Как заправить газовый баллон, для туристических плит и горелок.
Для чего зачастую нам приходят в помощь малые газовые баллончики? Для заправки многоразовых зажигалок, для горелок, для туристических газовых плиток. Но, так как их емкость маленькая, соответственно и заканчиваются они довольно-таки быстро.
Если газ в баллончике закончился, большинство людей выкидывают его, и покупают новый. Но не все и не всегда. Ведь их можно заправить по-новому.
Да, именно выкидывают, те люди, которым они нужны как говориться “на раз”. Но есть люди, которые используют их постоянно в своей повседневной жизни. В основном это касается рыбаков, охотников, любителей частенько выезжать отдохнуть на природу и людей из категории гаражных мастеровых.
Последние, особенно часто пользуются услугами газового баллона с горелкой в своей работе. Они постоянно что-то мастерят, изобретают, что-то ремонтируют в своей мастерской или гараже. И нет-нет да и надо что-то подогреть или обжечь, прокалить и еще куча всяких нюансов с использованием газовой горелки.
И я знаю многих людей которые не выкидывают использованные баллоны, а заправляют их обратно. И дают им вторую и третью и четвертую жизнь. До тех пор пока сам баллончик находится в работоспособном состоянии.
И так. Что надо, чтобы заправить газовый баллончик.
Потребуется газовый баллон (5 л.-50 л.). Я использую баллон емкостью 5 литров. Удобен тем, что он маленький и легкий. Им легко можно манипулировать.
Еще понадобиться газовая горелка, которую придется немного испортить. Но, ею все равно в дальнейшем можно будет пользоваться, соединив две части шланзиком. А так же надо будет сделать переходник от большого баллона к малому.
Для переходника понадобится баллонная заглушка, которая есть на каждом баллоне если вы покупаете его в магазине или меняете пустой баллон на полный в пунктах обмена, штуцер, его можно купить в магазине, термоклей с термопистолетом, кусок шланга, парочка маленьких металлических хомутов.
Делаем переходник
Дрелью или шуруповертом, в заглушке по центру надо высверлить отверстие по диаметру штуцера. Разогретым пистолетом во внутрь заглушки по кругу отверстия надо нанести термоклей. И пока клей горячий, быстро вставить штуцер и крепко прижать.
Потом нанести слой клея по кругу, сверху штуцера и когда он будет остывать, но еще будет мягким, накрутить заглушку на вентиль газового баллона. Таким образом клей будет выполнять роль уплотняющей, герметичной прокладки.
Далее, на штуцер натягиваем шланг, 20-30 см., длиннее не надо, соответствующего диаметра и обжимаем его металлическим хомутом. Шланг можно приобрести на любом авторынке.
Теперь можно взять горелку, обрезать ножовкой по металлу или болгаркой сопло и вторую часть вставить в свободный конец шланга. Соответственно тоже обжать хомутом. Все. Переходник готов. Чуть не забыл, диаметр штуцера подбирайте по диаметру трубки горелки. Ну и соответственно и шланг такого диаметра по внутрянке.
Вот, все и готово. Теперь накручиваем переходник заглушкой на вентиль газового баллона “донора”, а второй с фланцем от горелки наживляем на баллончик который будете заправлять.
Заправка
Баллон “донор” должен находиться выше заправляемого, вентилем вниз, обязательно. Для того чтобы газ мог перетекать из одного в другой.
Когда все подготовили, сначала открываете маленький вентиль на горелке и держа заправляемый баллон, потихоньку открываете вентиль на большом баллоне.
Потихоньку, нужно для того, чтобы убедиться, что все соединения герметичны. Если где-то будет травить газ, срочно перекрыть вентиль и устранить течь. Ни в коем случае нельзя заниматься заправкой при таких недоделках.
По возможности лучше заправлять баллоны на открытом воздухе, потому как после заправки в шланге остается газ. И он выходит при отсоединении баллона. После того как все вентиля перекрыли, сначала большой вентиль на баллоне, а потом маленький, можно отсоединить заправленный баллон.
Обязательное условие, которое надо соблюдать, это контроль веса заправленного баллона. Он не должен превышать заводской вес указанный на самом баллоне. Поэтому надо иметь маленькие кухонные весы для периодического взвешивания.
Если газа оказалось больше, его надо стравить нажатием на клапан. Все это проделывать на свежем воздухе, в хорошо продуваемом месте.
Строго соблюдайте технику безопасности при работе с газом.
