Как отличить вентиль от задвижки
Задвижки и вентили – наиболее популярные виды запорной арматуры, применяемые для оперативного перекрывания потока рабочей среды в технологических трубопроводах, инженерных коммуникациях и магистральных линиях. Вентили и задвижки различаются по конструктивному исполнению запорного органа, а также по направлению его перемещения относительно потока транспортируемой среды. Существенные конструктивные различия влияют на особенности режима эксплуатации, что учитывается при выборе оптимального оборудования для определенных условий применения.
Рис. 1 Внешний вид вентиля
Запорный узел вентиля перемещается параллельно потоку рабочей среды. По этой причине корпус вентиля визуально отличается от аналогичного элемента чугунной или стальной задвижки. Более сложная конфигурация металлического корпуса вентиля обусловлена необходимостью поворота потока рабочей среды. Чугунные и стальные корпуса задвижек отличаются лаконичной простотой форм за счет простой конструкции запорного узла, перемещающегося перпендикулярно потоку рабочей среды.
Потребитель, задающийся вопросом как отличить вентиль от задвижки, прежде всего может обратить внимание на внешние особенности корпуса запорной арматуры. Заметные внешние различия, основанные на особенностях перемещения запорного органа, дополняются специфическими характеристиками внутренних компонентов запорной арматуры. Задвижки могут использоваться для оборудования трубопроводов большого диаметра с высоким давлением транспортируемой среды. Одностороннее давление на запорный орган задвижки способствует максимально плотному примыканию заслонки арматуры к седлу. При большом напоре вентилем легче перекрыть подачу, но сложнее ее открыть.
Особенности применения вентилей
Вентили, именуемые запорными клапанами, отличаются относительно небольшими размерами в сравнении с задвижками, предназначенными для оснащения трубопровода аналогичного диаметра. Перемещение запирающего органа параллельно оси потока рабочей среды производится с уменьшенными физическими усилиями.
Относительно небольшой ход шпинделя запорного клапана не превышает четверти диаметра трубопроводной магистрали. Необходимость разворота потока среды внутри металлического корпуса приводит к заметному увеличению строительной длины вентилей. Увеличение гидравлического сопротивления провоцируется конструктивным исполнением, изменяющим направление потока, а также относительно небольшим проходным сечением седла запорной арматуры. Преимущества вентилей:
- Высокая скорость выполнения технологических операций;
- Малый ход затвора, необходимый для полного открытия;
- Относительно небольшая масса и строительная высота;
- Для перекрытия потока требуется небольшое механическое усилие;
- Высокая герметичность за счет применения эластичных уплотнительных колец;
- Отсутствие трения затвора, обеспечивающее минимизацию износа запорного органа;
- Простое техническое обслуживание;
- Возможность ремонтного восстановления изношенного оборудования;
- Применение в трубопроводах с агрессивными рабочими средами;
- Эксплуатация при высоком давлении транспортируемой среды;
- Широкий диапазон рабочих температур.
Более высокое гидравлическое сопротивление вентилей, обусловленное особенностями конструктивного исполнения запорной арматуры, провоцирует значительные потери энергии за счет необходимости повышения рабочего давления в эксплуатируемой системе. В большинстве случаев увеличение гидравлического сопротивления системы за счет применения вентилей относительно невелико, но этот фактор необходимо учитывать при проектировании трубопроводных систем и планировании рабочих режимов.
При эксплуатации вентилей необходимо соблюдать определенное направление потока рабочей среды, указанное на корпусе запорной арматуры. Противоположная ориентация вентиля приводит к заметным затруднениям при открывании, а также может спровоцировать срыв тарелки со стального штока и полный выход оборудования из строя.
Запорные вентили обеспечивают высокий уровень герметизации при перекрытии потока рабочей среды, что позволяет использовать компактные устройства для оборудования трубопроводов, эксплуатируемых в сложных условиях. Прочный стальной корпус выдерживает высокое давление и большие колебания температур. Запорные клапаны применяются на трубопроводах относительно небольшого диаметра. Более сложная конфигурация корпуса сопряжена с потенциальным риском наличия застойных зон, накапливающих загрязнения, проникающие в систему.
Особенности применения задвижек
Стальные и чугунные задвижки различного конструктивного исполнения применяются для герметичного перекрывания технологических линий, инженерных коммуникаций и магистральных трубопроводов. Запорная арматура, отличающаяся простым конструктивным исполнением, оптимизирована для безаварийного применения в различных условиях технической эксплуатации.
Рис. 2 Фланцевая чугунная задвижка
Малое гидравлическое сопротивление за счет полнопроходного исполнения корпуса позволяет применять задвижки для комплектации магистральных трубопроводов с высокой скоростью движения транспортируемой среды. Преимущества задвижек:
- Стабильная эксплуатация при любых характеристиках среды;
- Простота конструктивного исполнения;
- Герметичное перекрытие потока транспортируемой среды;
- Широкий диапазон предельно допустимых температурных показателей;
- Минимальное гидравлическое сопротивление;
- Надежная конструкция запорного механизма;
- Широкое разнообразие типоразмеров;
- Относительно небольшая строительная длина;
- Ремонтопригодность эксплуатируемого оборудования;
- Возможность выполнения операций при различном уровне давления в системе;
- Удобное техническое обслуживание.
Для минимизации физических усилий, при выполнении технологических операций открывания и перекрывания потока, задвижки могут оснащаться редукторными механизмами с прочным металлическим штурвалом. Штурвалы маркированы указателями направления вращения для безошибочных действий персонала при открывании или закрывании запорного механизма. Некоторые модели задвижек оснащаются дублирующими указателями направления на крышке.
