что это такое в квитанции, виды приборов учета, порядок и сроки замены
Аббревиатура ОДПУ возникла в нашем законодательстве 9 лет назад. Но до сих пор не все жители многоквартирных домов в нашей стране знают об этом понятии. Установка ОДПУ по всей стране стала обязательным требованием, невыполнение которого может привести к переплатам жильцов за коммунальные услуги.
Выясним, что продразумевается под этим понятием, каковы его особенности, как это влияет на счета оплаты и возможно ли не устанавливать устройство.
Содержание статьи
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно!
Что такое ОДПУ
ОДПУ расшифровывается как общедомовые приборы учёта. Понятие уже давно не новинка, поскольку ещё 21.11.2009 г. был принят ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В нём сообщается, что собственники помещений в многоквартирных домах обязаны установить приборы учёта до 1 июля 2012 года. Но этот процесс протекает медленно и, как мы можем заметить, не завершился и по сей день. Поэтому в апреле 2013 года Постановлением Правительства № 344 было принято решение ввести повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг.
В чём заключается их необходимость
Данные приборы устанавливаются и используются для учёта расходов по коммунальным услугам жильцов всего многоквартирного дома, а не отдельно взятого стояка или подъезда. Проще говоря, они отображают, сколько ресурсов затратили жильцы дома в определённый отрезок времени (обычно это месяц). Получается, что ОДПУ – это расход по коммунальным услугам дома.
Правильным решением будет установка не только счётчиков, измеряющих расходы всего дома, но и квартирных, потому что благодаря их совместной работе мы получаем возможность правильно определять потребление тех или иных услуг, можем вычислить утечки или погрешности подсчёта, проанализировать состояние приборов и, конечно же, можем сэкономить (подробнее об этом будет сказано ниже).
Также установка ОДПУ, согласно содержанию ФЗ № 261, является мерой, необходимой для сбережения предоставляемых ресурсов: воды, газа и электроэнергии.
Можно ли не устанавливать устройства
Да, это возможно, но только при условии, если у вас отсутствуют технические возможности оснащения дома индивидуальными и общедомовыми приборами учёта. Критерии этих возможностей вы можете найти в приказе Министерства экономического развития от 29 декабря 2011 года № 627. В этом же документе дана форма последовательного анализа жилого помещения и порядок заполнения данного акта.
Если же ваш дом имеет технические возможности, то, согласно ФЗ № 261, во всех многоквартирных домах должны быть установлены общедомовые счётчики. Если их нет – доплачивайте за коммунальные услуги.
Виды общедомовых приборов учёта
Все ОДПУ подразделяются на четыре вида:
- Для учёта тепловой энергии. Существуют тахометрические, ультразвуковые, электромагнитные и вихревые приборы. Плюсом установки также является то, что у ЖКХ и жильцов появляется возможность регулирования температуры теплоносителя.
- Для электроэнергии индивидуальный и многотарифный общедомовой прибор учёта. Многотарифный счётчик помогает действительно сэкономить деньги, потому что в ночное время устанавливается тариф, который значительно дешевле дневного.
- ОДПУ для расчёта горячей и холодной воды. Помогает вместо приблизительно рассчитанных затраченных ресурсов по количеству прописанных в доме человек определить объём фактически затраченных ресурсов.
- ОДПУ для учёта потребляемого газа.
Тарифы и отображение ОДПУ в квитанции
Прежде чем говорить о тарифах, расскажем подробнее, что же такое строка ОДПУ в квитанции, которая появится после установки приборов.
Итак, эта строка называется «Компенсация затрат по установке ОДПУ». Она будет указываться ежемесячно в течение периода выплаты рассрочки платежа за установку (период около 5 лет) и может меняться. Не пугайтесь, обнаружив такое явление.
Причин этому две:
- сумма платежа подвержена изменениям на величину процента, определенную в размере ставки рефинансирования Центробанка РФ. Грубо говоря, если сумма была оплачена не полностью, то размер остатка увеличится с учетом начисления на него процентной ставки;
- обслуживание или замена общедомового прибора учета. В процессе эксплуатации (а в ряде домов счётчики работают достаточно долгое время) возникает необходимость проведения регламентных и ремонтных работ, которые, согласно 261-му закону, также возмещаются собственниками помещений.
