26.04.2024

Краски для росписи по русской печки – Покраска печи водоэмульсионной краской. Роспись печи своими руками Инструменты и материалы необходимые для росписи

Содержание

Краски для росписи по русской печки — Все про дачу

Лучший вариант отопления дачного домика – настоящая русская печка с рисунком. Она может стать незаменимой, особенно если домик будет использоваться не круглый год. Еще с ее помощью можно не только обогревать помещение, но и подогревать воду, сушить собранные на участке фрукты, готовить вкусную и здоровую пищу.

Функции русской печки разнообразны. Но не стоит забывать и об интерьере. Сооружение занимает значительную часть помещения, поэтому ее украшению стоит уделить внимание – сделать облицовку или роспись русской печи собственными руками.

Содержание статьи:

Подготовка печи к побелке

Первый этап – это подготовка поверхности. Прежде всего, стенки новой печи покрывают слоем штукатурки, затем обмазывают глиной. Если она старая и штукатурка местами отваливается, нужно эти места заново заштукатурить. Штукатурку стоит выбирать особую, жаропрочную, ее можно купить или изготовить своими руками.

Обработанную поверхность оставляют на просушку. Этот процесс может затянуться на два дня. Меньше не нужно, так как штукатурка может не просохнуть, и тогда быстро отвалится.

По истечении двух дней, печку топят не менее трех раз. Это нужно для того, чтобы слой глины стал как можно прочнее. Но поначалу сильно нагревать печь не следует: ее стенки должны стать чуть теплыми.

Прежде чем побелить печку, ее нужно покрыть слоем штукатурки

Если старая штукатурка держится хорошо, ее нужно только очистить от загрязнений и сажи. Пятна сажи хорошо удаляются металлической щеткой или мочалкой для посуды. Для удаления жирных следов с поверхности применяют раствор каустика (2%). Пятна ржавчины убираются раствором медного купороса в пропорции 100 г порошка и 1 л воды.

Способы побелки печи

После подготовки поверхности встает вопрос, как и чем можно побелить печь на даче. Традиционные варианты, пришедшие из глубины веков – это известь или мел.

Известь хороша тем, что отличается безвредностью для человека, стойкостью к высокой температуре. Известковая побелка печи не токсична, может применяться даже в помещениях с повышенной влажностью и в бане.

Известковый порошок нужно развести солевым раствором до состояния жидкой сметаны. Соль позволит сделать покрытие крепким и не склонным к образованию трещин.

Известь для побелки нужно развести до состояния сметаны

Литра разведенной извести хватает на покраску 2 кв. м площади. Если капли попадут на пол, их можно легко смыть, главное, сделать это быстро, пока известь не въелась.

Побелка своими руками с помощью мела позволяет получить ярко-белый красивый цвет. Недостаток покрытия – при соприкосновении с поверхностью на одежде остаются белые следы.

Разводить его советуют не водой, а молоком. Чтобы покрытие было прочнее и не «белилось», можно добавить столярный клей.

Порошок просеивают и разводят в молоке, перемешивают, добавляют дополнительные компоненты. Смесь с известью нагревают, не допуская закипания, до тех пор, пока все компоненты не растворятся полностью. Полученный раствор нужно процедить и только после этого переходить к окрашиванию.

Для побелки печи можно использовать валик или широкую маховую кисть. Перед выбеливанием топить ее не надо – она должна быть холодной.

Сначала поверхность смачивают водой и наносят первый слой. Чтобы покрасить стену без разводов, его наносят горизонтально. Не дожидаясь полного высыхания первого слоя, наносят второй, но уже горизонтально. Побелку нужно оставить до полного высыхания, и только потом переходить к нанесению рисунка или орнамента на печь.

Нанесение росписи

Первоначально красивые русские печи были белыми, как бы символизируя чистоту помыслов хозяев дома. Но в современном мире давно уже печи стоят не в каждом доме, поэтому и смысл постепенно забылся. Многим просто белая печь кажется неинтересной, поэтому нередко делают необычную роспись печей.

Для того чтобы расписать печь своими руками, не нужно быть великим художником. Сейчас достаточно правильно выбрать трафарет. Его можно найти в магазине – трафарет для росписи стен. Еще один вариант сделать трафарет рисунка для печки – найти любое изображение и распечатать на плотной бумаге. Трафарет закрепляется на поверхности печи с помощью клейкой ленты (либо, если трафарет «покупной», он уже имеет самоклеящуюся основу). Затем его переносят на поверхность с помощью цветного карандаша.