Как заправить газовый баллон для туристической горелки
После использования в походе туристической горелки у вас, конечно же, остаются пустые газовые баллоны. Или не совсем пустые, а в которых осталось немного газа. Выбрасывать их не нужно, так как сейчас мы рассмотрим весьма полезный вопрос: как заправить один газовый баллон при помощи другого. Если говорить более конкретно, то речь идёт о заправке резьбового баллона при помощи цангового. Зачем это нужно, и в чём состоит смысл данной операции?
Итак, существует два основных вида баллонов для туристических горелок: цанговый баллон (высокий и узкий) и резьбовой баллон (более низкий и широкий). Цанговые баллоны обычно стоят примерно в два раза дешевле резьбовых аналогичной ёмкости. Кроме того, их проще купить, так как цанговые баллоны можно встретить в продаже не только в туристских магазинах, но и на рынках хозтоваров.
Что касается горелок, то есть модели, рассчитанные только на резьбовые либо только на цанговые баллоны, а также модели с переходниками для подключения и тех, и других. При этом большинство более-менее серьёзных туристских горелок рассчитаны именно на резьбовые баллоны.
Прежде чем вы продолжите чтение, я обязан вас предостеречь. Производители горелок и баллонов категорически не рекомендуют заправлять баллоны самостоятельно! Если вы хотите свести все возможные риски к минимуму, не заправляйте баллоны, а покупайте каждый раз новые! У меня и у моих знакомых не было несчастных случаев и прочих инцидентов, связанных с самостоятельной заправкой баллонов, но в интернете изредка подобная информация попадается, имейте это в виду.
Теперь рассмотрим подробно, зачем же нужно заправлять резьбовой газовый баллон при помощи цангового.
Первая, немаловажная причина – это экономия денег (примерно в два раза). Вторая причина – цанговые баллоны проще купить. Возможна ситуация, когда вы смогли приобрести цанговый баллон, а резьбовой – не смогли, при этом ваша горелка рассчитана только на резьбовые баллоны. Да, для такой горелки можно купить специальный переходник для использования цанговых баллонов (у меня такой есть). Но это – хоть и небольшой, но лишний вес, а также лишняя операция по приведению горелки в рабочее положение (не говоря уже о деньгах на покупку этого переходника).
Но самая интересная причина заключается в следующем. Допустим, после похода у вас остался полупустой цанговый баллон. Выбросить его жалко, а в следующий поход тащить неохота, хотелось бы взять полный баллон. Таким образом, вы каждый раз перед походом покупаете новые баллоны, а старые, с остатками газа, у вас лежат без дела. Как быть?
Пользуясь описанным здесь методом, вы можете взять резьбовой баллон и перелить в него остатки газа со всех скопившихся у вас полупустых цанговых баллонов. Более того, по мере расходования газа в резьбовом баллоне вы можете его дозаправлять, покупая цанговые баллоны. Таким образом, и в поход вы всегда пойдёте с полным баллоном, и дома не будете хранить множество баллонов с остатками газа.
Давайте подробно рассмотрим, как перекачать газ из одного баллона в другой. Заправка газового баллона в домашних условиях – вещь несложная. Единственное, что нам понадобится – это специальный переходник. И сейчас я расскажу, как его изготовить самостоятельно.
На одном из форумов писали, что переходник для заправки газовых баллонов можно подобрать из набора переходников для заправки зажигалок. Если купить баллончик для заправки зажигалок, то обычно его крышка содержит несколько переходников, которые можно выломать из крышки и использовать. Советуют при необходимости использовать два разных переходника, вставленных один в другой.
Но я использовал другой способ – сделал переходник из иголки для одноразового шприца. Я тоже прочёл это на каком-то из форумов, но в процессе изготовления внёс кое-какие свои коррективы.
Итак, берём иголку от шприца и дорабатываем её согласно следующей схеме:
- Вытаскиваем иглу (при помощи плоскогубцев) из пластикового основания, в котором после этого остаётся отверстие. Диаметр отверстия нужно немного увеличить. Это единственная операция, которая может вызвать у вас некоторые затруднения. Я просто попросил помочь знакомого столяра, и он сверлом диаметром 1,5 мм рассверлил отверстие. Учтите, лучше не использовать дрель, а вращать сверло руками, например, при помощи плоскогубцев.
- Ножом удаляем пластиковые рёбра там, где у нашей детальки сужение и конусная часть.
- Кончик детальки срезаем наискосок, примерно под углом 45 градусов. Если этого не сделать, то при заправке кончик упрётся в клапан баллона, и газ не будет выходить. А после обрезки кончика наискосок мы получаем отверстие сбоку, которое не перекроется клапаном.
