем, весьма «окисляемый», что означает, что он легко принимает электроны от электролита, что в некоторых случаях может разъедать алюминий коллектора тока или формировать покрытие на частях катода, говорит Абрахам.
Слишком много хорошего
Графит — материал, широко используемый для изготовления анодов — термодинамически неустойчив в органических электролитах. Это означает, что с самой первой зарядки нашей батареи, графит реагирует с электролитом. Это создает пористый слой (называемый твёрдым электролитным интерфейсом или ТЭИ), что в итоге защищает анод от дальнейших атак. Эта реакция также потребляет небольшое количество лития. В идеальном мире эта реакция происходила бы один раз, чтобы создать защитный слой, и на этом всё закончится.
В действительности, однако, ТЭИ является весьма нестабильным защитником. Он хорошо защищает графит при комнатной температуре, говорит Абрахам, но при высоких температурах или когда заряд батареи снижается до нуля («глубокий разряд»), ТЭИ может частично растворяться в электролите. При высоких температурах, электролиты также имеют тенденцию разлагаться и побочные реакции ускоряются.
Когда благоприятные условия вернутся, сформируется другой защитный слой, но это съест часть лития, приводя к тем же проблемам, что и у дырявого ведра. Нам придётся заряжать наш сотовый телефон чаще.
Итак, нам требуется ТЭИ для защиты графитового анода, и в таком случае хорошего может быть действительно слишком много. Если защитный слой слишком утолщается, он становится барьером для ионов лития, от которых требуется свободно перемещаться вперед-назад. Это влияет на мощность, которая, как подчеркивает Абрахам, «чрезвычайно важна» для электромобилей.
Создавая лучшие батареи
Так что же можно сделать, чтобы продлить жизнь наших батарей? Исследователи в лабораториях занимаются поиском электролитических добавок, которые бы функционировали подобно витаминам в нашем рационе, т.е. позволят батареи работать лучше и прожить дольше за счет уменьшения вредных реакций между электродами и электролитом, говорит Абрахам. Кроме того, они ищут новые, более стабильные кристаллические структуры для электродов, а также более стабильные связующие материалы и электролиты.
Тем временем, инженеры в компаниях, производящих батареи и электрические автомобили, работают над корпусами и термальными системами управления в попытке сохранять литий-ионные аккумуляторы в постоянном, здоровом диапазоне температур. Нам же, как потребителям, остается избегать экстремальных температур и глубокой разрядки, а также продолжать ворчать по поводу батарей, которые, кажется, всегда умирают слишком быстро.
habr.com
Почему взрываются батареи смартфонов и как этого избежать
Аккумуляторы являются одними из главных составляющих современных электронных гаджетов. За последние годы инженеры добились значительного увеличения их ёмкости при неизменном или даже меньшем размере. Это было достигнуто благодаря применению сложных технологий, которые обеспечивают самую высокую плотность заряда батарей. Однако сейчас, похоже, производители упёрлись в барьер, пересекать который может быть опасно.
Из чего сделан ваш аккумулятор
В настоящее время в большинстве электронных гаджетов используются литийионные аккумуляторы. Они состоят из электродов, размещённых в герметичном корпусе с клеммами-токосъёмниками. Переносчиком заряда здесь является положительно заряженный ион лития, что отображено в названии батареи.
Характеристики и эксплуатационные качества литийионных аккумуляторов в значительной мере зависят от химического состава используемых материалов. Первоначально в качестве отрицательных пластин применялся металлический литий, затем стал использоваться каменноугольный кокс. Сейчас чаще всего применяется графит.
Кроме чисто «химической» начинки в батарее есть и электронные компоненты. В её корпус встраивают контроллер заряда, который защищает аккумулятор от превышения напряжения при зарядке. Этот же компонент способен отслеживать температуру аккумулятора, чтобы отключить его при перегреве.