Нанести роспись на поверхность печки можно при помощи трафарета

Если первый раз сталкиваетесь с такой работой, лучше выбрать простой рисунок для русской печи. Лучшим вариантом могут стать национальные узоры: они будут гармонично смотреться на печи, к тому же состоят из отдельных простых элементов, которые легко можно освоить.

Раскрашивать узор можно с помощью побелки, к которой добавляется красящее вещество. Это может быть простая гуашь, но лучше приобрести акриловые краски, которые значительно лучше выдерживают высокую температуру.

Сам рисунок наносится с помощью обычных художественных кисточек разного размера.
После того, как рисунок на русской печке будет готов, не рекомендуется топить хотя бы два дня, чтобы краска могла просохнуть.

Фотогалерея

Облицовка печи

В старину в богатых домах печи покрывали изразцами, но сейчас они практически полностью вышли из употребления: для облицовки русских печей на дачном участке чаще используют плитку.

Облицовку печи также можно провести своими руками. Сначала со стенок удаляется слой штукатурки. Поверхность закрывают сеткой, закрепляют ее с помощью дюбелей. Затем наносится слой смеси цемента с глиной. Используя уровень, выравнивают поверхность, чтобы она получилась идеально гладкой. После этого печку хорошо протапливают, чтобы смесь «схватилась» и затвердела.

После этого можно переходить к облицовке поверхности. Плитка укладывается и закрепляется при помощи клеящей смеси. Во время облицовки печи не обойтись без такого инструмента как плиткорез – он понадобится для подрезки плиток. Последний этап работы – затирка швов. Для этого необходима специальная смесь, но можно использовать ту же, что использовалась для поклейки. На этом работы по облицовке считаются завершенными.

Достаточно приложить немножко усилий – и результатом будет красивая русская печка, которая станет не только «способом отопления», но и настоящей душой дачного дома.



Source: OtdelkaGid.ru

Читайте также

Покраска печи водоэмульсионной краской. Роспись печи своими руками Инструменты и материалы необходимые для росписи

Отопление загородного дома полностью автономно, так как источником тепла выступает обыкновенная кирпичная печь. И это сооружение не должно портить имеющийся интерьер, который хозяева старательно создавали на своей даче. Но время не щадит ничего, даже такую прочную конструкцию как печь. Появляются трещины ветшает былая покраска, осыпается штукатурка.

Работы по восстановлению прежнего вида печи можно провести самостоятельно, так как это доступно для любого человека. И Вы сейчас в этом убедитесь на моём примере, так как покраска поверхностей является основным действием ремонта печи. Но для мне потребуется подготовить основание для подобного восстановления.

Если на поверхности присутствует большое количество трещин, то имеет смысл проверить всю печь на прочность. Очень часто кирпичная кладка оказывается не повреждена, что позволяет снизить объём работ и соответственно затрат. С трещинами на штукатурке мне предстоит борьба одним из двух способов:

  1. Частичное восстановление оштукатуренной поверхности;
  2. Полная замена слоя штукатурки.

Если повреждения не критические, а старая отделка кирпичной печи крепка, то я буду использовать частичное восстановление. Для этого мне необходимо приготовить раствор, состоящий из песка, воды и извести. Смесь должна получиться как хорошая сметана, тогда работать будет и приятней и быстрее. Для удобства приготовления я воспользуюсь гашеной известью, но если таковой не имеется можно взять и негашеную. Тогда её потребуется залить водой и оставить на сутки, чтобы прошли все химические процессы, и только после этого использовать.

После того как раствор будет готов я возьму шпатель и стану наносить штукатурку на места её отсутствия. Мне удобнее так работать и материала расходуется намного меньше. Выровнять поверхность потом можно при помощи метрового правила. Для затирки штукатурки я использую обычную тёрку.

Перед покрасочными работами отштукатуренная кирпичная печь должна полностью высохнуть. На это может уйти несколько дней. Не стоит пытаться ускорить данный процесс подтапливанием печи, так как поверхность может снова дать трещины из-за неравномерного просыхания. Теперь осталось решить чем покрасить кирпичную печь.