- Укорачиваем толстую часть будущего переходника, отрезая от него около 3 мм (возможно, немного больше). Нужную длину вы подберёте экспериментально. Нужно, чтобы переходник плотно надевался на штырёк цангового баллона и при этом не упирался в корпус баллона.
Всё, на этом наша работа закончена! Переходник для заправки резьбовых баллонов готов. Если вы всё сделали правильно, то у вас должно получиться что-то наподобие изображённого на этой картинке:
Теперь у нас всё готово для того, чтобы перелить газ из баллона в баллон. Естественно, чем больше давление газа в цанговом баллоне и чем меньше в резьбовом, тем проще и быстрее пройдёт процесс заправки. Поэтому резьбовой баллон положите на какое-то время в морозилку, а цанговый – подогрейте. Греть нужно осторожно! Например, положить его в горячую воду, налитую просто из-под крана. Или закипятить воду и подержать баллон над паром. Избегать открытого огня и излишне горячих предметов!
Итак, один баллон охладился, а второй – подогрелся. Берём цанговый баллон и надеваем на его штырёк наш переходник. Получается примерно вот так:
Достаём из морозилки резьбовой баллон, переворачиваем цанговый баллон, вставляем переходником в отверстие резьбового баллона и давим рукой сверху:
Мы услышим, как газ с шипением начинает переливаться из баллона в баллон. Давить рукой нужно довольно сильно и в течение некоторого времени, поэтому рекомендую между баллоном и рукой проложить свёрнутую в несколько слоёв мягкую тряпочку.
Через какое-то время будет слышно, что переливание газа прекратилось (или почти прекратилось). Разъединяем баллоны, опять кладём резьбовой баллон в морозилку, а цанговый – подогреваем. Затем опять их соединяем и продолжаем переливание газа. Повторяем этот цикл действий до тех пор, пока не почувствуем, что больше ничего переливаться не хочет, несмотря на нагревы и охлаждения.
На этом процесс переливания газа можно считать законченным. Берём заправленный баллон и идём с ним в поход.ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Кое-что о заправке одноразовых газовых баллонов
Вспоминается времечко (начало нулевых), когда китайские газовые плитки и прилагающиеся к ним поллитровые баллоны (в простонародье — «дихлофосы») стали появляться в рыболовных и туристических лавках. В ту пору за один подобный баллон торговцы просили около ста рубчиков, что для не совсем доходных слоёв населения — было, мягко выражаясь — совсем не по карману. И тогда хитрая на выдумку голь научилась их — оные баллончики — заправлять от бытовых газовых баллонов.
Неизвестно имя того пионера, кто первый воздвиг мост в виде шланга между могучим 50-литровым гигантом и малюткой-поллитровкой, но сие событие стало эпохальным, ибо с него и началась Великая Эра Халявного Газа.
Мы сотоварищи этим делом душеньку в своё время тоже хорошо отвели. Столько баллонов перезаправили — счёт потеряли! И продолжалось бы всё так и дальше, покуда не обнаружился неприятный изъян у одного уже не единожды перезаправленного баллона. Он, этот баллон — дал течь, и начал медленно, но верно — спускать своё драгоценное содержимое в атмосферу.
Не сразу, но появилось у нас подозрение, что давление газа, закачанного в баллон — явно не соответствует давлению, которое тот обязан держать. Это подозрение также было подкреплено одним замечательным событием, произошедшим с совершенно другим перезаправленным баллоном.
Сей баллон был вставлен в портативный газовый агрегат, располагавшийся в только что установленном (на хорошем морозе) мобильном пристанище рыболова. И покамест в палатке царил дубак — агрегат исправно излучал калории, постепенно повышая температурку. И когда таковая достигла значения, при котором перестали мёрзнуть лунки (а также грабли рыболова) — в агрегате сию же секунду сработал клапан аварийного давления, враз отключивший подачу газа в систему. Оный клапан — ежели верить бумажке с иероглифами — нужен дабы предотвратить перегрев баллона. Но баллон-то был прохладен! Аки пиво из холодильника!
Стало ясно, что опосля кустарной перезаправки с баллонами происходит что-то не то, и газу внутри их явно некомфортно.
Таки да, но ведь оригинальный газ, закачанный в баллоны фирмой-изготовителем — спокойно себе плескался внутри, не делая при этом никаких поползновений слинять наружу.
