5 причин почему не работает напольный вентилятор — схема подключения и как починить своими руками.
Как же добраться до втулок, не снимая движок? Для начала, откручиваете центральный винт на задней стенке защитного кожуха.
Еще один саморез прячется в регулировочной кнопке-рычаге для поворота или стопора головы вентилятора.
После этого, задняя крышка легко снимается со своего места. Что находится под ней? Здесь вы можете увидеть редуктор поворотного механизма, который придает вращение всей голове.
Снизу к нему подходит специальная тяга.
Сверху закреплен пусковой конденсатор движка.
Кстати, имейте в виду, что в разных моделях его может там и не быть. В этом случае, ищите его возле кнопок переключения скоростей.
Чтобы получить доступ к подшипнику двигателя, вам потребуется снять редуктор. Крепится он на трех винтиках, а снизу подпирается тягой.
Скручиваете винты и отсоединяете тягу. После этого редуктор снимается с вала и вы получаете доступ к задней втулке.
Больше ничего раскручивать и разбирать не нужно. Остальное за вас сделает вэдэшка.
Одеваете на баллончик WD40 узкую направляющую трубочку и несколько раз пшыкаете в зазор между валом и подшипником.
После разбрызгивания WD40, рукой проворачиваете вал в разные стороны и немного двигаете его вперед-назад.
Лишняя загустевшая смазка, посторонний мусор и пыль будут постепенно выходить наружу. Эти излишки грязи легко удаляются ватными палочками.
Если у вас есть густая смазка по типу циатим или литол, желательно нанести ее на червяк редуктора. После этих чистящих процедур, капаете на подшипник с внешней стороны несколько капель масла для швейных машинок.
Только не нужно наносить ее через чур много. Иначе она в последствие растекается по всем местам и на нее налипает пыль, обратно превращаясь в грязь. В итоге вы опять получите клин и проблему с вращением вентилятора.
Возле втулок в отдельных моделях ставят войлочные шайбы. Они пропитываются маслом и при нагреве, масло стекает на вал, смазывая его.
Собирается все в обратной последовательности. Тяга — три винта редуктора — внешняя крышка.
Кстати, если через чур затянуть центральный саморез на задней крышке, а это именно саморез, а не винт, он может пройти сквозь пластмассу поворотного редуктора и упереться в вал.
У вас опять будут проблемы с оборотами и заклиниванием. Порой причина поломки бывает банальна и непредсказуема.
С задним подшипником разобрались, далее переходите к передней части вентилятора. Здесь по центру стоит защитный колпачок.
Он откручивается, внимание — по часовой стрелке, так как резьба здесь левая.
Скидываете его и снимаете пропеллер с вала. Вы получаете доступ уже к переднему подшипнику скольжения.
Принцип здесь тот же самый. Сначала выдавливаете и размягчаете старую смазку и грязь вэдэшкой, а потом наносите новую.
После этого одеваете пропеллер обратно и закрываете крышечку. Закончив ремонт, включаете вентилятор на повышенных оборотах, и дав ему поработать так несколько минут, переключаете на ту скорость, которая требуется.
Замыкание обмоток или обрыв проводов
Если повреждение более сложное и простая смазка не помогает, придется разобрать вентилятор по детальнее.
Сперва проделываете все махинации по разборке как указано выше. После снятия пропеллера, откручиваете пластиковую переднюю контргайку ,которая располагается сразу за ним, и скидываете всю защитную рамку.
В руках у вас остается сам двигатель и ножка, в которой проходят провода питания и расположен кнопочный механизм.
Разбираете эту ногу выкрутив 6 саморезов.
В первую очередь проверяйте пайку проводов. Вполне возможно один из них, или даже несколько отвалились или отгорели.
Если все цело, как понять какой провод куда идет и за что отвечает? Начинайте проверку с двух проводов от вилки питания.
Один из них, пусть это будет черный (как на фото снизу), через лампочку подсветки идет напрямую к двигателю вентилятора.
Второй провод заходит на нижнюю клемму наборного выключателя (кнопка 0).
Далее, путем нажатия соответствующих кнопок — 1-я скорость, 2-я, 3-я, замыкаются те или иные контакты переключателя, и тем самым изменяется скорость двигателя.
Каждый провод от этих кнопок идет к своему выводу на обмотке, с большим или меньшим числом витков. Подавая на них напряжение, вы заставляете пропеллер крутиться быстрее или медленнее.
Схема подключения напольного ветилятора
Упрощенная схема ветродуя выглядит следующим образом.
Типичные схемы большинства недорогих 3-х скоростных напольных вентиляторов примерно вот такие:
Нажатие каждой кнопки сопровождается замыканием своей контактной группы.
При этом другая контактная группа в этот момент размыкается.
Иногда эти контакты подгорают или не доходят до своей пластины. Тогда у вас пропадает какая-либо из скоростей.
Проверяется это все элементарно китайским мультиметром, в режиме прозвонки цепи.
Если у вас оборвется самый первый проводок или не будет контакта на нем, то мотор вентилятора просто не запустится. Поэтому при полностью неработающем вентиляторе, проверяйте в первую очередь его.
Если конечно перед этим вы убедились, что исправна сама вилка и шнур питания от нее. Это также вызванивается тестером.
Один конец щупов ставите на штырь вилки, а другим прикасаетесь к контактной площадке на кнопке «0». При исправности, должно быть нулевое сопротивление.
Далее можно проверить таким же образом провода на всех скоростях. Контактный щуп на вилку — другой щуп на отходящий провод от соответствующей кнопки скорости к двигателю.