Методы непроизводственного характера

Для покраски печи можно использовать разные материалы, например, воспользоваться одним из народных методов. Он предполагает приготовление краски собственными силами из доступных веществ, которые легко найти. Для этого мне нужно подготовить:

  • Казеиновый клей;
  • Кусковой или тёртый мел;
  • Гашеную известь;
  • Гуашь или краситель на водной основе.

Все перечисленные ингредиенты использовать не нужно. Для покраски я буду брать только часть из этих материалов. Но при отсутствии одного из компонентов можно будет использовать другой рецепт приготовления краски.

Как правило у ка

Краски для росписи по русской печки — Портал о стройке



Source: artorbita.ru

Читайте также

РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ

Краски для росписи по русской печкиКраски для росписи по русской печки

Общая навигация

Краски для росписи по русской печкиКраски для росписи по русской печки

КРАСКИ
Краски — это основной материал для росписи. Еще в старину крестьянские художники пользовались красками, только количество цветов было ограничено. Это были краски природного происхождения, добытые из глин, из соков местных деревьев и растений и бережно употребляемые привозные: лазурь, кармин, немецкий бакан и др.

Замешеные на яичном желтке тертые минералы превращались в темперные краски. Они приготавливались небольшими порциями, так как быстро сохли, а засыхая, образовывали нерастворимую пленку. Эти краски использовали в иконописи и для росписи бытовых предметов. Со временем их заменили масляные краски.

При росписи древесины применяют те же краски, что и в живописи — масляные, темперные, гуашевые, акварельные, акриловые.

Краски, применяемые для росписи по дереву — это смеси тонкоизмельченных пигментов и наполнителей с раствором пленкообразующих веществ. Входящие в их состав пигменты, от которых зависит цвет краски, иногда акже называют сухими красками.

Характеристика красок.

Светостойкость обозначается на маркировках звездочками, чем их больше, тем дольше цвет сохраняется без изменения, не выгорает.

Термостойкость — реакция краски на температурный режим. При работе масляными красками и последующем обжиге изделия в печи, например — хохломской промысел, этот показатель всегда учитывается. Так краплак может превратиться в коричневый, легко темнеет белый цвет. Именно по этой причине хохломичи используют ртутную киноварь, она более стойкая при высокой температуре, чем кадмий красный.

Укрывистось — свойство краски распределяться по поверхности. Это очень важное свойство, и его приходится постоянно учитывать в работе.Ведь от того ляжет ли краска ровным аккуратным слоем или нет, будет зависеть качество изделия. Очень хорошо укрывают поверхность сажа газовая, краплак, ультрамарин. Плохую укрывистось имеют охра, оранжевый, лимонный (это относится к краскам разных видов: масляным, гуаши, темпере).Для фонов в народных росписях часто приходится пользоваться охрой. Чтобы улучшить ее свойство, краску можно слегка осветлить, добавив белила, а затем, примешивая коричневый, желтый, довести до нужного оттенка. Можно, к примеру, смешивая красный, желтый, коричневый и белый в разных пропорциях, приготовить охру самим.
Если необходимо покрыть неукрывистой краской большую поверхность под фон, то тогда придется проводить эту операцию 2-3 раза., с обязательной просушкой каждого слоя. Краска лучше ложится на поверхность, если наносить ее не кистью, а валиком или кусочком поролона. Мазок, выполненый краской с хорошей укрывистостью, получается однородным, непрозрачным. Но не путайте плохую укрывистость с прозрачным мазком специальных лессировочных красок. Именно они используются в жостовском промысле, позволяя одному мазку просвечивать через другой. В росписи по дереву такие краски не употребляют.

Время высыхания — тоже можно отнести к одной из характеристик красок. Дольше других сохнут белая, черная, красная, лимонная.

Кроме технических характеристик следует учесть, что краски могут обладать и спецэффектами: быть флюорисцентными, могут содержать вкропления типа искорок, быть матовыми, глянцывыми.

Для работы обязательно потребуется гуашь и темпера. Гуашью легче делать белильные оживки, темперой обрабатывать деревянную поверхность под фон.


Советы:

— для улучшение качества гуаши — укрывистости (покраски фона) в краску можно добавить клей ПВА. После добавления клея краску необходимо тщательно промешать, иначе краска может вообще не высохнуть, появится блестящая пленка, от покрытия лаком краска будет мазаться, по моему опыту чаще это происходит с краплаком и окисью хрома.