Задвижки с выдвижным шпинделем отличаются относительно большой строительной высотой, ограничивающей потенциальную возможность применения запорного оборудования внутри малогабаритных помещений. Сравнительно большое время открывания и закрывания задвижек исключает возможность применения популярной разновидности запорной арматуры на технологических линиях, где актуально высокоскоростное выполнение операций.
Возможность применения на трубопроводах, транспортирующих агрессивные жидкости, зависит от материала корпуса и запорного элемента задвижки. Стабильно популярная чугунная запорная арматура оптимизирована для комплектации водопроводных, отопительных, противопожарных и канализационных систем, где рабочей средой является холодная, горячая, чистая или загрязненная вода. Стальные задвижки могут применяться для комплектации нефтепроводов и технологических линий, транспортирующих агрессивные вещества и химически активные соединения. Применение коррозионностойких элементов в различных модификациях задвижек обеспечивает стабильно высокую прочность компонентов, регулярно подвергаемых высоким нагрузкам.
Правильное положение при монтаже
Оснащение различных типов запорной арматуры типовыми стальными фланцами обеспечивает простое выполнение монтажных операций. Фланцевые соединения позволяют оперативно заменять неисправную запорную арматуру без необходимости выполнения сложных подготовительных операций. Замена арматуры, оснащенной фланцами, производится без демонтажа соседних участков и проведения сварочных операций. Для герметизации соединений, стягиваемых стальными шпильками с гайками, применяются прокладки соответствующей конфигурации, размещаемые между ответными фланцами, идентичными по размеру.
При монтаже задвижек, нет необходимости учитывать направление потока рабочей среды. В задвижках рабочая среда может транспортироваться в обе стороны.
Рис. 3 Типоразмеры задвижек
При установке задвижек допускается любая ориентация устройства независимо от потока рабочей среды. Конструктивное исполнение запорного элемента клиновых и параллельных задвижек обеспечивает гарантированную работоспособность оборудования при любом направлении потока транспортируемой жидкой или газообразной среды.
Выбор оптимального технического решения
При выборе оптимальной разновидности запорной арматуры учитываются индивидуальные особенности режима предстоящей эксплуатации. Кроме технических параметров на выбор оборудования влияют ценовые показатели, особо актуальные при необходимости приобретения большого количества запорной арматуры.
Сферы применения вентилей
Для комплектации трубопроводов относительно небольшого диаметра могут применяться запорные клапаны (вентили), отличающиеся простым конструктивным исполнением и низкой себестоимостью. Вентили стабильно функционируют при скачках и перепадах давления в системе. Компактные устройства с небольшой строительной высотой оптимальны для оборудования участков трубопроводов, пролегающих внутри тесных промышленных и подсобных помещений.
Конструктивное исполнение запорного механизма вентиля позволяет применять практичную арматуру для комплектации трубопроводов с различными характеристиками транспортируемой среды, обеспечивая стабильную работу технологического оборудования. Ручное управление, исключающее необходимость стабильного электроснабжения для функционирования электропривода, обеспечивает гарантированную работоспособность вентиля при аварийных ситуациях, когда особо актуальна возможность оперативного перекрывания трубопровода. Малый ход маховика позволяет предельно ускорить выполнение операции перекрывания или открывания трубопровода. Уплотнение затвора вентиля при перемещении не перетирается о седло, что позитивно отражается на периоде безаварийной эксплуатации арматуры.
Особенности применения задвижек
При оборудовании трубопроводных сетей диаметром более 300 мм целесообразно применение задвижек, адаптированных для бесперебойной работы в сложных технических условиях. Небольшая строительная длина задвижек позволяет максимально плотно выполнять монтаж оборудования, что особо актуально в промышленных условиях при необходимости рациональной компоновки многочисленных устройств. В зависимости от режима эксплуатации применяются задвижки с выдвижным или не выдвижным шпинделем, обладающие индивидуальными техническими преимуществами.
Выдвижной шпиндель
Арматура с выдвижным шпинделем, отличающаяся увеличенной строительной высотой, может устанавливаться исключительно в просторных помещениях при отсутствии физических ограничений. Свободный доступ к ходовому узлу задвижки обеспечивает удобное техническое обслуживание оборудования в процессе эксплуатации.
Отсутствие негативного воздействия рабочей среды помогает сохранить безупречную функциональность ходового узла для удобного управления и бесперебойной эксплуатации технологического оборудования. Основной недостаток применения задвижек с выдвижным шпинделем – необходимость планирования места для свободного хода рабочего узла при закрывании и открывании потока транспортируемой среды.
Не выдвижной шпиндель
Задвижки, оборудованные не выдвижным шпинделем, отличаются уменьшенной строительной высотой, оптимальной для монтажа оборудования в условиях ограниченного пространства. Отсутствие технического обслуживания ходового узла, погруженного в рабочую среду, сокращает период безремонтной эксплуатации оборудования. Задвижки с не выдвижным шпинделем не рекомендованы к применению на ответственных объектах.
Сфера применения необслуживаемых задвижек с не выдвижным шпинделем ограничена водой, и неагрессивными нефтепродуктами. Рабочая среда должна не иметь абразивных частиц, твердых примесей и коррозионных свойств. Компактные задвижки удобно размещаются в небольших помещениях, технологических колодцах, нефтяных скважинах и подземных коммуникациях.