Если везде по нулям, значит переключатель и провода у вас рабочие.
Далее проверяете второй контакт на вилке и тот проводок, который напрямую уходит мимо выключателя на движок. Убедитесь, что здесь шнур у вас тоже целый.
Только после этого можно переходить к проверке обмоток самого двигателя.
Как проверить обмотки вентилятора
На мультиметре выставляете сопротивление в 2000 Ом. Далее, чтобы не выкусывать нигде провода, в месте подключения конденсатора, зачищаете немного изоляцию.
Ищите общую точку цепи, как на схеме внизу.
Найдя ее, вызваниваете сопротивление обмотки. Для этого поочередно касаетесь вторым щупом контактов на переключателе.
Примерные значения сопротивления обмоток вентилятора могут быть следующими:
Конечно у разных моделей они могут немного отличаться, но самое главное, чтобы не было обрыва или КЗ. Замеры могут показать как несколько сотен Ом, так и чуть больше 1кОм.
Все зависит от мощности вентилятора и сечения провода.
Сопротивление между выводами обмоток будут уже поменьше — 100-200 Ом.
Еще проверяется конденсаторная обмотка и суммарное сопротивление всех обмоток вместе взятых.
Вот самое грамотное и полное видео по проверке работоспособности обмоток вентилятора мультиметром.
Если проверка целостности обмоток также не выявила отклонений и дефектов, идете дальше. Для этого полностью разбираете вентилятор, что называется по косточкам.
Разборка и неисправность двигателя
Сначала двигатель нужно освободить от всех пластмассовых деталей. Откручиваете 4 винта с лицевой стороны и снимаете крышечку.
На новых моделях кроме винтов, еще имеются защелки. Их нужно отогнуть отверткой.
Чтобы отсоединить ногу, нужно найти еще один винтик, который обычно прячется под заглушкой.
Ослабляете его и вытаскиваете крепежный вал. Для демонтажа проводов, которые проходят сквозь ногу, их потребуется выкусить или выпаять с клеммников на кнопках скоростей.
При этом запишите или зарисуйте, куда какой изначально подключается.
В итоге у вас в руках должен оказаться голый мотор вентилятора без всего лишнего.
Разбираем его. Откручиваете винты, стягивающие заднюю крышку.
При этом перед разборкой, обязательно на всех крышках и железе ставьте отметки того, как все было собрано изначально.
Иначе после неправильной стыковки, у вас пропадет центровка. Возникнут проблемы с подклиниванием вала и вращением лопастей.
Неисправность термопредохранительного реле
Сняв подшипник, вы добираетесь до самих обмоток. Среди пучка проводов питания, идущих от переключателя, ищите специальное термореле.
Очень часто движок перестает работать после его перегорания. Данное реле должно срабатывать и размыкать цепь, при температуре обмоток в 135-145 градусов.
После остывания, реле вновь замыкается и вентилятор запускается. Так вот, иногда оно перегорает полностью и фактически играет роль предохранителя.
Если ваш вентилятор стал часто отключаться и самостоятельно запускаться вновь, виновата именно эта защита. Знайте, что просто так она не срабатывает. Это означает, что у вас либо подклинивает вал, либо приходит конец обмоткам и они перегреваются.
Перегрев обмоток может быть связан с разрушением маленькой крыльчатки, которая стоит на валу внутри самого двигателя. Она призвана обдувать и снижать температуру витков.
В самых дешевых моделях термодатчик-реле не ставят, в них все подключено напрямую. Исходя из этого, если ваш «термопредохранитель» сгорел, его можно конечно зашунтировать и запустить ветродуй. Но при этом вы останетесь без защиты от пожара.
Это реле также проверяется тестером.
Между его лапками должна быть цепь в режиме прозвонки.
Смещение вала и обрыв витков
Если все детали и релюшки внутри целые, остается внимательно через увеличительное стекло просмотреть обмотки, вал и ротор. Возможно вы увидите оборванные или покоцанные медные жилки.
Такое случается, когда подшипник выскакивает из своего посадочного места и ротор начинает биться по обмоткам.
У современных китайских напольных вентиляторов, довольно часто ослабевает винтовое соединение между двух половинок двигателя. Не забывайте, что вал с обоих сторон, одевается на самоцентрирующие меднографитовые втулки, которые плотно стопорятся в крышках.
При их сборке и затягивании, можно легонько постукать молоточком по самому трансформаторному железу, чтобы вал крутился легко, с небольшой инерцией. Кто-то пытается поймать центр самостоятельно и мастерит вот такой тихий ужас.
В конечном итоге вал вываливается из подшипника, в результате чего появляется клин. Как следствие, ротор начинает царапать обмотки и свою поверхность.
Также имейте в виду, что если ваш вентилятор упал и после этого перестал работать и вращаться, то и здесь скорее всего произошел перекос втулок. Ничего другого поломаться от такого падения не может.
Конденсатор от этого не испортится, обмотки залитые лаком не оборвутся. Разве что, некоторые кнопки могут отойти. Но в первую очередь проверяйте соосность подшипников. И тогда все будет работать как надо.
К сожалению, с механическим дефектом обмоток или ротора, а также их внутривитковыми замыканиями, вам самостоятельно не справиться. Перематывать движки дешевых ветродуев не рационально, гораздо проще будет купить новую модель.
Однако это уже последняя стадия проверки, и есть надежда, что вы до нее так и не доберетесь, найдя повреждение где-нибудь в другом месте, методами рассмотренными выше.
Источник
Поделиться новостью в соцсетях
« Предыдущая запись Следующая запись »
Популярное
- 5283
- 4406
- 4289
- 3769
- 2449
Как починить домашний вентилятор самому или жара нам нипочем
Поленился я написать этот материал летом, но тем не менее он пригодится на следующую «хреновую зиму» )))Несмотря на то. что лето уж закончилось, но та долгая жара, которая нас допекла во всех смыслах, у многих останется в памяти надолго. Я уже писал несколько рецептов которыми я спасал себя от жары , но самым популярным средством занявшим все топы хит-парадов хозяйственных магазинов и магазинов бытовой техники стал вентилятор и кондиционер. Когда синоптики стали для нас чем-то более близким к богу на пару месяцев, мы все ринулись раскупать вентиляторы и эта масса пластмассовых жужжащих лопастей обдувала наши потные изнемогающие тельца сутками напролет. Кому-то повезло больше и у него был не один, а два вентилятора, что несомненно вызывало дикую зависть у тех кто имел от вентилятора только возможность увидеть ценник на пустом прилавке. Но так или иначе любая механическая техника рано или поздно выходит из строя к коей относится и настольная и напольная «вертелка». Особенно часто вентиляторы ломались у людей в жару когда они молотили без устали 25 часов в сутки. Многие просто тупо выбрасывали своих спасителей на свалку или выставляли в коридоре по простой причине «при включении вентилятора в розетку он не крутится или крутится крайне медленно, издавая гудение и источая запах». Я тоже столкнулся с такой проблемой когда у меня встал вентилятор. Поскольку вентиляторы в магазинах дефицитные, а обдува хочется постоянно, я принялся чинить вентилятор, а заодно решил докопаться до проблемы выхода его из строя.
Несмотря на то, что вентиляторы бывают напольные и настольные, разница в конструкции между ними не больше чем между вилкой и ложкой. Поэтому кто поймет как я разбирал свой напольный вентилятор, наверняка поймут как разобрать настольный .
Итак, придвиньтесь к монитору поближе, дядя Чинилкин начинает инструктаж.
Фото 1. Берем и ставим рядом с собой вентилятор, а также кладем рядом отвертку, плоскогубцы, хлопчатобумажную тряпочку и масленку. Если вы не знаете как пользоваться этими вещами, то пригласите к монитору папу или маму.
Фото 2. Снимаем защитную сетку с вентилятора , открыв три защелки.
Фото 3. Отворачиваем пластмассовую гайку против часовой стрелки. Когда будете ее заворачивать назад, не прикладывайте дюжей силы дабы не сломать ее. Запасную вы нигде не купите!
Фото 4. Теперь легко снимайте крыльчатку с оси двигателя. Опять же, будьте осторожны, поскольку пластмасса из которой сделана крыльчатка со временем рассыхается и крошится. Сломаете место посадки — будете извращаться с изолентой, наматывая в место посадки на валу, чтобы хоть как-то восстановить передачу вращения.
Фото 5. Сняв крыльчатку, отворачивайте пластмассовую гайку-звездочку которая крепит заднюю решетку к корпусу.
Фото 6. Теперь открутите все шурупы с передней части корпуса. Иногда шурупы плохо выходят, но вы не усердствуйте отверткой, иначе расхерачите в пластмассе резьбу.
Фото 7. Вывинтите шуруп с задней стенки корпуса который, собственно, крепит кожух корпуса.
Фото 8. Теперь когда снят кожух, вы видите, что основная часть вашего привода состоит из двух вещей: из самого двигателя, сделанного к счастью из металла и редуктора поворотного механизма, выполненного из пластмассы. Этот редуктор состоит из червячной передачи и звездочки, которая и поворачивает ваш вентилятор влево-вправо при работе. К редуктору прикреплен на маленьком шурупе конденсатор который нужен, чтобы двигатель вентилятора мог запускаться.
Фото 9. Окрутите 3 шурупа (или винта — у кого как), которые крепят фланец редуктора к двигателю и аккуратно снимайте пластмассовую начинку редуктора. На фото вы видите задний хвостовик вала с червяком, с которым происходит зацепление механизма редуктора. Кстати кому интересно, могут отвернуть еще 3 шурупчика редуктора и заглянуть внутрь и обнаружить, что механизм там полностью пластмассовый и смазан густой смазкой.
Фото 10. Теперь пришла очередь открутить 4 винта, которые соединяют две половинки корпуса двигателя со статором. Винтики и шурупчики складывайте в баночку, чтобы потом не пришлось их искать под столом или диваном.
Фото 11. Потихоньку сдергиваем заднюю стенку двигателя, если надо то прокручивая ее вдоль оси двигателя.
Фото 12. Тоже самое проделайте с передней крышкой. обратите внимание, что на валу присутствует еще резиновая прокладочка, которую важно также сохранить. Но пока ее надо стянуть с вала и положить в туже баночку.
Фото 13. Возьмите в руки крышки и сначала удалите тряпочкой всю грязь в подшипниковой узле. Можете намотать тряпку на тонкий стержень, чтобы было удобнее водить через отверстие тряпку. После того, все обезжирьте ацетоном или бензином , снова вытрите насухо и капните из масленки в подшипник (отверстия по центру крышки). Смазку использовать только жидкую! Никакого литола, солидола и т.д.! Консистентная смазка при работе закоксится (образует нагар) на валу за пару суток непрерывной работе в жару и вы снова полезете разбирать свой кулер.
Фото 14. Теперь о самом главном- причине заклинивания двигателя. Главной причиной заклинивания вентиляторов, т.е. основной причины выхода из строя является та самая густая смазка, которая есть в редукторе и на валу заднего хвостовика двигателя. Во время работы смазка увлекается по валу в подшипник и там образуется нагар который с течением времени становится больше и клинит двигатель. Надо обязательно вытереть всю густую смазку с хвостовика вала и в самом редукторе на той детали которая будет зацепляться с этим валом!. Обязательно! Смысла от смазки в пластмассовом редукторе нет до тех пор, пока его не станут делать из металла.
Собирать назад все надо в обратной последовательности как это делали китайцы до вас.
Если картинка мелковата, то кликаем по ней и смотрим крупнее.
Если я помог этим вам сэкономить время и деньги, да еще и чему-то научил, чирканите в коментах ченить приятное. На сим дядя Чинилкин прощается с вами до следующего раза.
Ремонт напольного вентилятора своими руками
Я уже рассказывал про то, как выбрать напольный для комнаты или вытяжной вентилятор для кухни, ванной или туалета. При производстве дешевых моделей производитель экономит на качестве материалов, поэтому они ломаются чаще, чем более дорогие аналоги. Если же перестал работать вентилятор, тогда не спешите его выкидывать, потому что для восстановления его работоспособности в большинстве случаев не понадобится много времени и финансовых затрат.
Я не буду останавливаться на механических неисправностях таких, как ремонт крыльчатки, корпуса, механизма поворота и т. п. Для устранения этих поломок, просто необходимо изношенную или поломанную деталь восстановить или заменить на новую. В этой статье будут рассмотрены вопросы по ремонту электротехнической части вентилятора, при которых не включается или работает электромотор с гулом, неприятными запахами паленного или заеданиями. Для рассмотрения будет взята более сложная модель напольного исполнения. Встраиваемые вытяжные вентиляторы конструктивно гораздо проще, из-за отсутствия блока переключения скоростей, поэтому их отремонтировать еще легче. Но ремонт, учитывая цену простой модели вытяжного вентилятора без наворотов нецелесообразен.
Для того что бы найти причину неисправности вентилятора, необходимо его будет разобрать. Сделать это будет своими руками довольно просто и быстро. Сперва снимаем защитную решетку, затем лопасти или крыльчатку вентилятора, которая фиксируется гайкой. Далее необходимо снять вторую часть защитной решетки и открутить саморезы крышки.
Поиск и устранение неисправностей при ремонте бытового вентилятора
Перед тем как приступать к ремонту своими руками необходимо изучить принципиальную схему работы устройства.
Перед тем как приступать к проверке электродвигателя:
- Сразу необходимо проверить исправность шнура
- Проверьте исправность конденсатора по этой инструкции.
- Прозвоните на целостность и проверьте надежность всех контактов проводов и соединений в цепи. Инструкция по прозвонке.
- Если при работе вентилятора слышен гул или шум, тогда смажьте Литолом или Солидолом пластмассовые детали внутри редуктора через отверстия, которые в нем специально для этого предусмотрены.
- Проверьте наличие 220 Вольт
Ремонт электродвигателя вентилятора
Ремонт электродвигателя своими руками необходимо начинать со смазки подшипников, очень часто после этого вентилятор начинает нормально работать. Вал мотора вращается в пластмассовых втулках. Для смазки подойдет машинное масло- капните пару капель масла навал под наклоном так, что бы оно затекло во внутрь втулки, а затем повращайте вал вперед и назад по оси до тех пор, пока он не начнет легко вращаться.
Вероятность поломки ротора двигателя сравнительно мала и в моей практике ремонта бытовой техники пока не встречалась, потому что в роторе наводится ЭДС (возникает ток) под воздействием обмоток статора.
Часто в электродвигателях бытовых вентиляторов происходит обрыв в одной из обмоток статора. Если хоть одна обмотка будет оборвана, тогда двигатель не будет работать вообще. Для проверки достаточно резко крутануть лопасти по часовой стрелке. Только сразу резко убирайте руку от лопастей, что бы не получить травму. Если после этого заработает напольный вентилятор- значит сгорела одна из обмоток. Учтите, что при обрыве обмотки, подключенной от конденсатора- вентилятор не будет работать в любом случае. Для определения целостности всех обмоток, рекомендую их прозвонить мультиметром по этой инструкции. Учтите, что сопротивление обмотки не должно быть слишком высоким или нулевым.
Очень важно перед отключением проводов с обмоток не перепутать их затем при подключении, поэтому прежде чем снимать провода нанесите на них отличающую маркировку, если они одинакового цвета. Я перед снятием проводов или началом разборки своими руками любых устройств всегда делаю фотографии всех этапов. Если возникнут затем вопросы или сомнения при сборке, тогда фотографии здорово выручают.
Если оборвана или выгорела обмотка статора, учитывая цену напольного или встраиваемого вентилятора, не рекомендую заниматься перемоткой или ремонтом обмотки. В таком случае целесообразнее купить новую модель.
Срок службы электродвигателя вентилятора сокращается в несколько раз
Как починить вентилятор напольный. Перестал работать вентилятор. Что делать
В жаркую погоду, напольный вентилятор является незаменимым прибором, способным создать прохладу, в отсутствие . В состав любого вентилятора входит большое количество движущихся частей, подверженных износу. Вентилятор и электродвигатель смонтированы на различных концах одного вала. Здесь же находится устройство, обеспечивающее повороты в разные стороны. Периодически, возникают различные неисправности, и тогда необходимо производить ремонт напольных вентиляторов.
Все вентиляторы имеют типовое устройство, поэтому и неисправности у них тоже, в основном, одни и те же.
Поломки, которые можно устранить самостоятельно в домашних условиях
Деформация лопастей вентилятора
Происходит довольно часто, поскольку сам пропеллер изготовлен из пластика. Лопасти могут деформироваться под воздействием высоких температур. В результате деформации, лопасти задевают за защитную сетку, и возникает характерный неприятный шум. Обычно деформация устраняется вручную, в противном случае, лопасти и защита очень быстро придут в полную негодность.
Деформация защитного ограждения
Появляется, как правило, в результате падения напольного вентилятора. Само ограждение изготовлено из сравнительно тонкой металлической проволоки и включает в себя две части — переднюю и заднюю. Переднюю часть очень легко снять, а вот с задней придется немного повозиться. Пропеллер снимается с вала электродвигателя, после чего откручивается большая пластмассовая гайка и затем снимается само ограждение. После выпрямления, защита собирается в обратном порядке.
Прекращаются повороты в стороны
Основной причиной этого может быть отсоединившийся кривошип. Необходимо разобрать корпус прибора и подтянуть винты крепления, если они ослабли или выкрутились. Кроме того, в режиме поворотов могут наступить перебои. Для выяснения причины проверяется зацепление шестеренок редуктора, а также работа переключателя. При необходимости, редуктор смазывается специальной смазкой. В случае сильного износа детали рекомендуется заменить. При отсутствии деталей для замены, вентилятор можно использовать в обычном режиме, без включения поворотов.
Неисправность выключателя
Может вызвать перебои в работе. Чтобы проверить его состояние, нужно извлечь выключатель и определить состояние контактов. При необходимости, контакты зачищаются наждачной бумагой.
Вентилятор вообще не работает
В этом случае следует проверить исправность электродвигателя. Если выяснится, что электродвигатель неисправен, то ремонт напольных вентиляторов, в данном случае, экономически нецелесообразен.
Как правило, вентиляторы используются продолжительное время без перерывов. Вследствие этого возникают определенные проблемы. Поломки могут быть малыми или большими. В данном случае необходимо знать, как сделать первичный осмотр. После этого можно будет думать о том, как сделать ремонт вентилятора. Однако в первую очередь нужно ознакомиться с устройством обычной напольной модели.
Устройство вентилятора
Непосредственно процесс охлаждения осуществляется благодаря вращению лопастей. Крепятся они на специальном вале. В данном случае он приводится в движение с помощью мотора. Используются электродвигатели различной мощности, однако по конструкции они являются довольно схожими. В свою очередь, блоки управления сильно отличаются.
Для запуска электродвигателей используются статоры. Вал вентилятора располагается на кривошипах. Фланцы у моделей служат опорой для контактных колодок. Дополнительно в некоторых вентиляторах имеется такой элемент, как редуктор. Иногда он устанавливается с прижимной планкой для фиксации.
Ремонт мотора
Мотор в устройстве часто ломается из-за перегревов. Ремонт вентилятора радиатора в данном случае необходимо начинать с первичного осмотра модели. Для этого потребуется отсоединить крышку, которая удерживает колпачок. Далее следует снять защитную решетку. После этого необходимо открутить фланец. В некоторых моделях это делать необязательно.
В данной ситуации многое зависит от конструкции вентилятора. Фиксируется электродвигатель в корпусе чаще всего на четыре болтах. После отсоединения мотора нужно осмотреть его контакты. Если на них видны потемнения, значит, проблема однозначно заключается в нем. Чтобы решить данную задачу, придется приобрести новый электродвигатель и установить его на место.
Проблемы с конденсатором
Конденсаторы в устройствах чаще всего ломаются из-за резких скачков напряжения в сети. Ремонт вентилятора охлаждения в этой ситуации нужно стандартно начинать с откручивания крышки. Мотор устройства придется отсоединять в первую очередь. Находится конденсатор во многих вентиляторах за центральным фланцем. Для того чтобы добраться до него, потребуется раскрутить полностью блок питания.
В некоторых случаях будет мешать еще кривошип. В этой ситуации сначала снимается фланец. Работоспособность конденсатора проверить можно только при помощи тестера. В данном случае оценивается сопротивления на проводниках. Если значение на приборе превышает 50 Ом, значит, конденсатор придется заменить.
Проверка обмотки статора
Проблемы с обмоткой статора считаются очень серьезными. Ремонт вентилятора отопителя в этой ситуации придется начинать с осмотра непосредственно двигателя. При перегорании статора конденсатор также может выйти из строя. Если контакты электродвигателя не перегоревшие, значит, он цел.
Следующим шагом проверяется непосредственно конденсатор при помощи тестера. Когда статор неисправен, во время работы он сильно дымит. Также следует учитывать, что указанный элемент может быстро нагреваться. В любом случае его придется полностью менять. Для этого необходимо приобрести аналогичный товар в магазине.