— на производстве в гуашь добавляют водоэмульсиооную белую краску, благодаря ей улучшается укрывистость.

— при смешении гуаши и темперы краска может свернуться, поэтому добаьте в нее немного шампуня или fairy, результат вас порадует.

— вообще на производстве в краску для фона всегда добавляют шампунь. Но имеется ввиду только гуашь.

— а темперу в гуашь можно добавить для более красивого цвета, так как темперные краски очень яркие и красивые, их добавление улучшит качество гуаши.

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Лучший вариант отопления дачного домика – настоящая русская печка с рисунком. Она может стать незаменимой, особенно если домик будет использоваться не круглый год. Еще с ее помощью можно не только обогревать помещение, но и подогревать воду, сушить собранные на участке фрукты, готовить вкусную и здоровую пищу.

Функции русской печки разнообразны. Но не стоит забывать и об интерьере. Сооружение занимает значительную часть помещения, поэтому ее украшению стоит уделить внимание – сделать облицовку или роспись русской печи собственными руками.

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Подготовка печи к побелке

Первый этап – это подготовка поверхности. Прежде всего, стенки новой печи покрывают слоем штукатурки, затем обмазывают глиной. Если она старая и штукатурка местами отваливается, нужно эти места заново заштукатурить. Штукатурку стоит выбирать особую, жаропрочную, ее можно купить или изготовить своими руками.

Обработанную поверхность оставляют на просушку. Этот процесс может затянуться на два дня. Меньше не нужно, так как штукатурка может не просохнуть, и тогда быстро отвалится.

По истечении двух дней, печку топят не менее трех раз. Это нужно для того, чтобы слой глины стал как можно прочнее. Но поначалу сильно нагревать печь не следует: ее стенки должны стать чуть теплыми.

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Прежде чем побелить печку, ее нужно покрыть слоем штукатурки

Если старая штукатурка держится хорошо, ее нужно только очистить от загрязнений и сажи. Пятна сажи хорошо удаляются металлической щеткой или мочалкой для посуды. Для удаления жирных следов с поверхности применяют раствор каустика (2%). Пятна ржавчины убираются раствором медного купороса в пропорции 100 г порошка и 1 л воды.

Способы побелки печи

После подготовки поверхности встает вопрос, как и чем можно побелить печь на даче. Традиционные варианты, пришедшие из глубины веков – это известь или мел.

Известь хороша тем, что отличается безвредностью для человека, стойкостью к высокой температуре. Известковая побелка печи не токсична, может применяться даже в помещениях с повышенной влажностью и в бане.

Известковый порошок нужно развести солевым раствором до состояния жидкой сметаны. Соль позволит сделать покрытие крепким и не склонным к образованию трещин.

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Известь для побелки нужно развести до состояния сметаны

Литра разведенной извести хватает на покраску 2 кв. м площади. Если капли попадут на пол, их можно легко смыть, главное, сделать это быстро, пока известь не въелась.

Побелка своими руками с помощью мела позволяет получить ярко-белый красивый цвет. Недостаток покрытия – при соприкосновении с поверхностью на одежде остаются белые следы.

Разводить его советуют не водой, а молоком. Чтобы покрытие было прочнее и не «белилось», можно добавить столярный клей.

Порошок просеивают и разводят в молоке, перемешивают, добавляют дополнительные компоненты. Смесь с известью нагревают, не допуская закипания, до тех пор, пока все компоненты не растворятся полностью. Полученный раствор нужно процедить и только после этого переходить к окрашиванию.

Для побелки печи можно использовать валик или широкую маховую кисть. Перед выбеливанием топить ее не надо – она должна быть холодной.

Сначала поверхность смачивают водой и наносят первый слой. Чтобы покрасить стену без разводов, его наносят горизонтально. Не дожидаясь полного высыхания первого слоя, наносят второй, но уже горизонтально. Побелку нужно оставить до полного высыхания, и только потом переходить к нанесению рисунка или орнамента на печь.

Нанесение росписи

Первоначально красивые русские печи были белыми, как бы символизируя чистоту помыслов хозяев дома. Но в современном мире давно уже печи стоят не в каждом доме, поэтому и смысл постепенно забылся. Многим просто белая печь кажется неинтересной, поэтому нередко делают необычную роспись печей.

