04.05.2020

Блуждающий ток – Что такое блуждающие токи 🚩 защита трубопроводов от блуждающих токов 🚩 Естественные науки

Блуждающие токи — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 июля 2017; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 июля 2017; проверки требуют 2 правки.

Блужда́ющие то́ки — токи, возникающие в земле при её использовании в качестве токопроводящей среды.

Вызывают коррозию металлических предметов, полностью или частично находящихся под землёй, а иногда и лишь соприкасающихся с поверхностью земли.

Характерны, в частности, для трамвайных и железнодорожных путей электрифицированных железных дорог, не обслуживаемых должным образом.

В ряде случаев блуждающие токи являются следствием аварийной утечки с линий электропередачи.

Основными источниками блуждающих токов в земле для подземных металлических сооружений являются электрифицированные железные дороги (магистральные и пригородные), трамваи, промышленный, карьерный и рудничный транспорт. Тяговая подстанция получает ток от энергосистемы и через питающую линию ток поступает в контактный провод, из которого через токоприемник он проводится к электродвигателю. Затем, пройдя через колеса, ток по рельсам возвращается на тяговую подстанцию.

Так как рельсовый путь не изолирован от земли, то он оказывается источником блуждающего тока. Растекаясь в земле и встречая на своем пути металлические сооружения в виде водо- или газопровода, труб канализации, оболочки кабеля и т. п., удельное сопротивление которых намного меньше удельного сопротивления земли, блуждающие токи натекают на них (катодная зона). Через некоторое время блуждающие токи выходят из подземного сооружения (анодная зона) в землю и через неё вновь поступают в рельс и по отсасывающей линии на подстанцию[1].

При этом рельсы разрушаются в местах выхода токов в землю, а подземные коммуникации — в местах возвращения тока в рельс. Пройдя один раз, блуждающий ток, не принесет никаких разрушений подземному металлическому сооружению, но в случаях постоянной утечки блуждающего тока (трамвай, железнодорожные поезда и пр.), металл постепенно будет поддаваться коррозии. Для защиты подземных сооружений от воздействия блуждающих токов часто используется дренажная защита.

Блуждающие токи на электрифицированной железной дороге.
На рельсах анодная зона перемещается вместе с электровозом, а катодная зона расположена возле тяговой подстанции.
На искусственных сооружениях катодные зоны находятся в местах расположения тяговых нагрузок (один электровоз, или их несколько), а анодные зоны — около тяговых подстанций.
  1. Сидоров Н.И., Сидорова Н.Н. Как устроен и работает электровоз. — М.: Транспорт, 1988. — С. 205. — ISBN 5-277-00191-3. — Тираж 70 000 экз.

Блуждающие токи — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Блужда́ющие то́ки — токи, возникающие в земле при её использовании в качестве токопроводящей среды.

Вызывают коррозию металлических предметов, полностью или частично находящихся под землёй, а иногда и лишь соприкасающихся с поверхностью земли.

Характерны, в частности, для трамвайных и железнодорожных путей электрифицированных железных дорог, не обслуживаемых должным образом.

В ряде случаев блуждающие токи являются следствием аварийной утечки с линий электропередачи.

Источники блуждающих токов

Основными источниками блуждающих токов в земле для подземных металлических сооружений являются электрифицированные железные дороги (магистральные и пригородные), трамваи, промышленный, карьерный и рудничный транспорт. Тяговая подстанция получает ток от энергосистемы и через питающую линию ток поступает в контактный провод, из которого через токоприемник он проводится к электродвигателю. Затем, пройдя через колеса, ток по рельсам возвращается на тяговую подстанцию.

Так как рельсовый путь не изолирован от земли, то он оказывается источником блуждающего тока. Растекаясь в земле и встречая на своем пути металлические сооружения в виде водо- или газопровода, труб канализации, оболочки кабеля и т. п., удельное сопротивление которых намного меньше удельного сопротивления земли, блуждающие токи натекают на них (катодная зона). Через некоторое время блуждающие токи выходят из подземного сооружения (анодная зона) в землю и через неё вновь поступают в рельс и по отсасывающей линии на подстанцию[1].