Ремонт блока управления
Блоки управления в вентиляторах устанавливаются самые различные. Чаще всего в них ломаются червячные передачи. В таком случае ремонт блока вентиляторов следует начинать со снятия контактной колодки. Трогать электромотор при этом нет необходимос
Ремонт напольного вентилятора своими руками: устройство и регулировка
Рассмотрим ремонт напольного вентилятора своими руками, воспользовавшись примером типичного изделия Краснодарского завода. Внутри ничего сложного, однако описать сразу способ регулировки скорости вращения непросто. Конструкция средненькая. Сравнительно тяжелый корпус попирает невесомую ножку, почуяв малейший толчок, изделие падает. Ситуация усугубляется лежащим коврами. Не спасают четыре пластиковые опоры, раскиданные по углам крестовины тончайшей стали. Подставка хрупкая, легко гнется, держится на соплях. Поэтому первая рекомендация – не связываться с изделиями, имеющими механическую неустойчивость, чтобы не заразиться психической. Изделия Bork снабжены защитой от падения, только не изделия Краснодарского завода. Однако мотор не сгорит в случае эксцесса, имеется защита…
Устройство типичного напольного вентилятора
На повестке ремонт напольного вентилятора своими руками! Начать следует малым: у простейших вентиляторов отсутствует клемма заземления. Прибор не обладает степенью электробезопасности. Устройство напольного вентилятора включает корпус, изготовленный из пластмассы. Внутрь попадет вода – ожидайте хорошей встряски. Напольный вентилятор указанной разновидности нельзя использовать поблизости от воды. Начиная аквариумом с рыбками, заканчивая цветочной вазой. Особо опасен, где проживают маленькие дети. Упадет штуковина, чадо догадается налить внутрь молока… Выводы делайте сами:
- конструкция неустойчивая;
- основание легко ломается, гнется;
- защиты от удара током отсутствует.
При падении напольного вентилятора с высокой степенью вероятности ничего не случится. Погрузимся внутрь конструкции. Оставим пока в стороне особенности регулирования скорости двигателя и кнопки. Поговорим про редуктор. Краснодарский напольный вентилятор несет один асинхронный конденсаторный двигатель. Передняя сторона вала через штифт, гайку с левой резьбой соединена с лопастями, задняя выходит на редуктор, образованный двумя шестерням, одна двойная.
Вал снабжен резьбой, цепляющей, вращаясь, зубчики большого колеса. Момент передается малому колесу, приводящему в движение маховик. Шестерня кривошипно-шатунного механизма диаметром в руку, поэтому вращение уступает скоростью исходному вала асинхронного двигателя.
- Лопасти крутятся на полной скорости вращения мотора.
- Кривошипно-шатунный механизм, благодаря редуктору, движется медленнее.
Через карданную передачу кривошип зацеплен за ножку, корпус двигателя насажен на ось. При вращении вала асинхронного двигателя лопасти двигаются плавно в одну-другую сторону. Однако можно остановить процесс. У двойной шестерни валок крепится к большей шестерне двумя шариками с пружинкой, вставленными в сквозное отверстие. Если потянуть ручку регулятора, непосредственно соединенную с осью, защелка соскальзывает вверх. Теряется связь меж шестерней, валом, вращение прекращается. Механизм реализует защиту от падения: по внутреннему посадочному отверстию приводной шестерни нарезано шесть желобков. Умещаются шарики. Положений получается шесть, взаимный переход сопровождается щелчком, ось проворачивается относительно шестерни, шарики бьют по стенкам, соскальзывая в желобки.
Слышны щелчки, высока вероятность – напольный вентилятор упал. Привод заклинило, работает, щелкая, защитный механизм, уберегая мотор от сгорания.
Полагаем, режим невыгоден напольному вентилятору, не выключить прибор, термопредохранитель мотора непременно сломается. Редуктор крепится тремя болтами к двигателю, прорезан парой смазочных отверстий, через которые можно сдобрить пластиковые шестерни. Касается приводной, вращающейся со скоростью асинхронного двигателя.
Головная боль, как починить напольный вентилятор и собрать. Видим расклад: неверно задано взаимное положение редуктора, ножки через передачу, головка напольного вентилятора будет двигаться несимметрично относительно фронтальной плоскости. Может раздражать. Присоедините редуктор, проверьте изделие, подключив питание. Осторожно, чтобы не ударило током, попробуйте визуально определить правильность выполненной сборки.
Двигатель напольного вентилятора
Внутри вентилятора стоит асинхронный двигатель с регуляцией скорости вращения вала путем коммутации обмоток. На редуктор крепится конденсатор. Радиоэлемент не является пусковым. Полагаем, обмотки недаром крепятся по четыре в два ряда, сдвинуты друг относительно друга на восьмую часть оборота. Вращение поля использует фазу напряжения и сдвиг на 90 градусов. Момент бесполезен технику, сгорит одна обмотка асинхронного двигателя напольного вентилятора, придется мотор менять. Намотать самостоятельно сложное изделие не представляется возможным новичку.
Регулирование скорости выполняется коммутацией питающего напряжения на соответствующие провода путем переключения кнопок на стойке. Одна жила идет от шнура из розетки к двигателю, а положение второй выбирается оператором. Нажата одновременно только одна из скоростей, что обеспечивается механическими методами блокировки параллельного включения. Радуют краснодарские изделия наличием подсветки: верхняя кнопка обеспечивает горение диода. Позволит избежать столкновения в темноте с напольным вентилятором. Косвенно свидетельствует: изготовитель в курсе насчет неустойчивости изделия.
Двигатель составлен изолированным силуминовым ротором-барабаном, заделана проводка катушек. Структура остается неизвестной по вполне понятным причинам, значения вопрос лишен. Полагаем, вероятность выхода из строя ротора сравнительно мала, якорь получает питание статора. Структура обычно представлена беличьей клеткой. Набор продольных проводников, расположенных кругом, объединенных двумя кольцами с торцов. С обоих концов на роторе расположена крыльчатка, обдувающая катушки статора. Позволит асинхронному двигателю работать интенсивнее. У краснодарского напольного вентилятора пластиковые крыльчатки.
В случае неясностей прозвоните проводку от кнопки (не разбирая вентилятор), исследуя скрытничащую неисправность. Сопротивление рабочей обмотки не бывает нулевым, слишком высоким. Обрыв угадать не сложно. Пусковая обмотка звонится с контактов конденсатора. Направление вращения определяется взаимным положением пусковой и основной обмоток, следовательно, перепутав местами, получите неправильный результат.