Теперь о тарифе. Вполне вероятно, что при получении новой квитанции вы также зададитесь вопросом: «Что такое ОДПУ электроэнергии?». В любом многоквартирном доме есть места общего пользования, например, подъезды. В таких помещениях также проведено электричество и, бывает, даже вода. Оплата этих услуг распространяется на всех жильцов дома.
При наличии ОДПУ расчёт производится достаточно просто:
С (общ). = [П – П(инд.)] x Т
Где:
- С (общ.) — плата за полученные коммунальные услуги в местах общего пользования;
- П – показания ОДПУ;
- П (инд.) – показания индивидуального (квартирного) счётчика;
- Т – действующий тариф на эту услугу.
Указанный порядок расчёта вы можете также найти в Правилах предоставления коммунальных услуг № 307. Если общедомовой прибор отсутствует, то плата за коммунальные услуги в местах общего пользования рассчитывается по нормативам.
Внимание. С 2017 года полученная сумма умножается на повышающий коэффициент 1,6. Т.е. сумма к оплате возрастает на 60%. Очевидно, что выгода от установки ОДПУ есть, и она существенна.
Как правильно читать обозначения в квитанции об оплате коммунальных услуг, смотрите в видео в конце статьи.
Порядок замены и проверки счётчиков
Так как ОДПУ принадлежит всем жильцам дома, то и ответственность по его контролю, ремонту и возможной замене также распространяется на них. Но, разумеется, выполняют эти требования не сами жильцы, а управляющая компания, которая назначает для выполнения работы квалифицированных специалистов. И вследствие этого ответственность за техническое состояние приборов несёт управляющая компания.
Каждый счётчик имеет свой межповерочный интервал — период, на протяжении которого показания прибора учёта считаются достоверными на основании сведений, полученных в ходе предыдущей поверки. Межповерочный интервал определяет производитель прибора учёта на основании совокупности факторов, которые могут повлиять на его работу: конструкция, принцип действия, условия эксплуатации.
Интервал поверки прибора учёта производитель указывает в документации на него. Например, отечественные изготовители счётчиков на воду в паспорте прибора указывают межповерочный интервал на 4–6 лет. Импортные счётчики служат дольше – до 15 лет.
Стоит отметить, что компания, нанимаемая для обслуживания счётчиков, должна иметь соответствующий сертификат. Ведь она в дальнейшем зачастую занимается проверкой состояния счётчиков и их заменой при невозможности ремонта старого на постоянной основе.
При внешнем осмотре прибора специалист проверяет:
- документацию устройства;
- состояние его лакокрасочного покрытия;
- чёткость надписей и символов на корпусе, цифр и отметок на циферблате и роликах отсчётного устройства;
- наличие пятен, трещин и сколов, влияющих на считывание показаний.
После каждого мероприятия должен составляться акт, в котором описывается текущее состояние прибора и дальнейшие действия, если, например, была установлена необходимость замены. Акт подписывается работником, проводившим проверку и представителем управляющей компании.
Читайте также:
Способы онлайн проверки задолженностей по коммунальным услугам ЖКХ.
Как сделать перерасчет платы за коммунальные услуги ЖКХ.
Кто должен менять трубы стояков в квартире многоквартирного дома.
Заключение
Итак, мы разобрали, как расшифровывается ОДПУ и что под этим подразумевается, что такое установка ОДПУ в квитанции и в чём заключается преимущество общедомовых счётчиков.
Безусловно, установка ОДПУ выгодна для жильцов. Пусть и в перспективе, поскольку на первых порах данное мероприятие будет недёшево стоить. Но жильцы обязаны подходить к данному вопросу со всей серьёзностью и, главное, принимать решения сообща, включая беседы со своей управляющей компанией, которая могла бы подробнее раскрыть для них эту тему.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно!
Как отсутствие технической возможности установки ОДПУ тепловой энергии влияет на расчеты с РСО. 1 часть
Споры с ресурсоснабжающими организациями давно уже стали неотъемлемой частью работы управляющих компаний. В данной статье поговорим о расчетах с теплоснабжающими организациям, если в доме отсутствует ОДПУ.