Почему батареи взрываются
Самым опасным элементом в конструкции аккумулятора является электролит, который чрезвычайно химически активен. Если в конструкции батареи есть ошибки или технологический брак, то корпус батареи может не выдержать. Тогда горячий электролит попадёт наружу, что, в свою очередь, приведёт к воспламенению гаджета. Давайте разберём основные причины, почему это может произойти.
Перегрев и перезаряд
Совсем недавно это была одна из наиболее распространённых причин, из-за которой батареи выходили из строя. Из-за поломки контроллера ток продолжает идти даже тогда, когда аккумулятор уже заряжен. Происходит нагрев батареи с последующим её возгоранием.
Стоит заметить, что перегрев и возгорание батареи в результате «теплового пробоя» могут произойти очень быстро, буквально за несколько минут. К счастью, системы контроля состояния батареи становятся всё более совершенными. Если вы будете избегать откровенно дешёвых изделий, то этот вид повреждений вам практически не грозит.
Механические повреждения
Современные гаджеты становятся всё более тонкими и лёгкими, поэтому в некоторых батареях используются специальные облегчённые конструкции, которые, к сожалению, не всегда могут обеспечить достаточную прочность. Если в аккумуляторе произойдёт повреждение перегородки между электродами, то возникнет короткое замыкание, которое приведёт к мгновенному нагреву и воспламенению батареи.
Тонкая внешняя оболочка батареи тоже может быть причиной неприятностей. Дело в том, что при заряде аккумулятора в нём может возникать довольно большое давление. Если производитель в погоне за снижением веса пренебрёг правилами безопасности, то такая батарея тоже может рано или поздно взорваться.
Как избежать проблем с аккумулятором
Никто, разумеется, не сможет на сто процентов дать гарантию, что вам не попадётся бракованный или плохо сконструированный аккумулятор. Однако выполнение приведённых ниже правил может в значительной мере снизить риск воспламенения или взрыва батареи в вашем смартфоне.
- Старайтесь избегать откровенно бюджетных моделей и неизвестных производителей. В стремлении выиграть ценовую гонку они стараются экономить буквально на всём, в том числе и на батарее. Несоответствие фактической и заявленной ёмкости — это ещё далеко не самое страшное. Гораздо хуже, когда в батарее отсутствует термодатчик или используется контроллер заряда из прошлого века.
- Используйте только комплектное зарядное устройство. В случае его потери или повреждения не покупайте копеечные китайские зарядки, а предпочтите изделие проверенного производителя. Обращайте внимание при этом на рекомендуемый ток заряда для своего гаджета.
- В случае необходимости замены ищите оригинальный аккумулятор. Да, совместимые батареи могут стоить в несколько раз дешевле, но эта экономия может в результате в буквальном смысле сжечь ваш смартфон.
- Во время зарядки смартфона старайтесь, чтобы он не перегревался. Освободите его от чехла, вытащите из-под подушки и не накрывайте одеялом. Особенно это касается новых смартфонов с функцией быстрой зарядки.
- Старайтесь оберегать батарею от механических повреждений. Совершенно ясно, что вы не станете играть ею в футбол, но даже банальное падение на пол может стать для аккумулятора фатальным. При обнаружении признаков деформации (вздутие, перекос) замените аккумулятор на новый.
А у вас когда-нибудь загорался или закорачивал аккумулятор? Может быть, даже взрывался? Расскажите об этом в комментариях.
lifehacker.ru
Почему не греют батареи? — Рамблер/новости
Как только начнется отопительный сезон, подобные вопросы станут нашими частыми гостями. Почему происходит так, что радиаторы или конвекторы, еще прошлой весной превосходно отдававшие тепло, вдруг перестают это делать? В чем причина — в ошибках при проведении ремонта или каких-либо внешних силах?
«Причина» в единственном числе тут не слишком уместна — как правило, к проблемам с работой центрального отопления приводят сразу несколько причин. Самая очевидная и наиболее частая — образование в батарее воздушной пробки. Той самой, которая мешает штатной циркуляции воды (или иного теплоносителя), из-за чего батареи отказываются нагреваться.