Разумеется, при выходе из строя хотя бы одной обмотки двигатель работать не будет. Одной фазы не хватит для разгона ротора. Повращайте, следуя часовой стрелке, лопасти (отдернув руку), чтобы понять наличие характерной неисправности. Напольный вентилятор заработает – сгорела одна обмотка. Неверно говорить о пусковой, рабочей катушках, медные мотки идентичны. Двигатель конденсаторный.
Метод регулирования скорости двигателя напольного вентилятора
Ничего не сказано о способе регулирования скорости, неудивительно. В рассмотренной модели на катушки приходит четыре провода, один поставляет штекер. Три других входят в обмотку через тканевые кембрики. Что находится внутри доподлинно неизвестно. Выбор невелик, двигатель асинхронного типа с изолированным ротором управляется двумя способами:
- Изменение амплитуды напряжения.
- Коммутация обмоток с неодинаковым количеством витков.
Инверторное управление в расчет не берем, в данном случае просто негде уместиться такой сложной схеме. Остается регулирование амплитуды напряжения. На каждом из проводов сидит неодинаковое количество витков. Выйдет из строя одна скорость (две), кембрики придется резать, следовательно, станет очевидной и электрическая схема двигателя. Усидчивый мастер намотает новую катушку, ленивый возьмет с клиента деньги на покупку нового двигателя (старый пустит на цветмет).
Косвенно число витков узнают через соотношения сопротивлений между выводами каждой скорости. Тестер использует постоянное напряжение для измерения величины, поэтому индуктивная часть импеданса выбрасывается из рассмотрения. Число витков прямо пропорционально омическому сопротивлению участка обмотки.
Как разобрать напольный вентилятор
Из сказанного понятно: внутри напольного вентилятора ломаться нечему. Это двигатель и конденсатор. Остальное приходится на механическую часть, редуктор. При наличии свиста и шума попробуйте смазать шестерни. Как это делать, понятно из сказанного. В корпусе редуктора пара отверстий для этих целей. Солидол сгодится для пластиковых деталей.
Самостоятельный ремонт напольного вентилятора не должен вызывать больших затруднений. Замените двигатель на подходящий по весу и размеру. Основные виды поломок касаются механической части, восстановление проводится обычными (сварка пластмассы полиэтиленом) методами умелыми руками.
Двигатель на вентиляторе гудит но не крутится. Не работает вентилятор блока питания
Вентилятор в компьютерном блоке питания служит для охлаждения системы, предотвращает перегрев ее элементов и возможный отказ в работе компьютера. Каждая деталь имеет свой ресурс, т.е. свой срок службы, и со временем, при включении персонального компьютера можно услышать только тишину. Это означает, что вентилятор перестал крутиться. Такое может произойти по ряду причин.
К основным видам поломок вентилятора охлаждения блока питания можно отнести: загрязнение, посторонний предмет, смазку, механическую поломку, провод электропитания.
Загрязнение
Наиболее распространенной причиной остановки вентилятора служит его механическое загрязнение. В системный блок постоянно нагнетается воздух, и пыль, содержащаяся в нем, с течением времени оседает на элементах вентилятора.
Системный блок включает в себя все основные устройства приема, передачи, обработки и хранения информации.
В конце концов, ее становится так много, что она препятствует вращению лопастей. Наиболее простой способ удаления пыли – пропылесосить, приложив трубку пылесоса к отверстию забора воздуха. Однако такая чистка поможет ненадолго. Правильнее разобрать компьютер и почистить лопасти и другие элементы вентилятора, механически удаляя загрязнения.
Посторонний предмет
Несмотря на препятствующие фильтры, в отверстие забора воздуха может попасть мелкий предмет – скрепка, части сломанной ручки, монетки , винтики. Причину можно выяснить и устранить, только разобрав системный блок. Помимо простой остановки вентилятора посторонний предмет может привести к его поломке, что является следующей причиной отказа в работе.
Смазка
Вентилятор, как и любой механизм, нуждается в смазке. С течением времени ее необходимо обновлять. Без смазки подшипники перегреваются и не дают достаточной скорости вращения. Предотвращением служит нанесение смазки на механизмы вентилятора.
В качестве смазочного материала для подшипников скольжения вентилятора используют синтетическое машинное масло.
Механическая поломка
Механическая поломка может возникнуть вследствие попадания постороннего предмета или же если вентилятор некачественный или старый и выработал свой ресурс. Любой материал имеет свой срок службы и при динамических нагрузках изменяет форму или ломается. Поэтому в любом вентиляторе со временем может образоваться трещина или погнуться лопасти. В этом случае поможет только замена.
Провод электропитания
Часто при перемещении компьютера из-за встряски или при самостоятельной разборке системного блока может отойти от разъема провод, питающий вентилятор. Вследствие чего он перестает работать от недостатка электроэнергии. В этом случае поможет визуальная проверка проводов вентилятора.
Вентилятор, как и любой другой электробытовой прибор, может внезапно перестать вращаться. Особенно обидно бывает, если такое случается в жаркую погоду. Отчего же остановился вентилятор?
Инструкция
Чаще всего вентиляторы останавливаются по причине высыхания смазки. Признаком этого является тугое вращение лопастей. Проверять это вручную можно только тогда, когда вентилятор отключен от сети. Чтобы смазать вентилятор (разумеется, тоже отключенный от сети), снимите задний кожух и крыльчатку. Возьмите масленку, налейте в нее несколько капель машинного масла, после чего смажьте оба подшипника двигателя. Наденьте крыльчатку и начните вращать ее, пока не почувствуете, что она перестала заедать. Теперь наденьте обратно защитную решетку и дайте вентилятору поработать . Постепенно он наберет ту частоту вращения, на которую рассчитан.
При производстве дешевых моделей производитель экономит на качестве материалов, поэтому они ломаются чаще, чем более дорогие аналоги. Если же перестал работать вентилятор, тогда не спешите его выкидывать, потому что для восстановления его работоспособности в большинстве случаев не понадобится много времени и финансовых затрат.
Я не буду останавливаться на механических неисправностях таких, как ремонт крыльчатки, корпуса, механизма поворота и т. п. Для устранения этих поломок, просто необходимо изношенную или поломанную деталь восстановить или заменить на новую. В этой статье будут рассмотрены вопросы по ремонту электротехнической части вентилятора, при которых не включается или работает электромотор с гулом, неприятными запахами паленного или заеданиями. Для рассмотрения будет взята более сложная модель напольного исполнения. Встраиваемые вытяжные вентиляторы конструктивно гораздо проще, из-за отсутствия блока переключения скоростей, поэтому их отремонтировать еще легче. Но ремонт, учитывая цену простой модели вытяжного вентилятора без наворотов нецелесообразен.
Для того что бы найти причину неисправности вентилятора, необходимо его будет разобрать. Сделать это будет своими руками довольно просто и быстро.Сперва снимаем защитную решетку, затем лопасти или крыльчатку вентилятора, которая фиксируется гайкой. Далее необходимо снять вторую часть защитной решетки и открутить саморезы крышки.
Поиск и устранение неисправностей при ремонте бытового вентилятора
Перед тем как приступать к ремонту своими руками необходимо изучить принципиальную схему работы устройства.
Как правило, в напольный вентилятор ставится асинхронный электродвигатель, состоящий из восьми обмоток (рабочие и пусковые). Для успешного запуска необходим сдвиг фазы на 90 градусов. Для этих целей устанавливается конденсатор. Работать устройство начинает после нажатии кнопка включения, после чего загорается лампочка индикации и запускается мотор, скорость вращения которого зависит от схемы включения обмоток, за что отвечает переключатель 3 скоростей с механической блокировкой одновременного включения нескольких кнопок, при котором возможно возникновение коротких замыканий.
Перед тем как приступать к проверке электродвигателя:
- Сразу необходимо проверить исправность шнура подключения к электрической розетке. Для этого необходимо сперва разобрать блок переключателей, а затем с соблюдением мер по электробезопасности мультиметром проверить наличие 220 Вольт на контактах лампочки.
- Проверьте исправность конденсатора по .
- Прозвоните на целостность и проверьте надежность всех контактов проводов и соединений в цепи.
- Если при работе вентилятора слышен гул или шум, тогда смажьте Литоло
Почему вентилятор гудит, но не крутится? — EcommerceMarket.ru
Ваш маленький помощник при включении начинает гудеть и источать неприятный аромат? Еще одна частая поломка вентилятора заключается в лопастях, которые не крутятся. Почему так происходит, ведь еще вчера прибор работал исправно. К сожалению, с такой проблемой сталкиваются многие пользователи, особенно при активной эксплуатации устройства. Сегодня будем разбираться, почему вентилятор гудит, но не крутится?
Разбираем вместе
Если не включается напольный вентилятор и внешний осмотр не дал результатов, то придется раскручивать прибор. Для этого заготовьте заранее отвертку и плоскогубцы. Кстати, этот способ подойдет для тех, кто обеспокоен вопросом, почему напольный вентилятор медленно раскручивается. Реанимация устройства осуществляется в несколько шагов:
1. Снимаем решетку, которая закрывает лопасти вентилятора. Как правило, сетка закреплена на три защелки.
2. Далее снимаем крыльчатку. Зафиксирована она пластмассовой гайкой. Ее необходимо открутить. Действуйте аккуратно, чтобы не повредить детали. Иначе придется придумывать альтернативу гайке. Кстати, также осторожно снимайте крыльчатку. У недорогих вентиляторов элементы из пластмассы под действием тепла и воздуха быстро выходят из строя. В результате крыльчатка может раскрошиться прямо у вас в руках.
3. Теперь нужно разобрать корпус. Вначале снимаете гайку, которая фиксирует заднюю решетку. Затем постепенно доставайте шурупы, вначале с передней, а затем с задней части вентилятора.
4. Добравшись до кожуха прибора, можете снимать его. Перед вами будет двигатель и редуктор. Последняя деталь, сделана из пластмассы. К ней прикреплен конденсатор. Он необходим для запуска двигателя в работу.
5. Следующий шаг – это извлечение редуктора. Крепится он на несколько шурупов. После их откручивания можно легко снять редуктор со всей начинкой.
6. Далее снимаем винты, которые соединяют корпус двигателя со статором. Теперь мы можем снять переднюю и заднюю часть коробки. На ходу вам будут попадаться резиночки, складывайте их в отдельную емкость. Туда же можно поместить маленькие винтики.
7. Теперь приступаем к чистке самого подшипника и поверхности вокруг него. Грязь снимаем с помощью обычной материи. Затем следует обезжирить поверхность, подойдет ацетон, и вытереть все насухо. В центр подшипника нужно капнуть из масленки.
Таким образом, вы убираете густую смазку, которая проникает внутрь двигателя. В результате его заклинивает, и лопасти вентилятора перестают крутиться. Описанный процесс можно повторить и для настольного прибора, поскольку устроены они одинаково.