Порядок определения объема коммунальных услуг при расчетах с ресурсоснабжающими организациями установлен «Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124» ( далее — Правила 124).
В соответствии с пп. «е» п.22 указанных Правил, при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Следовательно, чтобы управляющей организации избежать дополнительных расходов в виде повышающего коэффициента, необходимо оформление акта об отсутствии технической возможности установки ОДПУ.
Как правило, такой акт составляется представителями РСО и управляющей организации совместно с собственниками помещений МКД.
Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» (далее — Приказ Минрегиона 627), утверждены: критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета; форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета; порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.
Из содержания Приказа Минрегиона 627 следует, что установка приборов учета потребляемой энергии невозможна, если:
-
для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем;
-
при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета, месту и порядку его установки;
-
в месте установки прибора учета невозможно обеспечить требования к условиям его эксплуатации (в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены);
-
если МКД имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления (кроме МКД, для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено требование по их оснащению приборами учета на момент их ввода в эксплуатацию).
Как указано в Приложении 1 к Приказу Минрегиона 627, техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие вышеперечисленных критериев.
Таким образом, при отсутствии акта обследования с заключением об отсутствии технической возможности установки ОДПУ, выставление повышающего коэффициента управляющей организации со стороны РСО является законным.
Как указано в Письме Минстроя Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 2 июня 2017 г. № 19506-00/04 «О применении повышающих коэффициентов при оплате стоимости тепловой энергии», повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. Применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги (часть 2 статьи 13 Федерального закона). При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае наличия технической возможности его установки, ресурсоснабжающей организацией применяется повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление выставляемой управляющей организации. При этом, применение повышающего коэффициента к размеру платы за отопление потребителям коммунальных услуг не предусмотрено.
Данная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой:
В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2018г суд удовлетворил требования «Нижнетагильские тепловые сети» о взыскании задолженности за тепловую энергию с применением повышающего коэффициента. Заявляя об отсутствии технической возможности установки общедомового прибора учета в ряде многоквартирных домов, соответствующих доказательств не представило, указанное обстоятельство документально не подтвердило.
В Постановлении Девятого арбитражного апелляционный суда от 24 ноября 2017 г. по делу № А40-20967/2017, удовлетворяя требования теплоснабжающей организации в виду отсутствия акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки ОДПУ, суд также указал, что согласно подпункту « е» пункта 22 Правил № 124 (в редакции действовавшей до 01.01.2017), при наличии обязанности и технической возможности по установке ОДПУ стоимость поставленной тепловой энергии определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
В Решении Арбитражного суда Хабаровского края от 19 сентября 2016 г. по делу № А73-6340/2016 суд сделал вывод, что повышающий коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Зачастую, удовлетворяя требования теплоснабжающих организаций о взыскании задолженности с учетом повышающего коэффициента суды ссылаются на Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2016 № АПЛ16-403, в котором указано, что работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи, с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ.
Таким образом, только оформление акта об отсутствии технической возможности может спасти управляющую организацию от применения повышающего коэффициента.
При этом не редко в процессе обследования МКД и оформлении акта мнение РСО и управляющей организации о наличии/отсутствии технической возможности принципиально расходятся. В этом случае расставить все точки над «i» может только суд.
Продолжение следует …
Компания «Бурмистр.ру» запустила сервис «Тесты», с помощью которого вы можете проверить свои знания в сфере ЖКХ. На сайте представлен не только квалификационный тест. На данном ресурсе можно проверить знания по более 35 темам, к тому же темы постоянно добавляются. Пройти тесты можно здесь.
Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.
Oбщедомовой учет тепловой энергии
Общедомовой учет тепла в 9-ти этажном 6-ти подъездном доме осуществляет узел учета тепла, реализованный на контроллере ВКТ-7, преобразователях расхода электромагнитных ПРЭМ-50, термопреобразователях сопротивления платиновых КТС-Б.