При этом рельсы разрушаются в местах выхода токов в землю, а подземные коммуникации — в местах возвращения тока в рельс. Пройдя один раз, блуждающий ток, не принесет никаких разрушений подземному металлическому сооружению, но в случаях постоянной утечки блуждающего тока (трамвай, железнодорожные поезда и пр.), металл постепенно будет поддаваться коррозии. Для защиты подземных сооружений от воздействия блуждающих токов часто используется дренажная защита.

Блуждающие токи на электрифицированной железной дороге.
На рельсах анодная зона перемещается вместе с электровозом, а катодная зона расположена возле тяговой подстанции.
На искусственных сооружениях катодные зоны находятся в местах расположения тяговых нагрузок (один электровоз, или их несколько), а анодные зоны — около тяговых подстанций.

См. также

Примечания

  1. Сидоров Н.И., Сидорова Н.Н. Как устроен и работает электровоз. — М.: Транспорт, 1988. — С. 205. — ISBN 5-277-00191-3. — Тираж 70 000 экз.

Ссылки

Блуждающие токи — Википедия. Что такое Блуждающие токи

Блужда́ющие то́ки — токи, возникающие в земле при её использовании в качестве токопроводящей среды.

Вызывают коррозию металлических предметов, полностью или частично находящихся под землёй, а иногда и лишь соприкасающихся с поверхностью земли.

Характерны, в частности, для трамвайных и железнодорожных путей электрифицированных железных дорог, не обслуживаемых должным образом.

В ряде случаев блуждающие токи являются следствием аварийной утечки с линий электропередачи.

Источники блуждающих токов

Основными источниками блуждающих токов в земле для подземных металлических сооружений являются электрифицированные железные дороги (магистральные и пригородные), трамваи, промышленный, карьерный и рудничный транспорт. Тяговая подстанция получает ток от энергосистемы и через питающую линию ток поступает в контактный провод, из которого через токоприемник он проводится к электродвигателю. Затем, пройдя через колеса, ток по рельсам возвращается на тяговую подстанцию.

Так как рельсовый путь не изолирован от земли, то он оказывается источником блуждающего тока. Растекаясь в земле и встречая на своем пути металлические сооружения в виде водо- или газопровода, труб канализации, оболочки кабеля и т. п., удельное сопротивление которых намного меньше удельного сопротивления земли, блуждающие токи натекают на них (катодная зона). Через некоторое время блуждающие токи выходят из подземного сооружения (анодная зона) в землю и через неё вновь поступают в рельс и по отсасывающей линии на подстанцию[1].

При этом рельсы разрушаются в местах выхода токов в землю, а подземные коммуникации — в местах возвращения тока в рельс. Пройдя один раз, блуждающий ток, не принесет никаких разрушений подземному металлическому сооружению, но в случаях постоянной утечки блуждающего тока (трамвай, железнодорожные поезда и пр.), металл постепенно будет поддаваться коррозии. Для защиты подземных сооружений от воздействия блуждающих токов часто используется дренажная защита.

Блуждающие токи на электрифицированной железной дороге.
На рельсах анодная зона перемещается вместе с электровозом, а катодная зона расположена возле тяговой подстанции.
На искусственных сооружениях катодные зоны находятся в местах расположения тяговых нагрузок (один электровоз, или их несколько), а анодные зоны — около тяговых подстанций.

См. также

Примечания

  1. Сидоров Н.И., Сидорова Н.Н. Как устроен и работает электровоз. — М.: Транспорт, 1988. — С. 205. — ISBN 5-277-00191-3. — Тираж 70 000 экз.

Ссылки

Блуждающий ток в квартире

Причины возникновения

Современную жизнь невозможно представить без электрифицированных объектов. Энергопотребление растет с каждым годом, что влечет за собой строительство новых трансформаторных и распределительных подстанций, кабельных и воздушных ЛЭП, внешних контактных сетей для электропоездов и контактных рельсов для метро. Так как земля сама по себе является проводником, а все эти объекты находятся на ее поверхности или под ней, то между ними возникает определенный вид связи.

Для возникновения электрического тока необходима разность потенциалов между двумя точками проводника. То же самое утверждение справедливо и для блуждающих токов, за исключением того, что проводником в этом случае выступает земля. В системе с изолированной нейтралью, разность потенциалов обеспечивается контурами заземления. В случае если нулевой проводник соединен с контуром заземления, его собственное сопротивление, при прохождении заряда по нему, будет причиной падения напряжения. Такой проводник обозначается PEN.

Основание PEN-проводника соединяется с контуром заземления трансформаторной подстанции. На входе к потребителю он соединяется с ЗУ здания. Оба этих ЗУ на противоположных концах кабеля обеспечивают разность потенциалов, которая, в свою очередь, приводит к образованию блуждающего тока между ними.

Сходный процесс наблюдается при повреждении изоляции ЛЭП. Если происходит замыкание на землю, то земля на этом участке становится носителем этого потенциала. Большинство повреждений такого рода устраняется автоматикой. Но это в том случае, если происходит большая утечка. При малых значениях, локализовать и нейтрализовать причину довольно проблематично.

Транспортные средства, работающие на электрической тяге (за исключением автомобилей, которые работают с помощью автономных электродвигателей) являются основной причиной возникновения этого нежелательного явления. Троллейбусы подключаются к электрической сети посредством специальных штанг, которые соединяются с нулевым и фазным проводами и расположены на самом транспортном средстве. Поэтому данный вид транспорта не генерирует большие блуждающие токи.

Питание электропоезда осуществляется несколько по иному принципу. Нулевой проводник подключается к рельсам, а фазный – монтируется над путями. С помощью пантографов, располагающихся на крыше и непосредственно контактирующих с питающим кабелем, осуществляется подача электроэнергии к двигателю.

Питание этих сетей обеспечивают тяговые подстанции, которые располагаются по всему маршруту примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. Основной причиной возникновения блуждающих токов в данной системе является искривленность маршрута. Электрический заряд проходит по пути наименьшего сопротивления. Соответственно, если представится возможность «резать углы», то он будет идти по земле, а не по рельсам.

На видео ниже подробно рассматривается, что это за явление и как оно возникает:

Воздействие на металлические объекты

В земле находится множество металлических объектов, таких как: различные системы трубопроводов, бронированные кабельные линии, железобетонные фундаменты строений. Так как металл является лучшим проводником по сравнению с землей, то электроток будет проходить по нему, а не по грунту. Место входа называется «катодная зона». Место выхода – «анодная зона».

Отдельно хотелось бы рассмотреть коррозийные процессы в водопроводных трубах. Подземные воды содержат в себе множество растворимых веществ и являются хорошим проводником. Например, в трубопроводе, находящемся в грунте, образуется коррозия в результате процесса электролиза. Это особенно выражено на участке анодной зоны. В катодной зоне поражения конструкций носят менее разрушительный характер.

В результате крайне разрушительного воздействия на все вышеперечисленные объекты, блуждающие токи способны нанести существенный экономический ущерб.

Способы защиты

Самым распространенным способом борьбы с этим явлением является установка катодной защиты. Для этого нужно исключить образование анодной зоны на защищаемой конструкции и оставить лишь катодную. Станция катодной защиты генерирует постоянный ток, подключаясь отрицательным полюсом к металлоконструкции, которую необходимо защитить, а положительным – к так называемым «жертвенным» анодам, которые забирают на себя основную часть разрушительной силы. Также на защищаемый объект наносятся специальные защитные покрытия, которые препятствуют образованию коррозийного слоя.

Схема СКЗ:

Недостатками данной схемы являются:

  • так называемая «перезащита» — когда превышается защитный потенциал и защищаемая металлоконструкция подвергается коррозии;
  • неправильный расчет защиты, при котором происходит ускоренное коррозийное поражение близ расположенных металлических объектов.

К сожалению, данная проблема затрагивает не только промышленные объекты, но и обычных людей. В полотенцесушителе, как и в системе отопления в целом, циркулирует горячая вода, которая является отличным проводником (если, конечно, она не дистиллированная). Если трубопроводы и примыкающие к ним элементы, которые находятся в жилом помещении, должным образом не заземлены, то они могут быть подвержены появлению на их поверхности нежелательного потенциала и, соответственно, пятен ржавчины. Грамотное заземление поможет предотвратить все эти негативные последствия, поэтому на сегодняшний день такой способ защиты от блуждающих токов в квартире и частном доме является одним из наиболее эффективных.

Методы измерений

При прокладке трубопровода, блуждающие токи вычисляются путем измерения разности потенциалов между двумя точками поверхности земли, перпендикулярных друг другу и находящимся на равно удалении в 100 м. Измерения производятся через каждый километр.

Приборы для измерений должны обладать классом точности не менее 1,5 и собственным сопротивлением от 1 МОм. Разность потенциалов между измерительными электродами не должна превышать 10 мВ. По времени одно измерение должно продолжаться не менее 10 мин, с фиксированием результата каждые 10 с.

Измерения в зоне действия электротранспорта нужно проводить во время наибольшей нагрузки. Если разность показаний потенциалов будет превышать 0,04В, то это является признаком наличия блуждающих токов.

В качестве приборов для измерения можно использовать пару электродов сравнения: медно-сульфатный переносной и соединительный. Помимо этого понадобится цифровой мультиметр для выполнения замеров, а также гибкий изолированный провод, длина которого должна быть не менее 100 метров.

Несмотря на свои небольшие значения, это явление может нанести существенный урон подземным (и не только) коммуникациям. Источники блуждающих токов могут быть самые различные. Поэтому необходимо предпринимать все профилактические мероприятия по устранению этого нежелательного эффекта.

Напоследок рекомендуем просмотреть полезное видео, на котором наглядно показывается, как защититься от данного явления:

Вот мы и рассмотрели причины возникновения блуждающих токов и защита от них. Теперь вы знаете, что это такое и как избавиться от данного явления даже в домашних условиях!

Наверняка вы не знаете:

Если Вы проживаете в жилом доме с множеством этажей и квартир,где проложены километры коммуникаций:электрические провода, металлические трубы,короба вентиляции,металлорукава и т.д. В наших квартирах есть различные металлические ванны,мойки,полотенцесушители,трубы отопления. Иными словами,любой многоэтажный дом просто наполнен элементами и конструкциями,которые способны проводить электрический ток,но трубопроводы не предназначены для этого.

Любой проводник тока обладает электрическим потенциалом относительно потенциала земли.Потенциал– величина относительная. Это означает, что электрический потенциал, например,металлической поверхности холодильника или мойки на кухне сам по себе не имеет вообще никакого значения.Разность потенциалов холодильника и водопроводной трубы влияет на величину напряжения и силу блуждающих токов.

Можно предположить,что напряжение между корпусом холодильника,стиральной машины и водопроводной трубой или трубой отопления не опасно: ведь и корпус электроприбора, и водопроводная труба не должны быть «под фазой». Но торопиться с выводами не стоит.

Причинами появления потенциала на корпусе бытовой техники может быть старение изоляции,статическое электричество и другое.Разность потенциалов между трубами отопления или водопроводными трубами ведет к появлению такого явления как блуждающие токи.

Результатом действия блуждающих токов может быть вызвана точечная коррозия полотенцесушителя

Как защитить себя от неприятных сюрпризов?

Вопрос этот решается созданием системы уравнивания потенциалов.Как сделать такую систему уравнивания в квартире?.Если токоведущие части имеют непосредственное электрическое соединение, то потенциал их всегда одинаков, и напряжение между ними не возникнет ни при каких обстоятельствах.

Поэтому в систему уравнивания потенциалов входят все коммуникации:металлические трубы,металлоконструкции здания, устройства молниезащиты, короба, лотки.Все элементы подключаются к главной заземляющей шине(ГЗШ) на вводе здание.Такая система называется основная система уравнивания потенциалов .

Поэтому в каждой квартире создается, дополнительная система уравнивания потенциалов.Элементы, которые входят в нее, подключаются к шине РЕ (или PEN) в квартирном или домовом щитке.К шине уравнивания потенциалов подключаются водопроводные трубы,стиральные машины,бойлеры, а кроме этого,ванны,мойки и прочие объемные металлические предметы.

Не каждый электрик, берущийся за электромонтажные работы,знает как сделать систему уравнивания потенциалов и придает им должное значение. Поэтому следить за состоянием и качеством выполнения такой системы в своей квартире лучше самостоятельно, не надеясь ни на кого другого. Ведь это вопрос, прежде всего, личной безопасности.