Впоследствии выяснилось, что изначально в баллоны был залит жидкий бутан, либо изобутан, мы же по простоте душевной «надували» их техническим пропаном. Нижеследующая таблица красноречиво показывает, чем пропан отличается от своих братьев бутана и изобутана.
Таблица 1. Давление (в атмосферах) насыщенных паров предельных углеводородов.
Температурка, °C | Давление, атм — терпимое; — невыносимое; — пацаны, врассыпную! | ||
Бутан | Изобутан | Пропан | |
0 | 1,01 | 1,15 | 4,59 |
5 | 1,21 | 1,80 | 5,36 |
10 | 1,44 | 2,12 | 6,21 |
15 | 1,72 | 2,49 | 7,16 |
20 | 2,02 | 2,90 | 8,22 |
25 | 2,37 | 3,37 | 9,39 |
30 | 2,76 | 3,89 | 10,66 |
35 | 3,20 | 4,46 | 12,10 |
40 | 3,69 | 5,11 | 13,64 |
45 | 4,23 | 5,82 | 15,34 |
50 | 4,84 | 6,60 | 17,17 |
55 | 5,50 | 7,49 | 19,18 |
60 | 6,23 | 8,42 | 21,34 |
65 | 7,03 | 9,44 | 23,67 |
Как сообщил нам агент парагвайской разведки, работающий под прикрытием в Южной Корее — все «дихлофосы» рассчитаны на давление до 6,4 атмосфер. Исходя из вышенарисованной таблички можно легко понять, почему изготовители баллонов запрещают греть свою продукцию выше 40-45°C — именно при сей температурке давление изобутана начинает уже по-настоящему проверять на прочность тонкие стенки баллона. А вот баллон с бутаном, как видно из таблицы — теоретически можно ещё на пару десятков градусов подогреть, но — фирма сказала низя, значит низя! Почему — есть одна версия, но о ней ниже.
Ну вот, теперь пришло время посмотреть в колонку с пропаном и округлить глаза… Уже при нуле градусов сей газ ощутимо давит на стенки баллона, намекая на то, что внутри ему становится туговато. При 15°C давление паров преодолевает предельную отметку в 6,4 атмосферы. А при 40°C оно уже более чем вдвое выше максимально допустимого (что категорически недопустимо). Не могу точно сказать — при каком давлении баллон наконец-то не выдержит и затрещит по швам, но лучше сие на практике не проверять. Мы умудрялись хранить перезаправленные пропаном баллоны при комнатной температурке, на всякий случай не допуская их нагревания, и 8 с копейками атмосфер, судя по всему, баллон спокойно выдерживал.
Не стоит забывать, что кроме стенок, которые, вероятно и справятся с давлением, несколько превышающим заявленную норму, в баллоне есть и такая интимная часть, как клапан. Сколько он выдержит — вопрос интересный, ведь в конструкции сего «органа», помимо металлических частей, имеются и пластмассовые детали. Его могли попросту «наджабить» при перезаправке, посему в одном баллоне он и начал травить.
Баллон могли и «передуть». Известно, что любой сжиженный газ должен наливаться в ёмкости таким образом, дабы сверху оставалось свободное пространство. Зачем сие надобно? Учёные мужи от физики неоднократно писали в своих научных трактатах о том, что жидкий газ — не вода, при повышении температуры он — ещё не успев испариться — заметно расширяется. И ежели в баллоне не будет свободного места — газ порвёт его аки мойву (вот возможно, что именно поэтому для баллонов с чистым бутаном предел нагрева — 45°C, несмотря на то, что давление паров ещё не достигло предельных 6,4 атмосфер).
Какие же выводы из всего вышесказанного можно сделать?
А вывод тут напрашивается единственный: не уверен — не заправляй.
Конечно, при исправном оборудовании, прямых руках и трезвой голове это вполне осуществимо. И ведь не обязательно чистый пропан в баллоны лить, можно и пропан-бутановую смесь, где оного пропана всего треть.
С чистым же пропаном остаётся единственное — держать баллоны на холоде и там же их эксплуатировать, не допуская даже малейшего нагрева.
Ну и самое главное — любая перезаправка одноразового баллона осуществляется перезаправщиком на свой страх и риск, и в случае каких-либо неприятных последствий — вся ответственность за произошедшее будет лежать исключительно на нём.
Между прочим, в последнее время газ в баллончиках существенно подешевел, и возникает закономерный вопрос: а нужна ли она вообще — вся эта возня со шлангами? Может, таки проще купить новый баллон, чем возиться с перезаправкой старого?
Выбирать Вам.
Если статья оказалась полезной, Вы можете её