Температурные режимы
Диапазон допустимых температур при эксплуатации запорной арматуры зависит от материала корпуса внутренних компонентов. Стальные вентили и различные модификации стальных задвижек способны безотказно функционировать при высокой температуре транспортируемой среды, достигающей несколько сотен градусов. Применение термостойких компонентов, не подверженных коррозии, обеспечивает высокий уровень герметичности при транспортировке холодной воды, пара, нефтепродуктов и технологических жидкостей. Шпиндель из углеродистой стали обладает высокой прочностью и неизменной функциональностью при работе в различных температурных режимах.
Недорогие чугунные модели задвижек оптимизированы для управления потоками рабочей среды температурой до +90 °С. Чугунные задвижки могут применяться для оборудования водопроводных, противопожарных, отопительных и канализационных сетей. Арматура для трубопроводов большого диаметра оснащена редукторным механизмом, упрощающим выполнение операций закрывания и открывания запорного узла. Применение высокопрочных полимерных уплотнителей обеспечивает гарантированную герметичность перекрывания потока независимо от температурных показателей.
Разница между вентилем и задвижкой
Вентили и задвижки – неотъемлемые элементы инженерных коммуникаций, которые выполняют функцию открытия и перекрытия подачи вещества, транспортируемого по трубопроводу (газ, вода, сжатый воздух, нетепродукты и прочее). Несмотря на аналогичное назначение, эти разновидности запорной арматуры имеют функциональные и конструктивные отличия, которые играют решающую роль при выборе того или иного прибора.
Блок: 1/3 | Кол-во символов: 402
Источник: http://www.hugebuilding.ru/zadvizhka-i-ventil-raznica.html
Определение
Вентиль – это прибор, который устанавливается на газо-, воздухо-, водо-, паро-, масло- и иные трубопроводы для открытия и закрытия проходных отверстий с помощью клапана. Вентиль состоит из стального, чугунного или бронзового корпуса, имеющего седло для клапана, самого клапана со шпинделем с винтовой нарезкой и рукоятки, обеспечивающей возможность вращения шпинделя. К трубопроводу вентили присоединяются с помощью резьбы или фланцев и подразделяются на муфтовые и фланцевые.
Вентиль в разрезе
Задвижка – это прибор, который устанавливается на трубопроводы для открытия и закрытия проходных отверстий с помощью клапана, перемещающегося перпендикулярно по отношению к оси потока рабочей среды. В зависимости от конструкции запорного органа задвижки подразделяются на шланговые, шиберные и параллельные. Шпинделя же могут быть выдвижными или вращаемыми.
Задвижка в разрезе
Блок: 2/4 | Кол-во символов: 881
Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-ventil-ot-zadvizhki/
Достоинства и недостатки
Кроме вышеуказанных достоинств клапаны обладают и другими, например:
Конструкция клапанов во многом схожа с конструкцией задвижек, но принципиальное её отличие — то, что перемещение затвора совпадает с осью перемещения потока среды, а не перпендикулярно ему, даёт клапанам ряд преимуществ перед задвижками, среди которых:
К недостаткам клапанов можно отнести:
- высокое (по сравнению с шаровыми кранами и задвижками) гидравлическое сопротивление, что при больших диаметрах прохода и высоких скоростях среды создаёт большие потери энергии и вызывает необходимость соответственно повышать начальное давление в системе;
- ограничение пределов применения по диаметру, о котором было сказано выше;
- наличие в большинстве конструкций застойных зон, в которых скапливаются механические примеси из рабочей среды, шлам, что приводит к интенсификации процессов коррозии в корпусе арматуры.
Блок: 2/5 | Кол-во символов: 904
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%BD
Вывод: 3 характерных отличия задвижек от вентилей
- Задвижка только открывает или перекрывает подачу. Вентилем можно регулировать количество или расход подаваемой жидкости или газообразного вещества.
- Задвижки наиболее эффективны при больших диаметрах трубопровода с высоким давлением, так как запорный орган перемещается перпендикулярно потоку в трубопроводе, а одностороннее давление обеспечивает плотное примыкание заслонки к седлу. В вентиле перекрытие осуществляется в горизонтальных плоскостях параллельных направлению транспортируемого вещества, поэтому с его помощью легче перекрыть подачу при большом напоре, но труднее открыть.
- Конструкция вентиля простая, чем обусловлена более низкая его цена.
Блок: 3/3 | Кол-во символов: 707
Источник: http://www.hugebuilding.ru/zadvizhka-i-ventil-raznica.html
Функциональные различия: преимущества и недостатки
Чем отличается задвижка от вентиля в плане эксплуатации? Начнем с того, что у этих двух видов арматуры есть много общего:
- Разнообразие материальных исполнений. Это позволяет подобрать задвижку или вентиль для любой рабочей среды.
- И задвижки, и запорные клапаны выпускаются с разными способами присоединения к трубопроводу. Их удобно монтировать в систему.
- Оба типа устройств обеспечивают высокую герметичность перекрывания. Они используются только для полного перекрывания потока и не могут служить регулирующей арматурой (кроме специальных моделей).
