Старые батареи: что с ними делать
Читайте в этой публикации:
Старые батареи: вторая жизнь по прямому назначению
Что можно сделать из батарей старого образца
Как снять, разобрать и почистить старую батарею
Природа рационально распоряжается своими ресурсами, и каждая ее составляющая проживает несколько жизней – тот же кленовый листочек сначала служит дереву органом «дыхания», перерабатывая углекислый газ с помощью солнечного света в кислород, а потом, когда отработает свой ресурс, превращается в пищу для того же дерева и бактерий. Только человек в природе, несмотря на свою разумность, действует иррационально, выбрасывая на помойку все то, что ему становится ненужным. Да, природа со временем съест и этот мусор, но с точки зрения человека, такой поступок все равно остается нерациональным поступком, и это касается буквально всего, созданного человеком. Не исключением являются и старые батареи, которые в лучшем случае сдаются на металлолом – в принципе, это правильное решение, но не единственное. В этой статье вместе с сайтом stroisovety.org мы поговорим о том, как рациональнее поступить с устаревшими чугунными батареями отопления.
Чугунные батареи старого образца фото
Старые батареи: вторая жизнь по прямому назначению
Чем привлекательны старые чугунные батареи, так своим, не побоюсь этого слова, огромным ресурсом работы – это практически вечные батареи, которым нет сноса. Судите сами – сегодня в домах и квартирах еще можно найти рабочие батареи, установленные при Сталине. Шутка ли? Почти век батареям. Практически такое же качество имеют и радиаторы, изготовленные до развала СССР – как минимум им еще работать полвека можно по прямому назначению.
Согласен, по современным меркам они некрасивые и неудобные в обслуживании, но кто вам помешает привести их в божеский вид и наслаждаться излучаемым им теплом до конца своих дней? Сделать это весьма несложно, и именно этот факт используют многие реставраторы, покупая за дешево старые батареи, приводя их в надлежащий вид и продавая намного дороже, зарабатывая тем самым себе на жизнь. Если говорить конкретно, то такая работа выглядит следующим образом.
- Сначала производится промывка батарей внутри с использованием химических реагентов, которые удаляют из батарей все загрязнения, в том числе ржавчину.
- Потом батарея разбирается на секции. Это, пожалуй, самый сложный этап работы – чтобы раскрутить старые резьбовые ниппели, соединяющие секции, нужно прибегнуть к сильному нагреву. Разогретый металл расширяется и освобождает немного ниппель – в этот момент и нужно производить разбор батарей.
- А дальше механическая очистка – пескоструйная обработка, после которой старые батареи отопления становятся новыми. Ни краски, ни ржавчины, ни окалины – только чистый металл с характерным для него блеском.
Старые батареи фото
После этого начинается творческий процесс, благодаря которому имеется возможность придать секциям уникальный и неповторимый вид. Даже простая их покраска теми же молотковыми красками сделает старые батареи очень привлекательными. Люди, которые знакомы с преимуществами старых чугунных батарей, заберут их с руками и ногами.
Батареи старого образца: что из них еще можно сделать
Реставрация с целью перепродажи или просто сдача чугунных батарей старого образца на металлолом – это не единственный вариант рационального использования данного элемента системы отопления. Из него можно сделать полезные вещи не только для продажи, но и для своих нужд.
- Первое, что приходит в голову, это электрические обогреватели – мобильные или стационарные. Изготовить их из старой батареи, можно сказать, элементарно просто – для этого кроме самой чугунной батареи, понадобится всего пара-тройка вещей. ТЭН с терморегулятором (такой, как используется в водонагревательных баках), кусок кабеля сечением 2,5 квадрата и вилка в розетку. Сборка простая – ТЭН вкручивается вместо одной из футорных гаек в нижней части батареи (резьба подходит безукоризненно) – подключаете кабель и вставляете вилку в розетку, предварительно наполнив батарею водичкой. Как вариант, залить в нее можно и масло, и антифриз. Кроме того, не лишним будет позаботиться и о сбросе воздуха – в одну из верхних футорных гаек нужно вкрутить кран Маевского.
- Если разобраться подробнее с описанным выше обогревателем, то можно прийти к выводу, что при небольших переделках его можно использовать и в качестве электрического котла для полноценной системы отопления небольшого размера. Оставшиеся свободными два подключения (одно сверху батареи, а другое снизу) можно использовать в качестве подачи и обратки. Для дачи вариант неплохой, но нужно помнить, что любой котел нуждается в группе безопасности, циркуляционном насосе и расширительном бачке – все это придется устанавливать самостоятельно.
Старые чугунные батареи фото
Кроме того, некоторые умельцы используют старые чугунные батареи в качестве теплообменников для твердотопливных печей. На мой взгляд, идея не очень привлекательная – чугунные секции придется сваривать друг с другом, чтобы избавиться от прокладок между ними. Да и громоздкий теплообменник получится, что вызовет некоторые проблемы в процессе его установки. Со старыми батареями и так проблем хватает, чего только стоит их разборка, с которой придется изрядно повозиться.
Как снять, разобрать и почистить старую батарею
Реанимация старой чугунной батареи – это, пожалуй, самый сложный этап работ. Трудность его заключается в том, что за долгие годы эксплуатации изделия все ее соединения настолько прикипают и приржавливаются, что разобрать их ключами невозможно. Не хватает ни сил человека, ни прочности инструментов. Здесь действовать нужно тонко и продуманно.
- Как снять старую батарею? Смысла возиться со сгонами нет никакого – это излишний труд, избежать которого можно с помощью дисковой пилы. Говоря просто, батарея отрезается вместе с кусками труб, которые так или иначе придется резать в процессе замены старой батареи новой. Здесь все просто, но вот дальше придется туго.
- Как выкрутить футорные гайки? В принципе, рецепт простой – если с первого раза сорвать их не получилось (кстати, попробовать это сделать лучше, пока батарея висит на кронштейнах), то их нужно прогревать. Либо паяльной лампой, либо положив на конфорку газовой плитки – если есть автоген, то это вообще идеальный вариант. Кстати, насчет постучать по гайкам. Лучше этого не делать, так как чугун является весьма хрупким материалом. Ситуация усугубляется возрастом метала – сочетание этих двух факторов и неправильный удар могут привести к появлению трещины на батарее. Так что греть и еще раз греть – в нагретом состоянии металл расширяется, пакля и краска в резьбовом соединении выгорают и все выкручивается очень даже легко.
Как очистить старую батарею фото
- Как очистить старую батарею? Начать нужно с того, что хорошенько очистить резьбы щеткой по металлу. Нужно добиться того, чтобы старые футорки легко вкручивались руками до конца. После этого на одну сторону батареи устанавливаем заглушки – или на паклю, или на прокладки. Затягиваем не сильно, так как все это дело нужно потом снимать. Теперь самое интересное – батарею нужно наполнить очищающим раствором. Если есть где взять, то отлично подойдет каустическая сода. Если нет, то можно воспользоваться не сильной кислотой – подойдет уксус 9%, разбавленный водой в 50% соотношении. Как вариант, электролит из аккумулятора или какая-либо другая кислота, опять-таки, в сильно разбавленной консистенции (раствор с концентрацией кислоты порядка 5%). Выдержав сутки, решаете все проблемы с грязью – спустя это время содержимое батареи нужно слить, после чего хорошенько промыть ее обычной водой с крана.
Все! Батарея готова к повторному использованию – остается только привести ее в надлежащий внешний вид. Самым простым вариантом удалить с нее старую краску является механический способ – говоря просто, ее нужно ободрать с помощью специальной шарошки, установленной на дрель. Как вариант, выпалить паяльной лампой или просто в большом костре. Естественно, потом придется удалить с нее нагар, хорошенько обработать ортофосфорной кислотой, чтобы не ржавела, вскрыть грунтовкой и покрасить. А дальше на ваше усмотрение – хотите обогреватель, хотите назад в систему, а хотите на продажу.
В заключение темы, куда девать старые батареи, еще расскажу о том, что выбросить изделие на свалку или сдать в металлолом вы успеете всегда, к тому же это проще всего. Другое дело – дать батарее второй шанс и сэкономить львиную часть семейного бюджета – здесь уже нужно постараться. Но рассчитывать на то, что это будет легко, не стоит – на самом деле это весьма трудоемкий процесс, возиться с которым станет далеко не каждый человек.
Автор статьи Александр Куликов
Старая чугунная батарея — вторая жизнь
Во время ремонта мы часто задаёмся вопросом: А стоит ли менять старую чугунную батарею? Скажем сразу – не всё то хорошо, что новое. Замена отопительных приборов является делом хлопотным и дорогостоящим. Более того, не все современные радиаторы способны с честью выдержать реалии городского отопления, многие из них могут нормально применяться только в автономных системах.
Итак, Вы небезосновательно решили, что испытанная годами, надёжная старая чугунная батарея ещё послужит. Возникают новые вопросы: Как повысить надёжность приборов отопления почтенного возраста? Как их органично вписать в интерьер помещения? Как замаскировать неприглядную чугунную «фасонину»? Нет ничего сложного, давайте разбираться.
Как придать должный вид
Первое, на что нужно обратить внимание, батарея должна хорошо выполнять свою главную функцию – максимально отдавать энергию теплоносителя. Она не должна иметь ни малейшего намёка на течи (рыжие пятна между секциями и на заглушках), так как аварии отопления обходятся очень дорого. В идеале, если есть возможность, то перед реставрацией лучше сделать профилактику/тюнинг радиатора: снять; промыть; установить запорную арматуру, кран Маевского, термоголовки; заменить проблемные уплотнители. Снять – очень желательно, ведь даже малярные работы лучше производить на верстаке, а не «по месту».
Не важно, будет ли впоследствии установлен декоративный экран или нет, но от малярных операций вам не уйти, борьбу с коррозией никто не отменял. Всё начинается с подготовки. Необходимо удалить старое лакокрасочное покрытие, которое за долгие годы обросло множеством слоёв (кстати, они здорово ухудшают теплоотдачу). Если радиатор демонтирован, то можно воспользоваться строительным феном или паяльной лампой, смывка для краски тут скорее всего не поможет. Итак, греем краску и счищаем её маленькими шпателями. Следующим этапом будет удаление ржавчины и остатков покрытия металлической щёткой. Для завершения действа, лицевые поверхности стоит пройтись крупным наждаком. Если радиатор не снимается, то придётся ограничиться удалением отслаивающихся участков и тщательным шлифованием — образовавшиеся раковины нужно зачистить «на нет».
Теперь голенькая старая батарея протирается от пыли и обезжиривается универсальным растворителем. Если говорить о химии, то предварительно не лишним будет обработать труднодоступные места преобразователем ржавчины. Ну, и раз уж мы решили делать всё на совесть, тогда погрунтуем радиатор специальным составом для металлических изделий. Грунт улучшит адгезию, повысит стойкость изделия к коррозии, хорошо «затонирует» основу. Техника нанесения грунтовки принципиально не отличается от финишной отделки, об этом далее.
Наконец, старая батарея готова к покраске. Эта захватывающая процедура может производиться различными способами: кистями, губками, рукавицами, валиками, распылителем. На практике лучше всего себя зарекомендовал гибридный метод: внутренние закоулки окрашиваем изогнутой кистью или губкой, а более доступные лицевые участки – краскопультом, или специальным валиком.
Обратите внимание! Наша задача получить минимальное по толщине, надёжное покрытие. Самый тонкий слой даёт пульверизатор, потом идёт губка, далее кисть и валик.
Можно сформулировать ряд простых правил и рекомендаций, касающихся покраски старой батареи.
• Сначала красим изнутри, в противном случае можно испортить «фасад» изделия.
• Покрываем поверхности сверху вниз (актуально для навешенного радиатора).
• Следим за потёками и вовремя их удаляем (особенно после переворачивания батареи).
• Обязательно красить полностью.
• Для обзора слепых зон примените зеркало.
• Два тонких слоя более технологичны, чем один толстый.
• Окрашивать нужно холодную батарею (есть исключения).
• Первые слои можно улучшить шлифованием.
• Применяйте специализированные ЛКМ.
В продаже имеются специальные краски для отделки радиаторов отопления. Масляные составы остались в прошлом, а на первый план вышли акриловые, латексные, алкидные краски. Главное их достоинство – это стойкость к высоким температурам и бытовой химии, механическая износоустойчивость, относительная безвредность. Есть составы, которые могут наноситься непосредственно на горячие основания.
Все эти краски без проблем тонируются в любой цвет из основных каталогов: PANTONE, RAL, NCS. Согласитесь, скучно иметь белый радиатор. Поэтому народ вовсю экспериментирует – маскирует старую батарею под цвет стены, применяет различные металлики (под золото, под серебро, молотковая окраска), играется с эффектами (патина, перламутр, сияние, хамелеон, под дерево…).
Какой цвет лучше греет?
Нередко люди спрашивают: Какого цвета радиатор лучше греет? По теории, черный цвет (хотя, он и поглощает немало) лучше излучает тепловые волны, однако на них приходится лишь малая доля эффективности. Куда важнее коэффициент теплопроводности лакокрасочного покрытия и стабильная конвекция. Поэтому красим малыми слоями, не загромождаем радиатор. Кроме того хорошо будут проводить тепло краски типа «серебрянка», из-за содержания в них большого количества металлов. Отлично «греют» душу яркие, жёлто-красные тона.
Часто старая батарея украшается рисунком определённой сложности, начиная от простого «наката» и заканчивая аэрографией.
Экран
Старая батарея может быть скрыта специальным экраном. Есть масса заводских вариантов из разных материалов: металл, пластик, МДФ, дерево. Все они обладают особыми свойствами и конструкцией, определёнными способами крепления, своей сферой применения и дизайном.
Если серийные модели по ряду причин не устраивают домовладельца, тогда экраны изготавливаются на заказ. Это могут быть кованые решётки, деревянные консоли в виде элемента мебели, конструкции из гипсокартона.
Не забудьте предусмотреть возможность доступа к прибору отопления, обязательно покрасьте старую батарею, хотя бы почистите и прогрунтуйте. В любом случае должна быть обеспечена хорошая циркуляция воздуха, ведь именно благодаря ей «работает» радиатор. На стене, за радиатором, закрытым экраном, можно наклеить отражающий фольгированный материал – это точно добавит пару градусов.
Есть распространённая ошибка, когда старая чугунная батарея закрывается плотным кожухом, или сверху нависает массивный подоконник. В результате люди жалуются, что в комнате стало холоднее, а новые пластиковые окна начали потеть. Эти проблемы решаются врезкой вентиляционных решёток, как в подоконник, так и в самодельный глухой экран. Благо, выбрать подходящую по дизайну решётку проблем не составит.
И ещё, согласно строительным нормам, расстояние между верхом батареи и подоконной доской не должно быть менее 100 мм.
Заметим, что некоторые рукодельницы создают очень интересные занавески для радиаторов, применяя комбинацию сеток, текстиля и «липучек», прикреплённых к подоконнику. Довольно свежо выглядят специальные чехлы на батареи. Они, конечно, изолируют источник тепла, но это иногда как раз то, что нужно – например, для детской комнаты.
Замена старых радиаторов отопления – 3 простых шага!
О том, зачем менять радиаторы отопления и как их выбирать, рассказывает Роман Шидлаускас – директор по развитию российского представительства итальянского производителя радиаторов Global Radiatori.
Причины замены
Владельцы квартир задумываются о замене радиаторов отопления в трех случаях:
- Протечка батарей. Появление влаги или ржавчины на радиаторах – верный признак необходимости их замены. Протекать могут не только старые приборы отопления, отслужившие не один десяток лет. Случается, что новые батареи приходят в негодность в первый год эксплуатации. К примеру, если вода в системе отопления отличается повышенной кислотностью или жесткостью, стальные панельные или чугунные радиаторы могут протечь уже через 3-6 месяцев использования. Иногда аналогичная проблема возникает и в новостройках, если вопреки правилам батареи установлены до застекления. Когда внутренняя отделка ведется поздней осенью, зимой или ранней весной, вода в системе отопления может подмерзнуть. В результате давление внутри радиаторов повышается, что приводит к появлению трещин между прокладками секций и протечкам.
- Низкая функциональность. По мере понижения температуры на улице, коммунальные службы повышают уровень обогрева многоквартирных домов, таким образом, в квартирах сохраняется комфортная температура. Однако, если несмотря на старания управляющей компании, в комнатах постоянно холодно, скорее всего, причина в некачественных батареях. Так часто происходит в случае установки приборов китайского производства, 90% которых вопреки данным технических паспортов, обладают слабой теплоотдачей. Обычная история, когда владельцы квартиры рассчитали необходимое количество секций радиаторов для нормального прогрева, но в комнатах все равно холодно, потому что китайские батареи греют в 1,5-2 раза слабее российских и европейских аналогов.
- Непрезентабельный внешний вид батарей. Облупившаяся краска, трещины и ржавчина могут грозить, как старым, так и новым радиаторам. Причина в нарушениях технологических процессов окрашивания: по современным стандартам приборы должны проходить 4 этапа покраски, чтобы качество и цвет покрытия сохранялись надолго. Однако, если раньше производители радиаторов не умели или не знали о многоступенчатой покраске, то сегодня отдельные компании осознанно экономят на технологическом процессе. В результате краска быстро трескается и теряет презентабельный внешний вид.
Вне зависимости от причин, приведших к замене, у каждого владельца квартиры возникает вопрос: «Как выбрать качественные радиаторы, которые прослужат долго?». Ответы – в нашей пошаговой инструкции.
Шаг 1. Выбор вида батарей
На первый взгляд, разобраться в многообразии радиаторов без специальных знаний сложно. Но по факту, достаточно рассмотреть плюсы и минусы каждого вида батарей.
В российских магазинах покупатели чаще всего встречают 5 видов приборов отопления:
- Чугунные радиаторы, постепенно уходящие в прошлое. Приверженцам традиций, выбирающим чугунные радиаторы, нужно быть готовым к их низкой инертности. Проще говоря, приборы долго остывают и нагреваются, а значит, при понижении температуры на улице в квартире может быть холодно, а при повышении – жарко.
Существует отдельная категория — красивые дизайнерские чугунные батареи, пользующиеся популярностью у владельцев элитной загородной недвижимости. Однако их преимущество скорее в красоте, а не в хорошей теплоотдаче. Именно поэтому для городских квартир их выбирают редко, в том числе из-за высокой стоимости и сложности монтажа.
Отличительная особенность чугунных батарей — низкое рабочее давление, всего 9 атмосфер. А значит они не подходят для установки в домах выше 10 этажей, где давление может достигать 15 атмосфер.
- Конвекторы, скрывающиеся в полах. С одной стороны, этот вид отопления удобен потому что освобождает пространство под окнами, с другой – имеет ряд минусов, основной из которых – слабый обогрев помещения. Из-за того, что приборы располагаются в полах под окнами, теплый воздух поднимается вверх, но не распределяется вглубь комнаты. В результате дальние углы помещения обогреваются плохо, поэтому конвекторы стоит сочетать с батареями.
- Биметаллические радиаторы, устойчивые к кислотным и щелочным примесям в воде систем отопления. Благодаря невосприимчивости к агрессивными средам, биметалл часто используется в многоквартирных домах, где качество теплоносителя оставляет желать лучшего. Плюс биметаллические батареи отличаются повышенной надежностью – срок их службы может достигать 20 лет.
- Стальные панельные радиаторы, часто используемые в новостройках. Особенность приборов в том, что они, как и биметаллические батареи, невосприимчивы к вредным примесям в теплоносителе. Однако их рабочее давление немногим выше чугунных радиаторов – всего 10 атмосфер, поэтому они также не рекомендуются для установки в домах выше 10 этажей.
- Алюминиевые радиаторы, востребованные как застройщиками, так и потребителями по нескольким причинам. В отличие от чугунных и стальных панельных батарей, они выдерживают высокое давление в системах отопления, а по мощности немного превосходят биметаллические приборы. При этом за счет изогнутого корпуса моделей алюминиевые радиаторы равномерно распределяют тепло по комнате, одновременно создавая тепловую завесу для холодного воздуха с улицы.
Таким образом, выбор вида радиаторов зависит от типа дома и параметров системы отопления. Кстати, помочь определиться с батареями может управляющая компания многоквартирного дома, представители которой иногда рекомендуют подходящий тип приборов.
Шаг 2. Выбор производителя
Производителей радиаторов ничуть не меньше, чем видов батарей, но определить надежную компанию несложно.
Во-первых, как уже говорилось выше, рекомендуется отказаться от радиаторов китайского производства, поскольку они часто оказываются некачественными. Лучше отдать предпочтение европейским и российским брендам.
Во-вторых, стоит выбирать производителей, присутствующих на российском рынке не первый год. Чем дольше компания работает с отечественными потребителями, тем выше вероятность качества радиаторов, иначе как она продержалась так долго? Подтвердить надежность европейских производителей может наличие официального представительства в нашей стране, свидетельствующее о серьезном подходе к работе в России
В-третьих, не лишним будет прочитать отзывы о производителе в интернете. Важно анализировать, как позитивные, так и негативные отклики других покупателей, а также реакцию бренда ни них.
Шаг 3. Проверка качества
Даже если покупатели щепетильно отнеслись к соблюдению двух первых шагов, полезно проверить качество радиаторов.
Первый показатель хорошего прибора – наличие маркировки производителя. На боковой стороне батареи должен быть указан бренд, страна производства и дата выпуска с конвейера. От покупки «безымянных» радиаторов лучше воздержаться.
Стоит изучить техническую документацию, приложенную к выбранной модели батарей, в частности, обратить внимание на уровень теплоотдачи. К примеру, у алюминиевого радиатора он составляет 135-145 Вт/кг, у биметаллического – около 90-100 Вт/кг. Если данные в техпаспорте существенно ниже, покупатели рискуют замерзнуть. А если показатель существенно выше, велика вероятность того, что производитель обманывает потребителей.
На всякий случай, полезно проверить габариты прибора. Например, ширина секции и внутренних ламелей стандартного алюминиевого радиатора составляет 8 см. Батарея меньших размеров будет обладать меньшей теплоотдачей. Стоит обратить внимание на вес секции: к примеру, если речь об алюминиевом приборе, он должен быть не меньше 1 кг.
Таким образом, при выборе радиаторов стоит учитывать: качество теплоносителя, давление в системе отопления, надежность производителя, теплоотдачу и размеры прибора. При этом полезно прислушиваться к рекомендациям управляющей компании дома по типам батарей и отзывам других покупателей.