Для того чтобы расписать печь своими руками, не нужно быть великим художником. Сейчас достаточно правильно выбрать трафарет. Его можно найти в магазине – трафарет для росписи стен. Еще один вариант сделать трафарет рисунка для печки – найти любое изображение и распечатать на плотной бумаге. Трафарет закрепляется на поверхности печи с помощью клейкой ленты (либо, если трафарет «покупной», он уже имеет самоклеящуюся основу). Затем его переносят на поверхность с помощью цветного карандаша.

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Нанести роспись на поверхность печки можно при помощи трафарета

Если первый раз сталкиваетесь с такой работой, лучше выбрать простой рисунок для русской печи. Лучшим вариантом могут стать национальные узоры: они будут гармонично смотреться на печи, к тому же состоят из отдельных простых элементов, которые легко можно освоить.

Раскрашивать узор можно с помощью побелки, к которой добавляется красящее вещество. Это может быть простая гуашь, но лучше приобрести акриловые краски, которые значительно лучше выдерживают высокую температуру.

Сам рисунок наносится с помощью обычных художественных кисточек разного размера.
После того, как рисунок на русской печке будет готов, не рекомендуется топить хотя бы два дня, чтобы краска могла просохнуть.

Фотогалерея

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Русская печка: облицовка, побелка, нанесение рисунка

Облицовка печи

В старину в богатых домах печи покрывали изразцами, но сейчас они практически полностью вышли из употребления: для облицовки русских печей на дачном участке чаще используют плитку.

Облицовку печи также можно провести своими руками. Сначала со стенок удаляется слой штукатурки. Поверхность закрывают сеткой, закрепляют ее с помощью дюбелей. Затем наносится слой смеси цемента с глиной. Используя уровень, выравнивают поверхность, чтобы она получилась идеально гладкой. После этого печку хорошо протапливают, чтобы смесь «схватилась» и затвердела.

После этого можно переходить к облицовке поверхности. Плитка укладывается и закрепляется при помощи клеящей смеси. Во время облицовки печи не обойтись без такого инструмента как плиткорез – он понадобится для подрезки плиток. Последний этап работы – затирка швов. Для этого необходима специальная смесь, но можно использовать ту же, что использовалась для поклейки. На этом работы по облицовке считаются завершенными.

Достаточно приложить немножко усилий – и результатом будет красивая русская печка, которая станет не только «способом отопления», но и настоящей душой дачного дома.

Роспись на печи: фотоподборка — ВикиСтрой

Если у вас дома или на даче есть обычная кирпичная печь , то самый простой вариант её украшения выглядит так:

  1. Наносится штукатурка. Обязательно с армированием — специальной сеткой. Помните, что кладка будет расширяться при нагревании печи, поэтому для предотвращения трещин армирование необходимо!
  2. После высыхания штукатурку на печи можно просто побелить. Самым недорогим известковым раствором. Или покрасить белой краской.
  3. На получившийся белый «холст» наносится простой орнамент, узор. Здесь уже всё в руках владельцев — печь можно превратить в настоящий шедевр.

Мастера-печники советуют — если на старой печи появилась трещина, штукатурку нужно расковырять до кирпича, осыпающийся раствор вычистить из шва, а затем плотно забить новый. И потом нанести новый слой штукатурки с армированием. По словам специалистов, если наносить штукатурку на тёплую печь, вероятность появления трещин намного меньше.

Выглядят печи с росписью, конечно, очень необычно. В них отражаются и народные традиции, и творческие порывы владельцев. Обновить роспись будет несложно, при желании рисунок можно забелить или закрасить, изобразив потом что-то совершенно новое.

Есть много традиционных русских стилей росписи: Гжель, Петриковская, Городецкая, Жостовская, Мезенская, Палехская, Хохломская, Федоскинская, Северодвинская, Вятская… Можно выбрать для украшения печи именно такие традиционные орнаменты и рисунки, а можно придумать что-то своё. Повторимся — простор для фантазии не ограничен.

Если сомневаетесь в своём таланте художника, всегда можно взять готовый трафарет, чтобы украсить свою печь орнаментом. Кстати, некоторые домовладельцы отмечали, что рисовали по побеленной печи просто маркерами, не используя краски. И получилось тоже неплохо.

Как уже писал портал Rmnt.ru, русская печь может выглядеть уместно и стильно даже в современном интерьере . А расписанная своими руками добавит дому индивидуальности и точно будет удивлять всех гостей.