Если Вам необходимо заземление в квартире или на даче,интернет-магазин Энергомаг предлагает готовые комплекты заземления для заземления дома своими руками.

Заказать модульное заземление Вы можете через онлайн форму или по телефонам указанным на нашем сайте www.energomag.net (095)235-49-95,(096)262-98-48, (063)103-80-04,(044)362-92-50

Доставка комплектов заземления в любую точку Украины Новой почтой по предоплате или наложенным платежом.

Если Вы сомневаетесь в выборе или не знаете как выбрать комплекты заземления,мы будем рады Вам помочь.

Блужда́ющие то́ки — токи, возникающие в земле при её использовании в качестве токопроводящей среды.

Вызывают коррозию металлических предметов, полностью или частично находящихся под землёй, а иногда и лишь соприкасающихся с поверхностью земли.

Характерны, в частности, для трамвайных и железнодорожных путей электрифицированных железных дорог, не обслуживаемых должным образом.

В ряде случаев блуждающие токи являются следствием аварийной утечки с линий электропередачи.

Содержание

Источники блуждающих токов [ править | править код ]

Основными источниками блуждающих токов в земле для подземных металлических сооружений являются электрифицированные железные дороги (магистральные и пригородные), трамваи, промышленный, карьерный и рудничный транспорт. Тяговая подстанция получает ток от энергосистемы и через питающую линию ток поступает в контактный провод, из которого через токоприемник он проводится к электродвигателю. Затем, пройдя через колеса, ток по рельсам возвращается на тяговую подстанцию.

Так как рельсовый путь не изолирован от земли, то он оказывается источником блуждающего тока. Растекаясь в земле и встречая на своем пути металлические сооружения в виде водо- или газопровода, труб канализации, оболочки кабеля и т. п., удельное сопротивление которых намного меньше удельного сопротивления земли, блуждающие токи натекают на них (катодная зона). Через некоторое время блуждающие токи выходят из подземного сооружения (анодная зона) в землю и через неё вновь поступают в рельс и по отсасывающей линии на подстанцию [1] .

При этом рельсы разрушаются в местах выхода токов в землю, а подземные коммуникации — в местах возвращения тока в рельс. Пройдя один раз, блуждающий ток, не принесет никаких разрушений подземному металлическому сооружению, но в случаях постоянной утечки блуждающего тока (трамвай, железнодорожные поезда и пр.), металл постепенно будет поддаваться коррозии. Для защиты подземных сооружений от воздействия блуждающих токов часто используется дренажная защита.

Блуждающие токи — это… Что такое Блуждающие токи?

Блужда́ющие то́ки — токи, возникающие в земле при её использовании в качестве токопроводящей среды.

Вызывают коррозию металлических предметов, полностью или частично находящихся под землёй, а иногда и лишь соприкасающихся с поверхностью земли.

Характерны, в частности, для трамвайных и железнодорожных путей электрифицированных железных дорог, не обслуживаемых должным образом.

В ряде случаев блуждающие токи являются следствием аварийной утечки с линий электропередачи.

Источники блуждающих токов

Основными источниками блуждающих токов в земле для подземных металлических сооружений являются электрифицированные железные дороги (магистральные и пригородные), трамваи, промышленный, карьерный и рудничный транспорт. Тяговая подстанция получает ток от энергосистемы и через питающую линию ток поступает в контактный провод, из которого через токоприемник он проводится к электродвигателю. Затем, пройдя через колеса, ток по рельсам возвращается на тяговую подстанцию.

Так как рельсовый путь не изолирован от земли, то он оказывается источником блуждающего тока. Растекаясь в земле и встречая на своем пути металлические сооружения в виде водо- или газопровода, труб канализации, оболочки кабеля и т. п., удельное сопротивление которых намного меньше удельного сопротивления земли, блуждающие токи натекают на них (катодная зона). Через некоторое время блуждающие токи выходят из подземного сооружения (анодная зона) в землю и через нее вновь поступают в рельс и по отсасывающей линии на подстанцию.

При этом рельсы разрушаются в местах выхода токов в землю, а подземные коммуникации — в местах возвращения тока в рельс. Пройдя один раз, блуждающий ток, не принесет никаких разрушений подземному металлическому сооружению, но в случаях постоянной утечки блуждающего тока (трамвай, железнодорожные поезда и пр.), металл постепенно будет поддаваться коррозии.

См. также

Ссылки

БЛУЖДАЮЩИЕ ТОКИ • Большая российская энциклопедия

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 611-612

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: Г. П. Долаберидзе

image description

Схема протекания тока в тяговой сети (а) и примерный вид потенциальных диаграмм (б, в) при положительной полярности контактной сети: 1 – подстанция; 2 – контактная сеть; 3 – электроп…

БЛУЖДА́ЮЩИЕ ТО́КИ, элек­трич. то­ки, про­те­каю­щие в зем­ле и в под­зем­ных со­ору­же­ни­ях при ис­поль­зо­ва­нии хо­до­вых рель­сов в ка­че­ст­ве вто­ро­го про­во­да тя­го­вой се­ти. Тя­го­вый ток, про­те­каю­щий по рель­сам, обу­слов­ли­ва­ет в них по­те­рю на­пря­же­ния и, сле­до­ва­тель­но, воз­ник­но­ве­ние раз­но­сти по­тен­циа­лов ме­ж­ду рель­са­ми и зем­лёй. Из-за от­сут­ст­вия изо­ля­ции рель­сов от зем­ли часть тя­го­вых то­ков из рель­сов пе­ре­хо­дит (от­вет­вля­ет­ся) в грунт, про­те­ка­ет по грун­ту и рас­по­ло­жен­ным в нём ме­тал­лич. со­ору­же­ни­ям (ка­бель­ные ли­нии, тру­бо­про­во­ды, опо­ры кон­такт­ной се­ти и т. п.), а затем вновь воз­вра­ща­ет­ся в рель­сы (от­сю­да назв. «Б. т.») вбли­зи пунк­тов при­сое­ди­не­ния от­ри­ца­тель­ных пи­таю­щих (от­са­сы­ваю­щих) ка­бе­лей. Ве­ли­чи­на Б. т. про­пор­цио­наль­на дли­не уча­ст­ка, по­те­ре на­пря­же­ния в рель­сах и об­рат­но про­пор­цио­наль­на пе­ре­ход­но­му со­про­тив­ле­нию ме­ж­ду рель­са­ми и грун­том; со­став­ля­ет обыч­но неск. про­цен­тов от об­ще­го тя­го­во­го то­ка для гор. транс­пор­та и до де­сят­ков про­цен­тов – для ма­ги­ст­раль­но­го ж.-д. транс­пор­та.

Уп­ро­щён­ная кар­ти­на про­те­ка­ния то­ков и рас­пре­де­ле­ния по­тен­циа­лов (по­тен­ци­аль­ные диа­грам­мы) в рель­сах и под­зем­ном со­ору­же­нии (ПС) пред­став­ле­ны на ри­сун­ке. Уча­сток рель­сов (под­зем­но­го со­ору­же­ния), где ток от­ветв­ляет­ся в зем­лю, на­зы­ва­ет­ся анод­ной зо­ной. При по­ло­жит. по­ляр­но­сти кон­такт­ной се­ти анод­ная зо­на на рель­сах фор­ми­ру­ет­ся на уда­лён­ной от под­стан­ции час­ти рель­со­вой се­ти, а на ПС – вбли­зи пунк­тов при­сое­ди­не­ния к рель­сам от­са­сы­ваю­щих ка­бе­лей. В мес­тах вы­хо­да Б. т. из ПС про­ис­хо­дит элек­тро­хи­мич. ре­ак­ция, вы­зы­ваю­щая элек­тро­кор­ро­зию ме­тал­лич. час­тей со­ору­же­ния, по­это­му не­об­хо­ди­мы ме­ры по сни­же­нию Б. т. и за­щи­те ПС в об­лас­ти анод­ной зо­ны. Умень­ше­ние Б. т. дос­ти­га­ет­ся уве­ли­че­ни­ем про­доль­ной про­во­ди­мо­сти рель­со­вых ни­тей (пу­тём сни­же­ния элек­трич. со­про­тив­ле­ния рель­со­вых сты­ков, пе­ре­хо­да на бес­сты­ко­вой путь и др.), а так­же под­дер­жа­ни­ем вы­со­ко­го пе­ре­ход­но­го со­про­тив­ле­ния ме­ж­ду рель­са­ми и зем­лёй (обес­пе­чи­ва­ет­ся, напр., ук­лад­кой рель­сов на ще­бё­ноч­ном или гра­вий­ном бал­ла­сте, ус­та­нов­кой изо­ли­рую­щих де­та­лей ме­ж­ду рель­са­ми и ар­ма­ту­рой шпал, изо­ля­ци­ей рель­сов от за­зем­лён­ных кон­ст­рук­ций).

Защита подземных сооружений от коррозии

Ме­то­ды за­щи­ты от кор­ро­зии Б. т. под­раз­де­ля­ют­ся на пас­сив­ные и ак­тив­ные. К пас­сив­ным ме­то­дам от­но­сят­ся на­не­се­ние ан­ти­кор­ро­зи­он­ных по­кры­тий, уве­ли­че­ние про­доль­но­го со­про­тив­ле­ния ПС сек­цио­ни­ро­ва­ни­ем его на элек­три­че­ски не свя­зан­ные уча­ст­ки по­сред­ст­вом врез­ки спец. изо­ля­ци­он­ных муфт и флан­цев и др. В ка­че­ст­ве ак­тивной за­щи­ты наи­бо­лее ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся элек­три­че­ский дре­наж. За­щи­та ос­но­ва­на на из­ме­не­нии рас­пре­де­ле­ния по­тен­циа­лов на за­щи­щае­мом объ­ек­те; осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пря­мым со­еди­не­ни­ем ПС с по­мо­щью про­вод­ни­ка (элек­тро­дре­на­жа) че­рез ре­зи­стор с пунк­том при­сое­ди­не­ния от­ри­цат. ка­бе­ля к рель­со­вой се­ти, в ре­зуль­та­те че­го то­ки с соору­же­ния воз­вра­ща­ют­ся в рель­сы не че­рез грунт, а по дре­наж­но­му про­во­ду. Для по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти за­щи­ты в цепь элек­тро­дре­на­жа вво­дят вы­пря­ми­тель, по­лу­чаю­щий пи­та­ние от не­за­ви­си­мо­го ис­точ­ни­ка пе­ре­мен­но­го то­ка (уси­лен­ный дре­наж). Чрез­мер­ные от­ри­цат. по­тен­циа­лы на ПС не­же­ла­тель­ны, по­это­му наи­бо­лее со­вер­шен­ным яв­ля­ет­ся ав­то­ма­ти­зир. уси­лен­ный дре­наж, обес­пе­чи­ваю­щий не­пре­рыв­ное сле­же­ние за из­ме­не­ни­ем по­тен­циа­ла на ПС.

Ка­тод­ная за­щи­та, в от­ли­чие от элек­трич. дре­на­жа, не свя­за­на с тя­го­вы­ми рель­са­ми; ос­но­ва­на на фор­ми­ро­ва­нии на ПС по­тен­циа­лов, от­ри­ца­тель­ных по от­но­ше­нию к зем­ле, с по­мо­щью внеш­не­го ис­точ­ни­ка эдс – т. н. ка­тод­ной стан­ции. От­ри­цат. вы­вод ка­тод­ной стан­ции со­еди­ня­ют с ПС, а по­ло­жи­тель­ный – со спец. ме­тал­лич. анод­ным за­зем­ли­те­лем; ток из ПС по­сту­па­ет на под­вер­гаю­щий­ся раз­ру­ше­нию анод­ный за­зем­ли­тель, из ко­то­ро­го че­рез грунт воз­вра­ща­ет­ся в рельс. При не­боль­ших по­ло­жит. по­тен­циа­лах на ПС их за­щи­та мо­жет быть вы­пол­не­на про­тек­то­ра­ми. Осн. эле­мен­том этой за­щи­ты яв­ля­ет­ся анод­ный элек­трод (из цин­ка, маг­ния, алю­ми­ния или их спла­вов), со­еди­няе­мый че­рез по­лу­про­вод­ни­ко­вый ди­од с ПС. Для ста­би­ли­за­ции ра­бо­ты про­тек­то­ры по­ме­ща­ют в спец. мас­су-ак­ти­ва­тор, спо­соб­ст­вую­щую рас­тво­ре­нию про­дук­тов кор­ро­зии и сни­жаю­щую со­про­тив­ле­ние рас­те­ка­нию то­ка.