Шкаф сбора данных узла учета.Узел производит учет теплоносителя отопления (теплофиката) и горячей воды по нескольким параметрам. Для всех расчетов используются температура на входе и выходе, а также расход. Узел учета является коммерческим, т.е. управляющая компания платит деньги теплоснабжающей организации по показаниям расхода в гигакалориях. Расчеты для жителей дома производит единый расчетный центр (ЕРЦ). Обслуживание автоматики узла учета и снятие показаний контроллера осуществляет специализированная подрядная организация.
Преобразователи ПРЭМ-50 измеряют объемный расход электропроводящих жидкостей – преобразуют в выходные электрические сигналы и применяются для контроля и учета при учетно-расчетных операциях, объемного расхода и объема жидкостей. Пределы допускаемой относительной погрешности измерений зависят от диапазона измерений и находятся в пределах от ± 1 % до ± 5 %.
Электромагнитный преобразователь расхода ПРЭМ-50
Для измерения температур во входящем и обратном трубопроводах системы отопления установлены комплекты термопреобразователей сопротивления платиновых КТС-Б — измеряемые температуры от 0 до 180 °C. Комплект состоит из пары подобранных термопреобразователей ТС-Б, конструктивное исполнение зависит от модели
Термометр сопротивления КТС-Б для измерения температуры теплоносителя.
Расходомеры и датчики температуры установлены на входе и на «обратке», как на трубах теплофиката, так и на трубах горячего водоснабжения. Все приборы опломбированы, что подтверждает акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии. Поверка общедомовых приборов учета в данном случае производится один раз в четыре года.
Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителяУстанавливает общедомовые приборы учета монтажная организация, имеющая соответствующие сертификаты и допуски, а обслуживание приборов учета тепла производит специализированная подрядная организация. Установка приборов учета тепла и обслуживание может осуществляться одной и той же фирмой при наличии соответствующих ресурсов и разрешений.
Информация с датчиков расхода и температуры поступает в контроллер ВКТ-7 и ежемесячно считывается на ноутбук работником подрядной организации, показания общедомовых приборов учета передаются в управляющую компанию на бумажном носителе в таком виде:
По сути это распечатка снятых с контроллера данных, именно в таком виде их выдает программа связи с контроллером. Снятие показаний общедомовых приборов учетаПоскольку узел не имеет устройств передачи информации и работает автономно, а съем данных производится только один раз в месяц, то неисправность узла или его составляющих может быть обнаружена только во время съема или при анализе данных Период отсутствия данных о потребленной домом тепловой энергии или получение неверных данных может быть до месяца. Как в этом случае происходит начисление не понятно. Тепловые насосы для улучшения циркуляции теплоносителя в отопительной системе дома Элементы узла учета
Учет расхода горячей воды
Входная и выходная трубы горячего водоснабжения многоквартирного домаОбщедомовой учет горячей воды производит тот же самый контроллер, датчики тепла и расходомеры такие же, как на трубах отопления.
Климатическая автоматика
Климатическая автоматика может иметь несколько принципов действия, устанавливается между входными и выходными датчиками учета теплоносителя системы отопления. В нашем случае это гидроэлеватор с регулировкой от внешней температуры воздуха.
Система гидроэлеватораКлиматическая автоматика регулирования температуры теплоносителя на основе гидроэлеватора отключена, а графики поставщиков тепла не отслеживают в должной мере частые перепады наружной температуры. Да и у поставщиков теплофиката нет заинтересованности экономить деньги потребителей, скорее наоборот. Таких гидроэлеваторов в доме несколько (на каждый подъезд) и все отключены от автоматики, т.е. не работают в режиме регулирования температуры в системе отопления при изменении наружной температуры воздуха.
Принцип работы гидроэлеватора (упрощенно) состоит в подмешивании теплоносителя из «обратки» во входящие трубы. В зависимости от наружной температуры автоматика увеличивает или уменьшает количество подмешиваемого теплофиката, тем самым снижая потребление тепловой энергии при повышении наружной температуры.
Деньги потраченные на гидроэлеваторы с системой управления, полагаю, взяли с жильцов дома. А эффект от их использования без автоматического регулирования близок к нулю.