С нынешними системами эта проблема решается очень просто — они оборудованы специальным краном, с помощью которого можно легко стравить воздух. Краник, как правило, устанавливается на верхнем «холостом» торце, и повернуть его шлиц можно либо приложенным пластиковым ключиком, либо отверткой. Сначала раздастся шипение, потом начнет капать вода — это будет значит, что воздух в системе все-таки есть. Если вода закапает сразу — дело не в «пробке» и проблему надо искать где-то еще.
Если такого краника нет, нужно искать альтернативы. Многие старые батареи снабжены спускным клапаном, но воспользоваться им не так-то просто — обычно за долгие годы он просто-напросто заржавел и стронуть его с места часто нет никакой возможности. Можно попробовать провернуть соединительную муфту — но дело это опасное: можно случайно сорвать резьбу, а прокладка, верой и правдой прослужившая столько десятилетий, может отказаться содействовать вам в благих начинаниях. Можно, конечно, держать для такого случая наготове паклю или ФУМ-ленту, чтобы суметь быстро восстановить герметичность резьбового соединения… Но чаще всего подобные попытки приводят к появлению течей, иногда — аварийных ситуаций. Профессионалы по своей воле никогда не соединяют трубы, находящиеся под давлением! Вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами сантехников вашей обслуживающей организации — если, конечно, отопление у вас действительно центральное. Кроме того, воздух из системы гораздо проще обычно удалить на уровне всего стояка — но для этого, как правило, нужен доступ на верхний этаж или чердак, и самостоятельно это делать тоже никакого смысла нет: если что, ответственность за последствия должна лежать на тех, кому она положена по должности.
Вторая частая причина — засорение батареи. Как правило, это явление приводит к тому, что часть, прилегающая к трубам контура отопления, гораздо горячее, чем противоположная — редко бывает так, чтобы батарея забивалась целиком (хотя и такое случается). Иногда подобное явление происходит потому, что подается слишком грязный, неотфильтрованный теплоноситель, а иногда подобные явления могут стать следствием чистки какого-то другого компонента системы отопления… В любом случае для чистки радиатора потребуется его отсоединение. А там уже надо решать вопрос, стоит ли овчинка выделки и не лучше ли вместо попыток привести в чувство старый радиатор приобрести новый. То есть такой, у которого будет выше коэффициент полезного действия, современнее вид и меньше вероятность течи. Другое дело, если забилась батарея вполне современного типа — если речь идет не о чугунных, а о биметаллических конструкциях с отсутствием внутреннего оребрения, это говорит о том, что в систему отопления подается нечто такое, что не соответствует никаким нормам.
Сразу предупредим: если засорилась одна батарея в квартире, с большой степенью вероятности скоро аналогичные проблемы обнаружатся и с другими. Менять батареи надо одновременно по всей квартире, и совсем не обязательно пытаться приурочить замены к ремонтам или иным капитальным действиям — в конце концов, речь идет о вашем уюте и спокойствии.
Среди иных причин — неправильное положение крана на трубе-байпасе (трубе, идущей в обход батареи), в результате чего вода циркулирует по системе, но в радиатор не попадает. На время отопительного сезона его надо обязательно закрывать. Кроме того, есть целый ряд причин, по которым в системе может оказаться слишком холодный теплоноситель или циркуляция замедлится настолько, что ни о какой эффективности уже не будет речи… Но с этим ничего сделать самостоятельно мы, разумеется, ничего не можем.
Но кое в чем мы, безусловно, всегда виноваты сами. Например, в монтаже разного рода экранов вокруг батарей отопления. Спору нет, эстетика выигрывает, но вот эффективность отопления обычно страдает радикально. Речь идет не только о простых быстросъемных контукциях — это как раз не такое уж большое зло. Главная беда тут исходит от проектов, в результате которых батареи «зашиваются» гипсокартоном с решетками или прорезями, через которые якобы и должен идти теплый воздух. Особенно обидно, когда подобная «красота» смонтирована вокруг старинных батарей, которые доживают свой век. Устранять протечки, которые в таком случае очень вероятны, после «зашивания» батарей становится очень сложно и обычно ведет к вынужденному аварийному демонтажу всей конструкции.
Помните о том, что системы центрального отопления гораздо сложнее, чем обычно кажутся, и количество причин для возможных проблем в них — целое море. Если все вышеперечисленное вам не помогло — обратитесь к хорошему сантехнику: его найти проще, чем мерзнуть весь отопительный сезон.
Видео дня. Зеленский встретил освобождённых украинцев в Киеве
Читайте также
news.rambler.ru
Эксплуатация радиаторов в вопросах и ответах
Ответим на самые распространённые вопросы, которые касаются эксплуатации радиаторов отопления.
Узнаем, как правильно эксплуатировать батареи отопления: включать батарею, регулировать тепло, выставлять регулирующую арматуру.
Как эксплуатировать радиаторы отопления
- Нужен ли мне кран Маевского?
- Что такое испытательное давление в системе?
- Поможет ли теплоотражающий экран за радиатором сделать комнату теплее?
- Какие радиаторы меньше сушат воздух в комнате?
- Нужно ли ставить фильтр для теплоносителя, если это вода?
- Когда есть смысл ставить термостат на радиатор?
- Правда ли, что чугунные радиаторы не ржавеют?
- Можно ли красить радиаторы?
- Как промыть чугунный радиатор?
Нужен ли мне кран Маевского?
Да, очень желательно установить его на каждый радиатор отопления. Это ручной воздухоотводчик. Если в секционной батарее скапливается воздух, он мешает равномерному распределению теплоносителя. Минимум два раза в год, когда начинается и заканчивается отопительный сезон, из панельных и трубчатых радиаторов нужно отводить воздух.
Что такое испытательное давление в системе?
Согласно российским стандартам, испытательное давление в полтора раза превышает рабочее, устанавливающееся, когда система отопления работает в штатном режиме. Портал Rmnt.ru подробно писал об опрессовке. В ходе неё в сеть подаётся опрессовочное, повышенное давление. Если радиатор и вся система его выдержала, то в рабочем режиме тем более будет функционировать нормально. Есть ещё третий параметр — давление разрушения, разрыва. Оно в три раза превышает рабочее! Вероятность возникновения такой ситуации низка, но ваша батарея должна быть способна перенести краткое и резкое повышение давления до такого показателя.
Поможет ли теплоотражающий экран за радиатором сделать комнату теплее?
Да, согласно подсчётам экспертов, фольгированный экран, размещённый за батареей, повышает теплоотдачу примерно на 5–10%. Однако такой способ подходит только для радиаторов, у которых велика лучистая составляющая мощности.
Какие радиаторы меньше сушат воздух в комнате?
Те, у которых больший процент лучистой мощности. Например, у классических радиаторов из чугуна и стальных трубчатых на конвективную мощность приходится от 70% до 75%. Остальное — на лучистую мощность. Для создания благоприятного микроклимата в комнате это оптимальный показатель. Узнать показатели лучистой и конвективной мощности прибора отопления вы можете из инструкции к нему — производитель обязан указать эти важные характеристики.
Нужно ли ставить фильтр для теплоносителя, если это вода?
Теплоноситель — неизменная часть самой популярной в нашей стране системы отопления с циркуляцией жидкости. Чаще всего это просто вода. Если речь идёт о частном доме, коттедже, то фильтр для теплоносителя не нужен, ведь вы будете изначально использовать дистиллированную или кипячёную воду. В многоэтажке фильтр для теплоносителя устанавливать тоже не имеет смысла — он просто не очистит то, что запускается в общую систему отопления.
Когда есть смысл ставить термостат на радиатор?
Термостаты или термоголовки целесообразно устанавливать, есть у вас стальные или трубчатые, секционные радиаторы и новая система отопления! Повторимся, новая, не изношенная. Термостаты сегодня устанавливаются в новостройках. А вот в старых домах, где теплоноситель зачастую низкой температуры, термостат будет только создавать совершенно лишнее гидравлическое сопротивление. Кроме того, нет смысла ставить термостат на чугунные батареи, они слишком инертные.