При этом у задвижек и вентилей есть свои плюсы и минусы. Для наглядности мы собрали их в таблицу:
Задвижка | Вентиль |
---|---|
– Большой ход затвора для полного открытия (1 номинальный диаметр), следовательно, для открытия и закрытия задвижки нужно много времени | + Малый ход затвора для полного открытия (до 0,25 номинального диаметра), поэтому вентиль можно открыть или закрыть быстрее, чем задвижку |
+ Малое гидравлическое сопротивление (у полнопроходных задвижек оно практически отсутствует) | – Высокое гидравлическое сопротивление из-за сложной конструкции корпуса |
+ Отсутствие застойных зон, что позволяет использовать задвижки с густыми, вязкими, загрязненными средами | – Наличие застойных зон в конструкции запорного клапана ограничивает область его применения, так как с некоторыми средами такая особенность может стать причиной ускоренной коррозии |
– Сложнее обеспечить высокую герметичность перекрывания при изготовлении арматуры | + Проще обеспечить требуемую герметичность затвора |
– Трение при закрытии и открытии затвора постепенно приводит к износу уплотнительных поверхностей клина и корпуса | + При посадке затвора в седло трение практически отсутствует |
– Для уплотнения задвижек по отношению к внешней среде используются сальники | + Возможно сальниковое или сильфонное уплотнение |
– Задвижки устанавливаются только на прямых участках трубопровода | + Существуют проходные и угловые запорные клапаны. Угловые можно устанавливать в местах поворота трубопроводов на 90° |
– Направление движения среды при установке не имеет значения | + При монтаже следует устанавливать арматуру так, чтобы стрелка на корпусе совпадала с направлением потока среды |
+ Возможность применения задвижек на трубопроводах с большими Ду. При диаметре свыше 30 мм они работают эффективнее, чем клапаны | – Ограничение по диаметру (при большом условном диаметре работа вентиля сильно усложняется, мощный поток среды мешает правильной посадке затвора в седло) |
– Большая строительная высота и масса | + Малая строительная высота, меньшая, чем у задвижки масса |
+ Малая строительная длина | – Строительная длина примерно в 1,5 раза больше, чем у задвижки аналогичного Ду |
Таким образом, между вентилем и задвижкой есть принципиальные различия, которые влияют на область их применения и процесс эксплуатации.
Чем отличается затвор от задвижки?
Рассмотрев отличия между задвижками и вентилями, стоит упомянуть и затворы. Нередко их путают с однодисковыми задвижками из-за похожей формы запорного элемента. Между тем, они отличаются принципиально.
В то время как в задвижке запирающий диск опускается и поднимается, двигаясь перпендикулярно потоку, в затворе он всегда находится в просвете трубопровода и движется только вокруг своей оси. В открытом виде диск затвора поворачивается параллельно движению потока, а в закрытом – встает перпендикулярно трубе, перекрывая ее. Как и задвижки, затворы практически не создают гидравлического сопротивления. Но они отличаются еще более простой конструкцией, меньшей строительной длиной и небольшой высотой. Кроме того, затворы можно использовать в качестве регулирующих устройств.
Хотите уточнить, какая арматура лучше подойдет ля вашего трубопровода, и сразу заказать ее по выгодной цене? Обращайтесь в «Компанию Север». Звоните, консультируйтесь или оформляйте заказ прямо из каталога. Мы поможем подобрать нужные устройства и доставим их в любую точку страны.
Блок: 3/3 | Кол-во символов: 3984
Источник: https://severarm.ru/stati/ventili-i-zadvizhki.html
Устройство и принцип действия
Проходной запорный клапан в разрезе.
Корпус (4) (на поясняющем рисунке жёлтого цвета) имеет два патрубка с концами для присоединения к трубопроводу, оно может быть любым известным способом фланцевым, муфтовым, штуцерным, цапковым, приваркой. Внутри корпуса расположено седло, которое в положении «закрыто» перекрывается затвором (золотником (3)). Шпиндель (1) проходит через сальниковое уплотнение в крышке. В конструкции, изображённой на поясняющем рисунке, ходовая часть запорного органа вынесена за пределы зоны рабочей среды с помощью бугельного узла (2). Уплотнение может быть и сильфонным, в этом случае вынесение ходового узла не требуется.
Шпиндель (1) передаёт крутящий момент от ручного штурвала или механического привода через неподвижную ходовую гайку золотнику, преобразуя его в поступательное движение золотника, в крайнем нижнем положении золотник садится в седло и поток среды перекрывается. Усилие, передаваемое от привода, может быть и поступательным, в этом случае ходовая гайка отсутствует, а вместо шпинделя используется гладкий шток.
Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1087
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%BD
Конструкция и действие задвижки
Отличие задвижки от вентиля состоит в нескольких небольших, но все же крайне важных конструктивных особенностях. Разобравшись с ними, вы точно поймете, что здесь и как работает.
Задвижка выполняет те же задачи, что и вентиль. Она тоже способна заблокировать или открыть систему в любой момент.
Только вот задвижка существует в двух положениях:
- открытом;
- закрытом.
Третьего варианта не дано. Сама ее конструкция просто не позволяет эффективно перекрывать поток частичным образом. Запорный элемент внутри спроектирован по такой схеме не просто так.
В задвижке запорный элемент или клин находится в перпендикулярном к носителю положении. Закрывается он точно так же, перемещаясь всего на несколько десятков сантиметров вниз.
Это упрощает конструкцию, делает ее более неприхотливой и дешевой. Но также и повышает давление на все составляющие детали. Особенно, если речь идет о запорной арматуре, монтируемой на трубопроводах высокого давления.
Монтаж огромной промышленной задвижки (видео)
Схема сборки
Во многом задвижка повторяет конструкцию вентиля. Она тоже состоит из цельного литого корпуса. Она тоже может быть как полнопроходной, так и стандартной, с суженным диаметром.
Основные различия касаются самого запорного элемента. В задвижках поток блокируют клином. Закрытое положение клина прячет его в верхней седельной части. Клин никак не препятствует движению жидкости в системе.