Это «наружка» — датчики температуры установленные с северной стороны. Сигнал датчика поступает в контроллер, который управляет приводом инжектора гидроэлеватора.Общедомовой прибор учета воды
Общедомовой учет водыОбщедомовой прибор учета холодной воды состоит из контроллера ВКТ-7 и расходомера. Общедомовой счетчик воды автономный, съем показаний производят при помощи ноутбука.
КАК ОДПУ ТЕПЛА ВВЕСТИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ И ПОСТАВИТЬ НА КОММЕРЧЕСКИЙ УЧЕТ
До конца прошлого года все должны были «захотеть» рассчитываться за тепло показаниями прибора учета — такой срок предусмотрен пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ.Если вы уже почти смонтировали узел учета тепла и хотите рассчитываться за поставленное в МКД тепло по показаниям ОДПУ, поставьте его на коммерческий учет в РСО. Это означает, что нужно подготовить документы и пригласить комиссию. Вот как это нужно сделать.
- С ЧЕГО НАЧАТЬ
УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК не могут «завести» себе общедомовый прибор учета без соответствующего решения собственников. Они должны заручиться поддержкой собственников помещений в том, что они готовы оплатить установку ОДПУ. Если предварительная договоренность есть, весь процесс можно разделить на этапы:
-  подать заявку в РСО и получить технические условия на установку узла учета;
- провести общее собрание собственников в МКД;
-  выбрать специализированную организацию для разработки проекта и монтажа узла учета;
- закупить комплектующие для узла учета в соответствии с техническими условиями и проектом;
- смонтировать узел учета;
- собрать и подать документы в РСО;
- ввести узел учета в эксплуатацию.
Заявку УО подает письменно в произвольной форме. Какие сведения указать в заявке и какие документы приложить, выяснить на сайте РСО. Решение об установке ОДПУ принимает общее собрание собственников помещений в МКД, а сам прибор включают в состав общего имущества в МКД.
Общему собранию собственников важно утвердить:
- способ установки ОДПУ — собственными силами или с привлечением РСО в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ;
- сроки установки ОДПУ;
- способ финансирования — единовременно или в рассрочку;
- общие расходы на закупку и установку узла учета, а также сумму ежемесячного платежа каждого собственника на покрытие этих расходов.
Собрание может инициировать управляющая организация. В ТСЖ, ЖСК, ЖК собрание проводят на основании заявления собственников.
ВАЖНО! Если собственники помещений до 1 января 2019 года не приняли решение установить ОДПУ тепла, РСО теперь установит его самостоятельно, но за счет собственников помещений в МКД. У РСО есть на это время до 1 января 2021 года.
- КАКОЙ ПРИБОР УЧЕТА ВЫБРАТЬ
Узел учета оборудуют приборами, типы которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (fundmetrology.ru). Согласно статье 12 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений. Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений удостоверяется свидетельством об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений. Такое свидетельство выдает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, — Росстандарт.
- ГДЕ УСТАНОВИТЬ, КОМУ ПОРУЧИТЬ УСТАНОВКУ
Прибор учета нужно установить в точке на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.Мероприятия по установке прибора могут проводить организации — поставщики теплоэнергии или специализированные компании, которые имеют:
- квалифицированных специалистов в штате компании;
- разрешение на выполнение соответствующего вида работ, выданное саморегулируемой организацией.
Установленный прибор учета необходимо ввести в эксплуатацию в течение месяца после его установки.
- КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К СДАЧЕ УЗЛА УЧЕТА
За 10 дней до даты предполагаемого ввода ОДПУ в эксплуатацию УО обязана передать в теплоснабжающую организацию:
- схему трубопроводов — начиная от границы балансовой принадлежности. На схеме должны быть указаны протяженность и диаметры трубопроводов, запорная арматура, контрольно-измерительные приборы, грязевики, спускники и перемычки между трубопроводами;
- свидетельство о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;
- базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель;
- схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета. Такая схема должна исключать несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
- почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение трех суток, а для объектов с горячим водоснабжением — семи суток.
- КТО ПРИДЕТ, ЧТОБЫ ВВЕСТИ ОДПУ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
В состав комиссии по приемке прибора учета входят представители:
- теплоснабжающей организации;
- потребителя;
- организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
Сноска 1
Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. постановлением Правительства от 18.11.2013 № 1034.
Сформировать комиссию должна управляющая МКД организация. Такая обязанность следует из пункта 63 Правил № 10341.
- ЧТО ПРОВЕРИТ КОМИССИЯ ВО ВРЕМЯ ПРИЕМКИ УЗЛА УЧЕТА
При вводе в эксплуатацию проверяют:
- соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и Правилам № 1034;
- наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм;
- соответствие характеристик средств измерений характеристикам, которые указаны в паспортных данных узла учета;
- соответствие диапазонов измерений параметров, которые допускают температурный график и гидравлический режим работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.
Ввод в эксплуатацию узла учета — это процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии. Так предусмотрено пунктом 3 Правил № 1034.
К СВЕДЕНИЮ
ЧТО ТАКОЕ ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОГО УЧЕТА ТЕПЛА
Организация коммерческого учета тепловой энергии включает:
а) получение технических условий на проектирование узла учета;
б) проектирование и установку приборов учета;
в) ввод в эксплуатацию узла учета;
г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
д) поверку, ремонт и замену приборов учета.
Такие условия указаны в пункте 17 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства от 18.11.2013 № 1034.
- КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ОФОРМИТ КОМИССИЯ
Если у комиссии не будет замечаний к узлу учета, то ее члены подпишут акт ввода в эксплуатацию установленного у потребителя узла учета. Типовой формы акта нет, каждая ресурсоснабжающая организация устанавливает свою форму. Затем узел учета опломбирует представитель теплоснабжающей организации. Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием к тому, чтобы с даты его подписания вести коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя по его показаниям. Узел учета станет также пограничной точкой контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации. Если комиссия выявит недостатки, из-за которых узел учета не может нормально функционировать, члены комиссии должны в течение трех рабочих дней составить и подписать акт с полным перечнем недостатков и сроков их устранения. Повторно приемку узла учета в эксплуатацию можно провести только после полного устранения выявленных нарушений.
СПРАВКА
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ ОДПУ ТЕПЛА
Если централизованная система теплоснабжения располагает технической возможностью установки общедомового прибора учета тепловой энергии, он должен быть установлен. Согласно статье 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
https://e.mk-dom.ru
Общедомовой прибор учета тепловой энергии: установка и проверка
Все приборы учета делятся на два вида: индивидуальные и коллективные (общедомовые) счетчики. Индивидуальный прибор учета – это оборудование, которое учитывает ваше личное потребление ресурсов. Коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии считает потребление коммунального ресурса жилого дома в целом, включая в том числе и общедомовые нужды.
В соответствии с законом № 261-ФЗ «О сбережении энергии и об улучшении энергетической эффективности и о корректировке отдельных законодательных актов Российской Федерации» собственники и наниматели жилых домов обязаны устанавливать общедомовые приборы учета тепловой энергии (закон был принят в ноябре 2009 г.).
Предназначение коллективных счетчиков
Монтаж оборудования этого типа преследует следующие цели:
- Расчет оплаты осуществляется на основании действительного расхода теплоэнергии.
- Равномерное распределение суммы платежей между жильцами относительно каждого отдельного многоквартирного дома.
- Ответственность за общедомовое имущество передается обитателям жилого здания.
Основные виды коллективных счетчиков
Выбирая общедомовой прибор учета тепловой энергии необходимо учитывать его особенности конструкции и специфику монтажа. Существует четыре основных вида этих устройств.
Тахеометрический
Это довольно простое устройство, конструкцией которого предусмотрены следующие элементы:
- Вычислитель количества тепловой энергии.
- Вычислитель объема теплоносителя, который бывает крыльчатого или механического типа.
Стоит такое устройство сравнительно недорого, однако для его эксплуатации требуется наличие дополнительного фильтра, предохраняющего общедомовой прибор учета тепловой энергии и в целом отопительную систему от всевозможных загрязнений.
Недостатки
Также стоит обратить внимание на недостатки этих счетчиков. Они не пригодны для использования, если отмечается высокий уровень жесткости циркулирующей по системе воды. Еще одним отрицательным моментом, который может сказаться на установке этого оборудования, является наличие в теплоносителе различных примесей.
Все эти условия могут привести к частому засорению фильтра, что провоцирует снижение уровня давления теплоносителя. По этой причине счетчики такого типа, как правило, применяются в частных домах.
Достоинства
Главным преимуществом тахеометрического оборудования является его способность функционировать при помощи специальной батареи в течение 5 лет. Кроме того, эти устройства могут использоваться в помещениях с повышенной влажностью. В то время как риск повреждения главных элементов сведен к минимуму, так как конструкцией не предусмотрены электронные компоненты.
Электромагнитный
Общедомовой прибор учета тепловой энергии электронного типа работает посредством образования в нем электрического тока в результате прохождения через магнитное поле теплоносителя. Данное обстоятельство обуславливает необходимость постоянного обслуживания агрегата, а его установка требует от исполнителя профессионализма и компетентности.
Несвоевременная профилактика может спровоцировать загрязнение расходомера, что в результате отразится на показаниях прибора учета. Возникновение этой проблемы связано с наличием железа в теплоносителе и некачественных соединений в проводке.
Соблюдение всех требований по эксплуатации – это гарантия качественной и бесперебойной работы. Важно отметить, что показания общедомового прибора учета тепловой энергии электромагнитного типа отличаются высокой степенью точности.
Вихревой
В данном случае работа устройства этого типа связана с появлением завихрения, относительно препятствия на пути движения теплоносителя. При этом частота появления подобных завихрений зависит от количества проходящего теплоносителя. Установка общедомового прибора учета тепловой энергии может осуществляться как на горизонтальных, так и на вертикальных трубопроводах, но при условии, что перед счетчиком и после него будет наличествовать прямой участок трубы.
Оборудование данного типа потребляет небольшое количество энергии, на одной батарейке оно способно функционировать на протяжении пяти лет.
Вихревые счетчики негативно реагируют на крупные примеси в теплоносителе и перепады давления. Следовательно, для качественной работы агрегата обязательным мероприятием является установка специального фильтра.
Важно отметить, что наличие железа в теплоносителе и отложения в трубопроводах никоим образом не сказываются на точности показаний. Также данное устройство оснащено специализированным интерфейсом, что позволяет управляющей компании производить снятие показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии удаленно. Кроме того, данное приложение выполняет отправку сообщений, которые оповещают о каких-либо неисправностях. Это обстоятельство гарантирует своевременное вмешательство соответствующей службы, которая оперативно устранит возникшие неприятности.
Ультразвуковой счетчик
Принцип действия этого устройства основан на прохождении особого ультразвукового сигнала сквозь поток теплоносителя. Время передачи сигнала напрямую связано со скоростью движения жидкости.
Для тех, кто устанавливает общедомовой прибор учета тепловой энергии этого типа, необходимо знать условия его эксплуатации:
- Постоянство давления.
- Отсутствие в системе воздуха.
- Максимальный уровень чистоты циркулирующей жидкости.
- Отсутствие на стенах трубопроводов отложений.
Наличие перечисленных факторов обеспечит эффективную работу счетчика, который будет показывать неискаженный результат.
Эксплуатации оборудования этого типа может затребовать монтажа дополнительных элементов, которые будут обеспечивать подачу теплоносителя по разным каналам.
Организация учета теплоэнергии
Порядок установки общедомового прибора учета тепловой энергии:
- Получение технических условий на разработку проекта.
- Проектирование и монтаж счетчика.
- Ввод в эксплуатацию.
- Эксплуатация счетчика, включая регулярное снятие показаний и использование их для расчета.
- Поверка общедомовых приборов учета тепловой энергии, а также их ремонт и замена.
Установка общедомового счетчика
- Для начала необходимо организовать собрание нанимателей квартир и собственников для того, чтобы принять решения об установке коллективного счетчика.
- Обратиться с решением по установке коллективного счетчика и его оплате в организацию по управлению нанимателей и собственников квартир.
- Управляющая организация, в свою очередь, должна обратиться в ресурсно-снабжающую компанию по выдаче технических условий, в соответствии с которыми будет производиться проектирование и установка общедомового прибора учета тепловой энергии.
- Управляющая компания, при финансировании нанимателей и собственников квартир, для установки счетчика заключает договор на разработку проектной документации со специализированной организацией.
- После получения проектной документации управляющая компания направляет ее на согласование в ресурсно-снабжающую организацию и при положительном заключении устанавливает коллективный общедомовой прибор учета тепловой энергии, а затем допускает его к эксплуатации.
Ввод в эксплуатацию
Установленный коллективный счетчик допускает к эксплуатации комиссия в составе:
- Представителя от компании, которая осуществляла установку и наладку вводимого в эксплуатацию оборудования.
- Представителя потребителя.
- Представителя компании, осуществляющей поставку тепловой энергии.
Комиссию должен создавать владелец теплового узла. В процессе приемки в эксплуатацию комиссия проверяет следующее:
- Наличие паспортов, заводских пломб и свидетельств о поверке.
- Соответствие проектной документации составных элементов теплового узла.
- Соответствие допускаемых температурных графиков, диапазонов измерений и гидравлических режимов работы, значениям параметров, определяемым условиями подключения к отопительной системе и договором.
- Соответствие характеристик приборов измерений характеристикам, которые указаны в паспорте устройства.
При отсутствии замечаний комиссия должна подписать акт ввода в эксплуатацию счетчика, установленного у потребителя. Этот документ является основанием для ведения учета теплоносителя по счетчику, тепловой энергии, контроля качества и режима теплопотребления с использованием полученных данных с момента подписания документа.
Пломбирование
После подписания акта о вводе в эксплуатацию осуществляется пломбировка теплового узла. Пломбирование производится:
- Представителем потребителя.
- Представителем теплоснабжающей компании, если тепловой узел принадлежит потребителю.
Проверка
Счетчики подвергаются первичной проверке заводом-изготовителем еще перед поступлением в продажу. Подтверждением этой процедуры является наличие следующих элементов:
- Запись, которая имеется на агрегате, а также в паспорте к нему.
- Специальная наклейка.
- Клеймо.
По истечении определенного срока производится очередная проверка. Перед каждым сезоном отопления и после очередного ремонта или проверки приборов учета производится проверка готовности теплового узла к эксплуатации. В результате составляется акт проверки теплового пункта на границе раздела смежной сети.
После ввода в эксплуатацию наниматели и собственники квартир должны выполнить мероприятия по энергосбережению: установку на входные двери пружин и доводчиков, утепление окон, дверей и т. д.
Техобслуживание
Обслуживание счетчика заключается в поддержании теплового оборудования в работоспособном состоянии, регулярном осмотре, устранении причин, воздействующих на износ, и поломки, проверке работы первичных преобразователей на обратных и подающих трубопроводах тепловой сети, проверке правильного функционирования работы прибора учета, проверке работы и схем термопреобразователей сопротивления, еженедельной распечатке показаний для проведения анализа и разработке рекомендаций по поддержанию необходимой температуры и многое другое.
При необходимости в процессе обслуживания осуществляются работы по демонтажу (снятие и отключение) неисправных устройств и повторный монтаж счетчика после вторичной проверки и ремонта.
Общедомовой прибор учета тепловой энергии: как оплачивать
Расчет оплаты довольно прост и состоит из нескольких этапов:
- Определяется стоимость обогрева одного м2. Для этого показатели счетчика нужно умножить на действующий тариф и полученное число разделить на площадь всех отапливаемых в доме помещений.
- Затем рассчитывается доля каждой отдельной квартиры. Для этого суммарная площадь помещений дома (включая подъезды, подвалы, чердаки) умножается на результат, который получился во время деления суммарной площади квартиры на общую площадь всех нежилых помещений и квартир. Таким образом, получается общий показатель площади всех помещений, который приходится на вашу квартиру.
- Площадь квартиры складывается с площадью составляющих вашу долю помещений. Полученное число нужно умножить на стоимость обогрева одного м2.