Правда ли, что чугунные радиаторы не ржавеют?
Да, им коррозия практически не страшна. Но нельзя забывать о том, что в чугунном радиаторе могут быть такие детали, как стальные ниппели и прокладки между отдельными секциями. И вот они могут начать ржаветь.
Можно ли красить радиаторы?
Конечно. Но сначала следует очистить поверхность, покрыть грунтом со специальными добавками против коррозии. И правильно выбрать краску, она должна выдерживать высокие температуры. Помните, что слишком много слоёв краски понизят уровень теплоотдачи. Кроме того, тёмные предметы лучше излучают тепло. Поэтому стоит отказаться от традиционного для радиаторов белого цвета.
Важно! Современные алюминиевые радиаторы красят на заводе специальным порошковым составом. Дома вы не сможете добиться такой гладкости покрытия. Кроме того, пока отопительный прибор на гарантии, перекрашивать его нельзя.
Как промыть чугунный радиатор?
Промывка нужна, если батарея стала плохо работать. Вероятнее всего, внутри скопился налёт из-за низкого качества теплоносителя общедомовой системы отопления. Радиатор следует демонтировать, снять все заглушки, перенести в ванную комнату. Направить мощную струю воды внутрь. Этого может оказаться недостаточно, можно использовать средства для промывки труб и прочистки канализации. Радиатор нужно несколько раз повернуть, вытряхнуть все частицы смытого налёта. Да, тяжело, ведь весит чугунный радиатор немало. Зато работать он станет лучше. опубликовано econet.ru
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet
econet.ru
Под напряжением. Почему батареи воронежской многоэтажки стали бить током? | ПРОИСШЕСТВИЯ: События | ПРОИСШЕСТВИЯ
Инцидент, произошедший в выходные в одном из жилых многоэтажных домов Воронежа, поразил всю страну — в квартирах по батареям вместо тепла пошел ток. 115 жильцов дома на улице Хользунова экстренно эвакуировали. По версии коммунальщиков, причиной ЧП стало слишком активное использование электрооборудования жильцами дома.
Как решили проблему и почему подобное ЧП вообще оказалось возможно — в материале «АиФ-Воронеж».
«Начала плавиться краска»
28 сентября в службу спасения Воронежа стали приходить необычные сообщения от жильцов дома №92 на улице Хользунова: в их квартирах батареи и газопроводы накалились, а на радиаторах стала плавиться краска. 29 сентября на кухне одной из квартир произошло возгорание, в двух подъездах батарии и вовсе стали бить током.
Спасатели оперативно приехали на место, в доме отключили газ и электричество в двух подъездах. В одной из квартир слесари сняли батарею и поставили заглушку на подачу тепла.
В это время спасатели эвакуировали жителей двух подъездов дома. Так как на улице было холодно, к дому пригнали автобусы, чтобы люди могли ждать в тепле.
Как рассказали в пресс-службе мэрии, когда замерили напряжение в батареях, приборы показали все 220 вольт. Специалисты проверили квартиры. Первой версией произошедшего стало «самовольное подключение электричества к теплосетям». Предполагалось, что один из жильцов решил таким образом сэкономить на платежах за ЖКУ.
«Ситуация возникла, вероятнее всего, по вине собственников одной или нескольких квартир, которые в целях занижения показаний прибора учета электроэнергии, произвели заземление на отопительный прибор. Соответственно разряд в таком случае может идти в соседние жилые помещения», — прокомментировал 29 сентября директор управляющей компании «Мастер», которая обслуживает дом, Дмитрий Фурсов.
Когда выяснилось, что опасности нет, жильцы вернулись в свои квартиры еще днем.
Из-за ЧП никто не пострадал. Правда, в день эвакуации в «нехорошем» доме погиб пенсионер 1941 года рождения. Местные СМИ сначала предположили, что он стал жертвой аварии, но местные власти и представители облздрава поспешили заверить, что это не так.
«Больной длительное время находился под наблюдением врачей, получал необходимое лечение в связи с тяжелым хроническим заболеванием», – рассказали в пресс-службе департамента здравоохранения.
«Сети не выдерживают»
Между тем происшествия с проводкой в этом доме начались задолго до громкого происшествия. Еще с начала сентября отсюда поступали сообщения о коротких замыканиях. Местные жители рассказали, что состояние коммуникаций дома оставляет желать лучшего. Помимо старой проводки, жильцы жалуются на изношенные трубы и безобразное состояние электрощитовой.
«Отмечу, что сети этого дома не рассчитаны на большое число электроприборов, которые люди стали использовать с наступлением холодов. Нагрузка идет колоссальная, сети не выдерживают. Спасет положение полная замена коммуникаций под современные типовые нагрузки. Это возможно только в рамках капремонта», — настаивает директор УК.
Электроснабжение дома восстановили вечером 29 сентября – в подъездах протянули новые линии. Газоснабжение наладили утром, 30 сентября. Как сообщил замглавы городского управления по делам ГО и ЧС Александр Плешаков, сейчас в двух подъездах многоэтажки меняют кабель.
В понедельник, 30 сентября, коммунальщики рассказали о результатах проверки – нарушений в эксплуатации батарей и газопроводов не нашли. Однако обнаружились проблемы с проводкой в квартире, где случилось возгорание, и той, что располагается этажом ниже, — она пострадала, когда огонь заливали водой.
«Сегодня в присутствии представителя ГЖИ по Воронежской области были произведены замеры силы тока в квартирах и выявлено отсутствие заземления некоторых электроприборов. Так, в одном из жилых помещений, при включенном холодильнике, оборудование показало сразу 20 вольт на отопительном приборе рядом. Вероятнее всего, активное использование дополнительного электрооборудования и привело к появлению электричества на батареях», — рассказал Дмитрий Фурсов.
В прокуратуре Воронежской области заявили о том, что намерены провести проверку по факту ЧП.
Комментарий эксперта
«Скорее всего, все дело в нечестных людях, пытающихся пустить ток в обход счетчика. То есть один контакт, фазу, подключают из розетки, а другой контакт, ноль, подключают к батарее. Поэтому через батарею идёт ток, который не учитывается счётчиком. Зачастую это происходит, когда на улице слишком холодно, а отопление ещё не включали. Вот такая небезопасная экономия», — считает физик Яков Бреев.
В тему
В МЧС напомнили о мерах предосторожности при использовании обогревательных и электроприборов:
- Не используйте электроприборы свыше срока эксплуатации.
- Систематически проводите проверку исправности электропроводки, розеток, щитков и штепсельных вилок обогревателя.
- Следите за состоянием обогревательного прибора: вовремя ремонтируйте и заменяйте детали, если они вышли из строя.
- Используйте приборы, изготовленные только промышленным способом, ни при каких обстоятельствах не используйте поврежденные, самодельные или «кустарные» электрообогреватели.
- Избегайте перегрузки на электросеть, особенно если включаете сразу нескольких мощных потребителей энергии.
- Убедитесь, что штекер вставлен в розетку плотно, иначе обогреватель может перегреться и стать причиной пожара.
- Не оставляйте включенными электрообогреватели на ночь, не используйте их для сушки вещей.
- Устанавливайте электрообогреватель на безопасном расстоянии от занавесок или мебели. Ставить прибор следует на пол.
- Не используйте обогреватель в помещении с лакокрасочными материалами, растворителями и другими воспламеняющимися жидкостями.
- Не устанавливайте электрообогреватель в захламленных и замусоренных помещениях.
- Регулярно очищайте обогреватель от пыли – она тоже может воспламениться.
- Не размещайте сетевые провода обогревателя под ковры и другие покрытия.
- Не ставьте на провода тяжелые предметы (например, мебель), иначе обогреватель может перегреться и стать причиной пожара.
vrn.aif.ru