БЛУЖДАЮЩИЙ ТОК — это… Что такое БЛУЖДАЮЩИЙ ТОК?


БЛУЖДАЮЩИЙ ТОК
БЛУЖДАЮЩИЙ ТОК

электр. ток, ответвляющийся через рельсы электрифицированных участков в землю в случае недостаточной проводимости стыков. Ток этот идет в направлении наименьшего сопротивления, и если вблизи жел.-дор. полотна находятся подземные сооружения, то он направляется по ним к тяговой подстанции. В местах выхода тока из труб получается разъедание (коррозия) металла вследствие уноса его частиц током. «Одновременно с электрификацией жел.-дор. линий все подземные сооружения, находящиеся в районе этих линий (трубопроводы, водопроводы, кабель и пр.), должны быть защищены от разъедания блуждающим током» (ПТЭ, § 154).

Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство. Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941.

.

  • БЛОКИРОВОЧНЫЙ СИГНАЛ
  • БОГОСЛОВСКИЕ УГЛИ

Смотреть что такое «БЛУЖДАЮЩИЙ ТОК» в других словарях:

  • блуждающий ток — Ток утечки в земле или металлических конструкциях, находящихся в земле вследствие их преднамеренного или непреднамеренного заземления. [ГОСТ Р МЭК 60050 195 2005] блуждающий ток Ток утечки электрических установок постоянного тока, протекающий в… …   Справочник технического переводчика

  • блуждающий ток — 3.4 блуждающий ток: Постоянный электрический ток, протекающий вне предназначенной для него цепи. Источник: СТО 17330282.27.060.001 2008: Трубопроводы тепловых сетей. Защита от коррозии. Условия создания. Нормы и требования 3.4 блуж …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Блуждающий ток — Stray current Блуждающий ток. (1) Ток, проходящий вне электрической цепи. (2) Ток, текущий при электролитическом осаждении в результате возникновения биполярного электрода или электрода с плохим контактом. (Источник: «Металлы и сплавы. Справочник …   Словарь металлургических терминов

  • блуждающий ток — rus блуждающий ток (м) eng stray current fra courant (m) vagabond deu vagabundierender Strom (m), Streustrom (m), Irrstrom (m) spa corriente (f) vagabunda …   Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

  • блуждающий ток — klaidžiojančioji srovė statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. stray current; vagabond current; vagabonding current vok. Irrstrom, m; Streustrom, m; wandernder Strom, m rus. блуждающий ток, m pranc. courant vagabond, m …   Fizikos terminų žodynas

  • Блуждающий ток — 1. Ток утечки электрических установок постоянного тока, протекающий в земле и в подземных металлических сооружениях Употребляется в документе: Приложение В к ГОСТ Р 50889 96 Сооружения местных телефонных сетей линейные. Термины и определения …   Телекоммуникационный словарь

  • блуждающий ток системы тягового электроснабжения (железной дороги) — Доля электрического тока железнодорожного электроподвижного состава, протекающая в земле и в подземных сооружениях при использовании рельсов железнодорожного пути в качестве второго провода. [ГОСТ Р 53685 2009] Тематики электрификация,… …   Справочник технического переводчика

  • Ток блуждающий — Блуждающий ток постоянный электрический ток, протекающий вне предназначенной для него цепи… Источник: ПРИКАЗ Минэнерго РФ от 29.12.2001 N 375 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ГОРОДСКИХ ПОДЗЕМНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ОТ КОРРОЗИИ (РД 153 39.4… …   Официальная терминология

  • ток — ((continuous) current carrying capacity ampacity (US)): Максимальное значение электрического тока, который может протекать длительно по проводнику, устройству или аппарату при определенных условиях без превышения определенного значения их… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ток блуждающий — 3.3 ток блуждающий : Постоянный электрический ток, протекающий вне предназначенной для него цепи. Источник: СТО 70238424.27.060 …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о