К его направляющим подсоединена резьба, а ту контролируют вращением ручки. В общем, система та же, что и с вентилем. Различие кроется в деталях.
При вращении ручки клин просто освобождается, в один момент перекрывая всю трубу. Нижняя часть клина заходит во внутренние седла, уплотненные резиной.
Основные отличия
Перечислим все отличия вентилей и задвижек. Так вам будет проще ориентироваться и делать свой выбор.
Список отличий:
- Вентилем можно регулировать поток в системе, задвижка же находится в двух состояниях: открытом и закрытом.
- В вентиле идет параллельное блокирование системы, задвижка блокируется перпендикулярно потоку.
- Задвижка быстрее изнашивается.
- Вентиль стоит дороже, особенно его полнопроходный вариант.
Блок: 3/3 | Кол-во символов: 2139
Источник: https://trubypro.ru/poleznye-materialy/otvety-na-voprosy/ventili-i-zadvizhki.html
Выводы TheDifference.ru
- Запорные органы вентиля перемещаются параллельно потоку, задвижки – перпендикулярно. Это делает задвижки более надежными, но обеспечивает более легкое вращение вентилей при больших нагрузках.
- Вентиль имеет более простую конструкцию и, соответственно, более низкую стоимость.
- Задвижка может находиться только в двух положениях (открыто-закрыто), а установка вентиля позволяет регулировать уровень наполнения трубопроводов или объем расходуемых газов и жидкостей.
Блок: 4/4 | Кол-во символов: 482
Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-ventil-ot-zadvizhki/
В чем принципиальное отличие устройств
Отличия двух запорных элементов можно обозначить тремя константами:
- Запорный элемент в задвижке движется перпендикулярно движению рабочей среды, в вентиле — параллельно. Поэтому задвижка — более прочное и надежное устройство.
- Вентиль по цене более экономичен, поскольку его конструкция проще.
- Задвижка призвана лишь полностью перекрывать или полностью открывать движение потока, тогда как вентиль способен его регулировать.
Блок: 5/5 | Кол-во символов: 463
Источник: https://InfoTruby.ru/armatura/otlichiya-ventilya-ot-zadvizhki
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:
- https://severarm.ru/stati/ventili-i-zadvizhki.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 6039 (44%)
- https://trubypro.ru/poleznye-materialy/otvety-na-voprosy/ventili-i-zadvizhki.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 2139 (15%)
- https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-ventil-ot-zadvizhki/: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 1363 (10%)
- http://www.hugebuilding.ru/zadvizhka-i-ventil-raznica.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 1109 (8%)
- https://InfoTruby.ru/armatura/otlichiya-ventilya-ot-zadvizhki: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 1166 (8%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%BD: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 1991 (14%)
Отличительные особенности клиновой задвижки от шиберной — ООО ТПА ЭНЕРГОСИСТЕМА
Задвижки, независимо от их классификации, широки в использовании в разных отраслях. Это один из первых видов трубопроводного оборудования, которым стали активно пользоваться особенно в последнее время. Спрос становился больше, поэтому выпускались все новые и новые виды задвижек, но сейчас мы выделим два вида и расскажем о преимуществах каждого из них.
Так чем же отличаются клиновые задвижки от шиберных?
На самом деле многим, ведь никто не стал бы выдумывать два одинаковых вида. Каждый из этих видов является идеальным в своей рабочей среде и, напротив, делает невозможной работу, если поменять их местами друг с другом. Для начала опишем свойства, область применения и преимущества клиновых задвижек. У этой разновидности запорный элемент, по форме напоминает плоский клин. Клиновые задвижки должны использоваться там, где среди технических требований есть большая степень герметичности затвора. Различают два вида таких задвижек: с жестким и упругим клином. Разновидность, имеющая жесткий клин, обеспечивают отличную герметичность, но в то же время, со временем поддается коррозии, и становится очень сложной в эксплуатации. Упругий клин, не доставит таких неудобств, и в то же время тоже обеспечивает хорошую герметичность. Клиновые задвижки зачастую используют в системах водоснабжения и при транспортировке агрессивных химических элементов, при условии, что они не смогут разрушить уплотнитель или корпус оборудования.
Шиберные задвижки представляют собой механизм, с затвором в виде диска. Существуют различные формы и конструкции запорного элемента: ножевые, однодисковые и двухдисковые задвижки. Если рассматривать двухдисковые, то можно сказать, что они лучше всего справятся с герметичностью. Если же, вашим основным требованием к этому механизму является способность выдерживать колебания давления и справляться с ними, то вам вполне подойдут задвижки ножевые или однодисковые. В отличии от клиновых задвижек, шиберные можно использовать для регулировки расхода, частично перекрыв трубопровод.
Можно выделить также общие особенности этих двух видов задвижек:
- малое сопротивление потоку рабочей среды в открытом виде;
- возможность использования с рабочими средами высокой вязкости;
- простота в монтаже и эксплуатации;
- маленькая монтажная длина
В нашей компании Вы можете купить задвижки шиберные и клиновые по выгодной цене. Склад в Екатеринбурге.
Схема шиберной задвижки
Ду | L | D | D1 | D2 | D0 | N | d | h | Вес |
50 | 48 | 165 | 125 | 99 | 180 | 4-М16 | 18 | 290 | 7 |
65 | 48 | 185 | 145 | 118 | 180 | 4-М16 | 18 | 320 | 8 |
80 | 51 | 200 | 160 | 132 | 220 | 8-М16 | 18 | 350 | 10 |
100 | 51 | 220 | 180 | 156 | 240 | 8-М16 | 18 | 385 | 13 |
125 | 57 | 250 | 210 | 184 | 240 | 8-М16 | 18 | 430 | 18 |
150 | 57 | 285 | 240 | 212 | 280 | 8-М20 | 23 | 485 | 23 |
200 | 60 | 340 | 295 | 266 | 300 | 8-М20 | 23 | 565 | 30 |
250 | 70 | 395 | 350 | 319 | 320 | 12-М20 | 23 | 680 | 51 |
300 | 76 | 445 | 400 | 370 | 320 | 12-М20 | 23 | 755 | 63 |
350 | 76 | 505 | 460 | 430 | 350 | 16-М20 | 23 | 922 | 87 |
400 | 89 | 565 | 515 | 480 | 350 | 16-М24 | 27 | 970 | 117 |
Остались вопросы?Наши менеджеры помогут Вам!Звоните по телефону 8-343-286-17-65, либо пишите на электронную почту — [email protected].
Что лучше задвижки и шаровые краны
Запорные задвижки и шаровые краны – востребованные разновидности трубопроводной арматуры. Их применение оптимизирует устройство трубопроводов, обеспечивая эффективную организацию производственного процесса, безопасность эксплуатации системы и технических устройств. Изделия отвечают за контроль движения рабочей среды, используются для перекрытия/открытия потока, а также регулировки интенсивности подачи вещества. При этом конструкция и эксплуатационные возможности арматуры различного типа имеют определенные особенности и расхождения. Именно поэтому, что лучше задвижки и шаровые краны следует выяснить перед установкой оборудования на подготовительном этапе.
Задвижки отличаются конструктивной простотой, призванной обеспечивать открытие или перекрытие движения вещества. Затвор, который располагается внутри рабочей полости корпуса устройства, перемещается под прямым углом к оси потока. Движение затворного механизма происходит за счет вращения в узле шпиндель-ходовая гайка. Шпиндель (шток), проходящий через сальниковый уплотнитель, служит связующим звеном между затвором и приводом задвижки, в качестве которого может выступать маховик, редуктор, автоматическое устройство.
Фиксация изделия на трубе выполняется несколькими способами: с помощью фланцев, приварным или муфтовым способом. Основными материалами для производства задвижек является сталь, в том числе и нержавеющая, и чугун.
Конструктивная специфика задвижек не позволяет использовать их в качестве регулирующей арматуры. Затвор изделия может находиться в двух рабочих положениях: «открыто» и «закрыто». Его установка в промежуточном положении приводит к поломке запорного механизма, вследствие чего нарушается герметичность прилегания клина даже при переводе в крайнее положение.
Рис. 1
Клиновые задвижки (наиболее популярный тип арматуры) отличаются внушительными габаритами и весом. Использование устройств с выдвижным шпинделем требует дополнительного свободного места, наличие которого не всегда предусматривается конструкцией трубопровода.
Шаровые краны
Шаровые краны также относятся к категории запорной трубопроводной арматуры. Главное конструктивное отличие от задвижек состоит в отсутствии движущегося запорного механизма, что помогает исключить износ уплотнительных поверхностей и увеличить срок эксплуатации изделия. В качестве запирающего элемента в них используется сегмент в виде шара. Он выполняет повороты вокруг своей оси, произвольно расположенной в отношении направления потока вещества, а за счет плотного прилегания к уплотнительным кольцам удается исключить контакт сальников штока со средой.
При использовании крана для регулировки, на полированной поверхности шара возникают микротрещины и далее сколы, которые приводят к не герметичному прилеганию уплотнений и потере герметичности.
К отличительным особенностям конструкции кранового механизма можно отнести:
- компактность, позволяющая экономить пространство и устанавливать в системы с параллельным размещением труб;
- низкий показатель крутящего момента, отсутствие рисков застоя и появления завихрений потока;
- герметичность (класс «А» ГОСТ 9544) за счет монолитного корпуса.
Шаровые краны отличает полнопроходность. В положении «открыто» проходное сечение полностью совпадает с диаметром трубы. Именно поэтому перепады давления жидкости в трубопроводной системе не составляют угрозы для работы кранов. Эта особенность позволяет использовать изделия в системах с высокими рисками формирования гидроударов. Кроме того, устройство крана исключает оседание осадка, наличие которого способно провоцировать поломки арматуры.
Такой вариант не является стандартным решением. Более распространенными являются модели устройств неполнопроходного типа, в которых имеется разница диаметров: отверстие в шаре меньше отверстия во фланце. При этом изделия отличает больший коэффициент гидроспоротивления.
Рис.2
.
Потребителям предлагает широкий диапазон размеров изделий, которые могут совмещаться с различными типами рабочей среды (газ, жидкости, в том числе с примесями). Во внимание следует брать рабочую температуру и степень агрессии вещества с материалами арматуры. Краны без проблем встраиваются в технологические линии и системы, для управления ими могут использоваться любые типы приводов.
Основными материалами для производства являются латунь, а также сталь (нержавейка¸СТ. 20 и 09г2с) и бронза. При монтаже используются различные типы соединения, включая фланцевый, резьбовой и под приварку.
Сравнение технических характеристик
Критерии для сравнения |
Задвижка |
Шаровый кран |
Конструкция |
Клиновый запорный элемент |
Затвор в форме сферы |
Функционал |
Перекрытие/открытие движения среды |
Перекрытие/открытие движения среды |
Сфера применения |
Трубопроводы различного назначения (транспортируется вода, газ, углеводороды, масло) |
Трубопроводы различного назначения (транспортируется вода, газ, неагрессивные среды) |
Температура рабочего вещества, С |
-40 до 560С |
-60 до 200С |
Рабочее давление PN, МПа |
до 4 |
до 16 (ГОСТ 356-80) |
Условный проход трубопровода, мм |
50-3000 |
2.5-1200 (ГОСТ 28338) |
Класс герметичности |
А, В, С |
Большинство модификаций соответствует А-классу (ГОСТ 9544) |
К числу специфических особенностей эксплуатации задвижек следует относить:
1. Необходимость контролировать движение затвора. Неполное перекрытие/открытие заслонки провоцирует поломки, нарушения герметичности и износ узловых механизмов.
2. Высокий уровень нагрузки и частое применение оборудования провоцирует появление протечек, что вызывает необходимость в регулярном техническом обслуживании и ремонте (замена уплотнительных поверхностей и узловых механизмов).
3. Конструктивная специфика (необходимость вращения резьбовой пары) замедляет сработку устройства. Для полного открытия/перекрытия приходится затрачивать некоторое количество времени.
4. Регулярный ремонт и чистка оборудования – неотъемлемая часть эксплуатации задвижек.
5. Приложение усилий при вращении вентиля (перетяжка) может повлечь, обрыв щечек, и, как следствие, спровоцировать проведение ремонта оборудования.
Эксплуатацию шаровых кранов может усложнить:
1. Необходимость контролировать качество рабочего вещества с целью исключения засорения шарового элемента, а также появления отложений на его поверхности, усложняющих движение потока.
2. Важно выбирать только качественную продукцию надежных производителей, так как вероятным следствием интенсивной эксплуатации устройства может стать появление протечек. ООО «Сибирский завод трубопроводной арматуры» гарантирует исправность и надежность оборудования, предлагаемого потребителям.
3. Важно контролировать температурные условия эксплуатации. Например, транспортировка воды при минусовой температуре воздуха может спровоцировать разрыв механизма. Кроме того, температура рабочего вещества в системе не может превышать 200 градусов, что ограничивает сферу применения устройств.
Что лучше шаровый кран или задвижка?
Однозначный ответ на вопрос требует учета текущей технологической необходимости. Задвижки просты в своем устройстве и могут применяться в различных условиях (в том числе достаточно жестких). Но при этом характерной особенностью их эксплуатации является достаточно интенсивный износ, регулярная необходимость в ремонте, медленная сработка затвора, массивность.
Шаровые краны, считаются более универсальным и современным вариантом, отличаются компактностью, высокими показателями герметичности, надежностью, оперативностью управления.
Применение задвижек сохраняет актуальность при монтаже магистральных линий и систем со скоростным движением потока. Этому способствует низкий уровень гидросопротивления арматуры. Выбор в пользу шаровых кранов (делается чаще) связан с удобством установки и обслуживания, высоким уровнем герметичности изделия и практичности его конструкции.
Ножевая задвижка — что это и как работает
Важной деталью любого путепровода является запорная арматура. Наивно полагать, что задвижки ставят только на водопроводы и газопроводы, нет. Сфера применения запорной арматуры обширна – нефтяная, пищевая, целлюлозно-бумажная и прочие. Практически в любом виде промышленности можно встретить путепроводы, транспортирующие жидкую или газообразную среду, иногда с инородными включениями. Шиберная ножевая задвижка – пример запорной арматуры, которая чаще встречается на производствах, чем на водо- или газопроводах. Чем же она отличается от других задвижек?
Содержание
Краткое описание
Устройство и принцип работы ножевой задвижки
Материал корпуса и типы приводов на ножевых задвижках
Особенности конструкции ножевых задвижек
Преимущества и недостатки ножевых задвижек
Подведение итогов
Краткое описание
Если обычные задвижки (типа 30ч6бр) прекрасно себя чувствуют на водопроводах, то в остальных сферах промышленности, где в транспортируемой среде присутствуют неоднородные включения, чаще всего используют шиберные задвижки. Шиберную задвижку отличает сам принцип работы – запорным устройством в ней является плоский или клиновидный нож, который, опускаясь перпендикулярно потоку, как бы разрезает его и перекрывает с герметичностью, допустимой для путепровода. Если на пути ножа встречаются инородные тела, он их разрезает, с чем обычные шиберные задвижки бы не справились. Так же ножевую задвижку характеризует малая строительная толщина, что позволяет провести монтаж даже в ограниченных пространствах. Благодаря строению ножевую задвижку чаще всего используют в следующих производствах:
1) Нефтяная
2) Целлюлозно-бумажная
3) Горно-добывающая
4) Химическая
5) Системы вентиляции, канализации и т.п.
Рабочий диаметр ножевых задвижек составляет от 50 мм до 2200 мм. Определенные типы таких задвижек способны бесперебойно функционировать в условиях от отрицательных температур до экстремальных 400 градусов по Цельсию. Рабочее давления ножевых задвижек составляет до 60 атмосфер.
Устройство и принцип работы ножевой задвижки
Основной элемент – это корпус. Он может быть чугунный или стальной, в зависимости от условий транспортируемой среда. Сам нож представляет собой заостренную металлическую пластину небольшой толщины. В закрытом состоянии герметичность обеспечивают манжеты. Уплотнения по корпусу и крышка обеспечивают разборность и обслуживание механизмов задвижки. Шток при помощи крутящего момента поднимает и опускает нож. Гайка, втулка и прокладка подвижно соединяют шток и штурвал. Бугель защищает соединение гайка-шток от температуры, давления и других влияний транспортируемой среды. Защита штока и колпак предохраняют шток от внешних загрязнений, когда задвижка в открытом состоянии. Кольцо-фиксатор фиксирует манжеты внутри тела задвижка. На корпусе находятся отверстия под болты, через которые задвижка плотно стягивается при монтаже на путепроводе через фланцы. Данная схема конструкции практически постоянна для всех типов ножевых задвижек, небольшие различия могут проявляться у арматуры разных производителей. Чтобы закрыть или открыть заслонку, достаточно повернуть штурвал.
Материал корпуса и типы приводов на ножевых задвижках
Чаще всего ножевые задвижки изготавливают из стали (нержавеющая, титан и прочие сплавы). Но могут быть изделия и из чугуна. Необходимо помнить, что по некоторым эксплуатационным характеристикам чугун уступает стали – например, он больше подвержен расколам при ударных нагрузках, а так же плохо переносит отрицательные температуры. В любом случае, материал изготовления корпуса задвижки подбирается строго из условий промышленности, в которых задвижка будет работать.
Как и все остальные виды запорной арматуры, ножевые задвижки могут приводиться в действие различными способами:
1) Ручной привод – при помощи рычага или штурвала;
2) Пневматический привод – процесс осуществляется при помощи сжатого воздуха;
3) Гидравлический привод – посредством гидравлической энергии;
4) Электрический привод – затвор приводится в движение электрическим током.
Ручной привод хоть и связан с физическими нагрузками оператора, но является самым надежным и не требует наличия определенных внешних факторов (как, например, электрический ток для электропривода). Необходимо отметить, что любые типы приводов, отличные от ручного, зачастую можно приобрести отдельно от задвижек и существенно удорожают всю конструкцию (чаще всего привода стоят даже дороже, чем вся задвижка).
Особенности конструкции ножевых задвижек
В зависимости от требований герметичности выделяют ножевые задвижки с одним или двумя ножами (шиберами).
Одноножевая задвижка отличается большой жесткостью конструкции и простотой конструкции. Чаще всего ее устанавливают на трубопроводах с высоким давлением. Подвижное соединение гайка-шток вынесены за пределы корпуса, что предотвращает контакт рабочих узлов с транспортируемой агрессивной средой.
Двуножевые задвижки обеспечивает очень высокую герметичность заслонки, но это отражается на стоимости задвижки для потребителя. Зачастую такие задвижки используются редко, так как арматура с одним ножом в большинстве случаем обеспечивает необходимую герметизацию, и смысла повышать стоимость узла нет.
По направлению движения транспортируемого потока ножевые задвижки делятся на односторонние и двусторонние. Односторонние задвижки устанавливаются на таких трубопроводах, где течение среды неизменно. Чаще всего устанавливаются в канализациях, водопроводах. Двусторонние шиберные ножевые задвижки устанавливают там, где изменение движения среды может привести к недостаточной герметизации (односторонние ножевые задвижки при изменении направления среды чаще всего теряют в герметичности). Обычно устанавливаются на предприятиях пищевой и химической промышленности.
Преимущества и недостатки ножевых задвижек
1) Универсальность – острозаточенный нож с легкостью разрезает практически любые препятствия на пути клина. Это позволяет монтировать задвижки даже в трубопроводы с сыпучими материалами.
2) Короткая строительная длина – при небольшой длине задвижки весят меньше. Это облегчает транспортировку и монтаж (особенно ощутимо на больших диаметрах) и позволяет установить задвижку даже в труднодоступном месте.
3) Простота конструкции и ее ремонтопригодность – задвижка состоит из небольшого количества комплектующих, а ее конструкция позволяет производить ремонт и замену запчастей, что, в свою очередь, увеличивает срок службы запорного устройства.
4) Изолированность самого крана от транспортируемой среды так же повышает срок службы механизма и резиновых манжет.
5) Вариативность штока – в зависимости от условий среды и проекта задвижку можно укомплектовать любым типом привода.
6) Возможность использования в вакуумных системах – нож может полностью входит в тело задвижки, таким образом достигается максимальный условный проход и сопротивление остаточного газа минимальное;
Несмотря на все преимущества, ножевые задвижки не являются идеальным решениям для многих узлов путепроводов, но в своем классе они нашли применение.
Как и любое другое устройство, созданное человеком, ножевые задвижки не совершены, и обладают рядом конструкционных недостатков:
1) В случае порчи резиновых уплотнителей ремонт трудоемок и дорог, и подразумевает временный демонтаж из путепровода;
2) Несмотря на совместимость с различными типами приводов, процесс открытия/закрытия заслонки занимает больше времени;
3) Высокая стоимость относительно обычных задвижек – этот недостаток нивелируется долгим сроком службы при надлежащем уходе.
Подведение итогов
На водопроводах с питьевой и технической водой дешевле поставить обычные задвижки типа 30ч6бр, тем более что зачастую все водопроводы относятся к государственному бюджету, на котором принято экономить. Если транспортируемая среда отлична от воды, или же в ней присутствуют значительное количество примесей, которые загущают среду, надежней поставить ножевую шиберную задвижку. Они обладают хорошей герметичностью, простотой и уникальностью конструкции, а так же небольшими габаритами. Цена на ножевые задвижки колеблется, от дешевых отечественных и китайских до дорогих европейских. Простота и надежность исполнения задвижки позволят достичь максимального срока эксплуатации при надлежащем профилактическом уходе, а совместимость с различными типами приводов упрощают оператору процесс
открытия/закрытия заслонки.