Стили русской росписи

Хохлома —

роспись по дереву, при которой яркими тонами по чёрному лаковому фону наносятся ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, а также иногда птицы, рыбы и звери. Название стиля происходит от одноимённого округа Нижнего Новгорода. Основные предметы, на которые наносится хохлома: посуда, мебель, статуэтки, матрёшки.

Городецкая роспись —

роспись по дереву, при которой насыщенными цветами на золотистом фоне изображаются жанровые сцены из жизни русского купечества, а также звери и цветы. Название стиля происходит от города Городец в Нижегородской области. Основные предметы, на которые наносится городецкая роспись: сундуки, прялки, детская мебель.

Гжель —

роспись по керамике, при которой растительные орнаменты разных оттенков синего цвета с завитками рисуются на белом фоне. Название стиля происходит от района «Гжельский куст», его образуют 27 деревень в Раменском районе Московской области. Основные предметы, на которые наносится гжель: посуда, вазы, статуэтки, чайники, разделочные доски, матрёшки.

Федоскинская роспись —

роспись по дереву, при которой портреты людей изображаются на чёрном лаковом фоне. При этом на основу наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото, поталь, перламутр, что придаёт работе эффект свечения и глубины. Название стиля происходит от подмосковного села Федоскино. Основные предметы, на которые наносится Федоскинская роспись: ларцы, шкатулки, коробочки, крышки альбомов, очёчники, кошельки, пасхальные яйца.

Роспись Северной Двины —

роспись по дереву, при которой сказочные персонажи и растения наносятся красными и оранжевыми цветами на жёлтый фон. Название стиля происходит от реки Северная Двина, протекающей в республике Коми, Архангельской и Вологодской областях. Основные предметы, на которые наносится роспись: посуда, сундуки, ларцы, подголовники.

Прикамская роспись —

роспись по дереву, при которой изображения растений и зверей рисуются красными красками по оранжевому фону. Название стиля происходит от территории, прилегающей к реки Кама в Пермском крае. Основные предметы, на которые наносится роспись: мебель, двери и стены дома.

Жостовская роспись —

роспись металлических подносов, при которой на чёрном фоне изображаются простые композиции из крупных и мелких цветов. Название стиля происходит от деревни Жостово Московской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: разнообразные подносы.

Мезенская (Палащельская) роспись —

роспись по дереву, при которой неокрашенный фон покрывается архаичным дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками. Они рисуются в два цвета: чёрным — «сажей» и красным — «земляной краской». Традиционные элементы Мезенской росписи — солнечные диски, ромбы, кресты. Название стиля происходит от реки Мезень, протекающей в Архангельской области и республике Коми. Основные предметы, на которые наносится роспись: прялки, ковши, коробы для хранения, братины*.

Палех —

роспись по дереву, при которой на тёмном фоне изображаются темы русских народных сказок или исторических событий. Название стиля происходит от села Палех в Ивановской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: шкатулки, солонки, тарелки, матрёшки, панно, брошки.

*Братина — род ковша, из которого в допетровское время во время пиров пили вино.

Гжель, городецкая, хохломская, жостовская, мезенская роспись, лаковая миниатюра в Федоскино и Палехе.

Всегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 1

Золотые чаши. Хохломская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 1

Золотые чаши. Хохломская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 1

Золотые чаши. Хохломская роспись

Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.

Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Узоры русских росписей. Галерея 7

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

Узоры русских росписей. Галерея 7

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru

Узоры русских росписей. Галерея 7

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу… После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Узоры русских росписей. Галерея 2

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Узоры русских росписей. Галерея 2

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Узоры русских росписей. Галерея 2

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.

Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.

На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.

Три мира узоров. Мезенская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 3

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru

Узоры русских росписей. Галерея 3

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: open-collection.com

Узоры русских росписей. Галерея 3

Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru

Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.

Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.

Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии.

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 4

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru

Узоры русских росписей. Галерея 4

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись

Узоры русских росписей. Галерея 4

«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru

Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.

Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.

«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись

Узоры русских росписей. Галерея 5

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Узоры русских росписей. Галерея 5

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Узоры русских росписей. Галерея 5

Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори

Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.

Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.

Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра

Узоры русских росписей. Галерея 6

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: palekh.su

Узоры русских росписей. Галерея 6

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: lacquerbox.ru

Узоры русских росписей. Галерея 6

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: kanon-tradition.ru

История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина… Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *